Уроки православия. Уроки жизни свт. Игнатия со свящ. Валерием Духаниным. Урок 3

26 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Когда-то старец Исайя говорил свт. Игнатию (Брянчанинову): «Не пиши! Не для кого!» Слава Богу, святитель тому совету не внял и писал – писал и для своих современников, и для нас! Ныне его духовным наследием руководствуются те, кто ищет спасения. И сегодня священник Валерий Духанин расскажет о значении творений свт. Игнатия…

Когда-то старец Исаия говорил святителю Игнатию (Брянчанинову): «Не пиши! Не для кого!» Слава Богу, святитель тому совету не внял и писал – писал и для своих современников, и для нас! Ныне его духовным наследием руководствуются те, кто ищет спасения. И сегодня священник Валерий Духанин расскажет о значении творений святителя Игнатия.

В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею Крещения Руси, в числе девяти подвижников веры был канонизирован и епископ Игнатий (Брянчанинов). В докладе митрополита Ювеналия говорилось, что прежде были исследованы и изучены жития, чудеса, труды, подвиги этих подвижников, и выяснилось, что епископ Игнатий дал нам образцы и примеры глубокого богословствования, молитвенности, всецелой отданности на служение Богу. Он был прославлен за святость жизни, отразившуюся в его творениях, созданных в духе святоотеческого предания. А ведь когда-то старец Исаия говорил святителю: «Не пиши. Не для кого». Слава Богу, святитель Игнатий тому совету не вняли и писал! Писал свои сочинения практически до конца жизни, для пользы душ многих, а значит, для пользы души своей.

С юности полюбив читать святых отцов, он убедился: единственный путь к спасению – это неуклонное следование их наставлениям. Без этого, утверждал святитель, вера во Христа будет мертва, а само христианство останется лишь словом, наименованием, без осуществления его. Сегодня мы точно знаем, что писать святителю Игнатия было для кого – для нас. И ныне его духовное наследие тоже именуется святоотеческим, и им руководствуются те, кто ищут спасения.

Священник Валерий Духанин, рассказывая о жизни святителя Игнатия, уже заметил, что, по многим внешним обстоятельствам, его ожидала светская карьера, но никак не духовное служение. Но Господь призывал Своего избранника, а тот шел на Его зов – вопреки всем обстоятельствам, преодолевая множество препятствий; потому жизнь этого святого иначе как чудом не назовешь.

Священник Валерий Духанин:

– Чудо святителя Игнатия заключается в том, что, находясь практически в тех же условиях, что и каждый из нас, святитель смог явить в себе дух святых отцов древнего времени. Когда берешь в руки сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова), то поражаешься, насколько глубоко он воспринял предшествующее ему святоотеческое наследие. Даже более того, именно святитель Игнатий дает правильное понимание творений святых отцов – именно у него находится ключик к святоотеческому наследию: святитель Игнатий смог правильно истолковать для нашего времени аскетические принципы, правила духовной жизни, предлагаемые древними святыми отцами.

С годами, постоянно перечитывая творения святителя Игнатия, начинаешь понимать, что он был еще и очень глубоким мыслителем. Святитель писал на разные темы, у него были трактаты богословского, догматического характера. Например, когда Католическая Церковь провозгласила догмат о непорочном зачатии Божией Матери, святитель Игнатий написал «Православное учение о Божией Матери», где изложил православный взгляд на Пресвятую Богородицу и отличие православного взгляда от католического и протестантского.

Святитель Игнатий много писал о Христе, об искупительном подвиге Спасителя; особые его труды посвящены учению о природе духов – природе ангелов и души человеческой. И все эти сочинения стали учитываться в православном догматическом богословии. Но самое главное заключается в том, что святитель Игнатий наиболее точно передает нам православное аскетическое делание.

Когда читаешь его творения, понимаешь, что это не просто какие-то теоретические рассуждения. Многие авторы писали о духовной жизни, рассуждали, опирались на святых отцов, у многих можно встретить цитаты из древних святых отцов. Но творения святителя Игнатия имеют совершенно особый характер, из них чувствуется, что все это он пережил на свое личном опыте. На страницах его сочинений цитаты из древних отцов буквально оживают, и ты чувствуешь, что все написанное святителем Игнатием прошло через его сердце, через его душу и было исполнено им в его личном духовном опыте – вот почему, собственно, его сочинение и называется «Аскетические опыты». Когда читаешь эти творения, то сам начинаешь меняться: ты чувствуешь духовную силу, которая проходит через строки его сочинений.

Вспоминается, как одна библиотекарь рассказывала про мужчину, который приходил в библиотеку, – это был абсолютно мирской человек, и по его лицу было видно, что он выпивает. В библиотеке он постоянно брал детективы, какие-то легковесные романы; приходил каждый месяц. И однажды он вдруг заказал в этой библиотеке новоизданные творения святителя Игнатия. Почему у него пробудился такой интерес, трудно сказать. После этого он целый месяц не появлялся, а когда пришел, библиотекарь увидела, что лицо этого человека уже изменилось. Когда-то у него были тусклые глаза, увлеченные чем-то страстным, чем-то мирским, а теперь в его глазах уже горел какой-то духовный огонек и радость надежды: он обрел выход из своих греховных страстей. Он обрел какую-то внутреннюю жизнь. И действительно, познакомившись с сочинениями святителя Игнатия, этот человек сам стал внутренне преображаться: творения святителя Игнатия не могут оставить равнодушным – читая их, ты сам начинаешь меняться, невольно начинаешь включаться в духовный опыт святителя Игнатия.

О чем же он писал? Он писал о самом главном: назначение человека, говорил он, – быть храмом Божиим, быть храмом Духа Святого. Именно таким человек и был создан изначально, когда душа первозданного Адама являлась храмом Святого Духа. Именно это есть цель жизни каждого из нас – стать храмом Божиим. Но человек – это душа и тело, и в душе храмом Божиим прежде всего должны стать наши ум и сердце, ведь от нашего ума и сердца зависит весь образ нашей жизни.

От образа мысли зависит и образ деятельности, говорил святитель Игнатий. И это значит, что прежде всего подчиниться Богу должны ум и сердце, и тогда уже естественным образом подчинятся и душа, и тело. Вот почему нам так важна и нужна именно внутренняя молитва, умное делание, молитва Иисусова.

Святитель Игнатий – аскетический автор, учитель и святой отец – говорил, что умное делание должно быть не только у монахов, но у любого христианина, и у мирянина, может быть, прежде всего.

Чем обычно занят наш ум? Если мы посмотрим на себя со стороны, то увидим, что даже когда мы вроде бы ничего не делаем, наш ум постоянно пережевывает какие-то мысли: строит планы, ставит цели, мы вспоминаем что-то, проскакивают какие-то впечатления: мы вспоминаем чью-то несправедливость, обиды, причиненные нам, это вызывает у нас внутреннее раздражение, и получается, что наш ум постоянно занят чем-то мирским, чем-то низменным и греховным. Мы перемалываем внутри себя какую-то бесконечную мысленную пищу, но пищу отравленную: ядовитые мысли и ядовитые чувства.

Чтобы этого не было, нашему уму нужно дать благую деятельность, и ею станет умное делание. Ум должен занять себя молитвой Иисусовой, обращением ко Господу Иисусу Христу с известными нам словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

Почему именно молитва Иисусова, говорит святитель Игнатий? Да потому что спасение людей совершено Господом Иисусом Христом. Христос – это Воплотившийся Бог, в Нем Божество едино с человечеством, поэтому когда мы обращаемся ко Христу, то именно в Нем мы сами можем обрести свое личное обожение. И вот святитель Игнатий считал, что имя Иисуса Христа обладает Божественной силой, ведь это имя не просто человека, а Богочеловека – Бога воплотившегося. Святитель считал, что моление именем Иисуса Христа заповедано Самим Спасителем на Тайной Вечере, – он вспоминает слова Самого Господа: «Все, о чем ни попросите у Отца во имя Мое, Я дам вам. Просите, и дано будет вам».

Из Священного Писания, из Книги деяний мы знаем, что апостолы совершали многие чудеса именем Иисуса Христа – им они воскрешали мертвых, исцеляли безнадежно больных, изгоняли бесов… Получается, что имя Иисуса Христа животворно – оно животворит, оно совершает удивительные чудеса и моление именем Иисуса Христа приобщает любого христианина к Его Божественной силе.

Святитель Игнатий предлагает нам важные правила совершения молитвы Иисусовой. Прежде всего он говорит, что это моление должно быть абсолютно бескорыстным: когда мы молимся, мы не должны стремиться получить от Бога какие-то сверхъестественные дары и способности. Многие люди, когда начинают духовную жизнь, считают: «Сейчас я как следует помолюсь, попощусь и обрету какую-то особую духовную силу!» Таким образом христианин впадает в прелесть, ведь внутри начинает возрастать свое «я»: христианин начинает измерять путь своей жизни какими-то как бы заработанными делами – «сколько я уже молился, сколько я уже постился» – и внутри себя начинает давать цену самому себе; возрастает свое «я», и он впадает в гордость, а отсюда и прелесть. Поэтому святитель предостерегал: молитва Иисусова дана нам, прежде всего, чтобы очистить свои души от страстей греховных, чтобы быть вместе со Спасителем. Это делание должно быть абсолютно бескорыстным: во время молитвы мы не должны искать каких-то душевных наслаждений, сердечного комфорта, молитвенной сладости. Самая главная цель молитвы Иисусовой – это наше покаяние.

Мы все изъязвлены грехами, покрыты коростой греховных страстей, но при этом почему-то не замечаем этого. Цель духовной жизни – как раз открыть самих себя: увидеть себя такими, каковы мы на самом деле, чтобы из этого своего подлинного состояния обратиться к Богу. Прежде всего надо увидеть свою греховность, свою собственную грязь, и тогда уже само собой станет понятным, что цель духовной жизни – это очищение нашей души от грязи. Молитва Иисусова и становится покаянным деланием, которое шаг за шагом открывает нам подлинное наше состояние и помогает очистить наш внутренний мир.

Святитель Игнатий многократно предостерегает от стремления играть своими чувствами во время молитвы. Это искушение случается со всеми нами, когда мы приходим в храм и начинаем задумываться: «Какие внутри меня чувства? Что я сейчас испытываю?» Причастился – и думаешь: «Достойно или недостойно я причастился? Наверное, должно быть какое-то особое состояние внутри?» И здесь очень легко подпасть под искушение своих личных чувств, когда мы начнем пережевывать их и играть ими…

 Все это нужно выбросить. Святитель Игнатий говорит, что надо сосредоточиться на покаянной молитве и все внимание нужно заключить в слова молитвы: не гулять умом туда и сюда, но весь ум заключить в слова молитвы. Это тяжело: мысль выскакивает, она торопится или к мирским делам, или иногда даже к каким-то богословским предметам, к чему-то духовному, но молитва дана нам не для размышлений, а чтобы мы молились Богу теми словами, которые мы произносим. Вот почему мысль во время молитвы не должна уходить от произносимых слов.

Самая первая ступень молитвы Иисусовой – это молитва, произносимая устно, гласно, когда свою мысль ты сосредоточиваешь в словах молитвы и стараешься произносить вслух (если, конечно, тебя никто не слышит), или шепотом, или даже про себя, но немного произнося Иисусову молитву языком: со временем ум привыкнет заключаться в словах молитвы, она станет своей для ума, и такая молитва называется уже умной, ибо ум привык заключаться в слова молитвы. И может случиться даже так, что со временем Господь подаст тебе особый благодатный дар, когда и сердце сможет полностью погрузиться в молитву, и она будет произноситься не только умом, но и самым сердцем из глубин сердечных. Вот когда молитва становится сердечной – это уже плод благодати Святого Духа, то, к чему мы не должны стремиться специально и что дается только как Божий дар, чего, конечно, сподобляются многие христиане, но что дается не за наши заслуги, а только по дару Божию.

Многие миряне задавали святителю Игнатию вопрос: «Как произносить молитву Иисусову во время работы? Ведь, – говорили они, – невозможно совместить то и другое!» На это святитель Игнатий отвечал, что если ты занят каким-то конкретным делом, то как раз не нужно переходить от этой работы к молитве – постарайся внимательно выполнить порученную тебе работу: тогда мысль тоже дисциплинируется, она заключается в дело, к которому ты призван, и это тоже становится духовным деланием. Работа, выполняемая по совести и внимательно, становится частью твоей духовной жизни. Но когда во время работы у тебя вдруг возникает какой-то перерыв или дела, когда ты можешь мысль свою посвятить чему-то, то не теряй это время и старайся произносить молитву Иисусову. Пусть ты произнесешь ее всего лишь несколько раз, но произнеси их с полным вниманием, с покаянным чувством и благоговением, и такая молитва будет приниматься Господом. Кроме того, когда мы едем на работу или возвращаемся с работы домой, это время, когда мы можем произносить молитву Иисусову – и даже получится, что количество произнесенных в это время молитв будет равняться монашескому правилу. Может быть, кто-то произнесет сто молитв, а кто-то двести или даже триста, – поэтому, несомненно, каждый день можно уделять какое-то время молитве Иисусовой, и это даст внутренний простор: уйдут дурные мысли, ум перестанет гулять по разным греховным предметам, и на этом пути мы только и сможем приобщиться Господу Иисусу Христу и обрести Его благодать. Вот об этом постоянно и учил святитель Игнатий.

(Продолжение следует)

Ведущая Ольга Валентиновна Баталова

Записала Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать