Уроки православия. Школа покаяния. Урок 57. («Слово о смерти» свт. Игнатия Брянчанинова читаем с прот. Андреем Каневым 15 часть)

19 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Изучая на наших уроках «Слово о смерти» свт. Игнатия (Брянчанинова), мы говорим о посмертной участи души и тела, о рае и аде, о том, как происходит разлучение души с телом и как умирают грешники и праведники. Знать об этом христианин должен! Однако реакция зрителей на эти темы бывает неожиданной! Кто-то впадает в печаль, кто-то в уныние, а кто-то начинает горевать, что не спасется и отчаивается. Вот почему сегодняшний урок батюшка начнет с обращения к таким телезрителям.

– Изучая на уроках православия «Слово о смерти» святителя Игнатия Брянчанинова, мы не раз обращали внимание на то, что все сведения о смерти нам открывают Сам Господь в Священном Писании и святые отцы в своих творениях. Именно из этих проверенных источников, сведенных святителем Игнатием в стройное учение, мы узнаем о посмертной участи души и тела, о рае и аде, о том, как происходит разлучение души с телом и как умирают грешники и праведники. Знать об этом христианин должен. Протоиерей Андрей Канев помогает нам правильно понимать это произведение. Поясняя сказанное святителем Игнатием, он часто приводит примеры из приходской жизни, чтобы мы могли увидеть, как важна эта тема для нас. Однако реакция зрителей на такие, казалось бы, полезные уроки бывает неожиданной: кто-то впадает в печаль, кто-то в уныние, кто-то начинает горевать, что вовсе не спасется, и отчаивается. Удивительное дело! Эти люди дословно повторяют слова, сказанные некогда учениками Спасителю. Помните, когда Господь говорил о Таинстве Евхаристии, о том, что ядущий Его Плоть и пиющий Его Кровь имеет жизнь вечную, ученики восклицали: «Какие странные слова, кто может это слушать?» Так что подобная реакция на Евангелие, на глаголы жизни вечной не нова. Всегда были, есть и будут люди, которые не хотят слушать истину и спорят с христианским учением о спасении. Отец Андрей замечал, что именно такие люди особо не любят святителя Игнатия и не соглашаются с его словами. Вот почему сегодняшний наш урок батюшка начнет с обращения к тем, кто отчаивается, печалится или унывает от «Слова о смерти».

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук.

– Мне кажется, что, когда у человека возникает такая реакция на разговоры об основах веры и на разговоры о смерти и покаянии, с духовной точки зрения это очень опасное состояние человека. Мне хотелось бы предложить таким людям глубже воцерковиться, потому что, на мой взгляд, это связано с неправильным пониманием веры. Очень часто такой человек, который уже и в церковной среде, и причащающийся, и исповедующийся, и даже пишущий в блогах или в журналах, в реальности – невоцерковленный человек. Почему так получается? Потому что он пришел в храм, подошел неподготовленным к крещению, никто его не оглашал, так как в храме никакой огласительной работы не ведется, а сам человек не имеет внутренней системы организации, у него нет духовных наставников, которые могли бы его привести в правильное духовное состояние. Когда на слова о покаянии или о смерти человек реагирует такими словами: «Ой, страшно! Ой, у меня теряется всякая надежда, всякое настроение!» – это не от того, что он слышит что-то неправильное, а просто таково его внутреннее состояние; это реакция того духа, который сейчас наполняет его сердце. Когда Господь в Евангелии подходил к бесноватым людям, они (вернее, бесы) начинали Ему кричать: «Отойди от нас! Почему Ты прежде времени мучаешь нас?» Это как раз реакция действующей страсти печали, основанной на гордости, которая хочет все свои мелкие или крупные страстишки воцерковить. Это очень интересный факт. Приходя в церковь, мы не оставляем наш багаж там, за воротами храма (или, даже лучше, церковного двора), приобретая опыт Церкви, а пытаемся с этим мешком, как верблюд через игольные уши, пропихнуться, чтобы тем своим любовям и привязанностям (я имею в виду страсти) придать какой-то приличный церковный вид. Отсюда и такая реакция людей, наших дорогих и уважаемых братьев (я говорю сейчас с большим сочувствием), потому что таково их духовное состояние. Это не означает, что надо прекратить все разговоры о покаянии, спасении, загробной участи и аде. Не надо только подстраиваться под болезнь! Болезнь надо лечить.

А мы с вами все-таки должны говорить о том, что есть. Святитель Игнатий писал не свои какие-то фантазии и не ужастики Стивена Кинга; нам просто показана правда, то есть это разговор врача с больным о диагнозе. Врач нам говорит: «Будешь жить так – тебя ждет вот это, будешь лечиться – тебя ждет другое. Все разговоры о смерти и покаянии, о вечной участи (благой или мучительной) не для того, чтобы нас пугать, а для того, чтобы мы вразумились и пересмотрели свою жизнь, начали изучать веру. Если человеку кажется, что Христос, Господь наш, – это капризный мальчишка с соседнего двора, то значит, что верит он во Христа неправильно. Если мы, увидев свои грехи, впадаем в уныние, мы верим неправильно! Проблема именно в этом. Если Господь сказал: «Я пришел спасти не праведных, а грешных» и «Блудницы кающиеся и мытари наследуют Царствие Божие», а я, христианин, в XXI веке, узнав о своих грехах, говорю: «Нет-нет, не надо, не говорите, это ужас! Я не хочу этого слышать, я погибну! Я не спасусь!» – значит, я верю неправильно. Моя вера во Христа не евангельская. А если человек задает вопрос так: «Да, я увидел свои грехи, но как с ними побороться?» – вот это уже вопрос больного, который хочет оздоровиться. А мы говорим – нет, лучше заткнуть рот всем, кто о покаянии говорит, мы не будем ничего слушать, чтобы у нас не портилось настроение на православных балах, дискотеках разных и спектаклях. Человек должен сам думать и решать, ведь он свободен, его никто не заставляет слушать: не хочешь – не слушай. Но есть люди, которым это надо. Поэтому мы и будем говорить для тех, кому надо.

– На прошлом уроке мы говорили для тех, кому это было надо, о смерти праведников и грешников.

– Да, причем говорили не от нашего собственного опыта, не смеялись над грешниками и не приравнивали себя к праведникам. Мы же должны с вами правильно понимать: мы изучаем учебник. Мы говорим не о том, что Ольга Валентиновна или отец Андрей имеют такой опыт, но вместе с вами, нашими дорогими зрителями, мы учимся приобретать правильные понятия. Еще раз напомню, что правила духовной жизни – это как правила дорожного движения. Если ты их правильно понимаешь, то доедешь до места назначения, если неправильно – неизбежна авария или, что еще хуже, духовная смерть.

– Главу «Смерть праведников и грешников» святитель Игнатий заканчивает словами, что разлучение души с телом является не смертью, а лишь ее последствием. Сама же смерть гораздо страшнее, поскольку она есть начало и источник всех болезней человека – душевных и телесных. Уже следующий раздел своей статьи святитель посвящает непосредственно смерти душевной и начинает его с пересказа первых глав ветхозаветной книги Бытия. Он напоминает нам о том, как Адам и Ева нарушили заповедь Божию, как они, по наущению сатаны, вкусили плодов от древа познания добра и зла и немедленно умерли душою. «Смерть, – пишет святитель, – мгновенно явилась во всех движениях их душ, в ощущениях их тел, а Дух Святой, обитавший в них и сообщавший им бессмертие, тотчас отступил от первых людей». Но некоторых этот момент смущает. Как же так? Смерти в мире еще не было! Господь ее не создавал, однако в своей заповеди Он уже говорит о ней, как о явлении существующем. Бог так и говорит Адаму: «В день, в который ты вкусишь от этого древа, смертью умрешь». Как можно грозить тем, чего еще нет?

– Смерти не было, потому что Адам еще не переступил черту. Господь ведь все знает, это было предупреждение о том, что может быть, если ты поступишь не так. Ведь духовная трагедия ангельского мира уже произошла, когда часть ангелов, обладая свободой и разумом, разумно и свободно отпала от Бога и превратилась в бесов, дьяволов и самого сатану. Зло – это отсутствие добра. Поскольку Адам был сотворен Господом совершенным, свободным, разумным, взрослым, все понимающим и мудрейшим (по сравнению с нами), то Господь не забирает у него свободу. По своей свободе Адам должен был и дальше возрастать духовно, трудиться (заповедь о труде – это же не с мотыгой ходить, за животными убирать). Рай – это гармония, это Богом устроенный гармоничный мир. Заповедь о труде – это возделывание рая души. Адам должен был возрастать, все более и более приближаясь к Богу. Господь дал Адаму и Еве и такую заповедь: «Не вкушайте от древа познания добра и зла, ибо смертью умрете». Это предупреждение, потому что Господь знает, что было, что есть и что будет. Он находится вне времени, перед Его очами все уже как сотворившееся. Поэтому Господь Адама честно предупреждает. И это не непонятные слова (как мы сказали бы ребенку по-китайски: «Не суй в розетку вилку, иначе тебя ударит током», а он китайского не знает). Нет! То, что сказал Господь, Адам прекрасно понял. Это нам надо двести раз сказать, чтобы мы что-то уразумели. Адам все понял, потому что у него был другой ум. Мы часто говорим, мечтаем о прозорливых старцах, которые действительно были и, может быть, когда-нибудь еще будут у нас в Церкви. Бог открывает им духовные очи, они видят душу человека, знают, чем помочь. И у Адама было такое свойство. Особенно наглядно это показано тогда, когда Господь подводит к Адаму животных и он нарекает им имена. Ум у Адама таков, что он познает не так, как вынуждены познавать мы сейчас, вооруженные несчастным аналитическим умом (порезать лягушку, чтобы понять, что у нее внутри находится). Адам сразу, духовно познает этот мир; ему не нужен этот анализ, все эти пробирки, эксперименты и так далее. Когда Господь говорит ему: «Смертью умрешь» – это реальное предупреждение. А познание добра и зла? Вот представьте, что такое познание добра и зла, если ты не понимаешь эти слова. Получается, Адам шел-шел, случайно съел этот плод – и все, что ли? Нет. Господь ему говорит о том, что добро он знает практически, а зло – оно существует теоретически. Эта трагедия тем и страшна, что это не просто случайные какие-то действия. Адам переступил через очень большое знание; он знал, что делает. Он знал, что будет смерть, что «смертью умрешь». Трагедия происходит тогда, когда Ева и Адам вкушают от древа познания добра и зла и хотят стать как боги; вот где они сделали первый шаг и переступили черту. Что они делают дальше? Они скрываются от Бога, потому что видят, что они наги (обнаженные). Все! Сразу изменилось качество их ума, и Дух Святой отходит от них, и их наполняет дух сатаны, потому что человек устроен так, что у него «свято место пусто не бывает». Адам и Ева начинают прятаться от Бога, Он становится для них страшным – Тем, от Кого нужно спрятаться. И когда Господь призывает Адама к покаянию, он не соглашается и начинает говорить: «Это Ты дал мне жену». И Ева тоже начинает обвинять змея: «Я не виновата, это он виноват». Это признаки того, что ум уже изменен, что смерть уже вошла в первых людей.

Вот об этой духовной смерти и пишет святитель Игнатий. Адам после своего согрешения, по Священному Писанию и Преданию Церкви, будет жить еще девятьсот с лишним лет. То есть физически он живет, а духовно – уже убит. Это можно увидеть и в нашем мире, далеко ходить не надо. Посмотри на себя: как тяжело бороться с грехами! Почему это так? А это признаки того, что душевная и духовная смерть вошла в нас и очень сильно действует. Когда помрачается ум человека, когда он не воспринимает основы веры, когда человек атеист или легко принимает ложные учения, а истинное принять не может, это все признаки духовной смерти, которая еще тогда вошла в Адама, и мы, рождаясь на земле, будучи уже наследниками первородного греха, эту душевную и духовную смерть приобретаем.

– Святитель Григорий Палама говорит: «Как разлучение души от тела есть смерть тела, так и разлучение Бога от души есть смерть души». В этом собственно и заключается душевная смерть. На эту смерть указывал и Бог заповедью, данной в раю. И святитель Игнатий, приведя эти слова, продолжает свои размышления: «Смерть, постигшая душу Адама за преслушание, не только сделала эту душу непотребной (то есть ненужной, непригодной для жизни с Богом), но и распространила проклятия на всего человека. Отныне само его тело подвергается многим трудам, страданиям, тлению». Из книги Бытия мы знаем, что после такого преслушания произошло умерщвление внутреннего человека. И услышал Адам от Бога грозные слова о том, что отныне рай для него потерян и что доживать свой век и сам он, и его потомки будут уже совсем в других, не райских условиях. «Проклята земля за тебя, – говорит Господь, – со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Тернии и волчцы произрастит она тебе, и будешь питаться полевой травой; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

– Да, Адам потерял рай, потому что согрешивший и некающийся не может находиться в раю. Господь оказал Адаму огромную милость, изгнав его из рая. Только представьте: большой огонь, пожар – и в нем находится человек без специального костюма (как у пожарного, например). Любой человек, естественно, погибнет. Так же и там, где благодать Божия. Мы часто думаем, что все, что совершается в храме, – все на благо; Причастие – всем на благо (сейчас особенно, чем дальше – тем больше таких проповедей), а ведь святые отцы нас предупреждают: рассуждайте, прежде чем приступить к таинствам. Потому что Божия благодать попаляет грех, а если я его люблю, значит, и меня тоже опаляет. Вот и получается, что Господь действительно оказал Адаму огромную милость, оставив его еще на покаяние здесь, на земле; и нас, как его потомков. Адам мог просто сгореть в огне благодати Божией из-за того, что он внутренне не соответствовал этому месту. Вот если бы он покаялся, я думаю, что Господь, наверное, простил бы его и оставил в раю. А поскольку в Адама уже вошла гордость, дух сатаны, он оказывается в месте мучения – рай изменился из-за Адама, это и логично. Если, допустим, глава войска или император становятся безумными и ведут куда-то свое войско или царство, то ясно, что страдает все войско или царство. Если Адам, как царь земли (а ведь у него было такое предназначение, данное Богом – управлять и руководить этой землей) изменяется, если в него входит зло, то понятно, что все остальное творение из-за Адама начинает рушиться. Нечего поэтому удивляться тому, что здесь, на земле, периодически бывают какие-то катаклизмы: наводнения, непогода и так далее. Это все та епитимья, которая продолжает действовать из-за того, Адамова греха, и наших грехов тоже. Потому что если мы, как наследники Адама, начинаем грешить, то Господь через природу и дает нам такие епитимьи.

– Адам разлучился с Богом, и душа его умерла. Был человек Божиим, но отрекся от Творца и стал добычей сатаны. Вот что говорит об этом святитель Афанасий Великий: «Преступив заповедь Божию, Адам впал в греховное помышление не потому, чтобы Бог сотворил эти помыслы, уловляющие нас, но потому что дьявол посеял их обманом в разумной природе человека, впавшей в преступление и удалившейся от Бога, так что дьявол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех».

– Дух сменился в Адаме. Если раньше Дух Святой освящал дух Адама, то после грехопадения с ним совершается перевертыш. Грех не может существовать в одном сердце вместе с Духом Святым, особенно грех любимый, не оплаканный покаянием, и Дух Святой уходит. Тогда какой дух соседствует-то? Естественно тот, который и соблазнил, то есть дух сатаны. Он входит в человека и искажает его естество. Человек живой, но живет уже не для Неба – он живет для чрева и своих страстей. Это и есть признаки той смерти, которая входит в Адама.

– И далее святитель Игнатий приводит слова апостола Иоанна Богослова, который, свидетельствуя о смерти души, говорит: «Есть грех к смерти, и есть грех не к смерти». Так евангелист называет смертным тот грех, который убивает душу и который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и делает его жертвой ада, если только сам человек не уврачуется покаянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное единство с Богом. Именно таким покаянием апостол Петр уврачевал свой смертный грех – отречение от Христа, а святой пророк Давид – два своих смертных греха – прелюбодеяние и убийство. Таким образом, святитель Игнатий вводит в употребление понятие смертный грех, чтобы предупредить нас о величайшей опасности. Но почему-то в наши дни некоторые христиане вдруг стали сомневаться в правильности и точности этого выражения. Они считают, что само слово грех, означающее преступление закона Божия или просто беззаконие, уже само по себе свидетельствует о гибельности. Ведь любой грех есть проявление страстей, иначе – проявление тех болезней души, которые если не лечить, то можно и умереть. Получается, что смертный грех – это «масло масляное». Зачем (недоумевают противники этой формулировки) надо его употреблять? И затевают по этому поводу на разных православных форумах жаркие дискуссии.

– Нам, современным христианам, обязательно нужно иметь очень правильные понятия о грехах и о страстях. Мы приходим в Церковь из мирской жизни, и наша совесть уже не работает так, как совесть наших прапрадедушек, потому что они жили в другой обстановке, другой социальной и культурной среде, не были так развращены, так испорчены информацией, ложными знаниями и ложным опытом. Мы должны более внимательно разбираться. Если грех – это болезнь моей души, то как мне не разбираться, чем я болен? «А как тогда разобраться?» – задают наши внимательные слушатели и зрители вопрос. А вот так: мы с вами должны понять, что бывает несколько разновидностей греха. Теоретически можно сказать, что любой грех отрывает или отводит человека от Бога, отравляет его, делает рану на сердце. Это правильное понятие, но нужно разбираться дальше и глубже. Если остановиться на этом, получается, что и убийство, и мысленное осуждение находится на одном уровне! Если теоретически, то это одно понятие – грех, но, с точки зрения влияния этих грехов на душу человека, они разные, почему и появляется это понятие – грех к смерти и грех не к смерти. Как в болезнях: есть, допустим, онкологическая болезнь четвертой степени и есть насморк. И это всё болезни, они могут находиться в одном медицинском справочнике. Но это не означает, что операцией мы будем лечить насморк, а витаминками – онкологию. Каждый здравомыслящий человек понимает, что болезни бывают разные, лечение и подходы разные. Но почему-то по отношению к грехам мы говорим: «Нет, это должен быть живой процесс, он должен идти сам по себе». Какой живой процесс? Куда идти? Это болезни и мы должны их знать! Это очень большая беда. Люди приходят на исповедь (я, как практикующий священник, могу сказать) и не разбираются в этих вещах; мы должны дать им это знание. Иначе получается, что я буду отвечать за то, что человек в моем приходе не знает, что у него онкология (разумеется, духовная), а он думает, что здоров. Получается, задача Церкви – рассказать об этих болезнях. Есть грехи, которые требуют долгого духовного лечения, а есть грехи, которые требуют личного, сиюминутного обращения к Богу, покаяния и примирения с Ним. Общим понятием нельзя довольствоваться, надо обязательно уходить в частности и разбираться, если, конечно, хочешь быть здоров. А если не хочешь – живи как знаешь, но не мешай тем людям, которые хотят разобраться.

 

Автор и ведущая: Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать