Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Господь Иисус Христос, проповедуя Евангелие, не раз обращался к своим современникам с такими словами, слышать которые им было то странно, а то и невозможно. Они, впрочем, как и мы сегодня, от каких-то слов Спасителя приходили в недоумение или возмущение, а от каких-то и вовсе впадали в гнев и даже искали возможность убить Его. Таких «возмутительных» мест в Евангелии немало и потому, что любое слово для человека неверующего может служить соблазном, и потому, что людям, которые считают себя верующими, невыносимо бывает слушать, когда им говорят, что дела их неправильны, а мысли неправедны. Давайте вспомним некоторые из таких евангельских отрывков. Это беседа Господа с богатым юношей, который отошел от Христа опечаленным, а вслед за ним печалятся и многие, когда слышат, что «богатому трудно войти в Царство Небесное». Или возьмем реакцию учеников на рассказ Христа о таинстве Евхаристии: «Какие странные слова! – восклицали они, – кто может это слушать?» Или разговор Спасителя с иудеями, когда Он сказал, что их отец дьявол. Иудеи тогда вооружились камнями. Ну и наконец, обратимся к тому «возмутительному» отрывку, который имеет отношение к нашему сегодняшнему уроку. Помните, что сказал Спаситель человеку, желающему и следовать за Ним, и отлучиться, чтобы похоронить своего отца? «Пусть мертвые погребают своих мертвецов». Так вот, святитель Игнатий, приводя этот эпизод в «Слове о смерти», поясняет: мертвыми Господь называет тех живых людей, у которых души умерщвлены грехами. И сегодня мы будем говорить о том, как и чем можно оживлять такие души. В главе «Душевная смерть» святитель Игнатий называет средство для такого оживления или воскресения души. Он пишет: «Первое воскресение совершается при посредстве двух таинств – Крещения и Покаяния. Через Святое Крещение душа воскресает от гроба неверия, нечестия или от первородного греха и собственных грехов, соделанных в нечестии, а через Покаяние уже верующая душа воскресает от смерти, нанесенной ей смертными грехами или нерадивой, любосластной жизнью, после Крещения. И Совершитель такого воскресения – Дух Святой».
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук.
– Знаете, так удивительно бывает слушать, когда люди начинают говорить о покаянии, как о чем-то мрачном, унылом, мертвящем… Нам объясняют: «Так это же средство жить через Духа Святого!» А человек говорит: «Нет, не надо мне, ничего не говорите». Ну чем не Адам, который в кустах от Бога спрятался, скрывая свою наготу? Именно эту наготу, язвы своих душ мы очень часто прячем под нежеланием каяться. А святитель Игнатий и другие святые отцы пишут, что покаяние – это средство оживления и воскресения. Вот убили тебя враги смертным грехом – неопытного, слабого, необученного, подсказать тебе некому – начни каяться! И Дух Святой придет к тебе и оживит, восстановит. Кажется, у преподобного Марка Подвижника есть интересные слова о том, что покаяние восстанавливает чистоту души. То есть как бы человек ни согрешил, если он будет каяться (а покаяние – это не просто признать свой грех, это узнать его, раскаяться и стараться не повторять, бороться с грехом), то восстановится у человека чистота его души. Об этом говорят и заповеди Христовы, начиная с заповедей блаженств. И так все больше, больше должен возрастать человек. Всё нам дано, всё разъяснено – только бери и действуй!
– Бери и действуй, начни каяться! Увы, для кого-то такие призывы становятся просто лозунгами, исполнять которые необязательно, да и непонятно: как, зачем? Однажды мы уже приводили на наших уроках пример беседы двух христианок, когда одна из них по поводу непрестанного покаяния с возмущением сказала: «Что, теперь только и делать, что каяться да каяться?» И этот возмущенный вопрос свидетельствует о том, что человек просто не понимает сути покаяния и не понимает, как и зачем исполнять заповедь Христову – покайтесь.
– Покаяться – это действительно изменить свою жизнь. Но изменить жизнь самому, своим каким-то усилием у человека не получится. Человек, который приходит к вере (а мы будем говорить о них, о наших братьях, которые обнаружили, что жизнь у них в скорбях, страданиях, мучениях), должен вначале обязательно изучить основы веры; он должен узнать, как Церковь верит в Бога. Также он должен узнать, какие в его жизни поступки, прошлые и текущие, являются грехом, отрывающим его от Бога. И человек должен начать менять свою жизнь. Сначала это происходит на уровне ума, когда человек уже начинает замечать, что он делает, начинает оценивать свои поступки, молясь, сожалеть о содеянном. Вот у некоторых людей есть непонимание: как так, упасть и на коленях молиться? А почему нет! Бога и так можно призывать! Это как одно из духовных упражнений. Человек должен начать выстраивать свою жизнь, отрекаться от всего греховного, что он раньше любил, менять свою жизнь, чтобы она действительно стала другой и смертные грехи не повторялись (признаком прощения смертных грехов, как пишут святые отцы, является их неповторение). Для этого должен пройти целый процесс, начинающийся с изучения веры. Это не просто так – пришел, сказал: «Я больше не буду» – и все. Это не покаяние. Покаяние обязательно связано с молитвой, с внутренним состоянием человека, когда он помнит, что он грешник, помнит и молится об этом Богу. Не только молитвослов читает, а внутренне молится и обращается к Богу. Этот процесс может занять определенное количество времени, но он необходим. Вот как в случае, когда у человека приключится какая-нибудь болезнь, начал он плохо себя чувствовать. Что он должен делать? Он должен прийти к врачу, пройти определенные анализы, а потом ему уже какой-то диагноз поставят. Так же и человек, пришедший в Церковь: он начинает изучать веру: что является грехом, как правильно молиться, бороться с грехами, и потом уже начинается процесс выздоровления.
– О том, как нелегко бывает лечиться и выздоравливать, хорошо знают те, кому довелось серьезно поболеть. Люди, проходившие этот путь, прекрасно понимают, как важно при этом иметь качественное медицинское сопровождение: наблюдаться у специалиста, соблюдать особый режим, правильно питаться, принимать соответствующие лекарства и процедуры. Вот и для духовного выздоровления нам также требуется помощь и сопровождение как Бога, так и других людей: священников или простых опытных мирян, которые (кто сказал, что нет) могут подсказать, что и на каком этапе важно делать, как именно, на что обращать внимание, чего остерегаться и так далее. Ведь в Церкви за всю ее многовековую историю уже давно определены те «врачества», которые необходимы для оживления грешной души. Вот только как о них узнать, если нам об этом не расскажут? Не правда ли, созвучно тому, о чем говорит апостол Павел в Посланиях к Римлянам: «Как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» И мы, продолжая на сегодняшнем уроке череду подобных вопросов, спрашиваем: «Как узнать о грехах, если нам о них не расскажут? Как понять, что ты каешься правильно, если тебе не помогут, не просветят и так далее? Таких вопросов христианину, который ответственно и серьезно относится к своему спасению, не избежать и без поиска ответов на них не обойтись. Тонущий человек сам себя за волосы из воды не вытащит. И когда главный герой книги «12 стульев» говорил, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», то на самом деле он вовсе не имел в виду спасение. Просто так иронично Остап Бендер доносил до своего собеседника мысль, что каждый должен решать свои проблемы сам и помощи ни от кого не ждать – мол, все равно не дождешься. А сегодня мы (уже нередко безо всякой иронии) говорим: «Это не наши проблемы» или: «Это ваши проблемы». Однако такая позиция характерна для общества, далекого не просто от религиозных, но и от нравственных идеалов, в котором человек человеку никто. А в Церкви всё, слава Богу, не так! Здесь сам по себе и в одиночку никто не спасается и не оживает от греха. Грешник, желающий избавиться от своей мертвости, должен прибегать к таинствам Церкви, учиться покаянию, жизни по Евангелию, но при этом помнить слова святителя Игнатия, что «Совершитель воскресения – Дух Святой».
– Да, это очень важные слова. И знаете почему? Не надо списывать всё на человеческие усилия. Этим процессом действительно руководит Сам Господь. Еще раз напомним основы правильных понятий духовной жизни: покаяние является даром. Часто приходится человека «потеребить», прямо потрясти и на место поставить. Вот увидел грехи: «А, все плохо, жизнь никакая, как жить?» Да тебе дар дан! Ты был слеп – и вдруг у тебя открылись на себя глаза. Человек говорит: «Я раньше не замечал, а тут начал видеть свои грехи». Так это же дар! Представляете, какими мы становимся «поросятами»! Нам дар дан, а мы этот дар начинаем выбрасывать куда-то в канаву своего отчаяния. Даже сама возможность увидеть свой грех является признаком того, что в человеке начинает действовать благодать Святого Духа. Это надо совсем по-другому оценивать. Надо благодарить Бога за то, что Он показал нам наш грех, а мы начинаем использовать это наоборот, как средство уйти от Бога, скрыться от Него в кустах, потому что в этих грехах мы увидели свое обнажение, увидели, что представляет собой наше сердце, какое оно. Это, конечно, дар, и руководит этим Господь. Если Он говорит, что на Небесах радость великая не от дискотеки, а от единого кающегося человека, то неужели Он не способствует тому, чтобы помочь человеку? Прилагая наши, человеческие, усилия, мы показываем Богу, что не хотим согрешать, и Господь помогает людям, находящимся в страшных цепях грехов, освобождаться от них (не когда-то там, в I веке, а сейчас, в наше время, и примеров тому много). Люди начинают каяться, и Бог слышит их и помогает им. Мне кажется, что это самые настоящие чудеса, происходящие прямо сейчас, тихо и незаметно. Люди реально начинают жить другой жизнью. Это дорогого стоит. Эти слова о Духе Святом нельзя так просто пробежать глазами – и все, ничего не задело сердце! Человеку надо только захотеть выбраться из помойки, в которой он живет. Не обязательно помойки пьянства, наркомании и блуда, а еще и помойки неправильных понятий, отчаяния, которое сейчас очень сильно побеждает сердце человека, тщеславия, гнева, сребролюбия и всех других страстей. Все это возможно, если правильно идти ко Христу! И руководит этим Дух Святой. Надо трудиться, а результат уже от Господа зависит.
– «Спасение – это воссоздание падшей природы человека Божественной благодатью Святого Духа через веру в Иисуса Христа и через подвиг исполнения евангельских заповедей. Спасение есть исцеление человека от греха и его последствий». Но снова и снова повторим: своими силами человек спастись не может. Потому нам, людям, и нужен Спаситель, Сам Господь Бог. «Мы, люди, – учит святитель Афанасий Великий, – и стали побуждением к Его воплощению; для нашего спасения Бог показал столько человеколюбия, что принял человеческое тело и явился в нем». Но это не значит, что отныне дело нашего спасения совершается автоматически. Нет! Мы сами ради спасения должны учиться жизни христианской, учиться покаянию, и, чтобы такая учеба стала настоящей, чтобы наша борьба со страстями не ограничивалась формальной исповедью, а наше доброделание не было фарисейским, Господь помогает нам учить уроки веры через самые разные обстоятельства.
– Когда-то Господь захочет нас смирить. Допустим, я борюсь с какой-то страстью: блудом, гневом или чревоугодием. Но во мне же не одни эти страсти, ведь источником-то всех страстей является гордость, верно? Господь хочет, чтобы во мне не было ни гордости, ни блуда, ни гнева, ни чревоугодия, и поэтому, когда я начинаю бороться с блудом, гневом, чревоугодием, у меня не очень получается! А почему, если это Богу угодный процесс? Зададим себе такой вопрос. Да потому что если дать мне сейчас победу над этими меньшими страстями, то вот та, основная, поднимет голову, и я буду сатаной: он не блудит, не гневается (как мы), не дерется, не объедается, но у него есть гордость. Вот и у нас, если нас оставить, убрать борьбу, гордость так поднимется, что мы станем бесочеловеками и отвернемся от Бога. Господь оставляет нам борьбу с плотью, чтобы через нее очистить душу от гордости, чтобы мы потом сказали: «Господи, да я вообще никто и ничто». А мы хотим так: пришел, щелкнул пальцами, как официанту: «А ну-ка! Давай, убери у меня! Не убрал? Ладно, тогда не буду вообще этим заниматься!» Ну что за капризы! Это и есть признаки нашей неготовности, неправильной веры и неправильного настроения. Поэтому надо учиться у святых отцов, «ползти» за ними как можешь – вот такой, как мне кажется, сейчас наш путь.
– И далее святитель Игнатий говорит о том, что апостол Иоанн Богослов видел тех, кто воскрес от душевной смерти и поведал о них следующее: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это первое воскресение». И здесь святитель Игнатий поясняет, в чем именно заключается это первое воскресение, это оживление души. Во-первых, верой в Господа Иисуса Христа; во-вторых, в омовении грехов Святым Крещением; а в-третьих, в жизни по заповедям Христовым и в очищении покаянием тех грехов, которые были совершены уже после Крещения. Толкуя сказанное апостолом Иоанном, святитель поясняет, что святые могут господствовать над страстями, над демонами, над недугами человеческими, над стихиями, над зверями и что они имеют обилие духовных дарований. Благодаря таким дарованиям они способны обличать и отвергать грех, различать ангелов тьмы, то есть бесов, и не позволять им обольщать себя. Святые не поклонились ни зверю, ни антихристу, ни гонителям веры, требовавшим от христиан отречения от Христа и отвержения Его заповедей. Они не приняли на себя начертание врага Божия, но, усвоив себе ум Христов, постоянно выражали его в образе своих мыслей и действий и потому воцарились со Христом. Для них нет смерти! Для них разлучение души с телом – это не смерть, а переход от скорбного земного странствования к вечной радости и упокоению.
– Здесь речь, конечно, о святых (не о нас с вами и не о наших прихожанах, которых я люблю, ценю и уважаю), о тех святых, которые, несмотря на то что были обыкновенными людьми, прожив жизнь в покаянии, с помощью Бога действительно обрели победу над лукавым. Смерть для них не трагедия (как для нас с вами – и страх и ужас), а, как писал апостол Павел, приобретение, потому что они к Господу уходят. Мы, конечно, не можем так сказать. Наша задача пока – ползти, карабкаться, скрестись. Образцы есть, и это очень важно. По гордости мы делаем такую ошибку: человек прочитает творения святых отцов или их жития и начинает впадать в уныние (лукавый так хитро играет в кошки-мышки с нашим несчастным умом), говорит: «Ну нет, я так не могу». А ты кто такой, чтобы начать рассуждать о том, что ты можешь или не можешь? Ведь тебе никто и не говорит делать так же, как святые отцы, которые один финик за всю неделю вкушали и были совершенно полны сил. Не к этому же надо стремиться! А лукавый и тут находит, как столкнуть людей в уныние и печаль. Нам показаны образцы не для того, чтобы стремиться к этим, уже абсолютно чудесным состояниям, а чтобы в житиях святых мы смогли увидеть, сколько перемен произошло с людьми. Вот к этому надо стремиться и это брать за образец.
– Однако на практике отец Андрей не раз сталкивался с людьми, которые не только не берут за образец борьбу святых со грехом, их усердие в покаянии – некоторые просто не боятся грешить, не боятся потерять мир с Богом, и даже Страшный Суд им не страшен. И они не понимают, почему его надо бояться.
– Я встречал уже такие рассуждения, что Страшный Суд не страшный и что это будет Суд в плане всеобщего оправдания. А Господь в Евангелии говорит нам о другом: о том, что сделавшие добро будут воскрешены в жизнь вечную, а сделавшие зло, то есть непокаявшиеся, будут осуждены на вечное мучение, вечное осуждение. Поэтому у меня есть желание предупредить людей не попадаться на это неправильное понимание, а читать святителя Игнатия, который пишет, что это будет действительно Суд, и для уже осужденных это будет осуждение в вечную смерть. Это страшно. Есть повод еще раз задуматься, взять себя в руки и начать трудиться над собой.
Автор и ведущая: Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Коваль
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!