Встреча митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна с участниками форума «Молодое дело»

4 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Форум «Молодое дело» имеет возможность уже в четвертый раз собрать молодежь из различных городов. И сейчас здесь представлены такие города, как Воронеж, Липецк, Льгов, Курск, Курчатов, Белгород, Старый Оскол (вся Белгородская область), Москва. Наш форум «Молодое дело» ведет свое начало с 2012 года, и, конечно, самая главная его часть – образовательная. Сюда приезжают ребята действительно ищущие, неравнодушные, которые хотят не только что-то услышать, но и (так как форум – это открытая площадка) могут поделиться своим опытом церковной жизни.

– Само название «форум» – это название площади в Риме, где объявляли царские указы и давали направление каким-либо действиям общественной жизни, государственной жизни; в дальнейшем это становилось неким обычаем, законом и развивалось как от демократических начал, так и от противоположных – если говорить об обществе,  до диктаторских начал. Поэтому очень важно определить содержание нашей встречи. И мне кажется, было бы правильным, если бы мы, не мудрствуя лукаво, просто обратились к тому, что здесь написано. Сказано: «Вы – соль земли, вы – свет мира». И еще сказано, что «светильник для тела есть око».

Начнем с того, к чему нас призывает Господь: быть солью земли. Соль, как известно, обладает следующими качествами: она сохраняет продукты от порчи (поэтому мы заготавливаем на зиму соленья); соль очищает (я еще застал такие утюги, в которые закладывали угли; когда гладили, к ним что-нибудь да прилипало; и вот чтобы это очищать, брали соль, она все чистила). Соль также придает всему вкус. Вот три качества, которые мы с вами должны иметь в виду, когда говорим о том, что христиане – это соль земли.

Во-первых, мы должны сохранить веру, которую нам передали апостолы, святые отцы, мученики, исповедники. Мы с вами должны постоянно очищать веру от тех ересей, которые бушуют в этом мире, от заблуждений, расколов. И мы, наконец, должны давать христианскую оценку всему происходящему. Именно христианскую, не какую-нибудь политически ангажированную, а именно ту, которая содержится в Евангелии. Поэтому для того, чтобы оценить то или иное явление, мы должны иметь... как здесь сказано: «Светильник для тела есть око». Если око ваше темное, то ваша душа и ваши дела тоже темные. И ваши оценки такие же. Потому очень важно понять, что для христианина внутреннее состояние души является тем пространством, где мы встречаемся с Богом.

И если наша душа занята какой-то ложью, ненавистью, обидами, там просто нет места для Бога и все наши оценки исходят из наших обид, потому что мы меряем происходящее тем, что имеем внутри. Если же в душе у человека радость, как была у преподобного Серафима Саровского, который встречал каждого человека словами «Радость моя, Христос воскресе!», если душа с Богом, то и око чисто, и все, что воспринимает человек, это действительно светлый взгляд. Потому что на самом деле мы с вами видим не хрусталиком, хрусталик – это инструмент, через который проникает свет. Мы видим нашим умом. Дети до какого-то времени молчат. Когда младенцы рождаются, идет процесс созидания образов, знакомства с этим миром. Эти образы в дальнейшем сопровождают нас.

Важно, чтобы христианин с самых первых шагов в Церкви научился правильно воспринимать те образы и те понятия, которые дает Церковь. Очень важно, чтобы за внешними действиями, которые совершаются в Церкви, мы видели духовный смысл происходящего. Потому что если человек начинает воспринимать только внешнюю сторону Церкви, он впадает в обрядоверие. Он не понимает, для чего совершаются таинства, а просто механически в них участвует. Но человек должен духовно трудиться и приглашать Бога, чтобы Он посетил его душу. А это можно сделать только в случае, когда человек молится, потому что когда мы молимся, мы разговариваем с Богом. Не случайно мы повторяем те молитвы, которые были даны нам святыми отцами. Потому что молитва – это некий путь к Богу. Отцы и святые через свои подвиги пришли к познанию Бога, созерцанию Бога и оставили нам этот путь. Поэтому мы молимся словами, которые они нам заповедовали. Но есть, например, молитва Оптинских старцев, которая звучит на русском языке особо. И человек, если впервые слышит ее, поражается. Я очень часто наблюдал, как человек, который слышит молитву Оптинских старцев, удивляется: «А что это такое?» Когда говоришь ему, что это молитва, он вдруг спрашивает: «Почему она такая понятная, простая?» Потому что слова, которые в ней, очень доступны для начинающего человека, и человек воспринимает их радостно, во всей полноте.

Когда мы говорим о том, чтобы христиане имели свой взгляд, именно христианский взгляд на все происходящее, это очень важно в нашем мире. Потому что наш мир наполнен страхами. Посмотрите, что сейчас происходит: все боятся терроризма, все переживают за судьбу своих близких. В России сейчас страх, чтобы в будущем не случилось ничего плохого, лишь бы сохранить то, что мы имеем. И постепенно люди теряют надежду. Страх убивает надежду. А человек не может жить без надежды. И эта безнадежность проявляется в том, что человек перестает верить, у него пропадает доверие к ближнему. В конце концов это приводит к тому, что он теряет всякую уверенность в себе самом и в других людях. Страшное состояние – безнадежность: человек не надеется ни на Бога, ни на себя, он безотчетно боится потерять то, что, собственно говоря, и не имеет; просто этот страх присутствует в нем.

В сегодняшние дни нам важно, чтобы особенно вы, молодые люди, всегда дарили бы надежду христианской любви всем, кто с вами общается. Когда люди будут видеть, что вроде молодой человек, а не боится, смотрит в будущее с надеждой на Бога, с любовью к ближним, – это совершенно другое состояние, совершенно другое ощущение жизни.

Мне приходится часто встречаться с тем, что люди хлопочут о своем быте и порой совершенно не осознают, для чего нужна церковь. Неужели она нужна для того, чтобы люди приходили к священнику и просили благословить продать дом или купить квартиру либо чтобы удачно съездить на рынок и продать то, что сделали; что-то еще в этом духе… Ведь церковь – это дом Божий, дом молитвы. И главное предназначение церкви – передать опыт богообщения, научить людей общаться с Богом. Это путь молитвы, который дан нам святыми отцами.

Но что происходит в нашем мире? На Церковь сейчас смотрят как на институт социальной помощи, считают, что она должна заниматься проблемными людьми: наркоманами, алкоголиками. Это совершенно правильно, мы должны оказывать милосердие. Но все больше и больше люди забывают, что Главой Церкви является Сам Христос, что мы – тело Церкви и Церковь – это богочеловеческий организм. Но это тело созидается из нашей веры, потому что именно на вере основана Церковь; невозможно без веры угодить Богу, невозможно без веры совершить благое дело, потому что только вера и богообщение открывают христианину возможность общаться с небом. Но это общение с небом заменяется сегодня какими-то земными попечениями, и очень часто люди все больше и больше заботятся только о земном и забывают о том, что главная задача – это создание евхаристической общины, совершение таинства Евхаристии, когда Христос приходит в душу человека.

Мы говорим о чем угодно, только не о Христе. Мы говорим о наступлении тяжелых времен, об антихристе, начинаются разговоры о том, что вот он рядом. Вспоминаю 90-е годы, когда ввели индивидуальную налоговую норму – ИНН. Какая тогда поднялась буча! Все вдруг стали говорить, что теперь имена людей заменят на какие-то номера в налоговых ведомостях. Даже придумали такой термин – «предпечать антихриста». Я до сих пор не понимаю, что такое «предпечать». Печать или есть, или ее нет, а что такое предпечать? Даже слова непонятные, зато как они звучат! Предпечать – все думают: «Ого, за этим что-то стоит!» И люди, совершенно скованные страхом, что вот-вот наступит это страшное время, не говорили о Христе. Они забыли о Христе, забыли о милосердии, все начали  готовиться. Это как в Послании к Фессалоникийцам апостол Павел говорит о том, что люди перестали жениться, выходить замуж, они все стали готовиться к тому, что вот-вот будет Второе Пришествие, и перестали жить. Почему? Потому что опять страх. Это страх, который отнимает у людей надежду. Это страх, который сковывает, и в этом страхе нет Христа.

Ницше дал очень неприятное определение христианства, сказал, что христианство безрадостное, серое. Это ложь. Но это ложь, которая родилась из-за того, что многие воспринимают христианство как некое постоянное уныние и страх что-либо потерять, страх того, что завтра что-либо свершится. И надо сегодня к этому приготовиться. Но если мы вспомним слова Христа, что без воли Божией и волос не упадет с нашей головы, тогда мы поймем, что если мы со Христом, то нами не может обладать этот страх, который разрушает нас, делает неспособными жить, любить и радоваться. И в сегодняшней жизни мы должны осознавать свою миссию надежды, мы должны возвращать людям надежду, несмотря ни на какие испытания.

Посмотрите, какие разделения происходят в нашем мире: православные народы враждуют между собой, братоубийственная война идет на Украине, – это страшное состояние. И люди и с одной, и с другой стороны молятся, обращаясь ко Христу, называя себя христианами, православными христианами. И только Церковь возвышается над этим разделением. Только Церковь пытается примирить их, сдержать страшные действия этого братоубийственного кровопролития. Откуда оно явилось? Ведь дьявол разделяет людей, но он действует там, где нет любви. Где пустое место, туда он устремляется. Ведь Бог не сотворил зла, поэтому зло всегда паразитирует на добре, пытаясь прилепиться к чему-нибудь. Или же, как сказал Христос, когда бес изгоняется из души, а душа не наполняется благодатью Божией, то этот демон берет с собой еще своих друзей и уже возвращается в нее не один. Вот так происходит с людьми, когда их души опустошаются и не наполняются благодатью Божией.

Когда сегодня молодые люди через слово, через помощь другим людям будут дарить надежду и просто своим образом мысли, жизни возбуждать эту потерянную надежду, возвращать ее людям, тогда эта миссия надежды возродит души очень многих людей. И задача форума, как мне кажется, научить людей преодолевать страхи и возвращать им христианскую надежду. Самую великую надежду дал нам Христос Своим боговоплощением, и вся история человечества двигалась ко времени Рождества Христова. Это пик человеческой истории. Мы с вами живем в эпоху, когда история идет, если можно так сказать, под откос. И это тоже надо осознавать. Потому что мы идем ко Второму Пришествию Христа. Мы прошли этот пик Рождества Христова, но от нас зависит: на нашем веку совершится это Второе Пришествие Христа или же мы – своей любовью, своей христианской надеждой отодвинем это и оно произойдет уже в другом земном времени. Все зависит от нас. Это так называемая условная эсхатология, которая есть в Священном Писании. Эсхатология – это учение о последних временах и Втором Пришествии.

Нам с вами в этом мире нужно преодолеть страхи отчуждения. Что сейчас пытаются сделать? Разделить иерархию от простых миллиардов и сделать все, для того чтобы посеять какое-то отчуждение, подозрительность, опять-таки страхи: вот, там что-то происходит не так, что-то задумали, может быть, это заговоры, может быть, все католиками стали или что-нибудь еще в таком духе. Или же: всё, продались за материальные блага нечистой силе и так далее. Эти страхи разделения тоже присутствуют в нашем мире. Но так было всегда. Сейчас они усиливаются, и понятно почему. Как только Церковь возродилась в России, преодолела отчуждение, вышла за церковную ограду – начались новые испытания, новые вызовы. И мы должны об этом помнить. «Поражу пастыря – и разбегутся овцы». Это тоже страхи, которые живут, и их нужно отгонять, нужно возвращать надежду христианского бытия и любви.

В нашем мире нам по большому счету бояться нечего. Я прожил уже достаточно, мне 57 лет, и уже можно оглянуться на полвека назад и посмотреть, как было там. Конечно, прошлое кажется «золотым веком», там есть интересные детали личной истории. Вообще вся история складывается из личных историй. По своей светской специальности я историк, этнограф, но я не знаю, что такое история народа. Я знаю историю людей, которые жили вместе, истории личностей, истории семей, и из этих историй семей складывалась ткань. Но это были личные истории, потому что у нас личное общение с Богом, личное принятие решений, личный выбор. И надо всегда помнить об этом. Когда оглядываешься в прошлое, видишь: нас всех хотели обобществить, сказать: «Ребята, ну, у вас нет личных историй. У нас сложилась историческая общность – советский народ». Что такое советский народ, тоже непонятно... Но говорят: «Сложилась – и все. Вы теперь будете советским народом. Личной истории у вас нет».

Вся история начиналась с 1917 года, с революции. До этого была как бы предыстория, как «предпечать». Это ничего, что до этого были тысячелетия, главное – это 1917 год. И эта ложь настолько впитывалась, что люди боялись расстаться с ней. Вот в чем дело. Это как евреи, которые боялись выйти из Египта, потому что им хотелось вкусно есть, так что даже рабство они воспринимали как благо. Они боялись потерять то, что имели, у них не было никакой надежды. «Куда ты нас зовешь? Зачем ты нас зовешь? Нам тут хорошо». Моисей говорит: «Но вас же тут бьют, за людей не считают. Вас же тут уничтожают». А они говорят: «Ничего. Зато нам дают похлебку, хлеб». Вот к чему приводит безнадежность.

Нам сегодня очень важно, чтобы христиане оставались солью земли, чтобы они не теряли надежду и всему происходящему давали свою оценку. И эта оценка должна быть христианским взглядом любви. Очень сложно. Но если вы сами проделаете путь духовного осознания и познания Бога, принятия Его в свою душу, то это обязательно случится.

Теперь я хотел бы ответить на ваши вопросы.

(Ответы на вопросы от участников форума)

– Сейчас в Церкви ведется активная работа с молодежью, катехизация. Какова роль молодежи внутри Церкви и какими качествами должен обладать такой молодой человек?

– Очень часто мы пользуемся некими шаблонами, которые приводят нас в недоуменные ситуации. Какие-то стандарты, клише, заученные формулы объяснения веры, если сказаны без души, а просто по учебнику, никаких результатов не дают. Поэтому надо полюбить человека, как самого себя, а это значит – постараться увидеть в нем тот интерес, который в нем есть. И этот интерес попытаться сделать некой площадкой для диалога, а потом уже развивать все это дальше.

– На данный момент в русском сегменте Интернета, в таких социальных сетях, как «ВКонтакте», «Ютуб», в противовес православным собраниям, группам и форумам достаточно много негатива в адрес православия как от взрослых людей, так и от молодежи. Скажите, пожалуйста, в чем причина этого негатива?

– Прежде всего причина в том, что сами приходы уделяют мало внимания (естественно, настоятели этих приходов) работе с молодежью. Ведь очень часто бывает так, что человек приходит в храм и чувствует себя ненужным, невостребованным. И эта невостребованность никак не объяснима. Вместо того чтобы дать молодым людям какое-то миссионерское поручение на приходе, о них забывают. Тогда они становятся легкой добычей и сектантов, и различных людей, активно работающих против Церкви.

Мы же говорили о том, что христиане – «соль земли» и что необходим наш христианский взгляд на все происходящее, вот и нужно ответить на эти вызовы Церкви. Но отвечать нужно квалифицированно, ни в коем случае никого не оскорблять, а делать это тактично.

– Стоит ли священству иметь страницы в соцсетях и участвовать в интеллектуальных дебатах?

– Как пишет апостол Павел: «Пища не отдаляет и не приближает к Богу. Но если я ем мясо и это соблазняет моего ближнего, да не буду мяса есть вовек». Священнику важно знать и соблюдать некую границу дозволенного, участвуя в соцсетях. Это должен быть, как мне кажется, внутренний рубеж. У нас есть «аэромонахи» – те, которые любят путешествовать, а теперь есть «интермонахи». Читаешь их объявления: «Принимаю исповедь через Интернет». Для меня это совершенно непонятно, и я считаю, что канонически это преступная вещь. Как ты можешь принять исповедь через Интернет? Ведь ты должен общаться, ты можешь наставить (как, например, Феофан Затворник писал письма), но не можешь прочитать разрешительную молитву через Интернет.

Когда я рукополагал отца Петра, я возлагал руки, и в рукоположении участвовало все: и молитва, и даже мое бренное тело. То же самое происходит на исповеди. Когда священник, благословляя, прикасается руками через епитрахиль, этим самым прощаются грехи. Прощаются они благодатью Божьей, но носитель этой благодати – священник. А как ты прикоснешься через Интернет? Только через какого-то дрона? Сейчас ведь есть такие аппараты для дистанционных медицинских операций, вроде аппарата da Vinci, когда сложные операции делают по Интернету. Но это совершенно другая сфера.

– Среди наших участников Дмитрий из Липецка. Совсем недавно ему удалось на законных основаниях добиться того, что в Липецке запретили проводить языческий праздник индуистской направленности, так называемый Холи, когда обсыпаются краской и так далее. На него потом в Интернете вылилось столько грязи… Многие, в том числе и православные, говорят: «Зачем поднимать эту бучу? Ну, провели бы они...» Как Вы думаете, стоит высказывать мнение по такому поводу? Или все-таки пусть проводят?

– Если мы, христиане, не будем высказывать свое мнение по поводу происходящих событий, то тем самым будем предавать Христа. Высказываетесь – и правильно делаете.

– В следующем году будет религиозное празднество по поводу страданий святых царственных мучеников. Будет ли митрополия участвовать, содействовать этому, как-то помогать молодежи?

– Нам очень важно понять весь трагизм столетнего развития событий. Ведь расстреливали уже не царя. Как царь он уже отрекся от престола. Расстреливали символ православной России. Помимо того, что Николай Александрович был самодержцем, он еще фактически был главой Русской Православной Церкви. Ведь по высочайшему указу назначались епископы: решал Синод, но утверждал царь. Очень важно, что царь как самодержец отрекается от престола в пользу своего брата Михаила; Михаил говорит о том, что он передает на какое-то время власть Временному правительству, задача которого – собрать Учредительное собрание, чтобы оно по примеру Земского собора 1613 года определило, каким путем должна развиваться Россия. То есть был четкий план того, как необходимо действовать. Когда произошел большевистский переворот, то первое, что сделали большевики, – разогнали Учредительное собрание и затем расстреляли царскую семью. Царя уже расстреливали как помазанника Божия – это очень важно понять. Это уже не политическая акция, а наступление на православие и преступление против помазанника Божия. Поэтому мы говорим о царе как о страстотерпце. Конечно же, когда мы почитаем его, молимся, то прежде всего молимся, чтобы он предстательствовал о защите нашей Церкви. Вот в чем смысл наших молитв и нашего предстояния перед царственными мучениками.

– Когда только начались страсти по поводу  «Кода да Винчи», первое желание было прочитать эту книгу, а уж какое впечатление кто составит, это уже зависит от воспитания. Я еще не смотрела фильм «Матильда»...

– Он еще не вышел. Все судят, а как можно судить о том, что ты не видел? Это нечестно. Это напоминает мне ситуацию, когда осуждали Бориса Пастернака: «Я Пастернака не читал, но я против него, потому что так сказала партия». Вы понимаете?.. И это пытаются выдать так, как будто это мнение Православной Церкви. На самом деле это люди, которые дискредитируют Церковь. Если ты чего-то не видел, нельзя судить об этом, рвать на себе рубаху и кричать: «Православие или смерть!» А никакой угрозы-то нет. Вот это те страхи, о которых я говорил. Они постоянно обладают людьми, и люди начинают жить в придуманном мире.

– Может быть, нужно тоже распустить по соцсетям какое-то авторитетное мнение или выпустить какие-то листовки? Под авторитетным мнением я имею в виду мнение духовенства.

– Если мы не видели фильм, то что мы скажем по этому поводу? Владыка Иларион видел и сказал, что это пошло.

– Я имела в виду не только именно это произведение. Ведь есть очень много экранизаций таких произведений, как «Анна Каренина» или «Гроза», которые сильно опошляются. А так как большинство молодежи, в принципе, не читает эти произведения (так, как их читали наши поколения), то, может быть, стоит вслед за такими произведениями отправлять в соцсети какие-то авторитетные мнения?

– Не навязывать оценки, а просто сказать: обратите внимание вот на это. А что касается прочтения тех или иных произведений, то сейчас восприятие совершенно изменилось. Сколько лет было Анне Карениной? Кто помнит?

– Голос из зала: «Двадцать шесть».

– А Каренину, которого называют в романе стариком? Сорок восемь. Вы представляете сейчас такое: старик Каренин – 48 лет. Господи, помилуй! А я-то тогда кто? Все изменилось. Восприятие изменилось. Увеличилась продолжительность человеческой жизни, когда средняя цифра достигает у женщин почти 80 лет, а у мужчин 75.  У нас, по-моему, даже 60 не достигает, 58 или 59 у мужчин, у женщин – 62 или 63. И, конечно, меняется само восприятие произведений.

Но для меня важным критерием истинности того или иного произведения (то, что мы называем классикой) является желание снова его перечитать, как, например, Достоевского. Для того чтобы восстановить свои силы, я очень люблю перечитывать «Евгения Онегина». Читаю и каждый раз нахожу какие-то новые детали. И для меня это становится  потребностью. Или из современных авторов – неисторический роман Евгения Водолазкина «Лавр», действие которого развивается в различных исторических контекстах, просто потрясающий. Также последний его роман «Авиатор». Если будет возможность, почитайте. Поэтому я не могу строго сказать, например, что кто-то неправильно прочитал Достоевского, поставив его таким образом.

– Возможно ли расторжение венчания, если муж и жена развелись?

– Существуют канонические правила снятия церковного благословения с брака. Эти канонические правила определены Соборами и правилами святых отцов. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов определил поводы для снятия церковного благословения с брака. Первое – это угроза жизни одного из супругов, если кто-либо подвергался угрозе в состоянии психического расстройства, под действием алкоголя и так далее. Второе – супружеская измена. Третье – неспособность одного из супругов вести супружескую жизнь, имеется в виду, когда человек попадает в психическую лечебницу и уже неизлечим. Тогда совершается снятие церковного благословения.

Если же супруги развелись с формулировкой «не сошлись характерами», это не принимается к рассмотрению как повод для снятия церковного благословения. И даже если они не живут вместе десять-двадцать лет, Церковь все равно не снимает церковного благословения, потому что нет канонических поводов для такого действия.

– Чаще всего для спасения души человека советуют избрать путь монашества или путь семьи. Но существует и такое мнение, что есть средний путь спасения. Мне интересно, как Вы относитесь к этому среднему пути спасения? Не расслабляет ли он человека, потому что человек и не там, и не там. Захочет – займется каким-то своим делом, захочет – займется благотворительностью. Как Вы думаете, как лучше человеку определиться? И в связи с этим второй вопрос – как, собственно, определиться человеку в том, как ему жить?

– Святитель Иннокентий (Вениаминов) написал замечательный небольшой труд «Указания пути в Царствие Небесное». Там он очень интересно рассуждает, как мы обретаем этот путь, каковы критерии обретения пути? Когда перед нашими семинаристами стоит вопрос о выборе или монашеского пути, или же семейной жизни, то человек прежде всего идет к духовнику, который знает его. Почему к духовнику? Потому что порой нам не видно то, что мы носим в себе. Не случайно в Великом посту мы молимся, повторяя слова молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения». Если ты своих грехов не видишь, то не можешь определиться, куда тебе, собственно говоря, идти. Бывают ошибки, когда люди принимают монашество и не могут потом нести этот крест. Но бывает и наоборот: люди женятся, но не могут создать нормальной семьи. Бывает так, что разводы случаются, к сожалению, и в священнических семьях.

Мне кажется, сейчас людям особенно трудно в духовном определении, потому что слишком много соблазнов и слишком много советчиков. И здесь нельзя ни в коем случае торопиться, нельзя пытаться по книжкам вычислить свой путь. Так бывает, что студенты медицинского института, читая книжки, находят у себя все болезни, потому что они сами себя оценивают. То же самое в духовной жизни: если только читаешь книжки, даже самые правильные, и начинаешь их примерять на себя, то неизвестно куда уйдешь. Поэтому здесь важную и определяющую роль играют духовники. Знаю это по себе. В моей жизни были, как я считаю, выдающиеся духовники, которые, пройдя очень тернистый жизненный путь (многие из них преодолели советские лагеря), сохранили  всепоглощающую любовь, которую дарили людям. Через эту любовь я познавал себя. Но общаясь с духовником. Ни в коем случае нельзя замыкаться в себе, чтобы не стать тем студентом медицинского факультета, который нашел в себе все болезни.

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы