Уроки Православия. Школа покаяния. Урок 45. («Слово о смерти» свт.Игнатия Брянчанинова читаем с прот.Андреем Каневым 3 часть)

4 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Жизнь земную должно проводить в приготовлении к вечности - эту мысль свт. Игнатий Брянчанинов повторял во многих своих творениях, но особое внимание этой теме он уделил в своем знаменитом «Слове о смерти»... По словам святителя, основными свойствами земной жизни являются краткость, постоянная изменчивость и суетность. Для чего же тогда нам она дана? «Земная жизнь, - пишет святитель, - это путь к вечности. И его надо совершать не числом дней и лет. Его надо совершать умом и сердцем, чтобы стать наследником вечных благ». 

 

- На прошлых уроках мы говорили о том, что самому человеку постичь сущность смерти невозможно. Сам Бог открывает нам все, что необходимо о ней знать. Мы узнали об участи тела по смерти и приступили к рассмотрению посмертной участи души. Святитель Игнатий учит, что наши души вместе с ангелами по естеству своему составляют один разряд существ. Души человеческие подобны ангелам и после их разлучения с телами присоединяются к ангелам света или к падшим ангелам в зависимости от приобретенных ими в земной жизни качеств - добрых или злых. И далее святитель приводит многочисленные цитаты из Священного Писания, творений святых отцов, где подтверждается мысль, что воздаяние как праведников, так и грешников различно. И правосудие Божие воздает каждому человеку по делам его.

«Православные христиане, - продолжает святитель Игнатий, - проведшие земную жизнь благочестиво или очистившие себя от грехов искренним раскаянием, исповедью перед отцом духовным и исправлением себя, наследуют вместе со светлыми ангелами вечное блаженство. Напротив, люди нечестивые, то есть не верующие во Христа, злочестивые, то есть еретики, и те из православных христиан, которые провели жизнь в грехах или впали в какой-либо смертный грех, но не уврачевали себя покаянием, наследуют вечное мучение вместе с падшими ангелами.

- Мы должны понимать, что это основа нашей веры, нашего понимания спасения. Кто спасается? Не хорошие люди, как часто сейчас об этом говорят, а те, кто верит во Христа, и, более того, не просто теоретически верит, а пытается избавиться от грехов и живет действительно благочестиво. Это правило, которое мы должны принять. Но оно вызывает большое отторжение у людей. Как же китайцы или другие народы? Но зачем беспокоиться о других народах? Христос пришел, чтобы нас спасти, и нам надо жить так, чтобы не попасть в ад. А мы начинаем заботиться о японцах, китайцах… Господь Сам о них позаботится. Мы должны понимать, что спасение возможно только в Православной Церкви и только в благочестивой жизни. А то начинаются непонятные истории, которые можно назвать отходом от христианства, когда начинают утверждать, что все спасутся, например. Эта идея всеобщего спасения противоречит самому духу Евангелия. Христос пришел для всех, но есть люди, не желающие быть с Ним. Как они могут с Ним находиться? Господь говорит: «Кто будет веровать и креститься – спасён будет, а кто не будет веровать – осужден будет». Находятся люди, которые противоречат Самому Христу. И тут не важны степени, звания, сан и положение этих людей. Они обманывают нас. А мы должны ориентироваться на святых отцов, на святителя Игнатия, который не сам придумал это.

Общаясь с катехизаторами разных храмов, я замечаю, что современные христиане начинают стесняться того факта, что спасение только в Православной Церкви. Этот либерализм настолько разъел наши мозги, что мы начинаем стесняться, что Бог открыл нам, Православной Церкви, истину. Это приближает катастрофу. И когда начинаются разговоры о том, что все спасутся или нужно ли крестить младенцев? Есть канонические ответы на эти вопросы. А мы начинаем поднимать непонятные вопросы, например, человек был хороший, не нагрешил и тому подобные, как будто нет первородного греха, как будто мы не наследники падшей натуры и смертности. Поэтому, изучая этот вопрос, мы должны твёрдо понимать: вопросы веры – это не вопрос того, нравится тебе или не нравится. Если тебе не нравится Христос, то не называй себя христианином, гуляй, ищи место, где тебе комфортней. А если мы говорим о спасении, христианстве, то мы должны принимать веру такой, какая она есть, а не исправлять ее под себя, под современное гуманистическое мышление. Истина как раз в том, что спасаются те, кто крещен, верит и живет по вере.

Это очень серьезный, даже болезненный вопрос. Его осознание касается церковной практики просвещения, оглашения. Мы много лет говорим о том, что необходимо оглашение, перед крещением людей необходимо учить вере. Я не говорю о ситуациях, когда они в больнице, на войне, в армии – это особые случаи. Когда человек находится в мирной жизни, то у него есть время подготовиться. В наши головы закралось убеждение, что для спасения достаточно крещения, поэтому готовить человека ни к чему - Бог Сам его научит. Это ложное представление! Все равно, что сказать: главное родить, а каким будет человек – не важно. Ведь никто так не говорит. Почему-то мы вкладываем свои силы в образование, в воспитание детей. Удачно или неудачно – это уже другой вопрос. Получается, если христианин, человек крещеный, но не верующий, не ведущий жизнь христианскую, тоже не спасается за одно крещение, потому что слова Божии не выполнены: «Кто будет веровать и креститься – спасён будет». А веровать – это не значит принять в голову какие-то основы веры, но значит, что нужно жить по вере. Это очень серьезный вопрос. Нужно много сил вкладывать в оглашение, чтобы человек, крестившись, действительно был верующим, а иначе, получается, мы просто крестим и выпускаем людей с полной уверенностью, что всё хорошо.

- Но если так все хорошо, то откуда в нашей стране, где около 70% населения считает себя приверженцами православия, такое количество абортов или иных беззаконий, как нравственных, так и уголовных?

- А мы говорим: давайте бороться с абортами. Если бы у нас крещеные люди были христианами, то не было бы проблем с абортами, с сиротами и стариками, не было бы разных других социальных проблем. Это только потому, что люди не живут по вере. Отсюда же возникает тема поминания на Литургии, участия в Таинствах этих людей, тех, которые формально крещеные, но не воцерковленные, не ищущие Христа. Мы начинаем искать другой подход, но где граница Церкви? Либеральное мышление говорит так: спасутся не только верующие, воцерковленные, но, может, еще и другие спасутся? И начинается растягивание границ Церкви до бесконечности. А на самом деле в словах святителя Игнатия границы Церкви очень четко обозначены: только малое стадо, о котором говорит Господь, не все в мире, не все человечество, потому что человечеству дана возможность прийти ко Христу. А мы начинаем искать казуистику, типа: этот вроде хороший, да и этот неплохой, а этот много сделал для страны…

- На прошлом уроке мы упоминали о том, что в Церкви сегодня есть люди, которые не считают обязательным учиться вере, недооценивают святоотеческую традицию и вольно или невольно пытаются сдвинуть, расширить те границы, которые Церковь выстраивала веками ради сохранения веры, ради заграждения ее от разрушительных влияний мира. Но что значит расширить границы? Представим себе новатора, который ради расширения своей жилплощади взял и убрал входную дверь в квартире. Чем это закончится? Как в любом доме должны быть двери, так и в Церкви есть вполне определенные границы.

- Отсутствие границ есть только в вечности. Есть текучесть времени и бесконечность. Есть граница? Граница – это смерть человека. Добро и зло – есть граница? Конечно, есть – это момент, когда ты выбрал совершать зло. У Церкви тоже есть граница, которая охраняется не нами, а Богом. Мы должны совершенно быть тверды, и не надо стесняться своей веры. Это правда, это торжество веры, торжество Христа, что Он пришел для всех, дал возможность спастись всем, но только тогда, когда человек сам захочет к Нему идти. А мы говорим, что спасутся все, поэтому живи, как хочешь. Плоды этой современной философии уже видны. Когда приходят христиане и говорят: «И так все спасутся, зачем мне напрягаться? Зачем эта церковная жизнь, все эти ваши обряды, посты? Ведь все спасутся же. Ну, помучаешься лет 100 и все. А иначе Бог не Любовь». А вот в том-то и дело, что это есть проявление любви – дать возможность человеку, который утопает в тине, кинуть ему спасательный круг. А он еще возмущается: «А что круг такого цвета? Почему он один, почему не несколько? Почему слишком жестка обертка этого круга?». Это очень серьезная проблема, и о ней нужно говорить, основываясь на наших с вами учебниках, в том числе и на том, который мы изучаем сегодня. Мы должны четко понимать, что живём здесь не для того, чтоб развлекаться, а для того, чтобы осознать, что мы делаем, переоценить это, попытаться исправить, насколько это возможно.

- Чтобы оградить нас от разного рода заблуждений относительно загробной участи людей, все или не все спасутся, святитель Игнатий в своем «Слове о смерти» пишет такие отрезвляющие слова, которые неподготовленного человека однозначно приведут в изумление: «Патриархи Восточно-Кафолической Церкви в послании своем говорят: «Души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но до разлучения с настоящей жизнью покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния, нисходят во ад и терпят за учиненные ими грехи наказание». «Впрочем, - добавляет святитель, - они не лишены надежды получить облегчение от этих наказаний, получают его через молитвы священника, совершаемые за умерших, особенно силою бескровной жертвы, которую приносит священник для каждого христианина о его присных».

- Этот документ очень серьезен. В догматическом богословии, которое преподается в семинарии, учебных духовных заведениях к этому посланию очень серьезное отношение. Почему? Потому что это послание не просто какая-то переписка людей. Это произведение, документ, который имеет силу символической книги, то есть авторитетной книги по догматическому богословию. Послание было написано в 1723 году на запрос европейских православных христиан о тех проблемах, которые возникли. А какие тогда были проблемы? Тогда возникло протестантское богословие, происходило влияние протестантов, в том числе и на православных христиан. И был запрос от восточного патриарха, сохранившего православную традицию богословия, догматику. И восточные православные патриархи отвечают на вопросы этих православных христиан Запада. Существовали небольшие общины православных христиан, которые находились в опасной среде, когда кругом бурлило протестантское богословие. Как раз это послание содержит ответ православным христианам на те запросы. А какие были запросы? У протестантов тогда возникло сразу несколько лжеидей: странное учение о загробной жизни, о границах Церкви, о предопределении – набор либеральных, человекоугодливых идей. На эти вопросы и отвечают восточные патриархи. О загробной участи, например, что люди, впавшие в смертные грехи и при смерти не отчаявшиеся, но до разлучения с настоящей жизнью покаявшиеся, только не успевшие принести никаких плодов покаяния, нисходят во ад и терпят за учиненные ими грехи наказание. А что говорить о тех христианах, которые не каются вовсе? Какая у них надежда? Этот документ показывает, насколько серьезно нужно относиться к исповеди, покаянию, епитимье.

- В ком из нас эти слова не вызвали возмущения, отторжения или хотя бы тихого несогласия: «Как же так, это невозможно! Человек ведь успел покаяться, но не успел принести плодов покаяния, а был отправлен в ад?!». Невозможно вместить эти слова.

- Вместить в себя эти слова нужно, потому что мы не знаем Промысла Божия о человеке. Этот документ нам говорит о серьезном отношении к себе, а также к усопшим. Сейчас существует такая проблема: уходит поколение людей, которые помнят своих предков. Молодежь сейчас не знает своих дедов-прадедов, равнодушно относится к ним. За живых подается гораздо больше записок, чем за усопших, хотя, казалось бы, должно быть наоборот.

Документ утверждает, что у нас есть прекрасная возможность помочь душам усопших: церковной молитвой, милостыней. Не нужно отчаиваться – надежда есть.

 

Автор программы: Ольга Валентиновна Баталова
Расшифровка: Анастасия Алешкевич

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать