Уроки православия. Школа покаяния. Урок 83. («Слово о смерти» свт. Игнатия Брянчанинова читаем с прот. Андреем Каневым 41 часть)

4 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Последние главы «Слова о смерти» мы читаем накануне юбилейной даты – 150-летия со дня блаженной кончины свт. Игнатия (Брянчанинова). Из последних писем святителя, его духовных распоряжений и воспоминаний близких мы знаем наверняка: главной заботой всей его жизни было приготовление своей бессмертной души к встрече с Богом.

– Символично, что последние главы великого творения святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о смерти» мы читаем накануне юбилейной даты – 150-летия со дня его блаженной кончины. Из дня сегодняшнего мы уже знаем, что все, о чем он писал в этом творении, все, к чему призывал своих читателей, им самим исполнено всецело! Мы знаем об этом из последних писем святителя, из его духовных распоряжений, из воспоминаний людей, окружавших его в последние дни и часы земной жизни. И находим в этих свидетельствах полное совпадение того, о чем писал епископ Игнатий, с тем, как он проживал остаток своих дней. Так, подходя к концу земного пути в полной физической немощи и полной духовной силе, он не просто заживо умер для этого мира. Всеми своими мыслями, чувствами, всей своей душой он был устремлен в мир иной, и заботило его только одно – приготовление своей бессмертной души к встрече с Богом.

В «Слове о смерти» святитель Игнатий написал об этой подготовке немало. И добавлял к этим словам свои наблюдения: люди избегают думать о смерти и потому к ней не готовятся. Святитель писал, что человек создан Богом для вечности и это ощущение вечности осталось в душе каждого из нас, вот только после грехопадения прародителей оно оказалось извращено грехом. И теперь человек почти всегда считает себя вечным жителем земли: то, что бессмертна его душа, а не тело, ускользает из его поврежденного грехом разума. И лишь те, кто стремятся очистить свою душу от грехов и деятельно исполняют в своей жизни евангельские заповеди, со временем получают ум Христов – способность смотреть на всё духовным зрением, такие люди уже постигают кратковременность своей жизни и истинное назначение человека на земле.

Вот как просто пишет об этом в одном из писем своей сестре святитель Игнатий: «Что есть человек на земле? – Путник. – А что такое смерть? – Эпоха, с которой начинается наша действительная жизнь». Но важно понимать, что наследовать эту действительную блаженную жизнь в Царствии Небесном могут не все, а лишь те христиане, которые к ней приготовились. И в «Слове о смерти» святитель Игнатий объясняет, какой именно должна быть эта подготовка, какой духовный подвиг должен совершить христианин ради своего спасения. «Только тот, кто усвоил себе правильный взгляд на земную и вечную жизнь сможет стать наследником вечных благ», – пишет святитель. А в начале главы «Смертная память», к чтению которой мы приступили на прошлом уроке, он говорит о том, что «воспоминание и размышление о смерти заповедано нам Самим Господом Богом. И потому святые подвижники с особой тщательностью возделывали эту часть умственного подвига». Почему с особой тщательностью? Да потому, что они опасались падений, ибо точно знали: без постоянного памятования о смерти и суде Божьем любой, даже самый возвышенный, подвиг может привести к самомнению.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы г. Екатеринбурга, кандидат философских наук:

– То, что духовный путь опасен, – это ни для кого не секрет. То, что на этом пути встречаются разные трудности, разные ловушки, которые устраивает враг, тоже ни для кого не секрет. О том, что можно уйти не туда, можно привести много примеров. Например, евангельский пример фарисея и мытаря (известное чтение в Неделю о мытаре и фарисее). Ведь с религиозной точки зрения фарисей был благополучный человек: постится как надо, молится как надо, точно делает то, что нужно; в отличие от нас, современных христиан, жертвует на церковь десятину и даже больше. Но, независимо от того, что он все делал правильно, какого его духовное настроение? Осуждение и превозношение над другими людьми.

Поэтому одна из опасностей в том, что человек может заниматься какими-то великими делами в Церкви, для Церкви, своих ближних, но, если он не имеет такого инструмента проверки своего духовного состояния, как память о смерти, оказывается, может легко впасть в состояние прелести и обмана. Чтобы этого не произошло, и существует такой «инструмент», как память о смерти, который, скажу еще раз, заново обостряет покаяние, внимание человека к себе, дает ему переоценку того, что он делает.

– Эту мысль святитель Игнатий подтверждает словами преподобного Антония Великого, который говорил: «Рассматривая превратность жизни человеческой и неизвестность ее конца, тем самым мы устраняемся от греха. Когда встаем от сна, то вполне сомнительно – достигнем ли вечера? А когда желаем успокоить тело сном, также не знаем – увидим ли свет наступающего дня». Размышляя так, мы достигаем познания, что Божий Промысл управляет нами, и тогда перестаем согрешать и увлекаться вещами пустыми и тленными.

Далее преподобный Антоний говорит о том, сколько греховного может оставить человек, предающийся таким размышлениям, и сколько добродетельного приобретет душа того, кто боится суда Божьего и вечных мук. Этими размышлениями, учит святой, уничтожаются все обманчивые желания плоти и вместе с тем ими же душа поддерживается, когда она клонится к падению.

Протоиерей Андрей Канев:

– Как раз в этих словах нам и раскрывается действие этого духовного инструмента – памяти о смерти. Еще раз повторюсь, что это не просто холодные воспоминания о том, что все мы умрем, а именно живое, настоящее понимание. Ведь так и есть: никто нам не гарантировал, что мы проживем много лет. А получается обманчивость. Человек думает: «Потом покаюсь. Сейчас поживу как все, а потом покаюсь» или: «Потом перестану грешить». А когда потом? Вдруг это твой последний день жизни? И вот если человек с таким настроением и таким отношением к жизни начнет вспоминать, что, может быть, это его последний день, то, наверное, он будет действовать по-другому.

Если бы в нас действовало такое упражнение, как бы мы относились к близким? Например, пришел к тебе муж (или жена), дети, родители, начальник, требуют от тебя что-то – и ты начинаешь раздражаться. А если вспомнить, что вдруг ты их видишь вообще в последний раз? Может, стоит тогда потерпеть? Может быть, стоит как-то по-мирному с ними пообщаться? И тогда у человека будет другое настроение. Или, допустим, человек наметил себе какие-то покупки, а они срываются, сделки не совершаются. И он думает: «Как я буду жить через два года, ведь я же обанкрочусь?..» А если подумать, что умрешь завтра? Наверное, тогда к этому будешь относиться спокойнее, ведь Бог милостив, даст что-то другое. И если это применять практически, такое отношение будет очень сильно менять человека.

«При наступлении каждого дня держи себя так, как бы этот день был последним в твоей жизни, и сохранишь себя от грехов» (преподобный Антоний Великий).

Это очень сильный инструмент. Просто мы суетимся и не живем в этом духовном порядке, но если бы жили, то это был бы для нас действительно очень сильный инструмент. Святитель Игнатий говорит, что нападения плоти уходят, перестают быть столь сильными, и душа, склонная к падению, укрепляется, не падает. Потому что если человек представляет себе, что будет жить сто лет, то в свои двадцать (или тридцать, сорок, пятьдесят) говорит: «Да я еще поживу, а когда-нибудь покаюсь». А если он понимает: а вдруг сегодня? а вдруг сейчас? вдруг этой ночью?..

– Далее святитель Игнатий приводит слова преподобного Исаака Сирина, чтобы еще раз подтвердить мысль о том, как спасительно для христианина воспоминание и размышление о смерти. Святой Исаак учит: «Тот, кто действительно уразумел, что есть предел этой жизни, тот может положить и предел своим согрешениям».

Протоиерей Андрей Канев:

– Ведь мы мучаемся и страдаем от грехов, и нередкий вопрос: «До каких пор мы будем мучиться, страдать?» И оказывается, не только сама смерть является неким барьером, когда грехи у человека заканчиваются, но даже воспоминания об этом событии могут послужить способом очищения для человека и может наступить некий предел прегрешений (в нашем случае имеются в виду грубые грехи), если мы будем помнить об этом переходе, о вечности, об аде, о Суде Божьем.

То есть смерть важна не как некий факт перехода. Мы должны понимать, что под памятью о смерти имеется в виду вечность, суд Божий, а не момент, когда душа разлучается с телом. Не та секунда, когда это происходит, а то, что будет дальше. Потому что страшнее всего то, что будет дальше, та неизвестность, которая грозит человеку. Что Бог выберет: помилует тебя или нет? накажет тебя за грехи или простит? – вот что должно нас беспокоить. Не то, как нас похоронят, где, каким способом и на какие деньги, – это все ерунда. Важно то, что будет с душой дальше, после смерти.

– Первая мысль, посылаемая человеколюбием Божиим человеку и напутствующая его душу в живот вечный, есть западающая в сердце мысль об исходе. Этой мыслью начинается в человеке всякое благое движение, наставляющее его в жизнь, а вслед за ней естественно последует и презрение к миру. Божественная сила, содействующая человеку, когда пожелает явить в нем жизнь, полагает в нем эту мысль в основание! И если человек не угасит ее житейскими заботами, суесловием, но возрастит в безмолвии, углубляясь в себя и занимаясь ею, то она поведет его к глубокому ви́дению, невыразимому словом.

Протоиерей Андрей Канев:

– Да, это очень важно отметить, особенно тем людям, которые относятся к покаянию как к некоему средневековому унылому занятию. Господь раздает дары для спасения, и, оказывается, память о смерти, эта мысль о кончине и переходе в вечность (как бы ты ни мечтал веселиться, радоваться и беззаботно существовать), является даром Божиим. А раз так, мы, христиане, должны подумать: правильный ли мы взяли ориентир?

В практической приходской жизни я часто сталкиваюсь с тем, что человек получает от Бога покаяние – может быть, самое слабенькое, самые начатки покаяния – и начинает относиться к этому пренебрежительно, как к чему-то само собой разумеющемуся, или как будто бы он все это сам себе придумал, и не ценит как дар. На самом деле в нас этого не заложено, потому что мы родились во грехах. Не то что действие, не то что борьба с грехами, даже сама мысль о покаянии, появившаяся в человеке, – это уже честной дар Божий, как пишет святитель Игнатий в другом произведении, и его надо беречь. А человек абсолютно равнодушно относится к этим дарам. А раз равнодушно, значит, не ценит. И раз не ценит, значит, легко потеряет.

Поэтому святитель Игнатий отмечает, что память о смерти является не психиатрической или психологической проблемой, не депрессией, навеянной современным искусством, а является даром, который надо хранить. И пишет, что если ты не угасишь ее суесловием... Что такое суесловие? Это болтовня, пустословие. Не обязательно пустословие в физическом смысле слова, пустословие – это и то, когда мы много времени проводим в Интернете, переписываемся на какие-то непонятные, пустые темы. Это все равно что мы бы сидели с товарищами и болтали целый день ни о чем. Это привносит в душу пустоту, убивает те дары Божии, которые даются: покаяние, молитву, память о смерти. Получается суета и нехранение ума: человек начинает впускать в свою голову и политику, и сплетни, и какие-то церковные проблемы – все что угодно. И как он потом живет с этой «кашей»? Ему был дан такой дар! Ты о себе думай, зачем думать про знатных, великих людей: как они живут, кто на ком женился и так далее. Зачем это тебе надо? Зачем тебе знать все тонкости политических процессов, не будучи специалистом, политологом? Зачем помнить имена чиновников, спортсменов, знать их судьбу, жизнь? Зачем это надо? Мне кажется, это как раз относится к тому, что уводит из сердца человека правильные настроения.

Вот поэтому святитель Игнатий и обозначил, что суета и нехранение ума убивают этот дар Божий в человеке. А если человек все-таки постарается сохранить этот дар, то он начинает приумножаться и приносить свои плоды. Это как семечко, которое должно прорасти и дать плод. Если же человек будет к этому дару равнодушен, будет относиться к нему плохо и даже негативно, тем самым оскорбит Бога. Нам даются дары, а мы Его оскорбляем и потому оказываемся бесплодными: ничем не отличаемся от обычных грешников-нехристиан.

– Далее святитель Игнатий продолжает цитировать преподобного Исаака Сирина: «Эту мысль об исходе крайне ненавидит сатана. Он употребляет всю силу, чтобы исторгнуть ее у человека. Если бы можно было, он отдал бы человеку царство целого мира, только бы посредством развлечения изгладить эту мысль в уме человека; он сделал бы это охотно, если бы мог. Коварный! Он знает, что когда помышление о смерти укоренится в человеке, то ум его не остается более в стране обольщения и бесовские хитрости к нему не приближаются».

Протоиерей Андрей Канев:

– Святитель Игнатий раскрыл нам, каким сильным оружием против бесов является память о смерти. Какие еще нам нужны доказательства, когда и так все явно открыто? Если это одно из важнейших дел для спасения, приносящее очень глубокие, хорошие плоды, понятно, что враг начнет борьбу. И то, что в наших передачах мы говорим о современной культуре, критикуя ее как культуру бабочек-однодневок, не случайно: просто мы видим иллюстрации того, как современное человечество не думает и не хочет думать о смерти, как борется со старостью за долгое и успешное пребывание здесь, на земле. Это глупое отношение к смерти, пренебрежение к этой теме и, может быть, даже безответственное отношение к этому важному переходу. Это те инструменты, которыми лукавый действует в наше время. Как говорит святитель Игнатий, враг употребил бы все, только бы вытравить из человека мысль о том, что он конечен на земле. Что и происходит.

– Не подумайте, пишет далее святитель Игнатий, что мы говорим о первом помысле, своим напоминанием пробуждающем в нас памятование о смерти. Нет! Мы говорим о полноте дела, при котором к человеку уже непрестанно приходит воспоминание и размышление о смерти. Первый помысел телесен, а второе состояние есть духовное ви́дение и дивная благодать. Это ви́дение облечено в светлые мысли, и тот, кто имеет его, уже не обращает внимания на мир и не заботится о своем теле.

Протоиерей Андрей Канев:

– Святитель Игнатий говорит нам как раз о том, что этот помысел должен дать плоды, как семя, из которого вырастает растение и дает плоды. Первый помысел тоже является даром, но он нами может быть очень легко потерян. Но если человек его взращивает, хранит в себе, когда этот помысл, как замечательно говорит святитель Игнатий, становится не просто абстрактной мыслью, а делом – человек начинает не просто думать, а ощущать и поступать по этой мысли, – тогда в человеке начинает умирать любовь к миру. А что такое любовь к миру? Это любовь к страстям в первую очередь. У человека начинает появляться совершенно другое: духовное состояние, его душевная деятельность и его поведение становятся совсем другими. Христианин уже более глубоко укоренен в вере, покаянии, в молитве – у человека совсем другая жизнь.

– А святитель продолжает цитировать преподобного Исаака Сирина: «Когда приблизишься к одру твоему, скажи ему: “О одр мой! Не сделаешься ли ты в эту ночь моим гробом? Мне неизвестно – не постигнет ли меня в эту ночь, вместо сна временного, вечный сон? <…> О человек! Вкорени в сердце твое мысль о твоем отшествии и напоминай себе непрестанно: вот! посланник, долженствующий прийти за мною, уже достиг дверей. Что сижу? Отшествие навеки, безвозвратное». Вот какой должна быть наша духовная практика, учат отцы. Но даже если мы с этим согласимся и примем мысль, что именно таким и должен быть наш духовный труд, то как нам ему научиться в суете каждого дня?

Протоиерей Андрей Канев:

– Поскольку мы сказали, что это упражнение, значит, надо упражнять, тренироваться. Напоминание себе о смерти и является такой тренировкой. Недавно один человек, который тоже интересуется этой темой, написал мне, что для того чтобы была память о смерти, можно читать канон на исход души. Понятно, что не надо читать канон на исход души, поскольку он предназначен для конкретных целей: он читается за человека, который только что скончался. Но, оказывается, есть и другие средства, о которых как раз и пишет святитель Игнатий. Какие это средства?

У христиан есть традиция утром и вечером читать утреннее и вечернее правило. Оно может быть разное: по силе и возможности отдельных людей, но к нему можно добавить напоминание: а что если моя постель будет моим гробом? Такая молитва есть в молитвослове, но вдруг у человека какое-то другое правило. Утром, когда встал и пока тебе никто не мешает, можно напомнить себе: «А вдруг это мой последний день? Господи, дай мне прожить его так, как будто бы это последний день». В течение дня, когда ты, допустим, садишься в трамвай или в свою машину, тоже можно себе напомнить: «А если это моя последняя поездка? Если не вернешься в дом свой?..» Все это настраивает немножко по-другому.

Конкретные примеры, о которых пишет святитель Игнатий, например: «имеешь персты, распни их на молитву… имеешь очи, исполни их слез» – это, конечно, красивые художественные образы, потому что сейчас нам трудно применить их к конкретному быту. Но речь идет о том, что если человек помнит, что этот день может быть последним днем его жизни, то, наверное, он и молится по-другому. Поэтому под слезами можно иметь сокрушение. «Распять персты на молитву» – в практическом смысле неприменимо, мы не можем распять пальцы на молитву, мы молимся умом. Понятно, что это красивый поэтический образ – образ троеперстия. Опять же это не означает, что мы с утра до вечера должны креститься. У нас не должно быть кривых пониманий. Речь не об этом. Под данным образом имеется в виду внутренняя молитва, молитва ума. Ты можешь выполнять какие-то свои задачи на работе, быть среди людей, среди клиентов, пациентов и так далее, но никто не мешает тебе молиться. А вдруг это последний твой пациент?..

(Продолжение следует)

Автор и ведущая программы Ольга Валентиновна Баталова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать