Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сейчас мне прислали из Америки книжку. Архиепископа Аверкия - его лекции по нравственному богословию. Ну, я схватился – что вы, надо посмотреть! Кстати, человек очень известный, очень приятный, искренно верующий человек. И вот лекция начинается – «аскетика». Что же такое аскетика, что же такое духовная жизнь? Это добрые дела. О молитве – ни слова, какая правильная молитва, какая – ложная. Я вам только сейчас сказал, когда называл всех этих католических подвижников - молились? А как же! Результат? Святитель Игнатий говорит – сумасшедшие, в прелесть впадали! Молились – да! Оказывается-то, молитва может к прелести привести…
Ни слова о покаянии - удивительное дело! Вся аскетика сводится, оказывается, к чему - к добрым делам. Но вы знаете - я вот с удовольствием доброе дело сотворю перед телекамерой, чтобы все видели. Знаете, как это здорово! И все потом будут видеть – какой добрый человек, какой благотворитель, как он много делает Церкви. Ну ладно, если нет телекамер - не всегда дозовешься какой-то телеканал, но я в себе чувствую какое удовлетворение… Я же не как прочие человецы – помните? Я-то вот какой добрый, а не то, что некоторые, или многие, или почти все.
Вы знаете, так мне стало грустно. Это – авторитетный человек из Русской Зарубежной Церкви. Он читал лекции, читал по таким темам, которые важны – и к чему свелась вся аскетика, вся духовная жизнь… К добрым делам. А добрые дела, – я вам говорю, – можно делать по тщеславию, по расчету, по человекоугодию, по лицемерию. И попробуйте, загляните мне в душу, по какой причине? Да просто по элементарной жалости к кому-нибудь. А Серафим Саровский что пишет: «Только то дело является добрым, которое мы совершаем ради исполнения Заповедей Евангелия».
Ну это ладно, с этим согласятся, конечно. Что важнейшее в духовной жизни, когда мы говорим о Православии? Что составляет, если хотите, сердцевину Православия? Православным является совсем не тот человек, который вам по Катехизису ответит все или по догматике. Еще раз повторяю - сатана лучше всех нас знает, и ответит не только на «пять», но и на двадцать пять, но от этого православным не является.
Вера православная - это жизнь, это правильная наша жизнь. Какова она, эта правильная жизнь? Ее может вести только тот человек, который примет в самом себе решение жить по Евангельским Заповедям. Можно улыбнуться на такую пустую фразу «жить по Евангельским Заповедям» - так мы только об этом все и говорим.
Да, мы говорим, и даже болтаем, а кто принял решение? Кто из нас, в себе самом, сказал: «Все, Господи – отныне я буду изо всех сил стараться жить только по Твоим Заповедям!» Кто это такие, где они? Повторяю вам слова Серафима Саровского: «Решимости не стало, потому и не стало святых людей». Говорим об этом, а решения не принимаем – в себе самом.
Первое необходимое условие для того, чтобы у нас действительно была духовная жизнь – надо все-таки решиться на нее. Мы смотрим на духовную жизнь, как на что-то такое, знаете ли – такая помеха, такое что-то тяжелое, такое ненужное, такое трудное, что - нет-нет, лучше мы посидим - образно говоря, на раскаленной сковородке, чем вместо того, что нам предлагается сесть на нормальное кресло.
Духовная жизнь – что это есть? Это жизнь, которая исцеляет постепенно человека. От чего - от наших страстей. Вот что такое духовная жизнь. Это жизнь правильная. Разве это неправильно – чтобы не осуждать человека? Разве хорошо ненавидеть человека? Разве добро принесет мне моя зависть? Уж не говорю о воровстве, убийстве, блуде и так далее. Что это приносит?
Оказывается, все грехи, о которых говорит Церковь, это есть не что иное, как расстройство души и тела. Надо же понять, что все то, что Церковь называет грехом, это есть рана, наносимая себе человеком. Что, мы не знаем, что ли – как часто мучает совесть даже нас, когда мы со злостью кого-то осуждаем, кому-то завидуем и так далее. Разве мы это не чувствуем?
Духовная жизнь - это есть нормальная человеческая жизнь. Она должна совершаться по Заповедям. Что такое Заповеди? Заповеди – это и есть то нормальное состояние человека, к которому Бог призывает каждого из нас. Просто призывает – не сидите на горячей сковороде! Что вы делаете – не пейте кислоту вместо воды! Не дышите из выхлопной трубы! А мы – нет, духовная жизнь – нет, нет! Как же мы это проживем – не осуждая, не злобствуя и так далее, то есть оказываемся от нормальной жизни.
Так вот, первое и необходимое - это все-таки в самом себе принять решение жить по Евангелию. Тот, кто это решение примет – тем я могу продолжать говорить дальше. Если не примем – бессмысленно тогда говорить дальше.
Приняв это решение, я тут же начинаю убеждаться, что, оказывается, я тут же делаю не то, на что решился. Не могу не объедаться, не могу не осуждать, не могу не завидовать, не могу не тщеславиться. Вот это да! А я-то думал – запросто!.. Просто я не хочу, а захочу – все, я запросто буду!
Решившись, я увидел, насколько я болен-то, оказывается. Не могу… Оказывается – весь покрыт нарывами, к какому ни прикоснусь – тут же подскакиваю, как ужаленный. Ни с какой стороны меня не тронь! Себя учи – а меня нечего учить, сам будь хорош! Больной, оказывается, со всех сторон. Какой ужас я обнаруживаю – Боже мой! Только решение жить по Заповедям покажет мне, кто я есть на самом деле.
Вот из этого состояния видения и рождается правильная молитва, рождается покаяние правильное, которые (это покаяние и молитва) привлекают ко мне любовь Божию. Молитва - как капля, долбящая камень, – долбит камень моего сердца, благодаря которому я открываю свою душу Богу.
Вот это видение своей греховности - оно приводит меня к тому великому, о чем все Святые Отцы говорят единогласно, непрерывно, постоянно – к смирению. А смирение – это есть то душевное состояние, которое проистекает из видения своей испорченности – вы слышите? Причем не думайте, что эта испорченность только моя – нет, природа наша испорчена, а мы не боремся с этим, ничего не делаем с этим, и даже сил не хватает этого сделать. Вот это видение открывает мне свою поврежденность, приводя человека к смирению. Из этого-то, оказывается, состояния смирения, только и может проистекать то великое, к чему призван каждый человек. Знаете, что? Оказывается, только тот, кто имеет смирение, может с истинной любовью отнестись к другому человеку. Понятно? Когда я вижу, что я болен – я не осужу другого больного человека. Неужели это непонятно? Постоянно приходится говорить - в больнице не осуждают друг друга за болезни, а сочувствуют.
Вот откуда рождается истинная любовь – к человеку, к другому человеку, к каждому человеку - сочувствие. Как сытый голодному не сочувствует и не понимает его, так и невидящий своих грехов только и знает, что осуждает всех направо и налево. Осуждение является одним из явных признаков – чего? Гордости, присущей мне, и которую, я, к сожалению, не вижу.
Так вот, из этого состояния смирения, видения своей греховности, рождается правильная молитва. Какая она – правильная молитва? Это молитва с чувством покаяния, это молитва внимательная – вы слышите? Внимательная. Избави Бог называть молитвою тараторение слов молитвы, избави Бог! Это самообман.
Вы вычитали все молитвы перед Причастием? - Вычитали, вычитали, да. А, ну хорошо.
«Вычитали» - это что такое, мы попугаи, что ли какие? Избави Бог! Надо запомнить – нет молитвы, когда нет внимания.
Проф. А.И.Осипов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!