Воскресные беседы (Алма-Ата). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

19 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Воскресные беседы с епископом Каскеленским Геннадием.

20 ноября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил свое 70-летие со дня рождения. Вообще памятные даты в жизни Святейшего Патриарха важны для всей Церкви. Ежегодно во всех храмах Русской Православной Церкви за особыми молебнами мы испрашиваем здравия в день тезоименитства Святейшего Патриарха. Это день 24 мая, день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян, и день интронизации Святейшего Патриарха, когда он был возведен на патриаршество, то есть 1 февраля.

Людям, далеким от Церкви, может быть непонятна такая практика. Ну какое дело до личных праздников Святейшего Патриарха простым священникам и мирянам в разных городах и странах? Тем не менее эти знаменательные для Святейшего Патриарха дни, повторюсь, важны для всей Церкви по одной очень простой причине. Дело в том, что личность и служение Святейшего Патриарха являются олицетворением и в некотором смысле гарантией нашего церковного  единства, единства всей Русской Православной Церкви. Мы знаем о том, что церковная  жизнь регулируется особыми правилами. Вот в государстве есть Конституция – Основной Закон. И такая же конституция, такой же корпус законодательных документов есть и в Церкви. Но очень важным документом, который регулирует жизнь Церкви, своего рода конституцией церковной жизни, является так называемый свод апостольских правил. Само название говорит о том, что правила эти восходят к глубокой древности, к апостольским временам, к первым столетиям существования Христовой Церкви. И вот 34-е правило святых апостолов гласит (каждый студент семинарии должен наизусть знать это правило, каждый священник должен знать это правило): епископам всякого народа подобает знать первого в них и признавать его как главу и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения.

Итак, это важнейшее правило. У него два аспекта. Первый: любой народ имеет право на самостоятельную Церковь. Отметим, что  мера самостоятельности может быть разной. Церковь может быть абсолютно  самостоятельной, Автокефальной, каковой являются Русская, Константинопольская, Сербская и другие Церкви. Может быть самостоятельность с широкими правами самоуправления, каковой является Украинская Православная Церковь в составе Московского Патриархата. Церковь может быть автономной, но во главе самостоятельной Церкви в любом случае находится не коллегиальный орган, как в общественной организации, а стоит предстоятель – первый среди равных ему епископов. Он может носить сан митрополита, а может носить сан Патриарха. Все остальные епископы признают предстоятеля как своего главу.

И вот сегодня Патриарх Русской Православной Церкви олицетворяет церковное единство верующих, которые объединены в 293 епархии и посещают 35 тысяч храмов. В нашей Церкви более 40 тысяч священников и дьяконов, 455 мужских монастырей и 471– женский. Но отметим: если взять всю мировую географию, то вне территорий бывшего Советского Союза, в странах дальнего зарубежья, почти 900 приходов Русской Православной Церкви, 56 монастырей. И вот представьте себе, что прихожанин любого почти из этих 40 тысяч храмов, священник любого из этих храмов в любом другом таком же храме, на любом приходе чувствует себя абсолютно свободно, может совершать церковные таинства, службы, может молиться. Наше единство – это залог мира, взаимопомощи. Это побуждение к совместным делам, это сила общего свидетельства о святом православии, это совместная молитва. И вот всю эту общность олицетворяет Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх представляет свою паству перед лицом власть имущих, перед лидерами разных стран, общественных организаций, главами правительств, перед руководителями других религиозных конфессий, перед лидерами других религий, выражает позицию Русской Православной Церкви по важнейшим актуальным, злободневным вопросам.

Наш нынешний Святейший Патриарх Кирилл – уже шестнадцатый по счету русский патриарх. Конечно, если сравнить с другими древними Православными Церквами, у нас не такая большая история самостоятельной Церкви. Вот, скажем, Константинопольский Патриарх Варфоломей по счету уже 232-й, а Иерусалимский Патриарх Феофил – 141-й. Наш Святейший – шестнадцатый. Патриаршество в Русской Православной Церкви было установлено в конце ХХVI столетия, точнее – в 1589 году.  Правда, до этого дня в течение ста лет Русская Церковь была полностью независимой, но во главе ее стоял не патриарх, а митрополит. А еще раньше Русская Церковь была в составе Константинопольского Патриархата как Киевская митрополия. В храме, скажем, во времена жизни преподобного Сергия Радонежского можно было услышать, как за каждым богослужением поминалось имя патриарха Константинопольского.

Мы помним, что в течение двухсот лет, во времена империи, с 1700 до 1917 года, патриарха в Русской Православной Церкви не было. Вот тогда действительно во главе Церкви стоял коллегиальный орган Святейший Синод, а практически управлял Церковью император. Очень резко о подобной практике выскажется на Поместном Соборе  1917 года, который восстановит патриаршую власть, наш замечательный догматист, историк, русский новомученик архиепископ Иларион (Троицкий). Он скажет так: святотатственная рука нечестивого императора Петра свела первосвятителя российского с его векового места в Успенском соборе. И вот Собор 1917 года избрал своего предстоятеля, и первый предстоятель нашей Церкви в ХХ веке Святейший патриарх Тихон, исповедник, вошел в историю как праведный и мужественный человек, который пытался остановить кровопролитную Гражданскую войну, за что от большевистской власти получил клеймо – «враг народа номер один». После его безвременной кончины в 1925 году патриарха в Русской Церкви опять не было до 1944 года. В период войны правительство Сталина слегка потеплело в отношении  к Русской Церкви, снова был избран патриарх.

Нынешний Святейший Патриарх Кирилл – пятый в период послевоенного времени. Родился он через год после окончания Великой Отечественной войны в Ленинграде в семье инженера-механика Михаила Васильевича, который уже на следующий год после рождения сына станет священником и долго будет служить в городе на Неве. Это знаменитый священник, любимый паствой Петербурга (Ленинграда). А вот дед будущего патриарха протоиерей Василий останется в нашей памяти как выдающийся исповедник веры Христовой. В самые скорбные годы он прошел 47 тюрем и 7 лагерей, 30 лет находился в заключении и ссылках, был одним из первых узников знаменитого Соловецкого лагеря и перед смертью наставлял своих внуков замечательными словами: никогда ничего не бойтесь.

В крещении будущий Святейший Патриарх Кирилл был наречен Владимиром. И это тоже промыслительно: именно ему в 2015 году выпало возглавить исторический юбилей, празднование тысячелетия преставления святого благоверного князя Владимира, открыть потом памятник князю Владимиру в центре Москвы. Монашеский постриг принят с именем Кирилл в 23-летнем возрасте в Петербурге, и это тоже знаменательно: имя Кирилл в честь  славянского просветителя послужило знаком его особого призвания к миссионерскому, просветительскому служению, к этим трудам, которым он посвятил всю свою жизнь. В школе будущий Патриарх, мы знаем, увлекался физикой, геологией, и сегодня многих ученых поражает иногда его осведомленность в этих науках. Но в то суровое время, когда о Церкви старались публично не говорить, он понимал, что быть священником важнее и нужнее для народа, для православной паствы, чем быть ученым- геологом.

В течение десяти лет, с 1974 по 1984 год, будущий Патриарх был ректором Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Я родился и вырос в Петербурге и уже застал время ректорства тогда архиепископа Выборгского Кирилла. Поразительно, но духовная академия в те времена в городе, который  был скован ледяными оковами атеизма, безбожия,  стала мощным центром христианского образования. Благодаря личности молодого ректора лучшие люди (в том числе профессора зарубежья) привлекались к преподаванию. Приходилось бороться за каждого абитуриента, поступающего в семинарию, академию.

Конечно, власти не могли долго терпеть в городе такого деятельного архипастыря, ректора. И вот как раз в те годы, когда Управление Комитета государственной безопасности по Ленинграду и области возглавил пресловутый Олег Калугин, который потом, во время перестройки, предаст всех и вся и свой век будет бесславно доживать в Соединенных Штатах Америки, репрессивные органы оказали давление на церковную власть. Владыка Кирилл отправится возрождать церковную жизнь в Смоленске и Калининграде. В 1989 году он стал председателем Отдела внешнецерковных сношений. В конце восьмидесятых и начале девяностых, наверное, не было в нашей Церкви ни одного значимого проекта просветительской, миссионерской направленности, который либо не был бы непосредственно инициирован будущим Патриархом, либо в котором Святейший Патриарх не принимал бы самого активного участия.

Мы, наверное, не сомневались в том, что после кончины предшественника Святейшего патриарха Алексия II именно митрополит Кирилл станет нашим будущим Патриархом. Интронизация его произошла зимой 2009 года. И конечно, в эти дни, памятные для Святейшего Патриарха Кирилла, вся наша Церковь едиными устами, единым сердцем молится о том, чтобы Всемилостивый Господь даровал ему здравия, успехов в его служении на многая и благая лета.

Записала Елена Тимофеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 05 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать