Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Что первично в этой жизни – материальное или духовное? Этот вопрос, пожалуй, один из самых спорных в философии, потому что в поисках ответа на него великие ученые прошлого так и не пришли к согласию, не нашли общего знаменателя. С давних времен материальный мир пытается доказать свое первенство, навязать свои законы благополучия и жизненного успеха.
Духовный мир ничего не доказывает. Его невозможно увидеть, но можно почувствовать, когда сердца касается благодать и оно наполняется просто радостью жизни. Как сказал старец Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там нет ни одного».
Первый в этом году по-настоящему зимний вечер в Верхотурье оказался теплым, душевным. В Доме культуры – выступление гостей из Тюмени, православного хора имени старца протоиерея Николая Гурьянова. Такой концерт невозможно пропустить, так что семья настоятеля Свято-Троицкого собора отца Владимира Иванова пришла в полном составе: сам батюшка, его жена – матушка Ольга и сын – Трифон. На коленях у папы маленькому Трише уютно и спокойно, и музыка льется так красиво! Но пора домой: у него режим питания, который пока всецело зависит от мамы. А папа тоже скоро придет.
Для семьи этот дом – уже третий всего за два года служения в Верхотурье, но самый любимый, потому что свой. Когда заехали, здесь была всего одна небольшая комнатка, которая служила и кухней, и спальней, и детской, и рабочим кабинетом. За короткий срок с помощниками сделали пристрой, причем участие в строительстве принимали и папа, и сын. В пристроенной половине дома еще стоит неповторимый аромат свежей древесины. Пол, стены – все теплое, сохраняющее аромат лета и свет солнца. Дверей, правда, пока нет, поэтому Трифон то и дело пытается включиться в наш с мамой Олей разговор. Иногда ему это удается, но бдительный папа ситуацию контролирует.
Пока мужчины смотрят мультик, у нас есть время поближе познакомиться с матушкой Ольгой – маленькой и хрупкой, но с большой духовной силой. Ольга родом из поселка Ильинский Пермского края. Она – третья из четырех сестер. Период взросления старших для нее подернут дымкой детской ностальгии. Это было время непростого воцерковления семьи. Когда у старшей дочери возникли возрастные проблемы, мудрые родители обратились за помощью к священнику, а тот посоветовал совершить паломничество в монастырь, который располагался неподалеку, – в Верхне-Чусовскую Казанскую Трифонову женскую пустынь.
Матушка Ольга Иванова:
– Не знаю, как она согласилась, но потом уже сама осталась, хотя можно было спокойно уйти. Ей, видимо, это по душе пришлось. И все, потом она там жила. Мы начали туда приезжать, и у нас там, получается, как второй дом – духовный.
Старшая сестра провела в монастыре почти десять лет. Там она обрела душевный мир, обучилась иконописи и до сих пор пишет святые лики. Духовный дом привлекал и подрастающую Олю. Она приезжала туда с желанием и даже останавливалась на несколько месяцев.
Матушка Ольга Иванова:
– Сестры... Это какая-то сплоченность, общение. Труд. Я там приучилась к труду, то есть к послушанию. Это для меня как-то очень полезно оказалось, что матушка приходит и говорит: «Вот, помой посуду». И ты беспрекословен... Я приучилась там, можно сказать, к этому.
В этом же монастыре пребывала и вторая сестра Ольги. И там же после тяжелой болезни ушла из земной жизни. Ей было всего 18 лет.
Матушка Ольга Иванова:
– После этого в нашей семье все как-то быстро завертелось, завертелось...
Папа, который несколько лет был при храме и которому давно предлагали рукополагаться, всей душой и всей жизнью принял священный сан. Мама стала его тылом и помощницей. До сих пор отец Александр и матушка Фотиния живут и служат в поселке Ильинском.
Оле было около десяти лет, когда она приняла крещение и начала посещать храм. Рано встала на клирос, и хотя поначалу не получалось читать тексты, вести во время пения свою партию, ей нравилось такое проникновенное участие в богослужении.
Матушка Ольга Иванова:
– Может, это психологическое... Например, не все же могут сольно выступать. Я, может, петь люблю, но сольно не могу выступать; из-за этого пою в хоре. Мощь, такие частоты со всех сторон!
Возможно, если бы она не начала петь в то время в церкви, то вся ее жизнь сложилась бы иначе. Но Господь вовремя взял ее за руку, и она пошла за Ним.
Матушка Ольга Иванова:
– Ну, я не была против. А как-то осознанно я пришла к вере потом, уже намного позже. То есть какие-то азы я получила: я ходила в воскресную школу, ходила в храм, пела на клиросе, причащалась, исповедовалась. А потом это всплыло уже гораздо позже, даже уже ближе к консерватории.
А перед Екатеринбургской консерваторией был Пермский музыкальный колледж, в который она поступила после девятого класса. И столкнулась с первым опытом взрослой, самостоятельной жизни.
Матушка Ольга Иванова:
– Какое-то отношение к жизни было потребительское, что ли? Погулять, повеселиться, компании... Какие-то друзья... Может быть, не такие, какие нужно. Может, они и нужны были, чтобы я потом это все как-то осознала.
Приняла вещи, ситуации, о которых подчас говорить не хочется, но которые, как тяжелые булыжники, ранят совесть и не дают покоя. Такие ситуации есть у каждого из нас, но далеко не каждый найдет в себе силы поднять их со дна памяти, чтобы многое понять о себе самом.
Матушка Ольга Иванова:
– Иногда же рассуждаешь, думаешь... Что-то тебе мешает, что-то тебе просто неприятно. Начинаешь рыться: что тебе неприятно? Вспоминаешь: вот это, вот это, вот это... Как бы от этого избавиться, от этого неприятного ощущения? Осознание греха. Я осознала какие-то свои совершенные поступки... Все это как-то накопилось-накопилось и вылилось в исповедь, которой раньше не было, – с горькими слезами. Недолго, быстро; я помню, что быстро и с горькими слезами. У меня была радость, что я просто произнесла это, покаялась перед Господом. И, может быть, потом не так стыдно будет. Лучше сейчас, на земле, перед священником, чем потом перед Господом.
Матушка Ольга знает точно: только вот такая, искренняя исповедь, покаяние с болезненным выворачиванием души наизнанку, и есть освобождение от греха. В такой исповеди – и осознание, и раскаяние, и молитва, и бесконечная любовь к Господу, и полное доверие Ему.
Матушка Ольга Иванова:
– Если человек искренне исповедуется и снова совершает что-то по немощи своей, то тут, мне кажется, должно быть постоянство: через благодать, причастие и исповедь это, думаю, искоренится.
Искренняя исповедь стала для Ольги жизненной потребностью. Наверное, так Господь готовил ее к самой главной встрече в жизни.
Владимир тоже ждал этой встречи и шел к ней через духовное воспитание своей семьи, в которой свято чтили память рода; через опыт учебы в престижном светском вузе и понимание, что это, как говорится, не его. Свое он услышал на катехизаторских курсах, ощутил и увидел в храме, где с юности помогал в алтаре и на клиросе. И настал момент, когда, как он говорит, духовная стезя сама его выбрала.
Отец Владимир:
– Я не очень мог найти себя в жизни. Про работу я Вам сказал, что устроился, но через два года уволился. Потом опять устроился, опять уволился, устроился... И семейная какая-то неустроенность у меня была, то есть человеком я был холостым, себя найти не мог. И вот куда-то себя надо было применить, а тут – семинария.
Семинарский период подарил будущему священнику бесценный опыт, научил отсекать видимое, провокационное ради главного – послушания Господу. Это чувство далось не сразу, но, обретя его, вместе с ним он обрел и внутреннюю свободу, и радость, и огромное желание создать семью во славу Божию.
Отец Владимир:
– Спросил благословения, съездил по святым местам, вернулся. И все равно что-то не ладится. Я уже даже отчаялся, а потом зашел на сайт знакомств, с матушкой познакомился, мы пообщались...
Матушка Ольга Иванова:
– Мы просто встретились в кафе, посидели, потом погуляли. Неделя у нас была молчания... Нет, мы созванивались иногда, но.... Через неделю мы договорились сходить на коньках покататься, и потом меня батюшка спросил: «Ну что дальше будем делать?» Я говорю: «Не знаю». Стали дальше дружить.
Отец Владимир:
– В ней не было чего-то такого... она не «рисовалась на камеру». То есть я увидел, что простая девушка, просто живет как живет и ничего из себя не строит.
В один и тот же год он окончил Екатеринбургскую духовную семинарию, она – Екатеринбургскую государственную консерваторию имени Мусоргского. Тем же летом они стали семьей, открыв новую страницу общей жизни. Ольга была готова к тому, что ее любимый муж станет священником. По опыту мамы знала, что матушкой быть непросто. Но Господь вел ее за руку, и она следовала за Ним.
Матушка Ольга Иванова:
– Как-то понимаешь, что это не просто какая-то профессия, а что-то от Бога данное, свыше. Не все же священниками становятся. Это очень ответственное дело, он идет на такой шаг. И я должна быть как-то вместе с ним, на меня тоже это ляжет.
Когда отца Владимира направили в Верхотурье, матушка Ольга слегка насторожилась: после большого города в далекую сельскую местность? А сейчас, говорит, так привыкла, так полюбила этот край, что и не представляет себя нигде больше. Здесь храм, прихожане, готовые во всем помочь, поддержать. Здесь воскресная школа. Отец Владимир благословил ее преподавать детям пение. Здесь семья – ее духовный дом.
Отец Владимир:
– У нас все бурлит, но какого-то шума у нас нет, все постепенно. Когда надо, Господь все посылает.
Матушка Ольга Иванова:
– Я всегда прошу у Бога три вещи: стать хорошей женой, стать хорошей матушкой, возрастать духовно.
Хорошей женой – то есть послушной Божьей воле, которая проявляется через мужа-священника. Хорошей матушкой – то есть способной утешить и поддержать прихожан своей любовью. Ну а возрастать духовно – это задача всей жизни, первое действие которой – научиться творить молитву.
Матушка Ольга Иванова:
– Нужно просто научиться сосредотачиваться. От всего отстраниться и сосредоточиться. Не просто молитву как-то произносить, а искренне к этому относиться, каждое слово проживать. Если ты знаешь, что сейчас не сосредоточен, это будет только хуже, во вред. Прочитай только одну молитву, но с толком, с расстановкой.
Стаж их семейной жизни, как и служения, еще совсем мал. Им предстоит долгий, непростой, но прекрасный путь духовного прорастания друг в друга. Но, думается, отец Владимир и матушка Ольга встретились, будучи готовыми к этому пути. И уже (скажем так) есть результаты.
Матушка Ольга Иванова:
– Он всегда все искренне говорит. Я раньше лукавила: что-то так сказать или так сказать. А он всегда говорит так, как есть. Я от него это переняла, посчитала, что это очень хорошее качество. И сейчас, если у меня это всплывает (то есть возникает какая-то лукавая мысль), я ловлю себя на этом: «Опять? Опять начала лукавить? Ай-яй-яй!»
Отец Владимир:
– Когда человек растет и развивается, он себя как-то раскрывает. И до конца себя человек раскрыть, может быть, не может. А когда есть вторая половинка, то уже есть нечто целое, что картину завершает. То есть человек уже раскрывается.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи! Мир вашему дому!
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Ульянова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!