Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- Творения святителя Игнатия Брянчанинова называют духовной сокровищницей, которую он собирал долгие годы, чтобы подробно и точно описать и разъяснить тот духовный подвиг, который христианин должен совершать ради спасения. «Только тот, кто усвоил себе правильный взгляд на земную и вечную жизнь, может стать истинным христианином - наследником вечных благ», - писал святитель и часто повторял, что жизнь земную должно проводить в приготовлении к вечности. Сам он постоянно ощущал суетность и краткость земного бытия и точно знал, что не ради земных утех человек приходит в этот мир, но создан для вечности. Еще в юности святитель Игнатий понял, что все земные наслаждения и занятия – пустые игрушки, в которые играют взрослые дети и которыми они проигрывают вечность. Поэтому сам он время своей жизни посвятил познанию и усвоению Христа, который Один дарует человеку вечное счастье. Как же необходимо готовиться к такому дару? Святитель советовал: «Нужно хотя бы на время оставить земную суету, прийти в себя, уединиться, отдаться молитве, чтению Священного Писания, святых отцов или душеназидательной беседе, ибо все это может привести человека к познанию вечности и приготовлению к ней».
На наших уроках мы займемся одним из перечисленных занятий – душеназидательными беседами, в основу которых положим фундаментальное творение святителя Игнатия «Слово о смерти».
Беседу ведет прот. Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург).
- Мы начинаем очень серьезный разговор, и «учебник», который мы берем для изучения – очень интересное и глубокое произведение святителя Игнатия Брянчанинова «Слово о смерти». Этой темы очень боится наш бурный, яркий мир. Однажды у меня был такой опыт: наш приход 10 лет находился в Доме престарелых. Больше всего там меня пугал не вид престарелых людей, особенно живущих в безбожии, а реакция сотрудников на смерть своих пациентов или «проживающих», как их тогда называли. Поразителен был страх вида смерти. Если кто-то умирал, старались даже пронести его таким образом, чтобы никто больше не видел смерти. Отпевание в нашем храме было запрещено. Понятно, что молодому человеку в нашем поврежденном состоянии естественно не хотеть видеть смерть и не думать о ней, но речь шла о стариках…
Если смотреть на мировоззренческие установки нашего мира, мы поймем, что мир умирать не хочет и думать о смерти не хочет - боится о ней думать. Всякое упоминание об этой теме приносит неудовольствие в миру. Более того, даже в христианскую среду стали проникать современные тенденции. Например, в одной из знакомых мне общин даже возник спор между катехизаторами - стоит ли говорить людям об аде и смерти. У нас наступает такой интересный период, когда мы сами настолько «залиберальничались», настолько запутались, что начинаем путать людей, которые сейчас приходят ко Христу. Поэтому особенно актуально касаться этих важнейших тем: жизни и смерти, тому, как к этому нужно относиться христианину, почему и откуда появилось явление смерти, или «таинство смерти», как его называет святитель Игнатий. Мы, христиане, обязательно должны без страха говорить о смерти, потому что смерть – это часть жизни.
Видеоролик. Святитель Игнатий долгое время занимался исследованием темы смерти. Так, в конце 40-х годов XIXвека он написал статью для «Аскетических опытов», которая называлась «Размышления о смерти». В ней он писал о том, что «воспоминание о смерти есть горькое лекарство против нашей греховности, потому что память смертная (так святые отцы называют это воспоминание) усвоившись душе, рассекает ее дружбу с грехом, со всеми наслаждениями греховными». Спустя годы эта статья в результате многих доработок выросла до размеров книги «Слово о смерти». Она вызвала полемику в церковной периодике, и даже противники святителя отмечали, что ни в эсхатологии, ни в богословии данная тема не рассматривалась прежде так подробно, как это было сделано в «Слове о смерти». Поначалу книга многими была принята неблагосклонно, но современники писали, что авторитетные лица из духовенства все же встали на сторону святителя. Эпиграфом к ней стали слова из Второзакония: «Да поминаете день исхода вашего от земли египетския вся дни жития вашего».
- Этот эпиграф – воззвание к каждому человеку, чтобы мы помнили, что живем здесь не вечно. Эта цитата из Священного Писания дает людям силы осознать свое положение, пережить разные страдания и скорби и даже благоденствия правильно, потому что здесь, на Земле, все конечно. Момент исхода из Египта – конец земной жизни, о котором мы должны помнить. В других творениях святых отцов, так же, как и у святителя Игнатия часто написано о том, что память смертная является средством борьбы с грехами. Если человек помнит, что он конечен и придется отвечать – он ведет себя совсем по-другому.
- Хотя желающие праздно порассуждать о смерти находятся всегда. Еще бы – ведь это тайна, а таинственное привлекает всегда, тем более, если страшит. Наша задача – не удовлетворить любопытство или пощекотать нервы, а узнать, что говорит о смерти христианская вера. А говорит она следующее: «Смерть есть последствие грехопадения, она есть таинство разделения души и тела, после чего тело предается земле, а душа, пройдя через испытание воздушных мытарств, определяется Богом в подобающее ей место до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда. И уже на нем будет решена вечная участь человека. Потому в христианском понимании смерть – прежде всего явление духовное. Можно быть мертвым, еще живя на Земле, а можно быть непричастным смерти и лежа в могиле. Смерть – отдаленность человека от Жизни, от Бога. Господь есть единственный податель Жизни и сама Жизнь, потому смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни. От нее же человек волен отказаться и умереть так, что само его бессмертие станет вечной смертью. Все это столь серьезно, что исследовать эту тему просто ради любопытства - нельзя. Мы знаем, что человек смертен, но не знаем наверняка, что с ним происходит по исходу души. Узнавать об этом мы можем и должны, для того чтобы понять, как жить на Земле и как наследовать блаженную вечность.
В самом начале книги святитель Игнатий пишет: «Смерть – великое таинство. Она – рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку – тело, и душевным существом переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе. Душа, исшедшая из тела, невидима и недоступна для нас, подобно и прочим предметам невидимого мира. При совершении смертного тайнодействия мы видим только бездыханность, внезапную безжизненность тела, потом оно начинает разлагаться, и мы спешим скрыть его в земле. Там оно делается жертвой тления и забвения. Так вымерли и забыты бесчисленные поколения человека. Что же совершается с душой, покинувшей тело? Это остается для нас при собственных наших средствах познания неизвестным».
- Мы должны вспомнить, откуда произошло само явление смерти. Изначально оно было несвойственно человеку. Если открыть первые страницы Библии, мы увидим, какими Бог сотворил Адама и Еву. Человек сотворен светлым, душа его наполнена добродетелями, тело бессмертно, то есть человек не рожден для смерти. Но Господь дает Адаму, совершенному мужчине, мудрейшему по сравнению с нами человеку, свободу. Свободу как одно из важнейших свойств человека, Господь не требует от человека насильного себе поклонения. Адам и Ева получают заповедь: «Не вкушай от древа познания добра и зла, иначе смертью умрешь». Человек теоретически знал, что такое смерть и зло, и эта заповедь ему была вполне понятна. От его выбора зависело, будет он смертным или нет. Как мы знаем, совершилась трагедия: Адам нарушает заповедь и вынужден уйти от Бога. Господь же подтверждает, что в результате сделанного выбора и нежелания каяться, Адам утверждается во зле, и в него входит смерть. Смерть не в физическом смысле - в человека входит яд смерти, это очень важно понять. Речь идет об искажении человека: когда в него вошли смерть, зло, грех, он стал пленником и жилищем сатаны. Это и есть состояние смерти - он стал «ходячим мертвецом». Адам прожил еще много лет (сколько мы сейчас столько не живем), и Священное Писание открывает нам эту тайну. Человечество накапливает в себе силу зла, греха, и нет смысла увеличивать нашу жизнь, потому что чем больше мы проживем, тем больше натворим и принесем зла. Даже по личному опыту каждого можно увидеть, какие мы были в детстве и какими мы становимся с годами - мы становимся хуже, приобретаем навыки и привычки, которые пленяют нас, можем автоматически делать страшные вещи. Так что же будет, если дать нам 1000 лет земной жизни, будучи в силах и здравии? Мы такого натворим зла…
Видеоролик. Потому преподобный Ефрем Сирин восклицает: «Ты, Господи, сократил длительность жизни нашей, самый большой срок ее 70 лет, но мы грешим перед Тобою в 70 раз седьмирицею, и по милосердию Ты сократил дни наши, чтобы не удлинялся ряд грехов наших». Смертью Бог оказывает нам милость, Он ограничивает годы нашей жизни, потому что земная жизнь не самоцель, не ради этих 70 лет земных радостей, а большей частью горестей, был сотворен человек. Эти годы – время нашего плена, и первым пленником греха среди людей был Адам.
Адам попадает на нашу землю, находящуюся в том состоянии, что и сейчас, и начинаются страдания, труды, болезни, смерть. Умирание не является злом для человека, потому что он находится в плену, в «колонии строгого режима», и смерть есть выход из него. Другое дело, куда ты выходишь: там есть два варианта, и об этом мы поговорим позже.
Мы любим эту жизнь, эти наслаждения, и, конечно, смерть представляется чем-то очень трагическим и страшным. Это справедливо, ведь христианин знает, что придется отвечать. Мы, грешники, не воспринимаем смерть как радость.
Господь сотворил человека для вечности - это истина, но из-за вошедшей в его природу смертности, в нем получается внутренний разлад. Из-за смерти человек потерял Рай, вечную жизнь в Раю, а приобрел – временную на земле и в страданиях. Окончательная смерть – тоже следствие того грехопадения. Младенец, который рождается, уже является наследником первородного греха, того самого яда смерти. Все это проявляется в страстях, болезнях, умирании тел.
Видеоролик. «Смерть непостижима человеку, и открывается ему Богом, - пишет святитель Игнатий, - однако и сердце падшего человека, как бы ни было оно мрачно и тупо, постоянно осязало свою вечность. Доказательством тому служат все идолопоклоннические верования: все они обещают человеку загробную жизнь или счастливую, или несчастную, в соответствии с земными заслугами».
- На самом деле, осязать вечность - для нас обычное ощущение. Мы не чувствуем смертности. Если говорить честно, мысль о собственной смерти кажется неестественной, и только примеры других людей показывают, что это будет. Неслучайно, что в каждом народе, даже в самых примитивных языческих верованиях, было то или иное представление о загробной жизни - человек всегда хранил память о вечности, пусть извращенно. Ощущение неестественности смерти есть у каждого человека.
- Потому святитель Игнатий и предлагает нам не удовлетворяться лишь ощущениями или догадками о своей бессмертности, а узнать о том, какой может быть наша участь в вечности. Он пишет: «Уж если во время краткого земного странствия наши заботы сосредоточены на том, чтобы устранить от себя все печальное, окружить себя всем приятным, то тем более мы должны заботиться о своей участи в вечности. Что совершает с нами смерть? Что ждет душу за пределами материального мира? Неужели там нет воздаяния за то добро или зло, которые совершают на земле люди произвольно или невольно? Необходимо, необходимо нам раскрыть таинство смерти и увидеть невидимую телесными очами загробную будущность человека».
- Ведь если мы не узнаем о загробной участи человека из учения Православной Церкви, то будем узнавать об этом из многочисленных мифов, доверять которым никак нельзя. Для нас важно выяснить не то, какими бывают обряды погребения или предметы, связанные с похоронами человека - нам важно узнать, что происходит с его душой. И святитель Игнатий прямо указывает на то, где можно почерпнуть эти знания: в Священном Писании, ибо таинство смерти объясняется Словом Божиим.
Имеется в виду не то, что мы не знаем о смерти, а Господь нам ее открывает - Он говорит нам о том, что за смертью есть Жизнь. Очень важно понимать, что о жизни после смерти нам говорят не люди, не священники, а Сам Господь открывает, что там, за гробом. Это очень важное знание для веры человека, и если только христианин не опирается на Писание и слова Господа - начинается мифология.
Расшифровка: Юлия Кириллова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
ЗА ДРУГИ СВОЯ: Пасхальный подарок герою. Главный храм ЦВО. 2 часть
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!