Встреча с профессором А.И.Осиповым 17 мая 2015 года в студии телеканала «Союз». Беседа о Евангелии от Марка. Часть 2

17 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Профессор Московской православной духовной академии Алексей Ильич Осипов отвечает на вопросы, касающиеся понимания Евангелия от Марка.

– Вопрос телезрительницы: «По-божески ли повышать расценки на церковные требы? В начале года поминовение о здравии и упокоении стоило 30 рублей, сейчас – 100 рублей. Или Церковь «обдирает» нас так же, как государство, и не по-божески относится к своим прихожанам?»

– Замечательный вопрос, но не по адресу. Поговорите со священником, если это возможно. Я согласен с Вами в том смысле, что в отношении торговли в храмах нужно быть очень и очень осторожным. То, что покупается – свечи, крестики, книги, – естественно, будет продаваться. А в отношении треб – молебнов, панихид, отпеваний, венчаний и так далее – не должно быть никаких плат, нельзя требовать, нельзя назначать никаких цен. А нужно так: «Это Ваше, человек, дело. Если хотите отблагодарить – спасибо. Не хотите – Ваше дело». Должна быть полная добровольность. На Ваш вопрос невозможно ответить, потому что в разных храмах все по-разному.

– Продолжаем толковать Евангелие от Марка. После же того как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. Что значит «приблизилось Царствие Божие»?

– Вопрос очень важный. Речь идет, конечно, не о том, что Царство Божие находится в каком-то уголке земного шара или на другой планете и что теперь Христос сделает доступным это место, а люди смогут туда попасть. Язык Иисуса Христа очень символичен и образен. В данном случае речь идет о другом. Есть другое высказывание Христа. Когда Его спросили о Царствии Божием, Он сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть». Оказывается, Царство Божие внутри человека. Можно по-разному его описывать. Первое, что обычно ассоциируется с этим понятием, это полнота блаженства, богообщения, полнота радости, внутреннего мира. Вот что такое Царство Божие – именно то, что иногда именуется раем. Есть два мировоззрения, два взаимоисключающих взгляда на эту проблему. Одни считают, что полнота блаженства достижима через земные блага. К примеру, Полонский купил себе остров и сделал там рай земных наслаждений. Теперь он в наручниках. Но даже если бы этого не было, в любой момент нас может поразить страшная болезнь. И даже придется умереть. Представьте ситуацию, когда мы теряем рубль. Разве мы страдаем? Нисколько. А когда человек потеряет миллиард или даже все? Чем больше человек теряет, тем более жестокие страдания поражают его душу. Чем больше человек видит смысл жизни только в этих земных благах и наслаждениях и вдруг теряет их, тем более жуткие страдания обрушиваются на него. Ведь личность неуничтожима, и со смертью она не перестает существовать. Все то, чем она жила, к чему стремилась, чего хотела, – все остается. И вдруг – ничего, все отнято. Это одно мировоззрение – глубоко порочное; это материализм, вера в мамон у, когда мамона становится идолом, божеством человека. И Христос сказал: «Нельзя служить Богу и мамоне».

Другая точка зрения – христианская, это учение, о котором сказал Христос. Царство Божие – сокровище, которое сокрыто в душе человеческой, и открывается оно не внешними приобретениями, а очищением этого сокровища от той грязи, в которой находится. Как драгоценный бриллиант, который в грязи. Как увидеть его? Надо очистить его, омыть, освободить от всей грязи, и только тогда он засверкает всей своею красотой. Оказывается, Царство Божие находится в каждом человеке – этот бриллиант есть в любом человеке.

Христос говорит: «Приблизилось Царство Божие». Он указал истинный путь к очищению этого бриллианта, Он указал, что нужно делать. Христос противопоставляет Свое учение учению иудейскому: вам сказано – «возлюби ближнего и возненавидь врага твоего», а Я говорю вам: «любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас». И далее – о милостыне, о необходимости помощи, любви. В Нагорной проповеди говорится, что блаженными являются не те, которые приобрели богатство, а нищие духом – которые увидели, что они грешные, смирились и обратились к Богу с покаянием. Блаженны милостивые, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны плачущие о грехах. Христос говорит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Вот, оказывается, путь очищения этого бриллианта. Приблизилось к вам Царство Божие, вот вам средство. Вы не знали, где это золото, этот бриллиант, не знали, как его добыть. Христос указывает точное место, где находится Царство Божие, и дает инструмент, как добыть это золото, этот бриллиант: Царство Божие внутри нас есть, и теперь приблизилось оно к тому человеку, который захочет его приобрести.

– Слова «приблизилось Царствие Божие» не означают скорое Второе Пришествие Христа?

– Нет, конечно, не означают. Когда ученики спросили Христа, когда это будет, Он ответил: «Не ваше дело знать времена и сроки…», сказал, что никто не знает, даже Сын Человеческий. Об этом знает только Отец Небесный. И это вопрос не какого-то Божественного указа – «хватит, теперь конец». Второе Пришествие Христа полностью обусловлено духовным состоянием человечества. Пример: Ниневии пришел конец. Бог Сам говорит пророку Ионе: «Иди и скажи, что еще три дня – и Ниневия будет уничтожена». Но Ниневия покаялась и осталась. Оказывается, история человечества обусловлена его духовным состоянием, потому что как в каждом человеке духовное состояние меняется и может быть различным, так и в целом духовное состояние человечества тоже меняется – поднимается и опускается, и мы не знаем, когда оно дойдет до критической последней отметки, это ведомо только Богу. И зависит от того, как мы увидим себя. Для того чтобы каяться, надо увидеть себя.

– Некоторые рекомендуют новоначальным читать не Евангелие, а Апокалипсис. Насколько это полезно?

– Даже Церковь не установила, чтобы Апокалипсис читался за богослужением. Читается Апостол, Евангелие, иногда ветхозаветные чтения. Чтение Апокалипсиса не предусматривается ни в одном Уставе. Святые отцы прямо предупреждают, что это таинственная книга, нельзя увлекаться ею, в ней все очень символично, образно и многое для нас непонятно. «Апокалипсис, – говорят они, – открывается не потугами нашего ума, а ходом самой истории». Очень многие вещи, которые раньше были абсолютно непонятны, теперь становятся понятными в результате развития научно-технического прогресса. Поэтому начинать нужно не с этого. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что Евангелие надо понимать через святых отцов; не самому пытаться толковать, а посмотреть, как понимается это в святоотеческом Предании, как учат святые отцы. Только через святых отцов можно получить верное понимание Евангелия. А если каждый из нас начинает толковать сам, мы видим, к чему это приводит. Протестантизм объявил своим принципом: только Священное Писание и никаких святых отцов, никаких авторитетов, Библия сама себя объясняет, – и тут же рассыпался как горох и до сих пор рассыпается. Почему? Потому что один так понимает, второй – по-другому, а третий – иначе. А где критерии? Критерия нет. В православии этот критерий есть – единство учения святых отцов. Мы твердо можем стоять на этом.

– Вопрос телезрительницы из Рязани: «Знал ли Иисус Христос от Своего рождения, что Он является Богом? Учился ли Он где-либо? Некоторые утверждают, что Он получил великолепное образование, хотя в Евангелии об этом нигде не сказано, а сказано, что в двенадцать лет Он уже общался со священниками. А когда Христос отправил семьдесят Своих учеников проповедовать, то сказал им, чтобы они ничего не брали с собой в дорогу. Почему нельзя было ни с кем разговаривать в дороге?»

– О том, что Он знал, кто Он, Иисус прямо сказал Деве Марии – Матери Своей, когда Она и Иосиф нашли Его в храме разговаривающим со священниками. Он сказал: «Разве вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»

Относительно образования нигде нет ни малейших сведений о том, чтобы Он где-то учился. Он не был фарисеем, не был книжником, а образование получали те, кто становился книжниками. Более того, о Нем говорили: «Как Он, не учившись, знает Писание?» Но неудивительно, что Он знал Писание, ибо был Сыном Божиим.

И по поводу последнего вопроса: такое предупреждение было не только в отношении семидесяти, но и в отношении двенадцати апостолов. Приведу пример: вам звонят по телефону, чтобы поздравить. И обычно после поздравления происходит так: начинают задавать вопросы: «А как Вы поживаете, как Ваше здоровье?» При встречах происходит то же самое: начинаются расспрашивания – как Ваша внучка, сын, Ваши дела, как Ваша фирма и так далее. На Востоке это было непременным обычаем – при встрече провести беседу, которая подчас затягивалась очень надолго, пока расспрашивали обо всех родных, родственниках и друзьях друг друга. Это отнимает много времени. Христос говорит: «Только проповедуйте Евангелие, только доказывайте истинность Евангелия теми знамениями и чудесами, которые Я дал вам силу совершать». Поэтому Он запрещал останавливаться на пути и вступать в такие деликатные разговоры, которые могли разрушить их дело. Вот такая простая причина.

– В 10-й главе Евангелия от Марка сказано: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Некоторые духовники говорят о том, что супружеские отношения должны быть только для деторождения. Так ли это?

– В отношении этого евангельского текста есть несколько мыслей, которые здесь имеют место. Фраза «оставит человек отца своего и мать» не означает, что он их бросит. Оставит в том смысле, что образует отдельную семью, отпочкуется. Отношение же к отцу и матери должно быть таким, как Христос говорил: «Вы нарушили заповедь Божию, сказано: чти отца и мать…» Он осуждает. В данном случае оставление отца и матери совсем не означает отказа от помощи им.

Глубокое заблуждение, когда говорят, что супружеские отношения только для рождения детей. Сказано: «плодитесь и множитесь», но сказано также, что будет плоть едина как таковая, и нигде не обусловлено единство плоти только деторождением. Брак – это единство вообще, а не на какое-то время, на полчаса общения. Плоть едина. О чем идет речь? О том, что эти отношения сами по себе поддерживают единство между мужем и женой; они укрепляют, делают более прочным этот союз. Это психологически создает большую крепость союзу. Ни в коем случае нельзя рассматривать, что супружеские отношения только для рождения детей. Это совершенно не христианское понимание, а какое-то буддистское. Брак есть брак. Церковь, когда благословляет на брак, благословляет на полное единство, а не только для рождения детей. Это глубокое заблуждение, которое, к сожалению, непонятно откуда идет, в этом есть какое-то манихейство, когда на супружеские отношения смотрят как на некую скверну, зло. Церковь не может благословлять на скверну. Супружеские отношения – не скверна, это такой же естественный акт, как и многое другое, с чем мы живем (едим, пьем и так далее).

– У апостола Марка сказано: Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. Почему тогда Церковь благословляет разводы и второбрачие?

– В данном случае присутствует непонимание этих евангельских строк. О каком разводе здесь идет речь? Если ты действительно сумел разбить брак и жена развелась с мужем из-за тебя, а ты на ней женишься, вот тогда ты прелюбодействуешь. Еще раз повторю, что многие слова Христа носят образный характер. Весь контекст говорит о том, что когда человек нарушает брак и разводится с женой без достаточных оснований, то прелюбодействует. Так же и тот, кто женится на той, которая разведена с мужем, тоже прелюбодействует. Если Церковь сейчас благословляет повторой брак, то только в том случае, если женщина и мужчина невиновны в распаде того или другого брака.

– В 12-й главе Евангелия от Марка сказано: Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему. Как соотносить эти слова Христа со временами, когда кесарем станет антихрист?

– Придется быть конкретным и говорить только о том моменте, когда кесарем станет антихрист. Если будет антихрист, он будет императором, царем и первосвященником всей новой единой Церкви, он будет и главой политическим. И надо понимать, что такое: «отдавать Божие Богу», а «кесарево кесарю». В первом случае речь идет о том, что как мы исповедуем свою веру, как мы должны жить по-христиански, так мы и должны это делать. «Кесарево» – это внешняя наша человеческая жизнь. Мы работаем (и неважно, кто хозяин, но мы работаем, получаем зарплату и должны работать). Я работаю не ради хозяина и не в смысле поклонения ему, а ради хлеба насущного, и поэтому я должен подчиняться тем законам общественной жизни, которые не противоречат моему христианскому убеждению. Что может противоречить? Например, когда поставят этого идола и скажут: «Кланяйтесь ему». Будет знак, утверждение, что это и есть истинный Христос. Христос – значит Помазанник, Христос – значит Спаситель. «Вот он-то и есть истинный Спаситель, а не Тот Иисус из Назарета, в Которого вы веруете. Извольте ему поклоняться». Вот тогда: «Извините, умру, но поклоняться, принимать этого негодяя за Христа я никогда не буду». Вот только об этом идет речь.

В 1-й главе евангелист Марк пишет: И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос. Почему Господь не позволил бесам говорить, что Он Христос? Может быть, в таком случае иудейский народ принял бы Его?

– Помните, что случилось, когда Христос напитал пять тысяч человек, кроме женщин и детей, пятью хлебами? Все увидели – вот Он, Тот, Кого мы ждем, Который даст нам хлеба и зрелищ. Так чего же мы ждем? Дай нам того, кто даст нам в изобилии хлеба и зрелищ. Как точно римляне кричали: «Хлеба и зрелищ!» Только этим и живем.

Первая причина, почему Христос не позволял говорить: Он боялся пустой человеческой славы, боялся, что по этой причине люди увидят в нем политического деятеля, которого надо поставить во главе. Вторая очень важная причина: каждая истинная добродетель, кем бы она ни совершалась, глубоко целомудренна. Например, целомудренная женщина и одевается соответствующим образом, и ведет себя скромно. Любая добродетель, добро глубоко целомудренно само по себе, оно боится огласки, боится славы – такова природа добродетели. И во Христе мы видим, с какой силою у Него проявлялась истинная сущность того добра и той добродетели, которые в Нем были. Он воскрешает дочь Иаира и просит: «Никому не говорите»; исцеляет и говорит: «Никому не рассказывайте». Очень важно это почувствовать. Если бы мы это чувствовали, тогда бы поняли, насколько отвратительно, насколько безобразно и ужасно показать себя так, чтобы люди увидели, какие мы хорошие. Каждая добродетель целомудренна, и во Христе мы видим это целомудрие в полной мере.

– Вопрос, поступивший от телезрителей: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Наши молитвы о ближних могут действовать так же?»

– В этих словах заключены две очень интересные мысли, полезные для всех нас. «Видя веру их» – здесь речь идет о вере тех, кто принес расслабленного. Этими словами не исключается и вера самого расслабленного. Расслабленный – это человек, находящийся в параличе, и мы знаем, что очень многие, находясь в таком состоянии, не теряют сознания. Поэтому вера есть как у тех, кто принес его, так и у этого расслабленного, хотя, возможно, у этого человека больше было надежды. Вопрос в том, насколько вера других людей (и не просто вера, а вера, проявленная в действиях) способна помочь какому-то человеку. Это бесспорный факт, который наблюдается в течение всей истории христианской религии. Каким образом наша вера может помочь другому человеку? Как учит Церковь о том, кем мы являемся по отношению друг к другу? Очень важное положение: оказывается, мы являемся членами Церкви. Апостол Павел пишет, что Церковь есть Тело Христово. Мы все составляем единый организм. Следовательно, состояние каждого из нас влияет положительно или отрицательно на состояние других людей. Вера как нечто особенно активное в данный момент особенно активно влияет на состояние других, прежде всего близких. Это очень важный факт, что мы единый организм, единое тело, а не что-то разрозненное, не горох в мешке. Это единство организма и наша включенность в этот организм (как неких элементов, клеточек) объясняет, каким образом вера их могла оказаться действенным средством помощи этому расслабленному – вера как положительный момент. Это первое – то, что объясняет, каков механизм воздействия.

«Прощаются тебе грехи твои» – этот вопрос важен для понимания. Нужно понять, что такое грех. Многие понимают, исходя из языческо-ветхозаветного иудейского понимания, что грех – это нарушение того, что Бог приказал не делать. На самом деле грех – это есть та рана, которую человек наносит себе, нарушая нормы своей жизни. Нельзя ходить по гвоздям. Грех – это наступить на гвоздь. Когда мы наступаем на гвоздь, образуется рана, за ней – воспаление, возможно еще и заражение. Когда Христос сказал: «Прощаются тебе грехи твои», этим самым Он показал, что Он – Врач, Который готов исцелить наши раны в случае обращения к Нему с покаянием и смирением. Когда мы так обращаемся, Господь действительно исцеляет наши раны, которые мы наносим себе своими грехами. Не Бога мы оскорбляем – мы Бога не можем ни ублажить нашими молитвами и дарами, ни оскорбить. В данном случае, когда Христос сказал: «Прощаются тебе грехи твои», Он тем самым сказал: «Ты исцеляешься, снимается с тебя нравственная грязь, и, таким образом, ты исцеляешься от той раны, которую нанес себе».

Во 2-й главе Евангелия от Марка сказано: «Ученики Иоанновы и фарисейские спросили у Иисуса, почему Его ученики не постятся, а они постятся. На что Христос ответил им притчами: Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые. Почему такими непонятными притчами ответил Христос?»

– Речь идет об очень простых вещах. Иногда людям, которые только пришли в церковь, еще ничего не знают, не понимают, вдруг сразу говорят: 40 или 50 дней Великий пост – и дают такой устав, что бедный человек не знает, что с ним происходит. Каким нужно быть осторожным! Нельзя еще ветхому человеку (мехи ветхие), привыкшему к другому образу жизни, сразу предлагать строжайшие правила. Этим самым подчас людей просто «выбрасываем» из церкви. Предписываем перед Причастием неделю или трое суток поститься, то-то и то-то делать – и совершенно не смотрим, что это за человек, в каких условиях он живет, как он работает, какое у него состояние здоровья. Этим налагаем бремена неудобоносимые, как и сказал Христос. «Не вливают вина нового» – христианского учения, христианского образа жизни – в человека, который к этому не способен. В этом вся суть этих слов.

В 4-й главе Евангелия от Марка сказано: И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. О чем здесь идет речь?

– Здесь указывается на один из законов духовной жизни. Любое наше деяние в отношении другого человека оборачивается и действует прежде всего на нас самих. Если я кому-то завидую, то страдаю я. Если я кого-то ненавижу, страдаю я, а тот человек, может быть, даже и не знает, что я его ненавижу; он радуется, веселится, а я весь содрогаюсь от ярости. Оказывается, каждое наше деяние – это бумеранг. Так же и положительное деяние: если я отношусь к кому-то с благожелательством, понуждаю себя делать ему добро, я делаю прежде всего добро себе, потому что каждый акт любви есть приобщение Богу, а это есть благо. Поэтому когда я отношусь к другому человеку именно с таким настроением, с понуждением себя к любви к другому человеку, с преодолением своего эгоизма, неприязни, осуждения, я тем самым возливаю прежде всего бальзам на свою душу. «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам» – вот какие образные слова, восточный язык. На самом деле речь идет только об этом: делаешь добро – знай, что этим ты делаешь добро прежде всего себе. Делаешь зло другому – знай, что прежде всего себе приносишь зло.

В отношении фразы «кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется»… Когда человек понуждает себя и стремится поступать по-доброму, с любовью, у него будет повышаться потенциал духовности, потенциал любви, он будет развиваться духовно. И напротив, тот, кто этого не делает, кто поступает вопреки закону благожелательства, любви, уважения, милосердия, тот опустошает свою душу. Вот в каком смысле отнимется – душа засыхает, любовь иссякает, и таким образом отнимаются, образно говоря, последние остатки жизни, потому что жизнь – это любовь. Там, где нет любви ко всему окружающему, к другому человеку, там, по существу, нет и жизни. Отнимется и то, что, кажется, имеешь, иссякает душевная жизнь, радость жизни и счастье жизни. Вот в каком смысле это надо понимать. Не Бог прибавляет или отнимает, а закон такой: в зависимости от того, в какую сторону направляюсь, у меня будет или развитие, или деградация.

– А если человек делает добро в корыстных целях, чтобы потом получить большее?

– Бог видит, по какой причине я делаю: искренне или лукаво. Поэтому Христос и говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы подобны гробам окрашенным». Бог видит, насколько искренне мы делаем. Перед людьми мы можем казаться очень хорошими, а Бог видит состояние души, и дело не только во внешних знаках того, что мы делаем, а что в душе происходит. Когда я завидую – я и завидую, и во мне иссякает потенциал жизни. Это и мы, люди, можем видеть: когда я ненавижу всех вокруг, когда осуждаю, тем самым я говорю, что я, оказывается, лучше всех, все вокруг меня плохие, один я хороший, лучший в мире. Мы говорим: «Бог видит», но Бог не где-то наверху, Он – внутри нас: где Царство Божие, там и Бог. Мы сами себя или уничтожаем, убиваем или, напротив, даем себе возможность развиваться, жить, приобретать бессмертное духовное наследие, духовное состояние.

– Насколько корректно сказать, что наша совесть – это и есть Бог внутри нас?

– Это верная народная пословица: «Совесть – это голос Божий». Это так. Хотя в нас все настолько повреждено, что иногда бывает и совесть даже немощная.

– То есть не всегда можно доверять совести?

– Не всегда. Иногда мы беспокоимся. Немощная совесть – это когда ты поступил правильно, по истине, по разуму и по совести, поступил верно, но вдруг появляются сомнения: так или не так? Но, в общем, совесть – это действительно голос Божий.

– Когда ученики Христа шли через поле, проголодавшись, они начали срывать колосья и есть их. На что фарисеи заметили, что в субботу не должно делать даже этого. И сказал им Господь: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы. Как тогда понимать слова Христа о том, что Господь пришел не нарушить, а исполнить закон?

– Все зависит от того, что подразумевать под законом. В иудейском сознании под законом подразумевались только внешние предписания. В частности, суббота – это был день, в который запрещалось что-либо делать, это был день покоя. Суббота соблюдалась очень строго, и тот, кто ее не соблюдал, подвергался осуждению. Под субботой в христианской вере подразумевается то образное выражение, которое связано с совокупностью всех церковных предписаний. Иногда не понимают разницы: одно дело заповеди Христовы, другое дело – внешние предписания как таковые. Это разные вещи, не понимая их, можно очень глубоко ошибиться в своем поведении. Вся совокупность внешней церковной жизни, церковные предписания – это суббота: посты, молитвенные правила, богослужения, даже принятие Таинств – все это установлено нами, людьми, установлено святыми отцами как помощь к правильной христианской жизни, помощь к исполнению заповедей. Цель же – жить по заповедям, правильно, не вредить себе, жить в соответствии с тем, что сказал Господь. Вот почему Он и сказал: «Сын Человеческий есть господин и субботы» – то есть суть не в субботе, а в жизни по Богу. А все внешние предписания часто очень полезны, но иногда могут совершенно тормозить человека. Святые отцы пишут удивительные вещи, что телесный подвиг (исполнение всей совокупности церковных предписаний и некая аскеза) без духовного подвига может оказаться более вредным, нежели полезным, поскольку приводит к развитию в человеке самомнения, гордыни, тщеславия. Нельзя сводить христианскую жизнь только к этому: часто хожу в церковь, часто исповедуюсь, причащаюсь, читаю молитвы и прочее. Это хорошо, но при условии, если ты понимаешь, что не это тебя спасает, а спасает то, что приводит к видению своей греховности, покаянию и смирению. Святые отцы говорят, что первое духовное видение, самое главное и необходимое, – видение грехов своих. Не чудеса, не благодатные действия, не прочие дарования. Все мы видим себя довольно праведными людьми, хорошими, но первое духовное видение – видение греховности своей.

Итак, вся совокупность внешних церковных предписаний – это суббота. Нужно это? Да, это очень полезно. Но вот заболел человек тяжело, а мы ему вдруг говорим: «Изволь поститься как положено – по Устав у». Что это? Или понимать так, что супружество только для рождения детей, а дальше разве супружества нет? Откуда такое взяли? Или человек падает в изнеможении, потому что ему сегодня пришлось что-то такое вынести, а ему говорят: «Изволь прочитать все правило». Тогда все обессмысливается, потому что он не молится, а именно вычитывает. Святые отцы замечательно сказали: «Нет добродетели без рассуждения». Это очень важно. Можно и исповедоваться в грех, и причащаться в грех. Апостол Павел не случайно пишет о причащении: «Ядущий и пиющий недостойно суд себе яст и пиет».

– Как это – исповедоваться в грех?

– Когда исповедь без всякого покаяния. Или когда на исповедь идут просто поговорить с батюшкой, рассказать свои истории. Когда нет никакого сокрушения о своих грехах, покаяния – каким пришел, таким и остался. О Причастии апостол Павел пишет: «От того многие из вас болеют и умирают». Какое великое Таинство, но забыли, что это сильнодействующее лекарство, которое принимать можно только при соблюдении строгих условий. Иоанн Златоуст интересно пишет о том, когда можно причащаться: не в пост, не в будние дни, не в праздник. Когда же можно? Только тогда, когда ты можешь подойти с сердцем сокрушенным, покаянием, определенным воздержанием. В противном случае и праздник не спасет. А как у нас? Обязательно на Пасху причаститься, а после этого разговеться так, что с человеком непонятно что творится. Так разве на Пасху причастился ты? Или это осквернился ты? Надо смотреть за собой, ты знаешь себя, знаешь, как после причащения разговеешься и как будешь себя вести (это касается любого другого дня). Не праздник определяет возможность причащения, а духовное состояние, благоговение, покаяние, сокрушение. Оказывается, суббота – это не просто подойти к Таинст вам, сделать то, другое и третье. Надо все время смотреть, насколько это может быть полезно для души моей. По какому критерию усматривается польза? Только по одному: первое духовное видение – видение грехов своих. И отсюда проистекающее смирение и покаяние. Вот польза.

– Когда Святейший Патриарх говорит о Таинстве Причащения, он призывает причащаться как можно чаще, но при этом не забывать готовиться к Причастию.

– Вот так. А то многие поняли, что на Пасхальной неделе можно причащаться без исповеди, без поста. Мне один знакомый звонит, обрадованный, а я его предупреждаю: «Смотри, голубчик, это лекарство. А ты знаешь, что некоторые лекарства нельзя принимать, если ты съел жирную пищу, неважно – в постный или в праздничный день, в любом случае будет яд». Так и причащение – не от праздника зависит, а от твоего духовного состояния. Поэтому надо быть очень осторожным.

– Вопрос телезрителя из г. Чебоксары: «Как правильно молиться и как правильно каяться?»

– Я бы хотел разделить понятия: одно дело исповедоваться у священника, и другое дело – каяться, что Вы можете делать в любой момент Вашей жизни – днем, ночью и в любую минуту. Если говорить о покаянии, то покаяние только тогда приемлется Богом, когда я искренне говорю: «Вот, я опять обманул. Господи, прости меня». Это нужно сразу делать. Вот опять слукавил, тут же: «Господи, прости меня». Объелся – «Господи, прости меня». И надо делать это искренне. Иногда вызывает возмущение, когда перед началом вкушения пищи читают молитву «Отче наш» безобразно, быстро, словно болтают, будто это не Богу, а непонятно кому. Это возмутительно. Каяться нужно сразу после того, как что-то мы сделали не так, и очень полезно делать это в конце дня, перед сном, вспомнить, в чем согрешил, и от души сказать: «Господи, прости меня. Вот опять я такой». Это покаяние.

Другое дело – исповедь. Когда мы подходим к священнику, не надо рассказывать о том, где был, что делал, с кем встречался и как говорил. К исповеди нужно готовить только самое главное, что задевает мою совесть за этот предшествующий период. Только самое главное, не рассказывать никаких деталей, подробностей. Почему я заостряю внимание по поводу деталей и подробностей, потому что несколько раз мне рассказывали, как батюшка расспрашивал: как, что, с кем, почему, когда? Это как допрос в ГПУ. Человек кается перед Богом, а батюшка только свидетель. А такое допытывание часто приводит к самым ужасным последствиям: подчас духовники называют такие страсти, такие грехи, что можно развратить приходящего. Мне недавно один знакомый рассказал, как его двенадцатилетняя дочь пошла на исповедь, а батюшка ей такие вопросы задавал, что она разрыдалась и сказала своему отцу, что больше никогда не пойдет на исповедь. Есть развратные люди – под флагом священства начинают задавать вопросы и не понимают, как можно ранить душу человеческую. Одна женщина мне прямо говорила: «Слава Богу, что я уже не молодая, иначе вышла бы с исповеди совершенно развращенной». Какое безобразие! Святые отцы прямо говорят, что особенно о плотских грехах, связанных с блудными вещами, не рассказывать никаких деталей. Мы исповедуемся перед Богом. На исповедь нужно нести самое главное, что нашу совесть беспокоит, и назвать это. Исповедь не может занимать долгое время, она очень короткая, кроме тех случаев, когда человек не исповедовался 10 – 20 лет. Тогда человеку нужно подумать, может быть, что-то записать, чтобы не забыть и сказать.

 

Ведущий: Сергей Юргин
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать