Уроки православия. «Поминайте наставников ваших» с д.и.н. профессором ПСТГУ Н. Ю. Суховой. Урок 3

29 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Научная деятельность профессора ПСТГУ, д.и.н. Н. Ю. Суховой неразрывно связана с судьбами подвижников, имевших непосредственное отношение к богословскому образованию. И вспоминая сегодня богослова, церковного историка И. В. Попова, ныне мч. Иоанна, она обращает внимание на то, как богословские знания могут помочь христианину обрести жизнь вечную…

– Гость нашей сегодняшней передачи – доктор исторических наук, профессор кафедры истории Русской Православной Церкви Свято-Тихоновского университета Наталья Юрьевна Сухова. Вся ее научная деятельность неразрывно связана с судьбами тех христиан, которые имели самое непосредственное отношение к богословскому образованию. О таких духовных наставниках Наталья Юрьевна может говорить долго, увлеченно, увлекая при этом и своих слушателей в особый мир подвижников богословской науки, а еще настраивая их на исполнение призыва апостола Павла помнить наставников, подражать им и учиться у них вере. Каждый из тех, о ком наша собеседница рассказывает на «Уроках православия», дает те чистейшие образцы веры, по которым и мы можем устраивать свою жизнь. Каждый из них задает тот сотериологический спасительный вектор, двигаясь по которому и мы не собьемся с пути, не уклонимся от истины.

Сегодня мы будем поминать именно такого наставника – известного богослова, церковного историка Ивана Васильевича Попова, ныне мученика Иоанна, прославленного Церковью во святых. Он дает нам замечательный пример того, как можно реализовывать научное богословие в жизни, как можно использовать богословские знания таким образом, чтобы земной путь привел человека в Царство Небесное.

– Первые шаги жизни Ивана Васильевича Попова характерны для всякого юноши из духовного сословия. Он был сыном священника города Вязьмы, окончил сначала училище, а затем Смоленскую духовную семинарию. Он был талантлив, способен от природы, то есть дарованиями его Бог не обидел. Смоленскую семинарию он окончил замечательно, первым студентом, и поступил в Московскую духовную академию.

Чтобы сориентировать во времени, скажу, что родился он в 1867 году и его первые взрослые шаги пришлись на последнее десятилетие XIX века и первые десятилетия века двадцатого. Это было время крайне непростое и в истории Русской Церкви, и в истории России – годы, в которые можно выявлять совершенно разнородные сложные процессы, но которые привели к катаклизму 1917 года. После 1917 года у Ивана Васильевича наступил иной, второй этап его жизни – мученический и уже чисто спасительный.

Несколько слов о его учебной деятельности. Он окончил Московскую духовную академию лучшим студентом своего выпуска и был оставлен профессорским стипендиатом. Это был специальный год обучения, который Синод даровал лучшим выпускникам духовной школы для подготовки к профессорскому званию, то есть к преподаванию.

На школьной скамье Ивана Васильевича прежде всего интересовало нравственное богословие как путь к спасению. Надо сказать, что нравственное богословие в это время становится очень важной областью школьного богословия, к нему обращаются очень многие. В это десятилетие – 80–90-е годы – вообще заметен всплеск интереса к антропологии: антропологизм, загадка человека, что такое человек. Здесь можно вспомнить слова «Что такое человек, коли ты любишь его, Господи?». И действительно, в это время появляется очень много трудов, связанных с нравственным богословием: достаточно вспомнить нравоучительную теорию преосвященного Антония (Храповицкого) и других. В духовных академиях появляется много работ, связанных с антропологией, статьи вроде: «Загадка человека», «Вопросы человека». И конечно, Иван Васильевич Попов, как человек очень живого ума и глубокого церковного вопрошания, тоже очень озабоченного спасением, очень внимательного к вопросам спасению, неслучайно выбирает нравственное богословие.

Он пишет выпускную диссертацию «Естественный нравственный закон», где пытается осмыслить эту загадку человека: как человек, созданный Богом по образу и подобию Божию, призванный уподобиться Богу, призванный к спасению, реализуется, что ему помогает? И что такое естественный нравственный закон, который заложен в человеке, даже если он не является членом Церкви? Конечно, для Ивана Васильевича Попова очень важны послания апостола Павла, к которым он часто обращается и часто цитирует в своих дневниковых записях (их осталось, к сожалению, не так много) и в своих письмах.

После того как прошел профессорский стипендиатский год, Иван Васильевич Попов был помещен на кафедру патристики. И это промыслительно, как и все в судьбе каждого человека, потому что это побуждает его – и по долгу преподавательской, профессорской службы и, конечно, по своему интересу – более глубоко и пристально заняться изучением творений святых отцов. По-видимому, он был очень хорошим преподавателем. Об этом можно судить даже по количеству студенческих работ по патристике, увеличившихся в те годы, когда преподавал Иван Васильевич.

Надо сказать, что пристальное внимание школьного богословия к изучению святых отцов было обращено уже несколько десятилетий. Еще в 1841 году патристика как специальная дисциплина появляется в духовной школе. Конечно, это все очень важно, но Иван Васильевич пытается тоже найти свой подход, используя все то наследие, которое ему досталось от его предшественников, вкладывает собственное понимание. Он разрабатывает очень интересный историко-филологическо-богословский подход: тщательное изучение текстов святых отцов – филологический подход; изучение святого отца всегда в контексте его эпохи, чтобы правильно понять те проблемы, на которые тот давал ответы в своих творениях; и, наконец, главное – богословский подход, то есть понимание богословского, спасительного (сотериологического) смысла святоотеческого наследия. То есть это не просто тексты, которые надо изучать с филологической и исторической точек зрения, а надо вычитывать главное, что в них заложено. А главное – это призыв и помощь к спасению, те спасительные истины, что, собственно, и делают столь важными для каждого из нас – не только для ученых-богословов, но для каждого из нас – труды святых отцов. Все оставшиеся академические годы Иван Васильевич Попов занимается изучением святоотеческого наследия и уже к 1917 году пишет докторскую диссертацию о жизни и трудах Блаженного Августина. Значение Блаженного Августина в русском богословии – тоже особая тема; это хотя и западный, но очень важный автор для нашего русского богословия.

Вообще, Иван Васильевич Попов, конечно, был человеком своего времени, и это тоже очень важно для нас. Он не был чужд устремлений своего времени. Только что я говорила об интересе к загадке человека – нравственно-антропологическом интересе, но, кроме того, Иван Васильевич активно участвовал в преобразованиях духовной школы, шедших в то время, и был здесь достаточно своеобразным мыслителем. В самом начале XX века, в 1902/03 учебном году, его отправляют на стажировку в Германию, полгода он занимается в Берлинском и полгода в Мюнхенском университете. Ему очень понравилась немецкая система образования. Он приезжает в Россию и пытается включить эти новые, познанные им идеи в проекты преобразования нашей духовной школы.

Это интересно постольку, поскольку показывает, что он был, собственно, плоть от плоти, кость от кости своего времени и был не чужд всем устремлениям, всем волнениям, всем дискуссиям и сомнениям своего времени. Он был вполне жизненный человек. Мало того, когда в 1905 году духовные академии призываются к составлению проектов нового устава, самый яркий и творческий делатель данного дела в Московской академии – Иван Васильевич Попов. Он составляет проект, который Московская академия представляет на Предсоборном присутствии. Нам сейчас не так важно вникать в этот проект, но могу сказать, что в нем отражается идея немецкой системы образования: Ивану Васильевичу тоже было свойственно увлекаться веянием своего времени.

Кроме того, он активнейшим образом участвует во всех возникавших дискуссиях, много публикуется, причем у него есть и публицистические статьи. Он ведет в Московской академии рубрику о современной жизни, о жизни самой академии, пишет заметки. Он является активным сотрудником и редактором «Богословского вестника». Все это – работа очень трудная, кропотливая, отягощающая, тем не менее Иван Васильевич не бежит ни от какой работы. И пик его духовно-учебной деятельности, осмысления, что есть богословская наука, что есть духовная школа и что есть подготовка пастырей, – это, конечно, Поместный Собор 1917–1918 годов.

Так как нынешний год юбилейный – мы отмечаем столетие Поместного Собора, – тема Собора, конечно, особая и будет обязательно проходить везде красной нитью. Потому что осмысление Собора как явления и его результатов до сих пор полностью не проведено. И в этот юбилейный год наша задача – усилиться, обратить на это особое внимание и сделать какой-то прорыв. Недаром Новоспасский монастырь взял сейчас на себя очень трудоемкий проект издания всех материалов Поместного Собора 1917–1918 годов. Поместный Собор очень важен и в связи с личностью Ивана Васильевича. Он был заместителем председателя Отдела о духовных академиях, занимавшегося проблемами высшего духовного образования, и, вне всякого сомнения, был самым активным его делателем.

Почему это важно? Перу Ивана Васильевича, его редакции принадлежат практически все итоговые документы этого Собора. Главная задача Отдела была в том, чтобы составить новый, так называемый нормальный, устав духовных академий. И очень важно, что в преамбуле к новому уставу Иван Васильевич формулирует свое жизненное кредо и кредо профессоров духовной академии – мирян, не принимающих духовный сан. Мне кажется, это очень важная черта, которая характеризует, с одной стороны, личность Ивана Васильевича, с другой – само служение этого типа профессора-мирянина.

Вот каков тип такого профессора-мирянина, то есть выпускника и профессора духовной школы, который служит Церкви именно богословской наукой. Он не принимает священного сана, очень часто не заводит семью, живет практически монахом в миру и всю свою жизнь, все свои силы посвящает духовной школе – воспитанию учеников, преподаванию, занятиям богословской наукой. Этот жизненный путь в конце XIX – начале XX века нередко подвергался критике. Например – и это тоже очень сложный момент, которого мы не можем избежать, – уже упомянутый преосвященный Антоний (Храповицкий) и в 1905, и в 1909 годах сформулировал очень жестко: тот, кто бежит от креста, то есть не принимает священный сан, не может воспитывать будущих пастырей. Тем не менее это, конечно, требовало какого-то комментария. Иван Васильевич Попов, а его устами и вся профессура духовных академий, формулирует на Поместном Соборе свой жизненный принцип – служить Церкви богословской наукой, разрабатывая ее на современном уровне. И если мы вдумаемся в эти слова, они есть их спасительный девиз. То есть эти люди занимаются наукой не ради науки, они занимаются наукой ради служения Церкви. Это означает и подношение Церкви, которая без богословской науки жить не может, и особые требования к делателю – тому, кто занимается богословской наукой. Это требование – просвещенность Духом Святым, духовная жизнь и действительно служение Христу. И, как представляется, Иван Васильевич Попов дает замечательный пример такого служения.

Сейчас я рассказала о первой части жизни Ивана Васильевича – дореволюционной. Это была жизнь в миру, и с миром в том числе, но эта жизнь всегда была со спасительным вектором. То есть занятие богословской наукой было для Ивана Васильевича и служением Церкви, и спасением, это был его путь ко Христу, его жизнь во Христе, просвещенность Духом Святым. И второй этап его жизни, после 1917 года, показывает, что Иван Васильевич это не просто знал, не просто понимал, но и сумел в нужный момент все это реализовать.

Вскоре после 1917 года Иван Васильевич Попов активно участвовал в церковной жизни, хотя это было уже жизненно опасно. После 1917 года, особенно после Поместного Собора, когда уже стало ясно, к чему ведет большевистская власть и когда на каждом заседании Поместного Собора служили панихиды по новым убиенным его членам, гонения всё более активизировались. Иван Васильевич Попов, продолжая усердно заниматься своим церковным служением, будучи сподвижником святителя Тихона, патриарха Московского, конечно, не только подвергался преследованиям, но и был арестован и сослан. Он был сослан на Соловки и пребывал там в кругу известных сосланных соловецких архиереев.

Среди архиереев было очень много учеников Ивана Васильевича по Московской духовной академии. И, наверное, самый лучший пример – это священномученик Иларион (Троицкий). Он учился в Московской академии у Ивана Васильевича Попова и всегда говорил, что Иван Васильевич научил его любить святоотеческое наследие, святых отцов и любить слово Божие. И даже находясь на Соловках, священномученик Иларион говорил своим собратьям-архиереям: «Братия, если все наши с вами знания собрать воедино, все равно это будет меньше, чем знает Иван Васильевич». Это почтение ученика к знаниям учителя всегда оставалось у священномученика Илариона.

Иван Васильевич Попов вел активную жизнь и на Соловках. Во-первых, он был учителем в школе, устроенной для сосланных туда уголовников, то есть людей, которые имели малое образование и, естественно, были мало просвещены духовно. Но Иван Васильевич старался и там применять свои знания и, надо сказать, пользовался любовью и этого, далеко не самого лучшего, разряда российского населения. Но тем не менее Иван Васильевич продолжал и там участвовать в активной церковной жизни. Участвовал он и в известном «Соловецком послании» 1926 года. Затем, после Соловков, он был освобожден, потом снова арестован – это продолжалось несколько раз, и в конце концов он был сослан уже далеко на восток – в Сибирь.

Надо сказать, что через него совершалась пересылка какой-то помощи, известий, продуктов, даже для священномученика Петра (Полянского), который пребывал еще дальше. И в этой ссылке Иван Васильевич тоже вел подвижническую жизнь. Там он действительно проявил себя как исповедник Христов, применяя знания, полученные им в академии и при занятиях богословскими исследованиями; применяя то, что некогда передавал своим ученикам со школьной кафедры, чему пытался научить их во время пребывания на школьной скамье, и научить чему их удалось, потому что среди его учеников было уже много архиереев и много тех, кто пополнил сонм священномучеников и исповедников Российских. Но и в собственной жизни, а это была не только передача знаний, Иван Васильевич полностью реализовал глаголы истинной жизни – Христовы истины, которые он изучал и пытался досконально и глубоко понять, занимаясь святоотеческим наследием.

Иван Васильевич Попов закончил свою жизнь в ссылке, скончавшись в 1938 году. Его жизнь является очень хорошим примером восхождения от жизни земной к жизни вечной – восхождения, которое человек совершает, находясь в этой земной жизни, в своем времени и своих заботах. Я не зря упомянула о дискуссиях, в которых он участвовал: увлечения какими-то моделями духовного образования, проекты, которые он составлял, – все это было очень важно для церковной жизни того времени. В общем-то, это осталось наследием и для нашей нынешней жизни, церковной, духовно-учебной и учено-богословской. Но самое главное, наверное, то, что в нужный момент Иван Васильевич смог реализовать все познанное в своей жизни и взойти ко Христу, то есть полностью понять свою жизнь и полностью посвятить ее Христу. Это, наверное, самое главное, к чему призван каждый из нас и к чему каждый идет своим путем, но примеры наставников наших, проповедовавших нам слово Божие, и конец их жизни научает нас их вере и их пути.

Пример Ивана Васильевича интересен еще и тем, что он был мирянином. Он не был ни пастырем, не архипастырем, но сумел совершить священное служение в самом глубинном и самом высоком смысле слова. То, что его патеристические изыскания смогли в нужный момент дать ему полноту понимания и полноту реализации, – его подвиг, самый высокий призыв и самая высокая реализация христианской жизни, которая была и научной.

Иван Васильевич Попов был мудрым человеком, мудрым наставником, и потому, изучая его житие и его труды, мы можем научиться очень многому, что полезно для устроения нашей жизни в спасительном ключе, сотериологическом аспекте. Потому что Иван Васильевич Попов дает замечательно правильные камертоны, которые помогут каждому из нас в нашей даже сиюминутной христианской жизни.

Автор и ведущая: Ольга Валентиновна Баталова
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать