Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- Что дает нам Таинство Причащения?
- Если кратко: все. Давайте разберем, что имеется в виду под словом "все": Христа, а вместе с Ним все, потому что все, что есть, все у Христа. Христос с нами телесно, действенно, живо, реально и таинственно. У святого праведного Иоанна Кронштадтского есть длинный перечень того, как он ощущает в себе после причащения живущего в нем Христа. Христос садится на трон сердца, воцаряется внутри человека, пусть и на малое времени. Он начинает наводить внутри сердца порядок. Внутри человеческого сердца хаос и ползают некие чудовища. Думаю, что схождение Христа в сердце человека можно уподобить Его схождению во ад, где Он наводит порядок, просвещает Своим светом и распугивает этих мрачных жителей. Разобраться с тем, что происходит в нашем сердце, мы сами разобраться не можем.
"Да будут мне причащение святого Тела и Крови Твоей во очищение души и тела, в умножение веры, во отгнание всякого сопротивного, в преложение Божественной Твоей благодати, Твоего Царствия присвоение". В благодарственных молитвах говорится о том, зачем нам Причастие. " Да во святыни Твоей теми сохраняем, Твою благодать поминаю всегда, и не ктому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю; и тако сего жития изшед о надежди живота вечнаго ". Это обручение будущего Живота, когда мы обручаемся будущего Царства. Наверное, когда мы придем к вратам, на нас будут искать неких знаков. Знак есть: я помазан кровью Агнца. Когда Ангел-Губитель шел вдоль дверей еврейских жилищ в Египте, а евреи накануне мазали кровью пасхального агнца и иссопом косяки своих дверей, он проходил мимо них, заходя в те дома, что не были помазаны, и там совершая наказательные действия. Косяки наших душевных "дверей" помазаны кровью Агнца. Этими знаками мы обручены будущему животу.
Святой Иоанн Кронштадтский предупреждал о том, что не надо завидовать тем, кто жил во времена Иисуса Христа. Многие мечтают, как хорошо бы было ходить за Господом, слушать Его слова, есть хлеб из его рук. Но Иоанн Кронштадтский предупреждал: неизвестно, где бы ты оказался, что если в числе большинства людей, которые хулили, роптали, осуждали и вообще не верили. Скорее всего, так и было бы. Более того, сейчас ты более блажен, потому что можешь есть и пить Тело и Кровь Сына Человеческого, делать то, что тогда Он лишь предсказывал. Когда священник поднимает Чашу и дискос со словами "Твоя от Твоих Тебе приносим о всех и за вся", он более блажен, нежели блудница, держащаяся за ноги Иисуса Христа. Чаша и дискос не менее реальный Христос, чем ноги, которые обнимала кающаяся женщина.
Христос совершенно реален. Когда человек, причащаясь, целует нижнюю стопу Чаши, Церковь говорит, что целует ее он, как целует ребро Господа, пробитого копьем римского солдата, из которого пошла Кровь. Христос совершенно реален: когда открывается алтарная завеса и священник выходит с Чашей - это Воскресение Христово. Алтарь - гроб, и Христос выходит из гроба, разгоняя всех, кто не любит Его, и привлекая всех, любящих Его. "Со страхом Божиим и верою приступите" - то есть любящие приступите, а не любящие отойдите.
Реальность Литургии - реальность бытия Христа в Церкви: "Я с Вами во все дни до скончания века". Прикосновение к Нему любящими устами - это принятия Святых Таин. Единственным сдерживающим страхом является страх поцеловать Христа предательским Иудиным поцелуем. Иуда настолько страшен и важен для нас как антипример, что мы ни разу не можем причаститься, не вспомнив об этом человеке. Мы можем не вспоминать Андрея Первозванного, Иоанна Богослова, но причащаясь, мы обязательно вспоминаем апостолов Петра и Павла, Иуду и разбойника.
В молитве перед Причастием "Верую, Господи, и исповедую" слова "Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго" - это слова апостола Петра, "пришедший в мир грешников спасти, от них первый есмь Аз" - это слова апостола Павла. Причащаясь, мы исповедуем Христа словами Петра и Павла. И потом просим "не лобзания Ти дам, яко Иуда, но, яко разбойник, исповедую Тя". То есть в Причастии нужны вера Петра и Павла, исповедание разбойника и страх не стать Иудой - все вместе движет нас к Причастию. Мы приходим ко Христу, подобно тем библейским персонажам, которые непосредственно прикасались к Нему.
- То есть каждое слово имеет свой глубокий смысл?
- Причастие высветляет эту глубину, без него мы бы проходили мимо нее. Именно Причастие дает нам возможность ощутить себя живыми участниками библейской истории. Мы можем быть разбойниками, Петрами, Павлами, блудницами кающимися и не кающимися, солдатами, играющими в кости под Крестом и пробивающими ребра Христу и говорящими "Воистину, это был Сын Божий". Для каждого есть своя роль по отношению к Христу, и, сами того не понимая, мы все играем свои роли.
Протоиерей Андрей Ткачев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение Иудеи. Оставили Бога». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Семейная история церкви
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Храм Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве. Часть 2
Плод веры. Журналист, правозащитник, лауреат премии Правительства РФ Ева Меркачева. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!