Уроки православия. Равноапостольный князь Владимир: от язычества к христианству. Урок 2

30 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Сегодня мы будем говорить о пути к вере человека, который жил в Х веке и которому удалось сделать невероятное – не только самому пройти путь от язычества к христианству, но и утвердить на нем свой народ.

– Легко ли человеку обретать веру, становиться христианином? Притом что человек этот – грешник, нарушивший все (или почти все) Божии заповеди. Притом что он язычник, а в его окружении лишь немногие веруют в Истинного Бога? О ком идет речь? О ком-то из наших современников? Нет, сегодня мы будем говорить о пути к вере человека, который жил в Х веке и которому удалось сделать невероятное – не только самому пройти путь от язычества к христианству, но и утвердить на нем свой народ – наших предков. Речь пойдет о святом равноапостольном князе Владимире. И если внимательно всмотреться в то, как князь совершал этот переход, как ему давался такой выбор, то мы с удивлением обнаружим, что при всех внешних различиях его внутренние усилия по обретению веры и исправлению своей жизни, его колебания и его выбор понятны и нам.

В разные эпохи разных людей к поиску веры и ее обретению подталкивают одни и те же внутренние причины – духовный голод, духовные страдания, отвержение греховной жизни. Так случилось и с князем Владимиром. Воспитанный в язычестве, он не мог не быть язычником, хотя и слышал в детстве о Христе от своей бабушки, княгини Ольги. Он поклонялся языческим богам и был убежден, что служит истине. Но после убийства варяга Феодора и его сына Иоанна, на которого пал жребий быть принесенным в жертву Перуну в благодарность за одержанную победу, убеждения князя Владимира пошатнулись. Искание истины и правды привело его к православию – к той ветви христианства, о которой ему рассказал монах из Византии. А с этой державой у Руси были близкие культурные и политические взаимоотношения …

Светлана Олеговна Семенова, кандидат философских наук, старший научный сотрудник ГМИР (г. Санкт-Петербург):

В Византии существовал закон правления, называемый «симфония» (созвучие), согласно которому представителем Бога на земле был не папа Римский, как в Западной Церкви, а император – помазанник Божий, который являлся более важным лицом, чем патриарх. Согласно традиции Восточной христианской Церкви идеальное правление двуедино; оно осуществляется и императором – помазанником Божиим, который определяет политику, созывает Соборы, пытается осуществлять принципы христианской морали в правлении, и патриархом, который освящает власть императора, помогает ему добрыми советами, следит за тем, чтобы принципы христианства действительно осуществлялись в политике государства.

Такая система была очень привлекательна для князя Владимира, который стремился к единовластию и не хотел зависеть ни от духовной власти папы Римского, ни от князей в тех странах, где раньше исповедовался иудаизм. Эти князья, так же как и моджахеды в исламе, имели юридическую грамотность, обладали законодательным правом и влияли на принятие законов. Именно византийское христианство было ближе всего Руси. Еще в 860 году, согласно «Повести временных лет», христианство приняли в Константинополе первые киевские князья Аскольд и Дир. Тогда уже, согласно византийским хроникам, Русская епархия числится в списках константинопольских епископий сначала на шестьдесят первом месте, а потом – на шестидесятом. Христианкой была бабка князя Владимира, княгиня Ольга; некоторые историки считают, что христианином был и князь Игорь. Возможно, христианами были братья князя Владимира Олег и Ярополк. Некоторые ученые считают, что христианкой была и мать князя Владимира, Малуша, которая вместе с княгиней Ольгой приняла крещение в Константинополе. То есть во время правления князя Владимира в Киеве там уже была христианская община и с восточным христианством Русь была очень хорошо знакома. Поэтому, безусловно, князю Владимиру византийское христианство было ближе всего.

Задумываясь о принятии христианства, князь Владимир хотел крестить Русь не только для объединения государства, но и, согласно историкам, имел свои личные духовные мотивы. Моральный облик князя Владимира на тот период был малопривлекателен для его сограждан: братоубийца, обманщик, развратник; поэтому принятие христианства и духовное изменение князя Владимира, конечно, имело бы большое значение не только для него лично, но и для всего государства. Еще одним важным фактом в пользу принятия византийского христианства была веротерпимость Византийской империи: она была лояльна к традициям тех государств, которые принимали восточное христианство. Еще в VIII веке Кирилл и Мефодий на основе греческих букв учредили в славянских странах славянскую азбуку, кириллицу, которая была хорошо знакома русичам. На славянском языке велись службы, были написаны богослужебные и духовные книги, то есть византийское христианство было наиболее приемлемым и предпочтительным для Руси.

Согласно «Повести временных лет», князь Владимир созывает старцев и советуется с ними: «Как же быть? Приходили разные послы, каждый рассказывал о своей религии, каждый свою религию хвалил, какую же выбрать?» Старцы ему советуют собрать десять добрых и смышленых мужей и отправить их в те страны, которые исповедуют монотеистические религии, чтобы побывали там и посмотрели, какова служба в каждой из религий. Первое посольство отправилось в Волжскую Булгарию. Послы побывали в мечети, но служба мусульман им не понравилась, потому что в исламе нет пышной развитой службы, в основном читается Коран, а сама мечеть украшена арабской вязью, арабскими письменами из Корана. Такая служба не произвела на послов впечатления. Вторая страна, которую они посетили, была Германия. В период оттоновского правления, в конце Х века, архитектура немецких церквей была достаточно суровой. Это были мощные крепостные храмы с башнями, отличавшиеся простотой украшений. Служба тоже не произвела впечатления на послов князя Владимира.

Наконец, послы отправляются в Константинополь. Согласно «Повести временных лет», они сразу являются к императору Константинопольскому и сообщают ему о своей миссии. Константинопольский император очень обрадовался послам, призвал патриарха и попросил его организовать торжественную службу. Побывав на службе, послы были потрясены. Киевские мужи, жившие в Киеве, где еще не было каменного строительства, привыкшие к невысоким деревянным домам и теремам с небольшими окнами и достаточно темными помещениями, были потрясены, оказавшись в огромном храме с величественным куполом, со стенами, украшенными красивыми сияющими мозаиками, – в храме, где священники служат в красивых облачениях и ангельскими голосами поет хор. Для послов князя Владимира это был культурный шок, потому что ничего подобного они до этого не видели. Вернувшись в Киев, послы сказали: «Не знаем, были мы на небе или на земле, но точно знаем, что в храме византийском пребывает Бог, что вера византийская истинная!»

Князь Владимир решает: «Да, надо креститься!» И только задумывается над тем, как и когда это сделать, как тут же подворачивается удачный случай. В 987 году византийский военачальник, патриций Варда Фока восстает против византийских императоров, захватывает часть византийских территорий, в том числе город Христополь на берегу Босфора. Византийский император Василий II обращается к князю Владимиру с просьбой о военной помощи. Тот соглашается, но выдвигает условие: он просит руки византийской царевны Анны. Согласно византийским законам того времени члены императорской семьи не могли сочетаться браком с язычниками. То есть для того, чтобы жениться, князю Владимиру необходимо было креститься. Он соглашается и заключает договор. Князь Владимир с дружиной освобождает Христополь и ждет царевну Анну. Но византийские императоры Василий II и Константин VIII не торопятся с исполнением своей части договора. Тогда князь Владимир собирает дружину, захватывает Корсунь (Херсонес) – византийский город на Черном море и грозит византийским императорам, что если они не выполнят условия договора, он пойдет войной на Царьград – Константинополь.

Тогда императоры начинают уговаривать свою сестру, царевну Анну, выйти замуж за князя Владимира. Согласно «Повести временных лет», царевна Анна очень не хотела выходить замуж за князя Владимира (варвара) и даже сказала: «Я лучше умру, чем выйду за него замуж». Но братья говорят ей, что, став русской княжной, она может принести многие блага для этой страны, потому что после того, как князь Владимир крестится, она будет нести свет христианства на Русь. Царевна Анна соглашается и отправляется в Херсонес.

В «Повести временных лет» говорится также, что после того, как царевна Анна прибыла в Херсонес, князь Владимир ослеп. Тогда царевна говорит ему: «Крестись скорее, тогда, может быть, ты прозреешь». Согласно словам Нестора Летописца, князю Владимиру было видение Иисуса Христа, Который также ему сказал: «Крестись!» В церкви во имя святого Василия, которая находилась между шатрами князя Владимира и царевны Анны, происходит обряд крещения, который совершают митрополит Херсонский и византийские иерархи. Во время обряда князь Владимир прозревает. Увидев это чудо, бояре, которые находились с князем Владимиром, уверовали в Истинного Бога Иисуса Христа и тоже захотели креститься. И многие другие русские язычники, которые были очевидцами этих событий, также приняли крещение в Херсонесе. После бракосочетания князь Владимир возвращается в Киев и издает указ о крещении киевлян в водах Днепра и Почайны. Происходит низвержение языческих идолов: среброусый Перун был свержен со своего пьедестала, его тащили по земле и потом сбросили в Днепр. Византийские священники проводят массовый обряд крещения киевлян, и затем уже крещение проходит по всей Руси – Русь принимает христианство.

После крещения, которое совершилось в 988 году, князь Владимир меняется духовно. Согласно «Повести временных лет», он пытается жить праведно, совершает многие благие дела. На своем великокняжеском дворе он приказывает постоянно раздавать милостыню – еду и деньги для всех нищих и убогих. Каждое воскресенье на княжеском дворе собирается пир, куда созываются все желающие. Князь Владимир отказывается от смертной казни, говоря: «Я боюсь греха и не хочу больше никого убивать». Начинается активное храмостроительство: согласно летописям, при князе Владимире построено около четырнадцати церквей. Самая знаменитая церковь – Десятинная, которая построена в Киеве на месте дома, где когда-то жили Федор-варяг и его сын Иоанн, убитые языческими жрецами и впоследствии канонизированные Церковью в лике святых. Построена эта церковь на десятую часть доходов князя Владимира, отсюда и ее название – Десятинная. Посвящена эта церковь Пресвятой Богородице. Это первая каменная церковь Руси, и она становится кафедральным храмом. Сюда переносятся мощи княгини Ольги, а впоследствии именно в ней будут похоронены князь Владимир и царевна Анна.

Смерть князя Владимира произошла 15 июля 1015 года. Согласно «Повести временных лет», его сын Ярослав, который княжил в Новгороде, отказался платить дань, и тогда князь Владимир созывает дружину, чтобы идти на Новгород и усмирить непокорного сына. Но до Новгорода он не доходит и умирает в местечке Берестове. Похоронили князя Владимира в Десятинной церкви, в мраморной гробнице. В XIII веке хан Батый разрушает Десятинную церковь, грабит ее, и очень долгое время она пребывает в плачевном состоянии. В XVII веке по инициативе киевского митрополита Петра Могилы идут раскопки в Десятинной церкви и ее восстановление. Петр Могила находит мраморную гробницу с останками князя Владимира и вскрывает ее. Если это действительно останки князя Владимира (подлинность данного свидетельства ученые до сих пор оспаривают, единого мнения нет), то согласно находкам Петра Могилы князь Владимир умер насильственной смертью, потому что его останки были изувечены оружием, а голова отрублена.

В XIV веке происходит канонизация князя Владимира. Он причислен к лику святых как равноапостольный, потому что благодаря именно князю Владимиру Русь приняла христианство и стала Великой Святой Русью.

 

Автор и ведущая Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать