Уроки православия. О вере Иова Многострадального с прот. Виктором Вильчинским. Урок 3

25 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 В Книге Иова говорится о том, через какие испытания Господь попускает пройти ветхозаветному праведнику, которого мы именуем не иначе, как «многострадальным». Во время всех этих испытаний Иов сумел сохранить веру, надежду, упование на Бога, и в этом помогает ему утвердиться самый младший из друзей по имени Елиуй, говорящий не просто о причинах, но и о смысле страданий. 

– Если вслушаться в слово «многострадальный», вдуматься в то, что стоит за проживанием и претерпеванием многих бед, скорбей, болезней, то может показаться, что глубинный смысл этого понятия нам недоступен. Действительно, трудно тому, кто страдает лишь от неисполнения собственных желаний или от законных последствий своих грехов, понять и прочувствовать, что происходит с человеком, в одночасье потерявшим все, что имел, – богатство, детей, здоровье, столкнувшимся с предательством жены и друзей. Человеком такое состояние воспринимается как богооставленность, то есть как утрата самого главного и важного в жизни, того, чем эта жизнь держится, – Бога. Ты и жив и мертв одновременно, и пребывать в этом состоянии невероятно тяжело.

Именно через такие испытания Бог попустил пройти ветхозаветному праведнику Иову, которого мы именуем не иначе, как Многострадальный. По слову преподобного Максима Исповедника, Бог может оставлять человека по разным причинам. В случае с Иовом это оставление было испытательным. Удивительно, но он во время всех этих испытаний сумел до конца сохранить надежду и упование на Бога, остаться твердым в убеждении, что если Господь послал ему это, значит, так надо! А помог ему утвердиться в этом еще один друг – Елиуй, который в отличие от первых трех друзей не упрекает и не судит Иова, а укрепляет его и говорит о смысле его страданий.

– Безусловно, нам интересно узнать, кто этот загадочный Елиуй, откуда он взялся. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к 33-й главе Книги Иова: Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом. Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи. Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно. И душа его приближается к могиле, и жизнь его – к смерти. Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, – Бог умилосердится над ним и скажет: «Освободи его от могилы; Я нашел умилостивление». Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей. Будет молиться Богу, и Он – милостив к нему; с радостию взирает на лицо его и возвращает человеку праведность его.

В этих строчках практически раскрывается вся история происходящего. Елиуй говорит о том, что над Иовом нависла большая опасность: он стал мнить о себе то, что он праведный и не такой, как прочие люди, а через это мнение о самом себе открывается в сердце дверца для того, чтобы туда вошла гордость, и если это произойдет, то потом уже его ничем нельзя будет исцелить. Мнение Иова о своей праведности и есть та самая большая беда, которая его постигла. Его нужно было срочно спасать.

Сатана думал, что он губит Иова, что он управляет всей этой историей, но Господь оказывается мудрее его: видя, что над Иовом нависла опасность, Бог попускает лукавому искусить его, позволяет прийти друзьям, чтобы и их уличить в неправде, но Он же посылает Елиуя для того, чтобы он на грани этого искушения поймал Иова и не допустил его гибели. Ведь тот уже практически дошел в своих речах до греха как нечестивец. Елиуй вовремя его останавливает. Он говорит, что иногда Господь говорит человеку на ухо или во сне, но он иногда не слышит Его голоса, и тогда Бог посылает ему страдания, чтобы остановить его и спасти от самомнения.

Для того чтобы остановить Иова, необходимо было лишить его не только имущества, но и детей и здоровья. Иов, находясь в этом состоянии, достиг такого предела, когда ему невозможно уже подняться, и тогда Бог посылает к нему, как сказано, Ангела-хранителя в лице Елиуя, который останавливает Иова и тем самым спасает его. Елиуй говорит ему: «Ты хотел, чтобы Бог предстал – вот я вместо Него. Я обладаю премудростью и видением, и я возвещу тебе ответы, которые ты хотел услышать от Бога». Елиуй называет Иову причину всех несчастий, которые выпали на его долю. Но дальше происходит еще более удивительное дело: когда Елиуй объяснил Иову все случившееся с ним, тогда его речь перетекает в слова Господа Бога. Елиуй как будто исчезает неизвестно куда, и вместо него Бог начинает говорить Иову.

Книга Иова состоит из 42 глав, и речь Господа занимает в ней четыре последние главы. В двух первых из них Бог, взывая к Иову, говорит: «Знаешь ли ты, откуда взялась земля? Откуда берется дождь? А как появляется лед, и в каких хранилищах он хранится? Где находится град и как он сыплется на землю? Как капельки, которые находятся на земле, испаряясь, собираются в облака и потом проливаются дождем на лицо земли? Знаешь ли ты, на каких основаниях висят планеты и кто их там утвердил? Как они движутся? Измерял ли ты когда-нибудь длину Млечного Пути? Проходил ли им? Знаешь ли ты, как восходит и заходит Солнце и почему оно светит?»

Мы настолько узко и приземленно живем, что каждый день, сталкиваясь с Божиими чудесами, даже не замечаем их, они стали для нас обыденностью. Господь словно выталкивает Иова на эти небесные просторы и как бы говорит ему: «Посмотри налево, погляди направо! Ты видишь, сколько звезд, галактик вокруг? Ты знаешь, как это устроено? Ты говорил, что Бог забыл про мир, про тебя, что Его нигде нет и Он куда-то удалился, но знаешь ли ты, как все это существует: кто в о рону приготовляет пищу, как лань рождает своего теленка и как ест лисица? Знаешь ли ты, как и чем питаются все эти звери? И почему солнце дает свои лучи?»

Господь начинает изменять сознание Иова и показывать ему, как удивительно устроен мир. Бог дал нам возможность познавать его. Ученые занимаются его изучением, хотя порой с ними, к сожалению, происходит то же самое, что и с Иовом: вместо того чтобы за всем этим величием, красотой и сложностью мира увидеть руку Творца, они, узнав что-то, считают, как будто бы это устроено ими самими и Творец здесь уже не нужен. Господь же как бы говорит Иову: «Я всем этим управляю, каждый миг слежу за всем и никогда не покидаю мир – все находится под Моим присмотром. Посмотри, как все удивительно устроено, и ничто Мною не забыто».

В последующих главах – 40-й и 42-й – Господь Иова выводит в другую сферу. Он начинает рассказывать о некоторых более глубинных вещах. На примере бегемота и левиафана Господь пытается дать описание некоторому образу. Он спрашивает Иова: «Видел ли бегемота, его огромные ноги, на которых он стоит? Знаешь ли его могущество? Видел ли ты его хвост, которым он, как кедром, поворачивает туда и сюда? Можешь ли ты поймать левиафана на удочку, вытащить его, проткнуть багром и обуздать?» Описывая левиафана, Господь говорит о том, что это невероятное существо, у которого выходит из ноздрей дым и пламя вырывается изо рта, а это уже похоже на дракона. Это верх Его творения, верх путей Божиих, более красивого и могущественного существа больше нет. Указание на то, что это животное похоже на дракона, мы находим в Книге Апокалипсис, и им называется падший ангел – денница, сатана.

Оказывается, денница действительно верх творения Божиего. Это был настолько прекрасный и могущественный ангел, что у Бога управлял всеми мирами. Господь показывает нам, что однажды в него прокралось нечто: денница возомнил о себе, что он может быть сам как Бог. Когда это случилось, то произошло его крушение. Денница ничего не может сделать с этим грехом, поскольку он пребывает вне времени. Это мы здесь можем покаяться – у нас есть на это время, а там или ты с Богом, или ты противник Божий, а значит, сразу же теряешь эту красоту, свой первоначальный образ. Священное Писание называет денницу сатаной, что означает «противник Божий». Он воспротивился Богу и, как огромная прекрасная звезда, упал с неба. Но он не только сам отпал от Бога: он увлек за собой других ангелов, которые ему поверили. Они утратили свой образ, стали безобразными. Какая страшная катастрофа произошла! Из прекрасных ангелов они превратились в падших духов.

Господь показывает Иову: «Смотри, такое совершенное творение, как денница, был низвергнут с небес за то, что в его сознание просочилась мысль о своем величии. Такая же беда нависла над тобой. В твою душу проникло самомнение, которое могло тебя погубить, и Я поймал тебя на краю пропасти». Господь раскрывает Иову эту необычную историю для того, чтобы он понял, какая беда могла с ним случиться. Более того, через него могли пасть и его дети: Иов заразил бы их тоже этой болезнью – самомнением, гордостью, потому что, как известно, яблоко от яблони недалеко падает. Господь говорит: «Я забрал у тебя детей для того, чтобы их спасти». Смотрите, сатана думал, что он действовал по своему плану, а на самом деле все было в ведении Господа Бога и промыслительно Им продумано. Он показал вначале Иову это на природе, указав, что Он всем управляет и все держит в Своих руках.

А затем Господь показывает более глубинные вещи: «Посмотри, сколько живет вас, людей, и все вы свободны. Я не могу вмешиваться в вашу жизнь. Вы выбрали для себя следовать путям своего сердца, и Я не могу заставить вас что-то делать, но при этом никто из вас не забыт Мною. Каждого человека Я взвешиваю на самых точных весах в мире. Я спасаю каждого человека, выискивая ему лучшее средство для спасения: кому-то искушения, для кого-то назидания, чтобы удержать от того же падения, которое произошло с денницей.

Перед Иовом открывается просто невероятная картина, и когда он все это увидел, осмыслил, то просто опустил голову, закрыв ее руками, и произнес: «Господи, я умолкаю!» Да, его дети умерли, но они воскреснут со Христом в Царствии Небесном. Более того, Господь открыл Иову и Этого Спасителя.

Иову казалось, что Бог от него отступил. Находясь в своих болезнях и страданиях, человек духовно возрастает, потому Иов смог предвидеть нашего будущего Искупителя, Спасителя, Того, Кто спасет нас от грехов и выведет из Шеола, из которого еще никто не выходил; Кто нам откроет двери в Царствие Небесное и введет нас туда. Но это понимание к нему пришло тогда, когда Иов смирился, когда он решил умолкнуть и смог осознать, что все это было на него наведено не просто так, что Господь попустил ему эти искушения для того, чтобы спасти его. Дети Иова были пойманы немного раньше смертью и не успели заразиться той заразой, которой был поражен Иов. Он встретится с ними в Царствии Небесном.

Надо сказать, что во время Великого поста мы вспоминаем Иоанна Лествичника, описавшего в своей «Лествице» духовную жизнь как некое восхождение от земли на небо. Первая ступень говорит нам о том, что человек должен отлепиться от этого мира, осознать, что он всего лишь путник на этой земле. Второе, что должен сделать каждый из нас, это посмотреть на себя глазами Божиими, увидеть в себе свои грехи и начать в них каяться. И на протяжении всего этого восхождения человек должен себя укорять. Иов этого не знал, у него не было самоукорения, а потому в его сознание смогло просочиться мнение о своей праведности. Мы должны усвоить этот урок для того, чтобы избежать той ошибки, которую совершил Иов. Необходимо всегда себя укорять, потому что в нас тоже постоянно рождается это мнение в своей праведности, добрых делах, желание возвыситься перед другими людьми. Только самоукорение может нас от этого обезопасить.

И наконец, перед нами последняя глава Книги Иова: Бог высказывает друзьям Иова, что они неправильно мыслили о Нем, Его путях. Гнев Божий будет пребывать на них до тех пор, пока они не принесут жертву за свой грех. Иов был более правым в своих рассуждениях, несмотря ни на что, и поэтому пока он не вознесет за своих друзей молитву, они не будут прощены. И действительно, друзья приносят жертву Богу, а Иов возносит за них молитву, и тогда он исцеляется от проказы. К нему возвращаются его друзья, родня, семья его восстанавливается, а Господь дает ему еще десять детей: семь сыновей и трех дочерей. После этого Иов прожил еще 140 лет, а затем, насыщенный годами, приложился к своим предкам.

Сегодня мы живем на земле так, что, борясь за комфорт, стараемся всячески избежать страданий. Мы не очень-то хотим испытывать какие-то трудности. Конечно, мы в отличие от Иова живем в новозаветные времена, но условия не изменились: как тогда нужны были страдания для того, чтобы духовно возрасти, так и в наши дни их необходимо претерпеть. Когда мы приходим в храм, стоим на службе, то слышим в евангельском чтении, что Сам Христос нам говорит: «Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня». Он обращается к каждому из нас со словами: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною... Претерпевший до конца спасется». Святые говорят, что многими страданиями нам надлежит войти в Царство Небесное. Если бы Сам Господь с неба в Своем откровении сказал бы нам: «Люди, вам необходимо потерпеть много страданий – и тогда вы будете наслаждаться в Царствии Божием», то и тут мы не сможем понять, для чего они нам нужны. Нас не убеждают простые объяснения.

Именно поэтому Иисус Христос, Сам становясь Человеком, взял на Себя плоть человеческую и прошел путем страданий. Сначала Его избили до полусмерти, а потом заставили нести крест, который Он нес и не бросал. Если бы Господь словами сказал, что нам нужно нести свой крест, то мы Ему ответили бы примерно так: «Да, Господи, Тебе хорошо оттуда говорить, а нам и так тяжело здесь жить, как нам вынести еще и такое?» И потому Он Сам берет этот крест и несет его. Он подбадривает нас и говорит нам: «Хочешь быть Моим учеником? Делай как Я». Христос уже не может нести этот крест, но Он его все же несет... И там, на Голгофе, когда, казалось бы, надо всех проклясть, а может быть, даже уничтожить, потому что Он Бог, Господь претерпевает все до конца. Разбойники, висящие с Ним, говорят Ему: «Сними Себя и нас с креста!» Он терпит. Снизу кричат Ему: «Сделай чудо: сойди с креста – и мы уверуем в Тебя!» Он терпит и никого не проклинает. Он благословляет! Он просит за Своих распинателей Отца Небесного, чтобы Он помиловал их, потому что они не ведают, что творят.

Хочется сказать мне, что в этом кресте, в этих страданиях, оказывается, заключен невероятный смысл: без креста нет спасения. То мнение о самих себе, засевшее в нас, наша гордость, никаким другим способом не сокрушается. И история Иова – это наглядный пример тому. Какую громадную цену надо было заплатить, чтобы сокрушить в Иове только лишь зарождающееся мнение о себе! А у нас оно не зарождается: наше самомнение пустило такие огромные корни, такой ствол дало и уже такая гордыня выросла, что и не знаешь, чем ее сокрушить. Поэтому человеку, ставшему на путь следования за Христом, необходимо вдуматься в Его слова, понять, почему у нас везде в храмах кресты, для чего мы носим крест на себе. Да, с одной стороны, это отличительный знак того, что я христианин, воин Христов, но в то же время я должен еще распинать себя «со страстьми и похотьми». А это распятие происходит в терпеливом перенесении несчастий, оскорблений, зачастую болезней. Все это и называется крестом, на который нас призывает наш Господь Иисус Христос.

 

Записала Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать