Великий пост. Урок 1

24 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

Жизнь христианина немыслима без подвига, без тех трудов и усилий, которые совершаются ради избавления от страстей, обретения добродетелей, продвижения по пути спасения. Жизнь христианина немыслима без аскетики, которая, по слову нашего сегодняшнего гостя протоиерея Артемия Владимирова, есть наука о страстях и практика их истребления с помощью собственных бессильных усилий и всемогущей Божественной благодати. Особое место в этих подвижнических усилиях занимает пост. Он является одним из самых действенных орудий в духовной борьбе. Об этом мы и будем говорить с отцом Артемием на наших великопостных, аскетических беседах. И начнем этот разговор с того, почему же так важно иметь об аскетике правильное представление и уметь правильно совершать аскетическое делание. Пояснить это нетрудно на таком примере. Допустим, устав от малоподвижного образа жизни, мы отправились в тренажерный зал, чтобы заняться там аскетикой или, иначе, атлетикой или просто физическими упражнениями. С чего мы начнем? К какому тренажеру подойдем в первую очередь, к какому – в последнюю? Сколько времени будем шагать по беговой дорожке или тренироваться на силовых тренажерах? При какой нагрузке? Неизвестно! Именно поэтому новичку первое занятие советуют проводить с тренером. Вот и в духовной аскетике – без наставлений и подсказок опытных людей нам также не обойтись. На сегодняшнем уроке отец Артемий расскажет не только о необходимости аскетики, но и о том, кто в этом делании может стать для нас тренером и что требуется от нас самих, чтобы приступать к таким занятиям.

Рассказывает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов, член Союза писателей России.

Существует такое представление, что аскетика – наука о страстях, о познании самого себя в свете Божьей благодати и одновременно искусство, практика искоренения мучающих нас и чуждых нам страстей – это для немногих, это что-то элитарное, что-то эксклюзивное. «Ой, я этим не интересуюсь! – скажет какой-нибудь крещеный человек. – Это не для меня, я больше люблю читать отвлеченные богословские исследования». Большое, мои друзья, заблуждение! Вечная участь нашей собственной души, личности зависит от меры очищения сердца, а сердце – вместилище не только благих, светлых желаний, чаяний, побуждений, но и скрывающихся от нашего взора гордости и тщеславия, гнева и сребролюбия, блуда и чревоугодия, уныния и печали, этих страстей, которые своими корешками сидят в глубине нашей природы. Как можно почитать для себя делом пустячным, ненужным выкорчевывание этих смертельно опасных корешков? Оставьте ваш сердечный огород без внимания и попечения – и вы через неделю его не узнаете, все зарастет чертополохом, вырастет такой борщевик, прикоснуться к которому уже будет смертельно опасно!

Вот почему о борьбе с самим собою говорит Господь: «Употребляющий усилие над собою входит в Царствие Небесное». Царствие Небесное с усилием берется и водворяется в чертоге человеческой души. «Шесть дней делай дела твои» – сказано в первую очередь о нашем собственном сердце, а вот придет ли день покоя, зависит от того, преуспеем мы в борьбе или нет. Вы помните, как еще Адаму, нашему праотцу, сказал Небесный Отец: «В поте лица твоего будешь вкушать твой хлеб». О чем это сказано? Неужели только о хлеборобах и земледельцах? Да нет же. В первую очередь об очищении души от страстей. «Никто, – по слову Исаака Сириянина, – не восходил на небо, живя прохладно (то есть потакая своеволию, капризам, страстным желаниям своей души), но путь на небо есть ежедневный крест». «А земля в ответ на твои потуги и труды произрастит тебе тернии и волчцы», говорит нам Книга Бытия. Не расслабляйся, не почитай себя уже достигшим цели, покуда душа в теле. Оставишь свой земельный надел сердечный без внимания, встанешь утром, а там проросли ядовитые произрастания: тщеславие, мнительность, обидчивость, рассеянность, забывчивость, непримиренность, неудовлетворенность, уныние, ропот…

Вот почему аскетика есть наука из наук. Первый раз – в первый класс! Все мы дружно должны выйти на это поле. Солнце уже высоко, плантации не обработаны, «американский колорадский жук», к сожалению, уже сел на наши сердечные произрастания. «Вставайте, граф, вас ждут великие дела! Рассвет уже полощется!» Не знаю, какими еще словами, дорогие друзья, убедить вас, что познание самого себя, борьба со страстями, врачевание собственной души есть первостепенная нравственная задача каждого, кто хочет именовать себя хомо сапиенс – «человек разумный». И сейчас мы с вами будем писать наши «мартовские и апрельские тезисы».

С чего начать и чем закончить? Ни один полководец не ведет армию на врага, предварительно не определив диспозицию, не начертав план военных действий. Вот почему и в нашей невидимой брани, в нашем воинском сражении с самим собою должна быть определенная последовательность, ступень от теории к практике. Притом и практика тоже должна осуществляться планомерно, с чувством, с толком, с расстановкой. Но конечно, прежде всего – теория. Она у нас берется не из резервов собственного интеллекта, но представляет собою богооткровенное ведение – библейское, помноженное на труды святых отцов: Антония Великого, проведшего в пустыне пятьдесят лет; Макария Великого, который стяжал смирение, а за ним и любовь, так что и мертвых воскрешал призыванием имени Христова; оптинских старцев XIX – начала XX века, которые замечательной мудростью, смирением, благодушием, радостью принимали измученную либерализмом московскую интеллигенцию, уча их уму-разуму, и возвращали в лоно Церкви ее строптивых сынов.

Итак, есть библейская картина о человеке, разъясненная, растолкованная, разжеванная святыми отцами, древними и последними, так что в призме их созерцания, их литературного наследия мы с вами сумеем, как под увеличительным стеклом, увидеть наши собственные страсти. И при этом не впасть в уныние и отчаяние: «Ой, жизнь моя кончается, сейчас я упаду!», но обрести психологию воина или хирурга, который сам себе делает операцию. Ну а если точнее, Хирургом нашим является Сам Христос Искупитель, а Божественной благодати-уврачевательнице под силу очистить, пересоздать, освятить ученика Христова и из гадкого утенка превратить в белого лебедя! Человеку это невозможно, а Богу – возможно. От нас нужно лишь хотение, желание – как говорили в старину: «Если чего-нибудь захочешь, обязательно достигнешь». А мы добавим – с Божьей помощью!

Итак, с чего же начать? Я думаю с того, чтобы поставить самому себе диагноз, потому что в противном случае попадешь в больницу другого профиля. Зачем тебе в инфекционное отделение, если болят суставы? Если тебя начнут лечить от пневмонии, в то время как ты страдаешь плоскостопием, результат хорошим не будет. Диагноз дарован нам Небесным Хирургом Господом Иисусом Христом. Помните, как Он сказал: если вы злы суще, будучи недобрыми… «Если вы, будучи злыми, умеете добрые деяния свершать вашим детям, неужто Отец Небесный не даст блага просящему у Него?» Так вот мы какие! Помните, какими характеристиками мы награждаем друг друга в лучшие часы нашей жизни: «Иван Иваныч – прекрасный человек, а Иван Никифорович – редкой души человек, а Коробочка – это сплошное умиление, а Собакевич – да лучше его хозяина на Руси не найти!» Все это справедливо, но только в определенном отношении. В глубинах нашей души мы существа падшие. И поэтому если сравним себя с Господом Богом, Спасителем Иисусом Христом, Который есть Солнце, не имеющее ни единого темного пятнышка, то по сравнению с Ним, в лучах Его Благодати, мы просто сгустки тьмы, а совсем не солнечные зайчики.

Остатки человеческого добра, которое в нас, без сомнения, заложено, перемешались, по свидетельству святых отцов, со страстями, которые пышным, буйным цветом расцвели в сердце Адама, едва лишь он нарушил завет любви с Богом. Мы как гнилые корешки, родившиеся от этого, уже захваченного болезнью корня. Мы как грязные потоки, которые вытекли из замутненного устья, поэтому «наше человеческое добро уже потеряло знак качества», как утверждает святитель Игнатий Брянчанинов. Оно уже неудовлетворительно по своим проявлениям. Оно, наше добро, заражено токсинами тщеславия, гордости, иногда похоти, действующих скрыто от самого человека. Итак, давайте поставим себе этот диагноз: «казус морталес» – смертельный случай. Мы существа погибающие, без Господа мы обречены на вечную смерть и душой, и телом. Вот почему Он, Христос Искупитель, пришедший в этот мир мрака как солнце, Свои лучи распространивший по вселенной, наш Спаситель! Ибо Спасителем искренне именует Господа Иисуса Христа только тот, кто считает себя погибшим,– это простая логика.

А если ты себя погибшим вне объятий Иисуса Христа, простертых со Креста, не считаешь, то Он, Господь Иисус Христос, для тебя не Спаситель и ты лукаво еще начнешь искать каких-то других, льстящих твоему самолюбию «спасителей». Кому-то понравился вечно смеющийся Будда, сложивший ступни в позе лотоса, кто-то привлечен проповедью Магомета, огнем и мечом в VI – VII столетиях насаждавшего свое синкретическое, то есть составленное из элементов Ветхого и Нового Завета, каких-то региональных арабских верований учение во вселенной; а кто-то вообще переметнулся умом в Индию, но не как Садко, ехавший за самоцветами, за пряностями и тканями, и не как Афанасий Никитин, который мечтал о том, что народы будут делиться взаимным добром: «Они – кокосом, мы – пенькою». Есть немало людей, которые повредили свое христианское миросозерцание, думают соединить в своем гипофизе Запад и Восток и говорят, что они посещают занятия христианской йоги или христианского дзэна. Опаснее этого нет ничего! Потому что богооткровенное учение Христа Спасителя не терпит смешения, размывания, и мне искренне жаль тех людей, которые Бога во плоти, греша богохульством, осознанно или нет, поставляют наряду с теми, кто говорил много и долго, но в отличие от Христа на Крест не восходил, и смерть Воскресением не победил, и грехов всего человеческого рода Духом Святым не усвоил, Своею Личностью Божественной не вдохнул в падшее человечество инъекции вечной жизни, которая есть благодать Святого Духа.

Итак, признай себя тем, кто ты есть на самом деле: веточкой, отломленной от лозы и обреченной на усыхание; песчинкой, которая не имеет самостоятельных сил к бытию; сиротой, который обречен на страдания вдали от отчего дома; больным пациентом, который нуждается во враче, как цветок – в солнце, рыба – в воде, мясо – в соли, а младенец – в материнском молоке. Вот вам теория, вот вам предисловие, вот вам необходимое вступление, без которого нам плодов аскетического делания не видать как собственных ушей. Потому что Бог пришел в этот мир призвать не мнимых праведников, то есть людей, надеющихся собственными силами сделать из себя приличную личность, но грешников на покаяние. Во враче нуждаются не мнимо здоровые, инфицированные больные, а страждущие и жаждущие, готовые распластаться на операционном столе под спасительным хирургическим ланцетом. И когда мы уверуем вместе со всей Церковью, со всем сонмом христиан, что Мать Церковь – это наша врачебница, войдем в ее спасительное лоно и очами веры увидим сияющего в свете Фаворском Господа Иисуса Христа, тогда родится в нашей душе тот младенческий вопль, тот жалобный крик, то моление, которое встречается на каждой странице Евангелия. И мы, исполнившись этой детской надеждой на милость Божью, разуверившись в самих себе, потеряв в себе точку опоры и, напротив, обретя ее в Боге, Крепком и Живом, услышим над собою глас Всемогущего, Всеблагого, Всепремудрого Бога: «Лазарь, выйди вон!» – выйди из склепа ты, приговоренный смертью к распадению телесных тканей, к пребыванию душою во аде. «Восстань, спящий, и воскресит тебя Христос!» Аскетика и станет для нас той лестницей, по ступенечкам которой воскрешенный мертвец мало-помалу подымался от худшего к лучшему, от непроницаемого мрака гордости, похоти и злобы к свету веры, надежды и любви. И мы совершенно верим, что руководствуемые Матерью Церковью, имея таких замечательных медбратьев, как перечисленные мною и неупомянутые святые отцы, мы обретем душевное просвещение, телесное здравие, ясность ума, мирное сердце, избавимся от уныния и печали, увидим за своей спиной крылья непрестанной молитвы и благодарности. И сумеем с Божьей помощью поделиться опытным знанием с теми, кто будет принимать наши слова не как наши собственные, а как нами самими добытый, выстраданный опыт Матери Церкви.

 

Ведущая Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать