Встреча с профессором А.И.Осиповым 17 мая 2015 года в студии телеканала «Союз». Беседа о Евангелии от Марка. Часть 1

17 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Профессор Московской православной духовной академии Алексей Ильич Осипов отвечает на вопросы, касающиеся понимания Евангелия от Марка.

 

- Наша сегодняшняя встреча проходит в пасхальное время. Расскажите, что означает праздник Пасхи.

- Необходимо попытаться вникнуть в то, чем отличается наименование «христианская Пасха» от того, которое впервые имело место в иудейской ветхозаветной религии, - Песах; что оно означало тогда и что оно означает в нашу христианскую эру. Происхождение праздника Пасхи связано с событиями освобождения евреев из египетского плена. Как известно, они находились в очень тяжелом положении, и по Божьему Промыслу, благодаря которому избран Моисей в качестве человека, призванного совершить это великое дело, еврейский народ чудесным образом вышел из Египта. Но встретился, казалось бы, с непреодолимым препятствием: народ подошел к морю, а египетская армия двигалась вдогонку, для того чтобы вернуть евреев обратно, и могло произойти жестокое избиение народа. И здесь совершается чудо, благодаря которому и возникло то, что отмечал еврейский народ, а затем уже (в ином смысле) отмечаем мы. Евреи перешли Красное море. Произошло нечто удивительное: как бы раздвинулись воды, и еврейский народ смог перейти по дну моря на другую сторону. Когда подоспела египетская армия, воды сомкнулись. Таким образом, еврейский народ благодаря этому переходу (а слово «Песах» именно это и означает) освободился от плена, от рабства и получил внешнюю свободу. Затем, благодаря законодательству, данному Моисею на Синайской горе, он получил и откровение о Боге: о том, Кто же есть Тот Бог, Которому они должны служить и поклоняться.

Что означает христианская Пасха? Если мы обратим внимание на наше богослужение (особенно утреннее и вечернее), то с удивлением заметим, что, наверное, две трети его содержания связано с воспоминаниями различных событий из истории еврейского народа. Это неудивительно. В Посланиях апостола Павла, в творениях святых отцов красной нитью проходит мысль о том, что все ветхозаветные события были предзнаменованием, образом и символом того, что должно произойти в реальности. Кажется, что события у еврейского народа были исторические, но они оказались только прообразом. А что же было образом? Когда мы говорим о христианской Пасхе, то говорим ни о чем другом, как только о Христе. У апостола Павла написано: «Наша Пасха Христос». Пасха, переход, Христос - как это все соединяется? Здесь идет речь о реальном событии, касающемся духовной жизни человека, и, следовательно, не просто внешней жизни, как это было с еврейским народом (когда произошло внешнее освобождение от внешнего рабства и получение внешней свободы - социальной, политической, государственной), а того, что является первичным началом человеческой жизни: речь идет о духовном освобождении человечества.

В чем же оно состоит? «Наша Пасха Христос». Чтобы поговорить о том, что означает Жертва Христова, почему она является освободительной для человечества, что дала человечеству, это требует отдельного времени. Мы сейчас можем выделить самое главное: в грехопадении человечество подверглось смертности, тленности, страстности, страдательности. Христос Своею Жертвою в Самом Себе, как Новом Адаме, или втором Адаме, воссоздал человечество: как от первого Адама все мы рождаемся смертными и греховными, так благодаря Жертве Христовой появилась возможность родиться от Христа; но родиться не по плоти, а по духу, то есть получить новое семя новой жизни, новой человечности, которую Христос воссоздал в Своей человечности Своею Жертвою. Таким образом, совершился акт потрясающего значения - совершился переход от тленности, смертности, страстности к новой жизни, бессмертию, бесстрастию, нетлению. Переход этот совершился Христом, но благодаря этой Жертве отныне и каждый человек получил возможность совершения этого перехода и возможность наследовать уже не внешнюю, а внутреннюю свободу: получил свободу от смерти - не тела (это старая одежда, одежда тления), а получил возможность освободиться от смерти в принципе как таковой.

И апостол Павел решительно говорит о будущем всеобщем воскресении, о воскресении каждого человека и унаследовании вечной жизни. Он пишет, что если Христос не воскрес, тщетна, напрасна вера наша; тогда и мы не воскреснем, и тогда мы - хуже всех людей, потому что, кажется, трудимся для вечной жизни, а ее нет. На самом деле не так. Именно совершился этот переход во Христе, а поскольку каждый человек, приобщаясь Ему, становится Его членом, следовательно, и мы все переходим от этой смерти, духовной смерти, к духовной жизни и бессмертию, а после всеобщего воскресения это бессмертие наследует человек во всей полноте - не только духовно, не только душевно, но и телесно. Вот в чем заключается суть христианской Пасхи. Вот почему мы с такой радостью и говорим: «Христос Воскресе!» Потому что и мы теперь получили такую возможность: в потенции уже и мы воскресли, и мы воскреснем.

- Пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» - это не просто приветствие, оно имеет глубокий духовный смысл.

- Да. Это не просто воспоминание того, что совершилось две тысячи лет назад. Воспоминание является лишь основой. На самом деле в этих словах исповедание великой истины - истины о нашем человеческом бессмертии, наступившем в результате воскресения Христова.

- В 12-й главе Евангелия от Марка говорится, как один из книжников спросил у Иисуса: «Какая первая из всех заповедей?» На что Иисус ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет». Как эти заповеди соотносятся между собой? Почему Господь поставил их превыше всех остальных?

- Сначала поясним, почему эти заповеди превыше всех. Центральной истиной, беспрецедентной в истории религиозного сознания всего человечества, всех религий мира, которую возвестило христианство (и в этом величайшее открытие), является то, что Бог есть любовь. Все верили в божество или в Бога как в Высшую справедливость, как в Высший Разум, Творца, Повелителя, Господина, Властителя. Это было понятным, потому что представляли Бога по образу и подобию нашего человеческого состояния. Христианство возвестило: Бог есть любовь. Если мы посмотрим на евангельскую историю, на многочисленные высказывания святых отцов, то в них особенно подчеркивается, что Бог - не просто справедливость. Святые отцы пишут, что если бы Бог был справедлив, нам жить было бы невозможно - мы должны быть уничтожены, поскольку ни одной минуты не живем по-божески, все время делаем что-нибудь не так. Исаак Сирин пишет, что справедливость и милосердие (любовь) - это все равно как в одном доме сено и огонь или как поклоняться одновременно Богу и бесам, идолам.

Мы привыкли к словам, что Бог есть любовь, а на самом деле это нечто уникальное! Настолько уникальное, что до сих пор, подчас и в христианской среде среди верующих, недоумение: «Как это Бог - любовь? Бог - правда, Бог - справедливость». Нет понимания такой простой вещи, что истинная любовь только тогда совершается, когда совершается правильно, а не безумно. Любовь безумная - это не любовь, а, напротив, казнь, зло. В том-то и дело, что любовь Божия правильная. Слово «праведный» означает - правильный. Когда у человека аппендицит, его не по головке надо гладить и не болеутоляющую таблетку давать, а делать операцию, и это будет любовь, хотя резать человека, кажется, ужасно. Если Бог есть правильная, праведная любовь, то, следовательно, этим мы утверждаем, что основным законом нашего человеческого бытия является не что иное, как любовь, ибо Бог есть любовь.

Исходя из этого, как человек должен относиться к своей жизни, своим поступкам, делам? Если это закон (а закон не юридический, это не Бог издал такой закон, а Он Сам есть такой Закон), то нарушать его - значит вредить самому себе. Приходится приводить известный пример: нельзя нарушать закон тяготения, иначе разобьешься; нельзя нарушать закон существования нашего тела и не считаться с температурой, тогда мы замерзнем, обожжемся, пострадаем или вообще погибнем. Это закон нашей природы: все, что делается по любви, будет соответствовать нашей природе. Все, что будет нарушать этот закон любви, будет человеку во вред.

Что значит возлюбить Бога? Это значит следовать этому закону. Что значит возлюбить ближнего? Значит - следовать этому закону. Некоторые святые отцы говорят, что любовь есть сущность Бога. Исходя из этого, мы должны поступать по любви. Вот почему первая и главная заповедь - возлюби Бога, то есть признай, что Он есть любовь, что это есть закон нашей жизни как таковой. Надо следовать во всем этому закону: в отношении всех и всего, с чем мы соприкасаемся в нашей практической жизни. Вот каково соотношение между первой заповедью - «возлюби Господа Бога твоего» и второй заповедью - «возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Господь Иисус Христос показывает, как возлюбить Бога. Он сказал: «Меня любит тот, кто исполняет заповеди Мои». Речь идет не о каких-то эмоциях любви к Богу. Иоанн Богослов так и пишет: «Как можем любить Бога невидимого?» Речь идет о верности. Если Ты, Господи, нам сказал и открыл, что по острым гвоздям ходить нельзя, то мы проявим верность Тебе, доверие Тебе, следовательно, любовь к Тебе тем, что не будем ходить по этим гвоздям, исполним Твои заповеди.

То же самое и по отношению к ближним: если я буду нарушать закон любви по отношению к другим людям, то я опять наступаю на те же гвозди. Оказывается, здесь действует закон: характер моего отношения к ближним, к другим людям (ближний - это любой человек, с кем мы соприкасаемся) - это не что иное, как характер моего отношения к себе. По любви поступая к другому, я приношу пользу себе. Если со злостью отношусь к другому, то я причиняю вред себе. Иоанн Златоуст говорил так: «Твое, человек, только то, что ты отдал другим». То есть пожертвовал другим. Это и есть исполнение любви - абсолютный закон, отступать от которого нельзя. Еще раз подчеркиваю: это не юридический закон, не тот закон, который Бог издал, и не закон, изданный государством. Это закон существования нас самих. Как законом для нашего тела является условие жить при определенной температуре (при другой температуре мы умрем), еда и пища, так и здесь: основной закон нашей природы - любовь, а отступление от него - вред, скорбь, страдания, смерть. Вот таково понимание первой заповеди: почему «Меня любит тот, кто исполняет заповеди Мои». Исполнение не означает того, что мы угождаем Богу - Бог не нуждается, чтобы мы угождали Ему. А поскольку Бог есть любовь, то любое наше деяние, соответствующее этой любви, и есть соответствие Божественной воле, и в этом смысле мы проявляем любовь к Богу. Также и любовь к ближнему.

- Отношения между Богом и человеком - это как отношения внутри семьи: есть любящий отец, который желает добра своим чадам, и чада, которые любят своего отца, своих родителей и исполняют то, что родители предписывают.

- Да, в определенной степени. Как узнать, любит ли ребенок своего отца или любит ли отец сына? Узнается это именно по делам, поступкам, по отношению. Ребенок говорит, что любит родителей, а сам тут же нарушает их указания. Эта аналогия очень подходящая для данного случая.

- Вопрос телезрителя из Белгородской области: «По законам иудеев до наступления праздника Пасхи они не вкушали квасной пищи. Они запекали ягненка, называя его агнцем. Во время Тайной Вечери хлеб, который Христос давал Иуде, был квасной? Объясните, что это был за хлеб».

- Это вопрос практического характера. До сих пор идут дискуссии об этом. Западные христиане (сейчас это католики и протестанты) считают, что это было преддверие Пасхи, и это мог быть квасной хлеб. Но Пасха у них совершалась на опресноках (так написано в Евангелии). Вопрос сам по себе не имеет никакого значения для нашей духовной жизни, религиозной жизни, для нашего спасения, очищения или загрязнения души. Этот вопрос может иметь только одно значение: если в Православии принято использовать именно квасной хлеб, то мы должны этому и следовать; мы же должны иметь хоть маленькое послушание той Церкви, к которой принадлежим. Если западные христиане считают иначе - пожалуйста, пусть следуют этому.

Если совершается Евхаристия истинная (а речь идет о Евхаристии) - с верою, с благоговением, с правильным отношением, то данный вопрос не имеет никакого значения. Более того, кто-то из богословов сказал, что если бы Христос явился где-нибудь у папуасов, то очень возможно, что Евхаристию Он совершил бы на кокосовых орехах; и для них бы евхаристическим хлебом были кокосовые орехи. Дело в том, что материальная сущность и кокосового ореха, и пресного хлеба, и квасного хлеба, и нашего тела, и камня, и растения, и животного - одна и та же. Это проверили древние греки, когда искали ту первую неделимую частицу, из которой сложено все, и назвали ее «атом». Об этом писали и святые отцы. Например, Афанасий Великий писал, что Дух Святой отличен от единства всего тварного бытия, то есть «единство» и означает, что сущность одна и та же.

В данном случае это вопрос церковной и канонической дисциплины. А если богословам хочется поспорить, то пусть спорят; тысячу лет они уже спорят. Помоги им Бог!

- В Евангелии от Марка, в 11-й главе, сказано: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, - и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, будет ему что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам». Поясните эти слова. Нужно ли сказанное Христом понимать буквально?

- Когда мы читаем Евангелие, непрерывно сталкиваемся с тем, что слова Христа носят или прямо приточный характер (когда Он говорит в притчах), или символический, или Он говорит в переносном смысле, или образно, - это надо понимать. Вот пример слов Господа: «Бойтесь закваски фарисейской, саддукейской». Спрашивается, с чего бояться закваски? Если мы вспомним Евангелие, то ученики Христа так и растолковали буквально эти слова: что, видимо, они хлеба не взяли. Так и в данном случае, когда речь идет о горе: это, конечно, не означает, что если мы скажем горе, то Гималаи переместятся в Московскую область. Речь идет совсем о другом: от нашей веры фактически зависит все то, что совершается в нашей жизни и нашей деятельности. Хочется обратить внимание на следующий психологический факт: кто-то болеет, и мы говорим, что мы молимся. Загляните в себя и подумайте: когда вы молитесь, верите ли вы, что человек будет здоров? Оказывается, мы молимся и сомневаемся; молимся и не получаем. Потому что не верим, мало в нас веры.

Очень хороший пример есть в евангельском рассказе: когда Господь спустился с Фавора, к Нему подошел один отец и просил исцелить бесноватого сына, говоря, что ученики Его не помогли. Христос сказал ему: «Если веру имеешь». И отец воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Замечательно сказано! Мы постоянно колеблемся между верой и неверием, мы молимся и не верим. Такая неустойчивость нашего сознания приводит к тому, что молитвы большей частью остаются бесплодными. Потому мы и обращаемся к святым, у которых молитва сильная. Сильная потому, что они имеют веру. Значит, весь вопрос в том, как приобрести веру. Если человек будет иметь веру, он, наверное, и гору передвинет. Мы видим, сколь многие чудеса совершали те святые, которые своею правильной духовной жизнью приобретали эту веру. Иоанн Кронштадтский писал, как у него это началось: к нему обратилась женщина, очень страдающая (возможно, был кто-то болен из ее детей). Иоанн Кронштадтский был в то время достаточно молод, он говорит, что его охватила сильная жалость к этой женщине, и вдруг он почувствовал такую веру: «Господи, Ты же все можешь сделать! Верю Тебе, Господи, исцели!» Тут же произошло чудо. Он сам был поражен: поражен свершению слов Христа. Эта вера в Иоанне Кронштадтском утвердилась, и затем мы видим бесчисленное множество чудес, которые совершил он в своей жизни.

Такая вера приобретается правильной жизнью, которую, к сожалению, редко у кого можно наблюдать. Вера приобретается, а не просто дается, и мы должны свою душу готовить к принятию такой веры от Бога. Иоанн Кронштадтский вел очень праведную жизнь; это был человек чистой нравственной жизни. И Господь дал ему такую веру, что он стал совершать чудеса. Вот что может сделать вера.

Здесь стоит сказать еще и о другом. Вера может быть и в людях, не соответствующих тому, что можно назвать высокой духовной жизнью. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин писал: «Многие развращенные умом и совершенно отрекшиеся от веры именем Господа Иисуса Христа совершают великие чудеса и знамения». Удивительные слова! Если кого-то они заинтересовали, то стоит почитать Иоанна Кассиана Римлянина, у которого об этом много написано. Оказывается, возможны чудеса даже без святой жизни. Оказывается, человек, развращенный умом и отрекшийся от веры (он верит, но отрекся от того, что именуется правильной верою), может тоже творить чудеса. И таких случаев очень много.

Для нашего времени понимание этого вопроса имеет чрезвычайно большое значение. Увы, большинство людей ищут не святости, а ищут чудес и прозорливости. И там, где находят (или думают, что нашли) эти чудеса и прозорливость, они уже усматривают святость. Могут быть и чудеса, и прозорливость от тех людей, которые развращены умом. Недаром святитель Игнатий Брянчанинов писал такие страшные слова: «Печальнейшая комедия - «старцы», которые принимают на себя вид древних старцев, не имея их духовных дарований». Таких комедиантов было достаточно всегда, достаточно и сейчас. Поэтому святые отцы строго предупреждают: прежде чем довериться кому-либо, проверьте, чему учит этот человек, какова его жизнь, какие он дает советы и соответствуют ли они святоотеческому учению, не являются ли они личным измышлением, ласкательством или пресмыкательством. Будьте осторожны с чудесами. Это очень серьезный вопрос. Игнатий Брянчанинов пишет, что в последнее время люди особенно ринутся на поиски чудес. Не знаю, действительно ли сейчас последнее время, но происходит нечто страшное: люди ждут чудес, ищут чудес, носятся за чудесами. Какие очереди выстраиваются, когда привозят те или иные мощи! Чудес, чудес, чудес дайте нам! Это признак очень опасный. Не чистоты души, не правильной христианской жизни, не исполнения заповедей и жизни по Евангелию, не святыни ищем мы, а чудес и прозорливости. Это является угрозой нашей духовной жизни.

- Если мы молимся и не получаем просимое, значит, возможно, мы не доверяем Богу? С одной стороны - просим, с другой - относимся с недоверием.

- Совершенно верно, мы и просим, и почти не верим. Апостол Иаков пишет, что муж (человек) с двоящимися мыслями неустойчив во всех делах своих. Как человек, который не знает, по какой дороге идти: может, сюда, а может - туда. Так и здесь. Молимся: «Исцели… А вдруг не исцелит?» И не исцеляет. Такое сплошь и рядом происходит.
- Вопрос телезрительницы из Курска: «В девятой заповеди Блаженств сказано: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». Были в истории случаи, когда человек очень боялся мучений, а потом переставал бояться, шел на мучения и становился мучеником. Что тогда происходило с человеком, почему он так менялся и становился бесстрашным?»

- Заглянуть в душу другого человека невозможно, но дерево узнается по плодам. Мы можем судить только о том, что факт был именно таков. Но мы знаем, что это происходило не просто так. Все, что дает Бог, происходит в полном соответствии с нашим духовным состоянием. Духовное состояние - это то, к чему мы стремимся, чего мы хотим, что является целью нашей жизни. Духовное состояние в своем начатке творим мы, и Господь в соответствии с ним может дать нам что-то или не дать. Я могу только предполагать, что эти люди, которые становились такими мужественными, все свое направление жизни, весь ум, душу, свои желания направляли на то, чтобы жить по Христу. И Господь, видя веру их, давал им такое мужество, что они могли идти даже на мучения.

Те мучения, о которых мы слышим, непереносимы, человеку их вынести невозможно. Но мы видим, например, в житие Веры, Надежды, Любови и матери их Софии или в житие великомученика Евстратия, что они не только переносили эти страдания, но и говорили о том, что эти страдания «суть радость рабам Твоим». Господь подавал им такую благодать, что для них страдания переставали таковыми быть. Вот что может делать благодать Божия, когда человек весь устремлен к жизни по Христу. Факты таковы. А как это происходило в душе человеческой, только они могли сказать, а нам об этом судить трудно.

- В 1-й главе Евангелия от Марка говорится об Иоанне Предтече, который сказал о Христе следующие слова: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». Как понять сказанное?

- Речь идет о простых вещах. Крещение, которое совершал Иоанн Креститель, состояло в том, что люди приходили к нему и исповедовали свои грехи, говорили, что грешны в том-то и том-то, как мы сейчас делаем на исповеди, и Иоанн Креститель погружал их в воду. Греческое слово «баптизо», переведенное на русский язык как «крещение», означает погружение. Погружение в воду являлось символом того очищения, которое давалось человеку за исповедание, то есть за покаяние, приносимое перед Иоанном Крестителем (покаяние принималось всегда, об этом говорится и в Ветхом Завете, не только в Новом).

В то же время Иоанн Креститель сказал: «Но вот стоит среди вас Тот, Который будет крестить вас Духом Святым и огнем». Речь идет о Христе. Что это за крещение? В христианском Таинстве Крещения, которое совершается, когда человек приходит с верою и покаянием (как сказал Господь: «Кто веру имеет и крестится»), происходит не просто прощение грехов, как это было в крещении, совершаемом Иоанном Крестителем. Здесь происходит нечто другое. Недаром сказано: «Духом Святым и огнем»: крещаемому человеку, приходящему с верою, дается Божественное семя, являющееся тем самым огнем и в то же время началом новой жизни. Чтобы это понять, обращусь к тому образу, о котором говорит апостол Павел, что Христос явился Новым Адамом, или другим Адамом. Адам - это начало человечества. Христос явился началом нового человечества. Как от первого Адама мы рождаемся по плоти, так от Нового Адама - Христа мы рождаемся духовно в Таинстве Крещения: человек получает семя новой духовной природы. У Симеона Нового Богослова есть замечательные слова о том человеке, который принимает крещение: «Тогда Бог Слово (Христос) входит в крещеного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя». Об этом семени, которое подается в крещении, пишут многие святые отцы: Тихон Задонский, Исаак Сирин, Игнатий Брянчанинов. Таким образом, происходит не просто омытие грехов. Омытие грехов происходит и в Таинстве Покаяния, и в любом Таинстве, которое мы принимаем, если принимаем его с покаянием. Крещение - это не просто омытие греха, а зарождение, рождение нового человека. В крещении дается семя от Христа, ибо Он - второй Адам; от Него мы можем креститься. Вот почему Иоанн Креститель сказал: «Вот Тот, Который будет крестить вас Духом Святым и огнем».

Это очень серьезный вопрос, потому что многие даже не понимают, что совершается в Таинстве Крещения. Думают, что происходит омытие грехов и даже первородного греха, что взято из католического учения. Это совершенно неправильно, потому что католическое учение под первородным грехом понимает личный грех Адама и то, что будто бы мы в нем виновны. Мы невиновны даже в том, какие грехи совершил наш отец или дедушка, тем более невиновны в грехе Адама. А католическое учение говорит именно об этом и что в крещении происходит прощение этого греха. По православному учению, первородный грех - это наша смертность, тленность, страстность. В крещении ничего не исчезает: мы так же умираем, так же страдаем, так же грешим; никакого первородного греха не отнимается. Происходит нечто другое и великое - рождение нового человека от Самого Христа; семя нового человека всевается в нас.

- В Евангелии от Марка сказано: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане». Для чего Иисус крестился, ведь креститься приходили евреи для очищения от грехов, а Спаситель был безгрешен?

- Прежде всего, Он показал: всем нужно приходить для этого и то, что делал Иоанн Креститель, - великое дело, великое благо и приносит огромную пользу человеку. Этим Христос показал, что крещение необходимо для каждого человека. Показал Своим примером. Естественно, Он Сам в этом не нуждался, ибо Сам о Себе говорил: «Кто обличит Меня в грехе?» Не сотворил Он греха, и Ему не требовалось омовение.

Есть и другой момент. Когда Христос крестился, то видимым образом Дух Святой сошел на Него. Иоанн Креститель сказал об этом: «На Ком увидишь Духа Божьего, Тот есть Мессия». То есть Спаситель, Христос. В данном случае по человечеству Христа произошло сошествие на Него Духа Святого. То сошествие Святого Духа, что было на учеников в Пятидесятницу, то и здесь совершилось по человечеству Христа. Сам Господь неизменяем, и Он всегда был с Богом Отцом и Духом Святым, но по человечеству это произошло - это то, что мы иногда называем «он в Духе Божием», или приобщение Духу Святому. Серафим Саровский говорил, что необходимость спасения заключается в получении Духа Святого, в приобщении Духу Святому. Христос по человечности получил Духа Святого. Это факт, который был зафиксирован даже видимым образом: Дух Святой сошел на Него в виде голубя.

- В Евангелии от Марка также сказано:«Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». Почему после крещения понадобилось немедленно пройти искушение? Нам, обычным людям, тоже предстоят искушения после принятия Таинств?

- Этим Господь показал то, что мы не видим, не чувствуем и не понимаем, но что является чрезвычайно важным для человеческой жизни. Обратите внимание: к Причастию мы еще все-таки готовимся, а причастились - и как будто все достигнуто и нам больше не нужно трудиться. Забываем о том, что получаем Духа Святого, чтобы приобщиться Христу полноценно, чтобы Он стал содержанием нашей жизни, и мы особенно должны быть внимательными, должны особенно приложить усилия для того, чтобы не утратить Духа Святого. Как это достигается, Христос показал: достигается подвигом. Потому Он и ушел в пустыню.

Второй момент: Господь пришел для великого дела. Своим уходом в пустыню Христос показал, что перед каждым делом, ответственным делом, а особенно таким, которое называется благовестием (Господь потом вышел проповедовать), требуется от человека подготовка и души, и тела. В евангельском рассказе, когда отец бесноватого сына говорит: «Верую, Господи! Помоги моему неверию», - Господь отвечал Своим ученикам, которые недоумевали, почему они не могли исцелить: «Сей род (бесы) изгоняется только молитвою и постом». Слова молитвы мы еще можем пролепетать, записочки можем подавать, можем обращаться к тому и другому: «Просим Ваших святых молитв», - но забыли, что требуется еще подвиг от человека, тогда только совершается то, к чему мы идем. Необходима целостная подготовка: не с одной только молитвою, а с молитвою и постом.

 

Ведущий: Сергей Юргин
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать