Уроки православия. Равноапостольный князь Владимир: от язычества к христианству. Урок 1

29 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
С именем святого равноапостольного князя Владимира связано важнейшее событие в истории нашего Отечества - Крещение Руси, принятие христианства. По этому пути наш народ идет уже более 1000 лет. А жизненный путь самого князя был совсем недолгим – около полувека. Однако сколько уроков веры было выучено им за эти годы, какими удивительными оказались их результаты! И сегодня мы обратимся к некоторым из них, чтобы уроки святого Владимира могли стать нашими.

– Великий князь Владимир Святославович равноапостольный, и к его подвигу вполне применимы слова Спасителя из Нагорной проповеди: «Кто сотворит одну из заповедей сих (то есть одну из заповедей блаженств) и научит тому же людей, тот великим наречется в Царстве Небесном».

Почему же свят и равен апостолам великий князь Владимир, задается вопросом святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. И в одной из проповедей отвечает на этот вопрос так: «Он обратился от языческой тьмы к свету Христову – крестился сам, а после крестил киевлян и послал крестить народ в другие города и области своего княжества. Он первым из правителей стал христианином и положил начало христианскому устроению Русского государства. С него наша держава становится православной и христианство проникает во все области народной и государственной жизни. Но при этом князь Владимир действовал не только как правитель – он сам стал истинным христианином и проповедовал Христа не столько словом, сколько личным примером.

Да, с именем святого равноапостольного князя Владимира связано важнейшее событие, определившее религиозные и культурные основы и пути развития русского народа, – Крещение Руси, принятие христианства как основной религии. По этому пути наш народ идет уже более тысячи лет. А жизненный путь самого великого князя был совсем недолгим – около полувека. Но сколько уроков веры было выучено святым Владимиром за эти годы и какими удивительными оказались их результаты! Потому сегодня мы обратимся к некоторым из них, чтобы его уроки могли стать и нашими.

Светлана Олеговна Семенова, кандидат философских наук, старший научный сотрудник ГМИР (г. Санкт-Петербург):

– Святой Владимир родился в 960 году. Он был третьим, незаконнорожденным сыном великого князя Киевского Святослава и Малуши, ключницы великой княгини Ольги. Сначала воспитанием князя Владимира занималась его бабка, княгиня Ольга, которая приняла христианство в Константинополе и пыталась заниматься миссионерской деятельностью, христианизацией Руси (ею построены три храма). Отец же князя Владимира Святослав был убежденным язычником. Он, как великий полководец, много времени проводил в военных походах, поэтому заниматься воспитанием сына ему было некогда. Согласно традиции Русского государства того века воспитанием княжичей занимались старшие из дружинников. Главным воспитателем князя Владимира являлся его дядя, брат матери Малуши, Добрыня.

В десять лет князя Владимира призывают на новгородский престол – княжить в Новгороде. Это произошло благодаря содействию его дяди Добрыни, который был новгородским посадником. Когда князю Владимиру исполнилось восемнадцать лет, умирает его отец Святослав – и начинается междоусобная война между наследниками за престол. Средний сын Святослава Ярополк убивает старшего брата Олега. После этого начинается борьба уже между Владимиром и Ярополком. По приказу князя Владимира варяжские дружинники убивают Ярополка и освобождают князю Владимиру киевский престол, и с восемнадцати лет он становится великим князем Киевским.

Русь в те времена, в конце X века, была большим государством, которое простиралось от морей Балтийского и Баренцева на севере до Черного моря на юге, от Прикарпатья на западе и до реки Оки на востоке. В нем жило множество племен, которые исповедовали язычество. Поклонение богам в этих племенах не было единообразным, разные племена предпочитали поклоняться разным богам. Князь Владимир, стремясь к единому правлению, пытался сплотить Русь не только политически, но и религиозно. Он организует так называемую языческую реформу – «Постановление богов». На своем великокняжеском дворе, недалеко от терема, он устанавливает идолы языческим богам. Первое место среди них занимает бог Перун, финно-угорский бог, которого очень почитали в Новгороде (а князь Владимир занял княжеский престол в Киеве благодаря варяжской и новгородской дружинам). Перун – это бог грома и молнии, покровитель воинов, он становится главным богом. Князь Владимир также ставит идолы тюркскому богу Хорсу, славянским богам Даждьбогу и Стрибогу, Макоше – покровительнице земли Русской, которую особо почитало племя мокош.

В этой реформе не были учтены многие чаяния славян, простых жителей Руси. В пантеоне не присутствовал очень важный бог Велес, которому повсеместно поклонялись. В сущности, реформа носила дружинно-княжеский характер и поэтому не была принята большинством славян, проживающих на территории Руси. Вообще язычество на Руси не имело развитой культуры, не было храмов, сословий жрецов, развитого культа богослужения; не было единой идеи, которая могла бы сплотить народ. Поэтому князь Владимир начал задумываться о какой-нибудь другой религии.

С «Постановлением богов», приношением жертв, которое присутствовало в язычестве, связано важное событие, определившее ход мыслей князя Владимира. Великий князь относился к христианству как к религии слабых, невоинственных людей, которые не могут постоять за свои идеи. До десяти лет князя Владимира воспитывала его бабка, княгиня Ольга, но все-таки язычество было ему ближе. Согласно «Повести временных лет» (очень известной летописи), княгиня Ольга хотела привить христианские идеи своему сыну князю Святославу, но он сказал, что его не поймут его дружинники, поэтому он останется язычником. Именно этих идей придерживался и князь Владимир. В 978 году, после удачного похода на литовское племя ятвягов, языческие жрецы решили принести богам человеческие жертвы. Для этого они избрали юного Иоанна, сына дружинника Федора-варяга, который жил на территории Киева. До этого Федор-варяг служил в Константинополе, но потом перебрался в Киев. И Федор, и Иоанн были христианами, они приняли христианство еще в Константинополе. Когда жрецы пришли к Федору, чтобы забрать его юного сына, Федор выступил с обличением жрецов. Он сказал, что верит в единого Бога Иисуса Христа и против того, чтобы отдать своего единственного сына языческим бесам. Он взял оружие и стал защищаться. Жрецы убили и Федора, и Иоанна. Эти смерти произвели большое впечатление на князя Владимира, потому что жертвенная смерть во имя Бога Иисуса Христа, во имя идеалов была до этого незнакома князю. Он стал пересматривать свое отношение к христианству: оказывается, это религия не слабых, а сильных духом людей.

После объединения Руси требовалось избрание единой религии. Большинство соседствующих с Русью стран исповедовало монотеистические религии. И большинство из них исповедовало христианство – это Византия, Германия, Дунайская Болгария, Венгрия, Грузия, Абхазия, Польша. Ислам исповедовали волжские булгары и халифат, иудаизм – верхушка Хазарии. Согласно «Повести временных лет», все эти страны были заинтересованы в религиозно-политическом влиянии на Русь, каждая из стран хотела привить ей свою религию.

Большинств о соседствующих стран воспринимало языческое многобожие как варварство, и Русь для них была варварским государством по сравнению с теми странами, в которых верили в единого Бога. Согласно летописи, после того как князь Владимир задумал избрать новую монотеистическую религию с верой в единого Бога, первыми приходят к нему волжские булгары – мусульмане и начинают рассказывать о своей религии, о том, что они верят в единого бога – Аллаха и пророка его Мухаммеда, а закон их состоит в том, чтобы не есть свинины, не пить вина и проводить обрезание. Посол начинает рассказывать князю Владимиру о загробной жизни мусульман, согласно которой после смерти все правоверные мусульмане попадают в рай, где их ждет около семидесяти красавиц. Самая красивая женщина будет князю женой, а со всеми остальными он может творить блуд. Согласно «Повести временных лет», князь Владимир был большой сластолюбец: у него было пять законных жен и около восьмисот наложниц в разных городах Руси. Он творил блуд с женами, растлевал девиц и вообще был большой сластолюбец. Нестор Летописец сравнивает князя Владимира с великим царем Соломоном, у которого было семьсот жен и триста наложниц. Царь Соломон был мудр, но погиб, князь же Владимир, по словам Нестора Летописца, был невежа, но спасся.

Слушая мусульманского посла, князь Владимир радуется представлениям о мусульманском рае, но ему не нравится обрезание, запрет есть свинину и еще больше ему не нравится запрет пить алкоголь. Он говорит послу, что на Руси есть веселие и питие. Если мы посмотрим, что такое для Руси питие, то мы поймем, что это не просто пьянство и разгул, а священнодействие, древняя традиция. Медовые чаши и чаши с пивом символизировали жизнь, они имели сакральное значение. Без пира с медовыми чашами не обходились ни свадьба, ни похороны, ни пир в честь побед.

В повести «Задонщина» чаша с медом воспринимается как символ жизни, круговая чаша – это поле битвы, испитая чаша – смерть, гибель на поле боя. Таким образом, питие являлось сакральным действом, символизирующим жизнь и радость жизни. Для князя Владимира русские традиции, традиции предков были важнее, чем какие-то незнакомые идеологические убеждения, и он отказывается от ислама. Вторым послом приходит немец от Рима. Почему от Рима – немец? Потому что уже в конце Х века, при Оттоне I, складывается Священная Римская империя. Немецкие (германские) племена занимают Италию, и германские императоры оказывают достаточно большое влияние на папу Римского. Поэтому от Рима приходит немец. Германия соседствует с Русью, через Германию лежит Великий путь «из варяг в греки», поэтому с немцами русичи были очень хорошо знакомы.

Посол от западных христиан рассказывает Владимиру о том, что их вера истинная, они верят в единого Бога Иисуса Христа, а закон их состоит в том, чтобы и поститься, и есть и что-либо делать во славу Божью. Но князь Владимир отвергает западного христианского посла, вспоминая о том, что его бабка, княгиня Ольга, когда-то отвергла посла Оттона I Адальберта, который пришел с миссионерской целью в Киев. Это был монах монастыря святого Максимилиана в Германии, пришел он с миссией христианизации Руси именно от папы Римского, развел очень бурную деятельность и стал даже называть себя епископом киевским. Но русичи отвергли его, и, как написано в «Повести временных лет», он еле унес ноги.

Согласно законам западного христианства главой не только духовным, но и светским являлся папа Римский, непререкаемый авторитет, который влиял не только на церковную, но и на светскую политику западноевропейских королей. Именно он венчал их на царство, от него во многом зависела женитьба королей и императоров, и многие другие политические события были связаны именно с папой Римским. Церковный язык, согласно традициям западного христианства, был только латинский, для Руси непонятный, поэтому принятие христианства от Рима было бы для русичей, которые говорили на русском, славянском языке, достаточно сложным.

Третий посол, который приходит к князю Владимиру, – посол из Хазарии, разгромленной Святославом, еврей. Он начинает рассказывать о том, что они верят в единого бога, бога Авраама, Исаака и Иакова, что именно евреи распяли Христа, в которого верят христиане, и их вера истинная. Владимир спрашивает: «А где же ваша страна?» Посол отвечает: «Страны у нас нет, бог за грехи наши лишил нас государства, и теперь мы рассеяны и живем в разных странах, вспоминая об Иерусалиме». Не так давно Хазарию завоевал отец князя Владимира Святослав, присоединив к себе земли хазарские по Дону и Северному Кавказу, а также Таманский полуостров. Поэтому князь Владимир хорошо знал, что земли у иудеев нет, но тем не менее, став русскими подданными, иудейские книжники были заинтересованы в том, чтобы иудаизм присутствовал и развивался на Руси. Князь Владимир отказывается от иудаизма.

Четвертым послом приходит византийский монах и начинает рассказывать о восточном христианстве. В первую очередь он говорит о том, что западные христиане верят неправильно, что они причащаются не квасным хлебом, как заповедовал на Тайной Вечере Иисус Христос, а пресным хлебом, опресноками. В Х веке, согласно западной традиции, вином причащались только священнослужители, миряне причащались только хлебом. Это тоже противоречило заветам Иисуса Христа, Который на Тайной Вечере протянул чашу с вином и сказал: «Сие есть Кровь Моя, пейте ее в Мое воспоминание и этим спасетесь». Таким образом, посол из Византии говорит, что западные христиане не соблюдают завет Иисуса Христа. В конце Х века Церковь была еще единой, раскол произошел в Х I веке, в 1054 году, и тем не менее, как мы видим, традиции Западной и Восточной Церквей уже были разные, Византийская и Римская Церкви находились в конфликте. Обе эти Церкви были заинтересованы в христианизации Руси, потому что Русь была большим государством и имела достаточно серьезное влияние. Далее византийский монах начинает рассказывать князю Владимиру Священную историю, начиная от сотворения мира, первых людей – Адама и Евы, грехопадения, дальнейшую историю человечества и, наконец, о приходе Иисуса Христа, Сына Божия, Который воплотился в человеческом теле для спасения всего человечества.

Эта длинная история производит очень большое впечатление на князя Владимира. Потом византийский монах показывает князю Владимиру плат с изображением Страшного суда и рассказывает о богословских христианских законах, о том, что только праведные попадут в рай и будут находиться рядом с Богом, а грешники окажутся в аду. Князь Владимир смотрит на плат и говорит: «Хорошо праведникам». Ему тоже хочется после смерти стоять около Иисуса Христа со святыми праведниками. Византийский монах говорит ему: «Ну, тогда крестись», на что князь Владимир отвечает: «Да, надо подумать».

 

Автор и ведущая Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать