Уроки православия. Прот. Артемий Владимиров. Как сохранить себя от мира. Урок 2

13 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Ап. Иоанн Богослов говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире…» Но кто-то воспринимает эти слова с огорчением, а кто-то и вовсе слышит в нем призыв «просто лечь и помереть»! Зачем жить, если лишиться всех радостей жизни? «Не радостей, а страстей!» - поясняет о. Артемий Владимиров, ибо апостол призывает нас к той духовной брани, без которой победить страсти невозможно…

На уроках с протоиереем Артемием Владимировым мы говорим о том, почему нам нужно учиться противостоять соблазнам мира и какую защиту от этого самого мира необходимо иметь. Сама мысль ограждения, отмежевания от мира была высказана в одном из посланий апостолом Иоанном Богословом. Он написал: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей». Но многим из нас бывает трудно согласиться с этими словами, а тем более выстраивать по ним свою жизнь. Кто-то даже слышит в них призыв «просто лечь и помереть»! Узнавая о том, что не стоит к кому-то или чему сильно привязываться, что не следует тому или этому уделять столько сил, времени, внимания, человек не просто возмущается, он порой криком кричит: вы меня лишаете последней радости и утешения, без того или этого моя жизнь теряет и смысл, и вкус, и краски!

Такой любящий мир человек не услышит и не исполнит призыв Спасителя взять свой крест и следовать за Ним или потерять свою душу ради Христа и Евангелия, чтобы сберечь ее. Именно поэтому на прошлом уроке отец Артемий подробно остановился на том, что библейское понимание слова «мир» двояко. С одной стороны, это мир, созданный Благим и любящим Богом, и в нем изначально не было ничего несовершенного. Но существует иной мир, о котором и говорит апостол Иоанн, – это мир греха. Человек не может не грешить, ибо в душе его неизбежно живут страсти, но он призван с ними бороться!

И сегодня отец Артемий перейдет уже от стратегии к тактике ведения духовной войны и расскажет о том, как диавол ведет ее с нами и как мы должны научиться распознавать его лукавые козни.

– Сегодня, дорогие друзья, нам нужно, как новобранцам, уже принесшим присягу на верность Небесному Царю и Небесному Отечеству, вступить в сражение. Нас ждут боевые действия, и спрятаться, отсидеться в окопах не дано никому. Потому что там, где нет сражения, там не бывает и победных венцов. Господь отвращает Свой взор от трусливых и малодушных. Почему? Потому что Он уже одержал победу над злом. Обращаясь к Своим последователям, Христос говорит: дерзайте, ибо Я победил мир. Господь разрушил темное царство. Силой Животворящего Креста Он поверг диавола долу, заковал его в преисподнюю и предоставляет нам сегодня возможность хотя бы в малой мере потрудиться над очищением своего сердца от страстей, потрудиться в покаянии и молитве, в служении ближним в духе смирения и любви, чтобы в нас отпечатлелся сияющий образ Христов. Чтобы мы явили своей земной жизнью подобие Подвигоположнику нашего спасения, чтобы Он признал в нас Своих детей, готовых на все подвиги, которые Промысл Божий указует нам для того, чтобы на Страшном Суде быть поставленными одесную Воскресшего Христа.

Итак, если вы помните, мiр, противостоящий христианину, мiр, дышащий соблазнами, прельщениями, выставляет некий передовой отряд, с которым необходимо сразиться всякому воину Христову, если он стоит на страже собственных переживаний. Зло, растекшееся мутным потоком по миру, скрывающееся и в колесах средств массовой дезинформации, и в ярко иллюстрированных гламурных журналах, на каждой странице которых опасность для целомудрия; и в «религии» чистогана, запечатленной в поэтической строке «Люди гибнут за металл! Сатана там правит бал»; и в атмосфере беспрестанной суеты и развлечения, и в вечерах гомерического смеха – той праздности, которая губит на корню все благие начинания; и в андеграунде с его группами риска, наркотиками легкими или тяжелыми – все это белая смерть, от которой еще никто не ушел живым, если только по глупости позволил себе искуситься единожды и стал сообщником этих отвратительных занятий. Все мною перечисленное высылает передовой отряд, который проявляется в трех явлениях духовного мира.

Сейчас я попрошу вас, дорогие друзья, проявить особое внимание к речам священника, который пытается предложить вам святоотеческое предание в простых азбучных истинах аскетики.

«Аскетика – наука о сущности христианского подвижничества».

Потому что если вы пропалываете сорняки, то прекрасные цветы Христовых добродетелей сами собой взойдут на гряде сердца. Но если сад вашей души заполнился чертополохом и колючками и, что еще хуже, дерево Анчар выросло в глубинах сердца и отравило своими миазмами ваши мысли, чувства, слова и деяния, такой исполинский дух, греховный навык, превратившийся во вторую натуру человека, не всякий сможет изничтожить, потому что для этого нужно взойти на крест и пожелать умереть ради Христа. А к этим подвигам жертвенной любви приучают себя с малого – внимательности, бдительности и готовности уничтожать врага при первом его появлении.

Итак, мы говорим о трех видах греха, с которыми необходимо разбираться, вступая в противостояние с ними при первом появлении. Позволю себе напомнить притчу Господа Иисуса Христа из Нагорной проповеди.

Муж мудрый, созидая дом, искапывает основание и утверждает дом на камне. Камень – это вера в Господа Иисуса Христа. Камень – это всегдашнее внимание и бдительность. Камень – это непрестанная молитва к Господу Сил. Но вот снизошел ядовитый дождь, подули враждебные вихри, разлились реки, наводнения – и устоял дом, потому что был основан на камне. Ядовитый дождь, ветры и разлитие рек – три стихии, которые могут привести к обрушению здания нашей бессмертной человеческой души, если мы не будем сражаться вместе с Господом с этими врагами.

Ядовитый дождь – это худые мысли, дурные помыслы, которые неведомо откуда входят, иногда возникая как бы изнутри, причиняя невнимательной душе – принимающей эти помыслы за добрых гостей – невообразимые страдания.

Второй враг – разрушительные ветры. Это так называемая мечтательность, худые образы, бессистемная фантазия, которая роится в сознании обыкновенного потребителя, пользователя, лузера, юзера. И что греха таить, многие из моих сегодняшних собеседников считают, что представлять себе что-то в уме – совершенно естественное дело, и как можно без этого обойтись?

Третий враг – это напор разлившейся воды: бесстыдные, греховные чувства, такие как: тщеславие, гордость, злоба, уныние, блудное распаление (если речь идет не о здоровой семейной жизни, а о виртуальном грехе, когда человек фактически оказывается на грани измены своей половине, которой он обещал верность и любовь до гроба).

Все мною перечисленное – помыслы, мечтательные образы и греховные чувства – и есть мiр, во зле лежащий, которому мы должны противостоять, выставив щит веры и меч молитвы. И если, дорогие друзья, мы справимся с этими тремя лазутчиками, в час молитвы будем стараться откреститься от любого фантазийного образа, мечтания, даже если нам привидится ангел или лицо духовника, батюшки (что может быть роднее или милее) либо наше внимание отвлечет какое-то воспоминание, картины из прошлой жизни или мечтание о будущем – всё это идолы, кумиры, поклоняться которым запрещает нам слово Божие: «Не сотвори себе кумира ни на земле, ни на небе, ни под землею, да не поклонишься, не послужишь им».

Итак, человеческий ум – это капитан в рубке. Судно – это сердце. Если наш ум бдит, прост, безвиден, не обременен фантазиями, то он превращается в луч света. Божественная благодать, данная нам в крещении, делает ум зрящим, вперед смотрящим, проницательным. Такой ум действительно стремится к Богу, вложившему в нас стремление соединиться с Божеством. И нет слов, которыми бы я мог похвалить христианина – современного жителя XXI столетия, – который, признавая необходимую силу воображения, когда речь идет о творческом проекте, архитектурном эскизе, о размышлении касательно своей созидающей деятельности, но именно в час молитвы должен совершенно обнажиться от всякого мечтания, как слепец Вартимей.

Помните, как, заслышав, что идет Господь, Который может возвратить ему зрение, слепец, сидящий при дороге у Иерихона, завопил: «Иисусе, Сыне Давидов! Помилуй меня!» И Господь, заметив его пламенную веру, остановился и велел подвести слепца. «Иди, тебя зовет!» – с удивлением и даже негодованием стал тормошить слепца кто-то из фарисеев. Что сделал Вартимей? Он скинул верхнюю одежду и неуверенными стопами пошел навстречу Христу. Это скидывание верхней одежды, по изъяснению святых отцов, и есть совлечение с нашего ума неестественных для него фантазий, представлений и образов, которые заслоняют нам области, где живет Бог.

Поэтому младенчески чистым умом, ничего не представляя, не фантазируя, мы призваны обнимать и как бы вбирать в себя каждое слово молитвы, особенно полюбив имя Господа Иисуса Христа. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» – неспешно, внимательно, вкладывая ум в каждое слово, как пчелка, сев на цветок, устремляет свой хоботок внутрь пестика, мы вступаем в таинственное, живое, подлинное общение с Богом, которое доставляет сердцу благодать.

Если мы, дорогие друзья, окажемся успешными в этой борьбе с произведениями нашего рассудка, фантазиями – все это земные образы, которые, как дым от жертвы Каина, стелятся по земле и препятствуют нам предстоять живому Богу, – нам будет гораздо легче засекать вовремя нашествие двух других врагов: худой мысли, что-то нам предлагающей, или неприязненных чувств.

Навык борьбы с худыми образами сделает нас действительно внимательными стражниками своего сердца. Мы тотчас обнаружим ту долю секунды, когда раздражительность пытается возмутить тихие и прозрачные воды нашей собственной души. «Станем со страхом! Вонмем!» – эти хорошо известные нам слова из Божественной литургии некогда произнес архистратиг воинства Господня архангел Михаил, когда копием низверг с неба на землю сатану, восставшего на божественную гармонию и порядок. Так и человек призван быть ангелом-хранителем своей собственной души.

Едва лишь мы усилием воли противостанем худому помыслу, шепчущему нам: «А вот лежит бесхозная вещица, возьми, никого нет» или: «Какое противное лицо твоего собеседника, как бы его назвать пообиднее?» – едва лишь распознаем в собственной душе этот шепоток лукавого, христианин должен усилием воли прогнать эти помыслы: «Господи, это не Твое, не от Тебя, и не мое – не принимаю». И тотчас обратиться ко Господу Сил: «Господи Иисусе Христе, очисти и помилуй меня. Матерь Божия, спаси и сохрани мою душу от мысленного зла» – всё, победа! Ты уже одолел своего врага, как Давид камнем из пращи свалил Голиафа.

Так же судим и в отношении неприязненных чувств, худых страстей, не раскрывая перед ними дверь сердца. Человек подобострастен: рядом с тобой кто-то гневится – и на тебя напрыгивает эта страсть. Видишь бесстыдно целующуюся парочку в метро – и в тебе шевелится что-то нехорошее. Однако бдительность и молниеносная молитва к Отцу Небесному: «Иисусе Христе, помилуй мя!» – тотчас водворят покой в твоей душе. Хорошо сказал об этом царь Соломон: «Имя Господне – крепкая башня, и муж разумный убегает в нее во время опасности».

Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен (Притч. 18, 11).

Поговорив сегодня, друзья, о законах невидимой брани – о том, что не нужно дожидаться, пока враг войдет в крепость твоей души, но надо встречать его во вратах и тотчас отгонять молитвой, – в следующей передаче мы побеседуем о современной жизни и о том, как часто сердце человека пытается служить и нашим, и вашим: и Богу, и мамоне, и, соответственно, постараемся избежать этого двурушничества, с тем чтобы иметь во Христе радость, благодарение и спасение, а не чувствовать себя штрейкбрехерами, предателями, оппортунистами, либеральной оппозицией, которая ни к чему хорошему негодна и ждет экспатриации – высылки из страны спасения.

Автор и ведущая Ольга Валентиновна Баталова

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать