Уроки православия. Школа покаяния. Урок 74. («Слово о смерти» свт. Игнатия Брянчанинова читаем с прот. Андреем Каневым. 32 часть)

17 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Смертные грехи… Почему они так называются, и что мы должны о них знать? Об этом мы говорим с протоиереем Андреем Каневым, читая «Слово о смерти» свт. Игнатия (Брянчанинова). На прошлом уроке мы рассматривали смертные грехи в той последовательности, в которой они приведены у свт. Игнатия, и остановились на грабеже и воровстве…

– Смертные грехи… Почему они так называются, и что мы должны о них знать? Об этом мы говорили на прошлых уроках с протоиереем Андреем Каневым, читая «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова).

Сам же святитель о своем фундаментальном творении говорил следующее: «В этом “Слове” дано подробное учение о том, какое значение для нас имеет смерть и как приготовить себя к вечности». Заметим, готовиться святитель Игнатий предлагает нам не к смерти как таковой – она является всего лишь дверью в вечность! Готовиться нам надо к жизни, жизни вечной. Так в повседневной суете, проходя через множество самых разных дверей, мы ведь не обращаем на них никакого внимания, поскольку не они являются нашей целью. Мы стремимся к тому, что находится за этими дверями, и выбираем варианты, как лучше через них пройти. А если они оказываются закрыты, то мы ищем любую возможность попасть туда, куда стремимся… Так и в нашем разговоре о смерти мы не рассматриваем саму дверь, а узнаем о том, что находится за ней и как туда можно попасть.

И, читая творение святителя Игнатия, мы узнали, что смертный грех накрепко запирает для нас двери в блаженную вечность, зато, напротив, широко распахивает врата в вечные муки. На прошлом уроке, разбирая смертные грехи в той последовательности, в которой они приведены у святителя Игнатия, мы подробно рассмотрели такие из них, как: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные, блудные грехи, пьянство, кровосмешение, святотатство и человекоубийство… И далее святитель Игнатий пишет, что смертными грехами для христианина являются грабеж и воровство…

– Грабеж и воровство – понятные грехи и, наверное, не требуют особого толкования. Смертельность их в том, что это нарушение заповеди «не укради». Это было сказано еще в Ветхом Завете, как и «не убей», «не прелюбодействуй». Человек  покушается на чужую собственность грабежом и воровством; сюда надо включить и другие формы незаконного обогащения. Они наносят вред самому человеку.

Возьмем историю о том, как одного старца ограбили бандиты, когда он сам складывал им вещи, говоря: «Давай неси, неси». А потом сказал, что они унесли его грехи.

Человек, который нажился на чужом горе, никогда не будет счастлив. Почему часто встречаются истории, когда дети олигархов сильно страдают, у них страшная жизнь? Да потому, что они воспитаны на деньгах, пропитанных кровью и слезами людей. Они не принесут счастья.

– Было бы неэтично иллюстрировать слова отца Андрея примерами из жизни наших современников и соотечественников, хотя о таковых мы регулярно узнаем из СМИ, в том числе из криминальных сводок.  А потому обратимся к статье французского журналиста Пьера Рея, опубликованной аж 30 лет назад в еженедельнике «Пари-матч», и в ней легко обнаружим эту трагическую закономерность – богатство родителей (вообще, а уж неправедное тем паче) не только не гарантирует детям счастья, нередко это самое богатство делает их самыми несчастными людьми на свете.

«Судьбы, разбитые вдребезги» – так называлась эта статья, и речь в ней шла о судьбах детей кинозвезд и миллионеров. Автор пишет: «Как гласит пословица, у пьющих родителей дети спиваются. А когда родители проводят время в банкетных залах роскошных особняков, на киностудиях, отдыхают на экзотических островах, их дети не вылезают из полицейских участков, наркологических клиник, залов судебных заседаний, а загородными резиденциями им служат психиатрические лечебницы. С ноздрями, забитыми кокаином, со льдом в сердце, с револьвером у виска, с судьбой, разбитой вдребезги, эти «сыновья» на самом деле являются беспризорниками и самыми несчастными людьми!» Кстати, таким же несчастьем для человека может стать не только родительское, а просто незаслуженное богатство, то есть деньги, не заработанные собственным трудом.

– В Америке проходит регулярная лотерея, в которой участвует огромное количество людей, а выигрыш – баснословная сумма. Показывали сюжет о том, как люди воспользовались этим богатством. И это страшная судьба. И ведь они никого не ограбили, де-юре это совершенно честная вещь: ты купил билет – оказалось, что выиграл. Люди спивались. Люди теряли семьи. Люди даже умирали в нищете. То есть это незаработанное богатство не приносит счастья, а что говорить о награбленном? Поэтому человек приносит себе очень страшный вред.

– А завершает список смертных грехов святитель Игнатий не вполне понятной формулировкой: «...и всякая жестокая, бесчеловечная обида…»

– Это можно понять в двойном смысле. Во-первых, это такое состояние души человека, который наносит обиду людям, то есть это человек гневный, обижающий других людей, в каком-то смысле скандальный. Также это можно отнести к состоянию, когда человек обижен. Когда у меня на кого-то есть обида, то в этот момент я не с Богом. Потому что Господь в Евангелии сказал: «Если вы не прощаете прегрешений близким вашим, то и Я не прощу вам». Получается, что если я на кого-то обижаюсь, не простил, то и мне Бог  не прощает мои грехи. А раз Бог не прощает мне грехи, куда я в таком состоянии могу уйти после смерти? Только в ад.

Поэтому в том, что перечислил святитель Игнатий, он дал только направление. Мы можем увидеть, что названы определенные грехи страстей: гордости, печали, уныния, сребролюбия, гнева, блуда, чревоугодия. То есть это дано крупными мазками, но если разбираться, то можно больше найти.

– Заканчивая чтение этой главы, еще раз напомним: данный перечень смертных грехов святитель Игнатий разместил не где-нибудь, а в «Слове о смерти». И мы, ознакомившись с ним и проверив по нему себя, получаем возможность иначе взглянуть и на свою жизнь, и на предыдущие главы этой статьи: на посмертные мытарства, на будущую загробную участь.

– Цель этой главы, насколько мы с вами можем понять, применяя к своей жизни и вообще к теме, поскольку святитель говорит о смерти и о подготовке к этому переходу в вечность, – подготовить человека. Чтобы мы знали, с чем нам приходится сталкиваться в жизни, могли оценить те происшествия, которые у нас были или случаются. И оценить не так, что «ну, было и прошло», а если они были и ты в них не раскаялся, то они могут нести такие страшные последствия после смерти, что ты попадешь в ад. То есть это предупреждение, такая духовная профилактика – чтобы человек знал, с чем он должен бороться, знал, чего в жизни опасаться и даже не допускать.

Глава заканчивается рассуждениями о том, что нельзя нечистоту победить милостыней, что говорит о том, что против каждого греха есть свое средство борьбы, чтобы мы не отчаивались. По своему маловерию и малодушию человек часто сталкивается с тем, что, узнав, что сделал что-то греховное, он опускает руки и перестает бороться. А святитель Игнатий как раз говорит, что нельзя золотом или серебром покрыть свои грехи, надо бороться за свою чистоту. У каждого греха, каждой страсти есть противоположность, ее исцеляющая. Как говорится в Священном Писании, надо ограничить зло и сотворить благо, то есть не надо делать то, к чему призывает страсть, а делать ее противоположность – добродетель. Таким образом человек очищается и готовится к вечности. То есть эта статья – это предупреждение.

– Сделав такое предупреждение, далее святитель Игнатий переходит к рассмотрению такого понятия, как страсть, и в одноименной главе он подробно и обстоятельно излагает учение Церкви о страстях, чтобы мы знали точно и определенно усвоили следующую истину: если православный христианин стяжал (то есть приобрел) греховные страсти, то он таким образом добровольно вступил в общение с сатаной, расторгнул общение с Богом, а значит, он лишается надежды на спасение.

– Святитель Игнатий в учебнике «Слово о смерти», который мы разбираем уже на многих уроках, рассказывает о том, что отвращает человека от Бога, что вносит в нашу жизнь смерть и что может помешать ему спастись. На прошлом занятии мы говорили о том, что такое смертные грехи, читали специальную главу у святителя Игнатия. Понятно, что мы не ставили задачу рассмотреть все смертные грехи, их достаточно большое количество. Такое количество, что христиане порой даже удивляются, что и это – смертный грех, и то – смертный грех: «А я думал, что это нормально...»

Немного отступлю от темы. К сожалению, сейчас я начинаю замечать, что наши «новые» христиане, пришедшие уже в нулевых годах, и, бывает, те, которые ходят в храм уже десятилетиями, не имеют этого понятия о смертных грехах. Современные христиане приходят уже немного с другим духом, думаю, духом мира, они ищут радость, любовь в вере, каких-то утешений и не совсем желают воспринимать церковное святоотеческое учение. Ведь святитель Игнатий не придумывает ничего нового. По большому счету он переводчик, который через свое сердце пережил и перевел на наш, вполне доступный нам русский литературный язык тот опыт, который был у святых отцов в древности, причем одинаковый. Можно читать отцов II–V, VI, XI, XV веков, найдете то же самое. Порой бывает, человек говорит: «Я вот попытался читать, там то же самое». Конечно, то же самое: они писали о самом главном, чтобы человек спасся.

И получается, что когда христиане в первый раз приходят на исповедь, мы знакомимся в общении, оказывается, что о понятии смертных грехов они порой даже слышать не хотят. Лишь бы не трогали. С другой стороны, недавно мы общались с православным психологом, который ведет прием православных христиан, и он задал мне очень острый вопрос: «Почему ко мне приходят православные христиане, которые исповедуются, причащаются, ходят в храм, считают какого-то священника своим духовником, но спокойно позволяют себе пойти поблудить. Поблудят и чуть ли не через день причащаются. Потом идут и снова грешат таким грехом и говорят: «А что тут такого?»  Или этот психолог сталкивался и с тем, что причащающиеся православные христианки (не те, которые крестились и забыли об этом) идут на аборт.

Когда он возмутился по понятным причинам – какое же сердце может выдержать такое? – и сказал: «Как вы после этого причащаетесь?» – женщина ответила: «А мне батюшка позволит. Свечку поставим – и все». Такое отношение ко греху, смертному греху. И мне стала понятна череда страшных рассказов, когда православные христиане, наши братья, грешат сегодня страшным образом и тут же причащаются, чем грешат еще тяжелее. Поэтому мне и захотелось сказать, что один из смертных грехов – это недостойное причастие, когда христианин, не имея понятия о грехах, совершенно самоуспокоен тем, что он православный христианин: крещен, ходит какое-то время в церковь, не каясь, не борясь, причащается и согрешает еще более страшным смертным грехом – недостойным причастием. Вдогонку предыдущей передаче мне хотелось поделиться такими горестными наблюдениями.

И когда такому человеку начинаешь говорить, что он не достоин причастия, что надо пересмотреть подготовку, отношение к своей жизни, это вызывает бурю негодования, хотя практика жизни такого несчастного человека показывает, что он просто живой, ходячий труп.

– «Горе вам… лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23, 27–28).

– Дальше святитель Игнатий говорит о том, откуда берутся смертные грехи. Ведь они существуют не сами по себе, отдельно от христианина. Смертные грехи являются самыми сильными, крайними проявлениями страстей. Святые отцы давно дали нам учение о страстях. В одной из передач мы уже говорили об этом, но кратко повторим, откуда они появились.

Господь при сотворении Адама вложил в него духовные силы, добродетели. Они должны были помогать Адаму, возвышать его, тянуть к обожению. Но после того, как Адам согрешил: сделал неправильный выбор и, получается, предал Бога, – то, что в нем находилось, исковеркалось. И те добродетели, которые у него были, превратились в страсти. То, что было со знаком плюс, при воздействии сатаны, при отречении от Бога и вхождении в человека смерти стало со знаком минус. И мы уже рождаемся с наличием таких сил, которые тянут человека на грех. А смертные грехи – это самое страшное их проявление, которое до конца отрывает от Бога, и если человек не покается, то он уже погиб. И у наших братьев, которых встречал психолог (думаю, и другие священники, кто повнимательнее относится к народу), нет страха по отношению к этим грехам. Раз страха нет, а мы все время ищем радость и любовь, то греха уже не боимся.

Святитель Игнатий как раз напоминает нам, что смертные грехи не берутся так просто: шел-шел, упал и смертно согрешил, до этого есть определенная подготовка – развитие греха, развитие страсти. Дальше он пишет, что надо бояться не только смертных грехов, но и проводить систематическую борьбу с теми страстями, которые в тебе есть, узнавать их, видеть, как они проявляются. У каждого человека без исключения есть страсти. Не надо думать, что я сижу перед вами, умничаю и у меня ничего подобного нет – ангел. Ничего подобного, у каждого из нас все они есть, мы с этим набором рождаемся. Другое дело, что по особенностям рода, воспитания, по личной склонности какие-то страсти у нас больше, какие-то меньше, одни более замаскированные, другие явные. Если это болезнь, которая ведет нас к смерти, мы должны узнать, как она в нас проявляется. И как часто людям это не нравится, а хочется жить весело, счастливо, беззаботно, бегать по полянке и ловить бабочек.

– Но святитель Игнатий писал свое «Слово» не об этом. Он писал о спасении. А разбираться в этой сложной теме, одновременно предаваясь радостям земной жизни, не получится! Сачок и бабочки, шашлычок и пиво, занятия спортом и пение и даже множество самых добрых дел не приведут человека ко спасению, если он не будет очищать свое сердце, если не будет бороться со страстями. Нет для христианина дела важнее, чем спасение своей вечной души, а потому святитель Игнатий и предупреждает: «Лишены надежды спасения те православные христиане, которые стяжали греховные страсти и посредством их вступили в общение с сатаной, расторгнув общение с Богом».

– Мы должны это сказать, и святитель Игнатий, я убежден, пишет об этом с сожалением, с сокрушением. Это одно из правил духовной жизни, которое мы тоже должны понимать – такая безудержная надежда людей на спасение, причем ничем не обоснованная, которую мы видим и в протестантской культуре и философии. Некоторые деноминации протестантов убеждены, что они спасены только потому, что «прими Христа в свое сердце – и ты уже спасен». Несмотря на то, что ты продолжаешь совершать грехи, и тяжкие грехи. Если мы посмотрим на историю протестантства в Европе, это не жизнь ангелов: те же страшные кровавые войны. Посмотрим, что происходит в нынешней глобальной политике: всякими беспорядками и войнами занимаются эти самые якобы христианские сообщества, которые считают себя спасенными, избранными и так далее.

Поэтому идея о том, что ты ничего не делаешь, а спасен,  к сожалению, очень заразная, очень въедливая, видимо, проникает в наши современные православные сердца, когда христиане говорят, что рай, надежда обеспечены. И никакие разговоры про страсти, грехи их не касаются. У человека параллельная жизнь: с одной стороны, самоослепляющая надежда, с другой, тяжкие грехи и страшная жизнь. Поэтому об этом, конечно, надо говорить.

Закон духовной жизни, о котором пишет святитель Игнатий, в том, что если христианин не кается в грехах, не борется с ними, нет надежды на спасение. В конце точка. То есть это не вопрос для обсуждения, какой-то дискуссии, это закон, потому что страсть имеет огромное количество проявлений – грехов. У одной страсти может быть множество грехов, хотя и не смертных по своей тяжести. Возьмем, например, самое страшное проявление гнева – убийство и ненависть.

Можно ругаться с женой каждый день – это состояние не смертного греха, но греха тяжкого. Ты ругаешься, ругаешься, ругаешься – и умер в таком состоянии. Ты понял, что такое «блаженны нищие духом», «блаженны кроткие», «блаженны милостивые»? Да ничего ты не понял, получается. И куда ты пойдешь? Парадным шагом в райские обители, туда, где кроткий Христос? Насколько нам надо обмануться духом времени, чтобы перестать это понимать. А понимать мы должны. Поэтому слова святителя Игнатия очень отрезвляющие: хочешь быть спасен – возьми крест свой. Ведь сказано это не просто святителем Игнатием, а Самим Христом в Евангелии. И потому святитель Игнатий точно об этом говорит, четко.

Автор и ведущая Ольга Валентиновна Баталова
Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать