Уроки православия. «Поминайте наставников ваших» с д.и.н. профессором ПСТГУ Н. Ю. Суховой. Урок 4

12 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
«Поминайте наставников ваших…» Эти слова ап. Павла стали темой многих и многих уроков, на которых мы вспоминаем подвижников веры и учимся у них спасению и пониманию Слова Божиего. И на ближайших уроках д.и.н. профессор ПСТГУ Н. Ю. Сухова будет говорить о митрополите Макарии (Булгакове).

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Эти слова апостола Павла стали темой многих и многих наших уроков, на которых мы вспоминаем подвижников веры и учимся у них спасению и пониманию Слова Божиего. Святитель Филарет (Дроздов) в одной из проповедей замечает, что данное апостольское завещание приносит всем нам в случае его выполнения необыкновенную духовную пользу. Наставники, которых мы поминаем, становятся нам ближе, а знакомство с их трудами и подвигами не только оживляет нашу веру, но и позволяет выверять цель нашего пути.

И на ближайших уроках, посвященных этой теме, мы вновь будем беседовать с доктором исторических наук, профессором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Натальей Юрьевной Суховой. Ее научная деятельность неразрывно связана с духовным образованием, духовными школами, а значит, и с теми людьми, которые проповедовали Слово Божие. Когда-то помогая своим современникам, сегодня они помогают и нам слышать, понимать те духовные инструкции к спасению, следуя которым человек и может обрести истинную жизнь. Вот и наша собеседница обращает внимание на то, как важно правильно понимать Слово Божие, слышать в нем призыв к спасению и реализовывать этот призыв. И тот, о ком Наталья Юрьевна будет говорить сегодня – митрополит Макарий (Булгаков), – обязательно нам в этом поможет.

Поминайте наставников ваших. Эта фраза очень хорошо и точно относится к нашему следующему герою, митрополиту Макарию (Булгакову). Прошлый 2016 год был юбилейным – 200 лет со дня рождения митрополита Макария, который родился в 1816 году. И так как это личность, достаточно известная в церковных кругах, да и не только в церковных, было проведено много конференций, и это очень хорошо: есть надежда, что митрополит Макарий стал известен более широкому кругу людей. Тем не менее это столь великая, интересная, очень актуальная и важная для нас личность, что, как представляется, и юбилейный год не смог, конечно, исчерпать всего богатства, оставленного нам митрополитом Макарием (Булгаковым), которое можно обсуждать и которым можно напитываться.

Надо сказать хотя бы несколько слов о биографии митрополита Макария, хотя, видимо, за юбилейный год многие уже ознакомились с основными вехами его жизни. Он тоже от духовного корня, на первых шагах у него была типичная жизнь юноши из духовного сословия: учеба в духовном училище, затем в духовной семинарии и академии.

Особенность его детства, которую тоже многократно поминали, но о которой все-таки стоит сказать: с детства он не отличался большими способностями к учебе. Был он слаб здоровьем, и учеба как-то нелегко давалась ему, поэтому все считали, что он доучится до дьячка, окончит училище, будет служить Церкви во славу Божию церковнослужителем – и хорошо. Это очень важно помнить, потому что эта черта – вначале неспособность, невосприимчивость к духовному учению и потом, милостью Божией, преодоление ее – свойственна, как мы знаем, не только ему, а многим таким святым.

И такое чудесное событие. Когда его друзья по училищу играли во что-то, он, как всегда тихий, слабенький, сидел за поленницей, и неосторожно брошенный камень попал ему в голову. Все считали, что от такого сотрясения его способности, по-видимому, будут еще хуже, но тем не менее милостью Божией (а камень – это, конечно, знаковое явление) в нем прорезались необычайные способности. Он окончил лучшим выпускником Курскую семинарию – так она тогда называлась, но находилась в Белгороде, поэтому нынче и Курская, и Белгородская семинарии считают его своим выпускником, – поступил в Киевскую академию, окончил ее, и дальнейшая его жизнь – это восходящая жизнь великого богослова. Это тоже очень интересный знак – милость Божия, которая дарует человеку духовное ведение, духовные знания, открывает ему богословские очи. Думаю, мы вспоминаем, с каким святым связана такая же история: отрок Варфоломей – преподобный Сергий.

Это на самом деле очень интересное событие жизни, сам он тоже многократно потом вспоминал и понимал, что все те таланты, которые ему дарованы, – это действительно дар Божий, который надо развивать. Может быть, поэтому у преосвященного Макария всю жизнь было совершенно необычайное трудолюбие. Об этом свидетельствует и колоссальный корпус его трудов, и все воспоминания его современников, и письма, которыми он обменивался со своими сотаинниками, со своими друзьями и которые свидетельствуют об очень жестком режиме, который он себе задавал. Поразительное трудолюбие в служении Церкви богословием!

Еще несколько слов о митрополите Макарии. Важно отметить, что Киевскую духовную академию он окончил в 1841 году и был однокурсником и сотоварищем будущего святителя Феофана Затворника. Они окончили академию в один год, и в дальнейшем их судьбы многократно пересекались. Иеромонах Макарий принял постриг, еще учась на последнем курсе, решив посвятить всю жизнь служению Богу богословием, отрекшись от радостей мира. Он представил два труда на соискание магистерской степени: «План христианской аскетики» и «Историю Киевской духовной академии». Это тоже очень показательно. Причем оба труда, после того как они были одобрены конференцией (руководящим органом Киевской академии), Синод направил на отзыв к святителю Филарету Московскому, от которого было получено одобрительное утверждение. Эта связь тоже очень интересна.

Специально для такого талантливого выпускника, как иеромонах Макарий, в Киевской академии была создана новая кафедра – кафедра русской церковной и гражданской истории. Естественно, церковная история была и до этого времени, но специально выделенной русской истории не было, она была создана именно для этого выпускника. Был разработан новый курс лекций, которого ранее не было. Но блестящий выпускник пробыл в родной академии только год и был вызван в Петербург. Принцип того времени – все лучшее должно стягиваться в столицу. Академия не смогла отказать, и иеромонах Макарий был перемещен в бурную столицу, где в столичной академии ему было сразу поручено преподавание догматического богословия. Он стал бакалавром богословского класса. Тоже не часто бывало, чтобы вчерашний выпускник, вчерашний школяр сразу преподавал догматическое богословие. И ему было непросто перестроиться (преподавал историю, затем догматическое богословие), но и здесь усердие, таланты, молитва (потому что иеромонах Макарий был очень молитвенным человеком) помогли ему разработать замечательный курс.

Также очень показательно, что вначале он не дерзал составлять курс от себя, а основывал его на трудах очень любимого и почитаемого им святителя Димитрия Ростовского. Здесь мы тоже видим замечательное обращение к трудам святителя. Очень важно, что святитель Димитрий Ростовский – это традиция Киевской академии, поэтому здесь иеромонах Макарий следовал патриотическому пути. Но важно не только это. Он действительно очень почитал святителя Димитрия Ростовского и, как представляется, доверял его богословию как богословию святого, как наследию святого отца и поминал его как наставника. В этом смысле осуществляется связь: Поминайте наставники ваши, которые проповедали вам слово Божие. То есть понимание слова Божия и выстраивание богословия на слове Божием святителем Димитрием было очень важно для иеромонаха Макария. Это правильная система координат, правильный, спасительный, сотериологический, вектор – понимание, что богословие невозможно без призыва к святости и без реализации этого призыва.

И последующие годы иеромонаха, потом архимандрита и наконец епископа Макария были связаны со столичной академией. Он был бакалавром, затем профессором, инспектором и ректором столичной академии. Ректором он был замечательным: очень внимательным, очень творческим, очень близким к студентам и при этом строгим к ним. Студенты его любили, не зря время его ректорства называется Макарьевской эпохой Санкт-Петербургской духовной академии. Один из его учеников посвятил ему четверостишие. Все я, конечно, зачитывать не буду, прочитаю первые строки: «Наш ректор Макарий – ученейший муж». Это была поразительнейшая ученость, студенты перед ней благоговели. Но митрополит Макарий был и творческим ректором: он пытался ввести какие-то новые формы образования, новые курсы, понимая, что студенты рассеиваются на разные области богословия. А богословие в этом время приобретало дифференциацию, то есть в нем возникали новые области, оно все более специализировалось. Боясь, что за этой специализацией студенты потеряют общее понятие богословия, а значит и сотериологичность, спасительность, богословия, митрополит Макарий создал курс «Введение в богословие» как ориентацию в богословии, где пытался выработать у студентов правильный взгляд на богословие, в том числе понимание его спасительности.

Вообще, студентам, вне всякого сомнения, повезло с ректором. Иметь такого ректора, который совмещает в себе и ученость, и внимательность, и имеет тонкий камертон церковного служения, суждено не всякому. После ректорства в Санкт-Петербургской академии, уже будучи епископом, преосвященный Макарий успел создать свое знаменитое пятитомное «Православное догматическое богословие», которое потом многократно издавалось. С одной стороны, оно подвергалось критике, а с другой – похвалам, то есть имело неоднозначные оценки, и этим оно тоже интересно. Несмотря на такую неоднозначную оценку, и в семинариях, и в академиях – в любых богословских школах – «Догматическое богословие» митрополита Макария до сих пор является одним из основных. Так что оно пережило века.

Тем не менее преосвященный Макарий очень любил историю Русской Церкви, и поэтому, и во время преподавания в Санкт-Петербургской академии, и всю дальнейшую жизнь, уже находясь на архиерейском служении, он занимался историей Русской Церкви. Его многотомное издание «История Русской Церкви» было переиздано в 90-х годах XX века Валаамским подворьем. Это замечательный труд, с одной стороны, энциклопедический, с другой – дающий полноту многообразия церковной жизни и показывающий устремленность всей церковной жизни к святости, к спасению.

В 1857 году епископа Макария переводят на самостоятельную Тамбовскую кафедру, затем следует смена еще нескольких кафедр: он пребывает на Харьковской, затем на Виленской кафедре, являясь архиепископом Литовским. И в конце своей жизни становится митрополитом Московским, сменяя на кафедре – не непосредственно, но являясь одним из преемников – святителя Филарета (Дроздова). Здесь, на митрополичьем московском служении, еще раз пересекаются их пути; нельзя сказать – жизни, потому что святитель Филарет уже почил в Бозе в 1867 году. И эти последние несколько лет жизни – очень недолго, с 1879-го по декабрь 1882 года, то есть меньше трех лет, – были посвящены Москве. То есть мы, как московские жители, тоже считаем митрополита Макария Московским и Коломенским, нашим, дерзая причислять его к своим московским святителям и архиереям.

Архиерейское служение митрополита Макария – это, конечно, тоже замечательный пример церковного подвига. Начиная со своей первой самостоятельной Тамбовской кафедры преосвященный Макарий очень много времени уделял проповеди, наставлению. Вообще, он был изрядным проповедником даже на фоне великих проповедников XIX века, но при этом еще и очень усердным проповедником. Причем он понимал, что эти проповеди в первую очередь нужны его богоспасаемой пастве. К своей пастве он всегда относился очень внимательно, очень бережно и строго, считал, что он должен постоянно толковать слово Божие, осуществляя слова апостола Павла. Но он также понимал, что эти проповеди нужны и последующим поколениям, и поэтому очень добросовестно писал их и сам занимался их изданием. Пробыв на Тамбовской кафедре всего два года, он пишет своему младшему другу епископу Кириллу (Наумову), служившему в это время в Иерусалимской духовной миссии, что составил и издал томик своих проповедей. Его паства с удовольствием читает книгу, потому что, как пишет преосвященный Макарий, далеко не всегда с первого раза понимает его проповеди. Тем самым он оставил богатое наследие и для нас: мы можем научаться в его проповедях, а через них слову Божию.

Вообще, надо обратить внимание, что преосвященный Макарий очень хорошо понимал, что духовные школы, где готовят будущих пастырей, – это школы слова Божия. Стоит обратить на это внимание, причем можно выделить три уровня слова Божия.

Первый уровень – духовные школы как школы Слова Божия, то есть школы Христовы. Ведь будущие пастыри – это служители Христа, служители Слова Божия, и они всегда должны это помнить и всегда взращивать в себе. А если они взращивают это в себе, то, соответственно, передают это и своей будущей пастве. То есть все пастыри, а через них вся паства, служат Христу, это всегда должно помнить.

Второй уровень – это служение слову Божиему, запечатленному в тексте, то есть служение Евангелию. Каждый пастырь – это служитель слова Божия, служитель Библии, Евангелия, который должен нести их своей пастве, истолковывать, всячески помогать понять слово Божие, проникнуться им и реализовывать в своей жизни. В этом отношении и паства, то есть любой христианин, чем бы он ни занимался, тоже служитель слова, он призван к служению Евангелию.

И наконец, слово человеческое, обращенное к Богу, то есть слово молитвы, восхваления, истолкования. И здесь истолковывать слово Божие прежде всего призваны, конечно, церковные пастыри, но тем не менее и каждый христианин обязан понимать слово Божие, работать над его пониманием. Поэтому преосвященный Макарий всегда превозносит эту триаду. Каждый христианин обязан быть служителем Христа и в этом смысле служителем слова Божия, служителем Евангелия, всегда должен работать над своим словом, обращенным ко Христу и над пониманием Слова Божия. Он должен проникаться словом Божиим и всей своей жизнью реализовывать Евангелие. Слово Божие – это и данность, и заданность. Это и величайший дар, и величайшая ответственность. И это ответственность и дар каждому христианину и ответственность каждого христианина. В этом смысле преосвященный Макарий дал очень хорошее направление тому, как проникаться словом Божиим.

Архипастырское служение преосвященного Макария состояло, конечно, не только в проповеди и не только в наставлении, он очень много занимался устроением своих епархий и духовных школ. Здесь следует обратить внимание на то, что устроение духовных школ – это не самозамкнутый процесс. Вообще, воспитание пастыря – это тоже дело всей Церкви. Каких пастырей воспитывают, таких и получают. И здесь каждый, если он может чем-то помочь духовной школе, должен помогать: это не сословные школы духовного ведомства, духовного сословия. В XIX веке это, конечно, были, прежде всего, пастырские школы, поэтому архипастырь, ревнующий о духовных школах своей епархии, прежде всего ревнует о своей пастве – чтобы дать ей достойных пастырей. И здесь преосвященный Макарий является замечательным примером.

Обязательно стоит сказать и о том, что преосвященный Макарий понимал: Церковь не может жить без хорошего, правильного богословия и богословов надо всячески поощрять, им надо помогать. Здесь мы не можем не вспомнить замечательные Макарьевские премии. Все гонорары, которые преосвященный Макарий получал за свои труды, а писал и издавал он много, весь свой фонд он пожертвовал на премии для церковных богословов и церковных просветителей. Этот капитал он, естественно, завещал еще при жизни, а после его кончины был пересмотрен устав дарования этих премий: и Святейший Синод, и Академия наук, и духовные академии присуждали так называемые Макарьевские премии. Эти премии, носящие имя митрополита Московского Макария, сейчас возобновлены у нас. И каждый, кто получает эту премию, вместе с ней получает и особую обязанность – не юридическую, конечно, а нравственную – изучать жизненный путь митрополита Макария, как и обязанность руководствоваться его примером.

Автор и ведущая Ольга Валентиновна Баталова
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 24 января: 08:05
  • Четверг, 24 января: 21:30
  • Четверг, 31 января: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы