Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Что такое монашество, и что нужно, чтобы его принять?
Тот, кто хотел бы пойти по этому пути, прежде всего, действительно должен знать, что такое монашество. И я бы хотел передать мысль наших замечательных учителей Церкви, которые один за другим ссылаются на святителя Игнатия Брянчанинова и говорят:
- Нет лучшего наставника для нашего времени, который действительно раскрывает всю сущность монашества, чем этот великий святитель.
Каждый, кто хочет встать на этот путь, должен взять его тома и не просто прочитать, но основательно изучить. Особенно первый том, как общехристианский и последний "Приношение современному монашеству". Без этого учителя вступать в монашество - значит, пойти туда, не знаю куда, найти то, не знаю что.
Святитель Игнатий пишет, что монашество - это решимость отречься от всех наших мирских забот. Христос сказал: не отягощайте сердец ваших. Во-первых, объедение плохо, потом пьянство - еще хуже, и третье суета житейская. Действительно, если человек объелся или опился, то он все равно скоро придет в себя, но суета житейская не оставляет нам ни минуты побыть Бога. Поэтому монашество - это, прежде всего, отречение от мира, то есть максимальное отречение от всего, что связано с этими мирскими делами. И положительное - стремление к молитве, насколько это возможно, постоянное пребывание в молитве, то, что святые отцы называют "умное делание". Только та молитва, которая совершается со вниманием, благоговением и сокрушением сердца. Ибо молитва без внимания не молитва, но оскорбление Бога.
Почему я называю именно Игнатия Брянчанинова и его сочинения? Есть очень важная причина: найдете ли вы хотя бы одного аскетического писателя второй половины XIX-начала XX века, о котором было бы сказано то же, что о святителе Игнатии Брянчанинове. Преподобный Макарий Оптинский говорит: это великий ум, это был бы наш русский Арсений Великий, если бы его не оторвали и не поставили в Сергиеву Пустынь, бойкое место под Петербургом, в результате чего он не смог заняться, чем хотел - уединением монашества. Варсонофий Великий пишет о нем: это ангельский ум. Когда хоронили святителя Игнатия, ангелы пели "дориносима чинми". Никон Беляев, игумен Оптинский, пишет: творения Игнатия Брянчанинова - это азбука духовной жизни. Когда отца Никона арестовали, он просил, и ему тайком пронесли пятый том творений Игнатия Брянчанинова, который он испещрил своими заметками, принеся ему множество благодарностей.
Игуменья Серебрякова пишет о святителе Игнатии:
- Я читаю его творения, как творения древнего великого отца.
Игумен Иоанн Валаамский, письма которого, надеюсь, сейчас знают многие, поскольку это действительно великий и святой человек, пишет:
- Это мудрый епископ, которого я прочитал еще в молодости.
Игумен Никон Воробьев пишет:
- Это истинный наставник нашего времени, это настоящий руководитель, который дан Богом нашему времени. Вот кто может указать нам путь духовной жизни.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин пишет:
- Внимайте Игнатию Брянчанинову, и он избавит вас от ваших заблуждений.
О ком мы можем еще найти такие слова. Вот какой это учитель монашества и духовной жизни. Поэтому тот, кто действительно интересуется и думает о монашестве, а тем более, если решится идти, то, прежде чем, он встанет на этот путь, должен изучить его творения, ибо очень легко подменить монашество внешней формой. Тогда будет трагедия: может начаться фарисейство, ведь монашество, прежде всего, умное делание, то есть пребывание в молитве.
В связи с этим я хотел бы обратить внимание на следующее. Если мы видим, что какой-то авторитетный монах пишет и говорит о духовной жизни, и вдруг вы видите, что он нигде даже не упоминает об Игнатии Брянчанинове, значит, он ничего не понимает в духовной жизни, более того, этот человек находится в прелести. Если такие светила говорят о нем такие слова, и вдруг высокообразованный монах даже не упоминает о нем. Это лакмусовая бумажка. Когда мы видим такое, надо спокойно отойти: здесь не то.
Монашество говорит об отречении от мира. Первые слова Исаака Сирина - отречение от мира, Иоанн Лествичник - то же. Ибо невозможно быть монахом, и быть вовлеченным во всю эту мирскую суету. К сожалению, сейчас очень много найти такое место, чтобы монах мог заниматься умным деланием, а не распыляться на самые разные вещи.
Это нужно понимать и учитывать. Еще раз повторю: нельзя принимать монашество, не изучив произведения святителя Игнатия Брянчанинова, а изучив, надо внимательно посмотреть, куда пойти и как принять монашество. В частности он решительно советует ни в коем случае не вступать в столичные или городские монастыри, ибо там попадешь в такую суету, что не обрадуешься. Тот, кто прочитает произведения святителя Игнатия серьезно, поймет и что такое монашество, и что нужно делать.
Профессор МПДАиС Алексей Ильич Осипов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!