Что такое Любовь?

Аудио
Скачать .mp3

Любовь может быть очень разная. Что такое любовь? О, какой этот вопрос не простой. Как можно здесь очень здорово ошибиться, когда мы говорим о любви. Это самая такая уже тема, кажется, широкая, глубокая, распространенная и которая буквально, подчас, перевёртывает наш мир. Потому что идёт потрясающее искажение самого понятия, вот того понятия любви, о котором говорит христианство.

Оказывается, когда христианство говорит о любви, то оно показывает нам пример. Пример кого? Христа, который будучи Владыкой мира, принёс Себя в жертву ради спасения людей.

Если мы обратимся к различным сторонам и к различным пониманиям этих состояний, которые определяются этим словом "любовь", то увидим, сколько здесь отклонений от этого Идеала человеческой жизни - от этой Истины. Эти отклонения касаются нравственной стороны, эти отклонения касаются нашей душевной стороны, нашей духовной стороны, то есть постоянно мы уходим от того главного, что является действительной истиной и действительно любовью.

Что же этим является? Что это такое? Что это за тайна? Что это за "Х", о котором мы рассуждаем? Что это за странная истина, о которой говорит христианство?

Знаете, здесь мы видим очень интересные вещи. Один из глубоких мыслителей древности сказал: "Истина познаётся и приобретается по силе жизни ". Причём, какой жизни, он описывает. В данном случае, неслучайно употреблено слово "сила", потому что здесь речь идёт о понуждении себя, об усилии к определённому направлению жизни.

О какой говорит любви христианство? Оно говорит об этом состоянии, которое приобретается. Не возникает, а приобретается. Это первый и самый серьёзный момент, который даёт возможность нам понять, о чём мы говорим.

Возникающая любовь, о которой мы слышим постоянно - это чисто явление, как говорит Флоренский, космического порядка, биологического порядка. Это естественно, да, нормально,  …но это же никакого отношения не имеет, к тому, о чём мы говорим, как о высшем состоянии человека.

А о какой любви говорит христианство? Оно говорит о той любви, которая приобретается уподоблением человека в своей жизни, в своих практических поступках, своих, если хотите, мыслях и желаниях, в направлении своей воли, уподобляется тому образу Бога, который дан в христианстве во Христе. Недаром всё время мы слышим одни и те же слова, когда касаемся этого вопроса, что, оказывается, для приобретения любви требуется исполнение того, что именуется заповедями.

Что такое заповеди, говорит христианство? Заповеди - это не закон, это не приказ, а это, оказывается, изображение свойств нормального человека, при котором, в человеке возникает, а лучше сказать пробуждается, вот то великое, что мы называем любовью. Только при этом условии - при исцелении, если хотите, души человеческой от того, что называется страстями. Только здесь, при этом исцелении, возможно изменение внутреннего состояния человека, и тогда в нём, по мере этого исцеления, происходит вот то преображение, которое приводит его к именуемому состоянию любви - совершенно особая сторона жизни, о которой  практически мы не думаем.

Мы обычно думаем, что любовь - это то, что возникает. Неверно. Возникновение - это совсем не то. Это в лучшем случае романтика. Любовь - это ценность, которая приобретается трудом и подвигом. Каким? Борьбы, прежде всего, со своим эгоизмом. Все понимаем, насколько это противоречит любви. Борьбы с своей неправдой, с ложью, с лицемерием, лукавством, тщеславием и гордыней. Вы обратите внимание, о чём идёт речь-то: оказывается, любовь невозможна там, где в человеке эти все свойства. Потому что это лукавство, это ложь, это лицемерие, это обман, и прочие вещи, это гордыня - всё это противоречит, уничтожает, не даёт возникнуть в человеке вот этому высочайшему свойству, или качеству, которое именуется любовью, и которое, если приобретается человеком, то действительно делает его поступки истинными, то есть соответствующими вот той Истине, которую мы именуем Богом.

Ни сила мысли, ни вспотение ума приводит человека, оказывается, к познанию Истины … нет-нет … а к познанию Истины человека приводит правильная жизнь. Если хотите, слово "правильная" на языке религиозном означает "праведная" жизнь - вот, что приводит. Оказывается, без понуждения себя, без борьбы со всем тем, что мы называем злом, грехом - как угодно, без очищения души, а не просто внешнего поведения, невозможно приобретение вот этой Истины, которая именуется любовью.

Почему всегда с таким благоговением, с таким уважением, с таким почитанием относимся к тем, кого называем святыми?

Почему, если такой человек находился, а история Церкви это показывает, к нему люди шли за советом, зная, что здесь они найдут действительно истинный ответ на те жизненные, часто практические, вопросы, с которыми сталкивается человек в своей жизни. Вспомните только, хотя бы, нашего святого Серафима Саровского, как он встречал каждого человека, приходящего к нему? Как он встречал и что чувствовал человек? Он говорил: "Радость ты моя!" И человек ощущал эту любовь, с которой к нему, незнакомому человеку, вдруг обращаются. Человек чувствовал, что это обращение от всей души: ни лицемерие, ни светская какая-то привычка. Не так как сейчас мы говорим: "Ой, как я Вас люблю", а на самом деле терпеть не могу… Нет-нет, не об этом идёт речь.

Вы посмотрите, что происходит с человеком, который действительно правильным путём, вот этой правильной, праведной жизнью очищал свою душу вот от этой грязи? Никто не занимается своей душой, мы занимаемся чем угодно, но не занимаемся душой. Своей душой. Это самая страшная беда, которая есть в человеческой жизни. Кажется ищем, где она Истина: возмущаемся неправдами, несправедливостью, обманом, воровством, ложью. Человек, посмотри в себя! А что у тебя? Человек, ты хочешь узнать, кто ты? Какое твоё отношение к Истине? Посмотри на свои мысли, посмотри на свои желания, посмотри на свои чувства, посмотри на свои надежды - посмотри! Только сними "розовые очки", пожалуйста.

И если только человек на это посмотрит, тогда он поймёт: "Боже мой, что же во мне твориться, что во мне за мир такой?" Мы все находимся, оказываемся, вне Истины, потому что нет в нас самого главного - любви, ибо любовь, как пишет апостол замечательно, это вершина всех добродетелей… Вершина. То есть которая возникает, которая созидается, которая растёт в человеке по мере очищения его души, ещё раз повторяю, от эгоизма, который всех нас мучает,  от всех тех страстей, в конце концов даже от той ужасной суеты, в которой мы как белка в колесе вращаемся. Невозможно возникнуть любви, невозможно иметь истину там, где душа не очищается понуждением себя к жизни по тем нормам, которые являются истинными.

 

профессор Московской Духовной Академии и Семинарии

Алексей Ильич Осипов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать