Уроки православия. Уроки жизни свт. Игнатия со свящ. Валерием Духаниным. Урок 2

20 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Многие наши уроки мы учим, основываясь на творениях свт. Игнатия. На протяжении многих лет он помогает нам не только узнавать о вере, но и познавать ее деятельную, практическую сторону. И в нынешний юбилейный год мы со священником Валерием Духаниным вспоминаем основные этапы его узкого и спасительного жизненного пути…

Многие и многие «Уроки Православия» мы учили по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова), и именно он помогал нам не только узнавать о вере, но и познавать ее деятельную, практическую сторону. Он учил нас покаянию, молитве, напоминал, как важно быть благодарным: благодарение Бога составляет часть умного делания и состоит в благодарении и славословии Бога за все случающееся – и приятное, и скорбное, а мы порой даже не замечаем такого потребительского отношения к Тому, Кто все уже сделал для нашего спасения: мы как бы назначаем Бога своим должником, забывая, что сами-то мы перед Ним в неоплатном долгу.

И здесь справедливо будет заметить, что и по отношению к святым угодникам Божиим мы ведем себя примерно так же, в том числе и к святителю Игнатию.

Священник Валерий Духанин:

– Существует расхожее мнение, что святым все дается легко, ведь им помогает Бог. И иногда мы, читая жития святых, особенно древних святых, думаем, что им духовная жизнь давалась намного легче... На самом деле это не так, и жизненный путь святителя Игнатия показывает, что святому человеку все дается так же трудно, как и каждому из нас, но отличие святого в том, что при трудностях он не сворачивает назад – он все равно идет вперед, вверяя себя в руки Божии.

У святого случаются искушения, неудачи, даже ошибки, преткновения. Когда Дмитрий Брянчанинов вместе со своим другом Михаилом Чихачевым уехали от старца Леонида, они приехали в родовое имение Брянчаниновых в Вологодский край, в село Покровское Грязовецкого уезда, – и вдруг ухудшается ситуация. Мама болела, была при смерти, но выздоровела. Отец обещал построить для них особую келью возле церкви, но неожиданно меняет решение и старается вернуть Дмитрия к мирскому пути, настаивает, чтобы тот женился. Дмитрий вместе с Михаилом уезжают в Новгородскую епархию, в Новоезерский монастырь к старцу Феофану. Но тамошний сырой климат вновь подрывает здоровье Дмитрия так, что он три месяца болел лихорадкой, у него стали распухать ноги, он слег, и они вынуждены были оттуда опять уехать.

Казалось бы, неудача за неудачей, все рушится. Какое тут монашество? Но неожиданно Дмитрия Брянчанинова приглашает к себе вологодский епископ Стефан и совершает его монашеский постриг с именем Игнатий в честь святого Игнатия Богоносца. Это случилось в 1831 году. Как сам святитель Игнатий вспоминал этот день, это было для него воскрешение: он умер для мира, но воскрес духовно, ожил внутренней жизнью, его сердце наполнилось необыкновенной радостью, потому что он обрел то, чего желал. Через непродолжительное время его рукополагают в сан иеромонаха, и он назначается настоятелем Лопотова монастыря – монастыря, который был основан преподобным Григорием Пельшемским. Когда святитель Игнатий становится настоятелем, к нему собираются послушники из разных монастырей, знавшие его еще до пострига: еще до пострига он уже заслужил духовный авторитет.

Будучи настоятелем, Игнатий неожиданно проявляет удивительный административный талант – он смог упорядочить монашескую жизнь в этой обители. Монахи обители, конечно, были недовольны порядками, которые стал вводить будущий святитель. Прихожанину монастыря крестьянину Карпу (он вел благочестивый образ жизни) однажды было дано видение, как эти монахи жаловались преподобному Григорию Пельшемскому на то, что святитель Игнатий вводит строгую дисциплину в монастыре. Преподобный Григорий, повернувшись к этому крестьянину Карпу, говорит: «Могу ли я слушать их? Отец Игнатий все делает правильно, и он пребудет вместе со мной, если устоит в своем делании». Этому крестьянину было открыто, что в скором времени святителя Игнатия призовут на новое место, что он будет находиться в обители, посвященной Святой Троице, возле Петербурга – столицы того времени. Так и случилось. Неожиданно (конечно, в этом был Промысл Божий) про святителя Игнатия вспомнил император Николай I, разыскал его и пригласил лично к себе. Император сказал так: «Ты мне обязан за то образование, которое я тебе дал. Да, я пошел тебе навстречу и разрешил тебе стать монахом, посвятить всецело себя Богу, но и ты верни мне долг – послужи мне в той обители, куда я тебя поставлю». И он назначает святителя Игнатия настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом.

Эта пустынь находилась на дороге между Петербургом и Петергофом. Когда царственные особы, высокопоставленные лица ездили этой дорогой, они заезжали в Троицкую пустынь, а она пребывала в запустении, нужно было ее восстанавливать. Когда Игнатий стал настоятелем этой пустыни, ему было всего 27 лет, и здесь пригодилось его образование, полученное в высшем Военно-инженерном училище: это дало ему возможность вести многочисленные постройки, реставрировать то, что там уже было.

Любой другой, окажись он на этом месте, был бы счастлив. Но святитель Игнатий всю жизнь стремился к безмолвию, а монастырь, куда его поставили, – на пересечении путей светских лиц, там постоянно появляются высокопоставленные люди, им нужно уделять внимание. В самом монастыре бесконечная стройка, нужно распределять монахов на послушания, постоянно писать какие-то отчеты в Синод. Кроме того, святителя назначили благочинным всех монастырей Петербургской епархии.

В общем, это была жизнь, в которой нужно было заниматься внешними делами, во многом чуждыми сердечному направлению святителя Игнатия. А когда же молиться? Когда посвятить себя богомыслию? Когда совершать Иисусову молитву? И что удивительно, именно на этом месте, в этой пустыни и прошел основной аскетический путь святителя Игнатия. Он провел здесь 23 года; именно здесь и выработался окончательно его дух как подлинного подвижника Христова. Это было всецелое вверение себя в руки Божии: «Что бы ни происходило, я не уйду с этого пути». О чем нам говорит этот пример? Святитель Игнатий говорит нам: не ищи удобного для себя места, спасаться нужно там, где ты и поставлен.

За двадцать лет настоятельства святитель Игнатий поднял обитель из руин, там возникли величественные храмы, все было благоустроено. Один из друзей святителя, архимандрит Софония (который впоследствии тоже стал епископом), обратил на это внимание, сказав: «Ты же ведь стремишься к аскетизму, посмотри, какая дорогая обстановка в твоих настоятельских кельях и в твоем кабинете». Тогда святитель Игнатий провел его в самый отдаленный коридор и открыл дверцу в уединенную келью: это была совершенно бедная комнатка с пустыми стенами, на стене была икона, перед которой горела неугасимая лампада, а на полу лежала простая рогожа. Именно в этой бедной келье святитель Игнатий и совершал свое монашеское делание. Там и прошел его подлинный аскетический путь, его монашеское подвижничество. И продолжительные болезни, которым подвергался святитель Игнатий, способствовали частому уединению. Именно во время своих болезней, как об этом писал сам святитель Игнатий, он и посвящал себя непрестанной молитве – они помогли ему стать подвижником Христовым.

Но однажды, как бы за советом, к святителю Игнатию приезжает фрейлина Нелидова. Она совсем недавно оказалась при дворе, и на нее обратил внимание сам император Николай I. Он стал за ней ухаживать, и эта фрейлина уже приближалась к реальному падению. Она приезжает к святителю Игнатию, спрашивает, как ей быть. Увы, она даже ссылалась на царского духовника, якобы он объяснил эту ситуацию так, что в этом грехе не будет чего-то особо страшного, все мы люди грешные, тем более тут сам император, потом покаешься, исповедуешься.

На это святитель Игнатий ей говорит, что чем выше лицо государственной жизни, тем более усугубляется совершенный им грех... Как говорят современники, такая беседа вызвала некоторое неудовольствие со стороны императора, но, так или иначе, святитель Игнатий смог предотвратить это падение.

Подошло время, и Господь призвал святителя Игнатия к епископскому служению. Когда святителю исполнилось 50 лет, он был избран на кафедру и направлен достаточно далеко – на юг, на Кавказ, на кафедру Ставропольскую.

В самом этом епископстве святитель остается строжайшим подвижником. У него не было денег даже на дорогу, и он вынужден был искать, кто бы смог оплатить ему проезд на Кавказ, а в Ставрополе оказалось, что епархия была практически без содержания, и зарплата епископа там была ниже, чем у ректора Ставропольской духовной семинарии. А нужно было еще как-то содержать монашество епархии… Благодаря своим организаторским качествам святитель Игнатий смог и там повысить уровень епархии так, что достаток ее через несколько лет стал выше, чем в других епархиях Русской Православной Церкви. Результат пришел, когда святитель уже покинул епархию и уехал на покой, и он сам плодов своих трудов не вкусил.

В журнале Ставропольской духовной семинарии он оставил следующую запись: «Из духовной школы нужно исключить телесные наказания, такие как драние за волосы, ударение по голове, не нужно также ставить в угол, и надо исключить розги. И самым главным воспитательным средством является благородство воспитателя». Дальше святитель пишет: «Когда воспитатель пытается сам лично наказывать ученика, в этом случае унижение терпит все человечество: оно терпит унижение как в лице наказуемого ученика, так еще большее – в лице самого воспитателя, который пытается физически наказать учащегося». После этого следуют важные слова, которые следовало бы запомнить всем нам: «Никогда нельзя произносить какого-то решения и тем более пытаться наказывать кого-то в час своего гнева. Час гнева есть час безумия, и любое решение, которое выносится во время твоего гнева, является решением безумным. Подлинное решение должно рождаться из спокойной и мирной души». Поэтому в решении судеб человеческих нужно всячески избегать страсти гнева.

Находясь на Ставропольской кафедре, святитель Игнатий участвовал в обсуждении готовящейся реформы 1861 года, когда крестьяне были освобождены от крепостной зависимости. Этот указ еще только-только готовился, а святитель Игнатий уже написал несколько обращений, в которых говорил, что подлинная свобода подается не путем социально-политических решений, подлинная свобода даруется только Христом, и свобода состоит в освобождении души от рабства греху. Стремиться-то надо не к свободе как вседозволенности: подлинная свобода рождается в духовном освобождении от греха.

Не все могли понять святителя, была даже большая полемика. Проведя несколько лет на кафедре, святитель попросился на покой. В 1860 году он получает долгожданное разрешение и выезжает в Николо-Бабаевский монастырь Ярославской епархии, где наконец-то появилась возможность всецело посвятить себя безмолвной жизни. Последние семь лет святителя прошли в ритме духовной жизни, о котором он мечтал: когда он был свободен от внешних дел, от всех административно-организационных вопросов и основным содержанием его жизни была молитва и написание аскетических трудов.

Святитель Игнатий свою жизнь окончил во время молитвы 30 апреля по юлианскому календарю 1867 года. Келейник застал его с молитвословом, который он читал во время последних минут своей жизни. Таким образом, посвятив себя молитвенному деланию, святитель во время молитвы встретил телесное окончание земного пути и, будучи в молитве, пришел ко Господу Иисусу Христу, к Которому стремился на протяжении всей своей жизни.

(Продолжение следует)

Автор и ведущая программы Ольга Валентиновна Баталова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать