Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Теме спасения особое внимание уделял и святитель Игнатий (Брянчанинов). И вот почему. Встречаясь и беседуя со многими людьми, желающими спастись и много говорившими о спасении, он задавал им вполне конкретный вопрос: «А в чем именно заключается спасение?» И ответа не получал! Большинство его собеседников четко и конкретно объяснить и себе, и святителю, что есть спасение, не могли. И потому святитель Игнатий повторял вновь и вновь: «Незнание того, что есть спасение, придает всем делам христианина неопределенность. А чтобы обрести желаемое спасение, необходимо иметь правильный взгляд на себя, на то, в чем заключается спасение и в чем состоит погибель».
С тех пор минуло почти двести лет. А многое ли изменилось? Об этом на наших уроках с епископом Среднеуральским Евгением мы вспомнили не случайно. Говоря о том, что плач и радость могут приближать человека к спасению, а могут, напротив, уводить от него, мы подошли и к тем условиям спасения, которые сформулировал святитель Игнатий. «Желающему спастись необходимо правильно веровать в Бога, принадлежать Православной Церкви, быть крещеным, очищаться от грехов покаянием, приобщаться святых Христовых Таин... и соблюдать заповеди Божии». И продолжая сегодня разговор о плаче и радости, мы поговорим о том, как правильно исполнять заповедь «Блаженны плачущие…».
Епископ Среднеуральский Евгений:
– «Блаженны плачущие, потому что они утешатся». Тут можно сосредоточиться на самом плаче: буду плакать, буду плакать, буду плакать. А ведь здесь есть и другая сторона – утешение. Жизнь наша в псалмах Давида именуется «юдоль плачевная», то есть обитель, место, плача. Кто-то с этим не соглашается, хочет, чтобы эта жизнь была местом утешения, и весь дискомфорт, который мы здесь испытываем – голод, холод, болезни, – как-то исправить: засеять поля пшеницей, произвести лекарства против болезней, создать удобные для жизни условия, чтобы от этого плача искусственно уйти, убежать. Не получится! Потому что Господь при изгнании Адама из рая сказал и о слезах, и о поте, и о болезнях, и о борьбе. И пророк Давид это подтверждает, и Евангелие пропитано этим же.
Вообще, эта заповедь бездонна, в ней столько оттенков, столько граней, что, какой ни коснись, можно говорить и размышлять бесконечно. Коснусь одной грани: «Блаженны плачущие». Блаженны те люди, которые, живя здесь, на земле, понимают то место, в котором они находятся. Мы находимся в тюрьме, месте заключения, месте исправления. И если мы будем пытаться искать чего-то другого, то, конечно, хорошо, если поищем, но все-таки мудр тот человек, который убедится в правоте слов Священного Писания, что это юдоль плача, место плачевное. И, осознав это, возвращаемся к преподобному Силуану Афонскому, который говорит: «Держи свой ум во аде, но не отчаивайся».
«Очень хорошо сравнивает Георгий Затворник жизнь нашу с пребыванием заключенных в темнице, из которых то тот, то другой требуются к суду и окончательному приговору… Праведные представят свои правды как жертву тучную пред престол Судьи; а мы, грешные, принесем туда хотя покаяние и слезы!» (святитель Игнатий (Брянчанинов).
Епископ Среднеуральский Евгений:
– Место, где мы живем, – это место плача. Если мы, находясь в нем, не отчаиваемся в любви Божией, не разочаровываемся, не говорим: «Почему Бог так всё плохо устроил, что мы здесь не видим ни света, ни радости, ни утешения, только одни труды, болезни, печаль и тоска», а понимаем, что это среда нашей жизни, если умеем, находясь в ней, плакать, трудиться, терпеть, и при этом надеяться, «ибо они утешатся»…
Если я несу крест этой жизни, крест своих немощей, болезней, печалей, своих страстей, как осужденный человек несет наказание, находясь в местах заключения, и при этом имею надежду на освобождение, живу здесь не так чтобы... Знаете, есть люди, которые привыкают жить в тюрьме: они стараются создать себе в тюрьме такой мир, чтобы там было комфортно, находят лучшие койки около окошка, выстраивают отношения так, чтобы быть главнее всех, чтобы все им служили, и считают себя в тюрьме королями. Нам на свободе как-то несуразно об этом говорить, потому что, кем бы он там ни был, он же находится в тюрьме, должен прилагать усилия, чтобы выйти оттуда и стать человеком. А многие, полюбившие такую жизнь, когда выходят из тюрьмы, специально совершают следующее преступление, чтобы вернуться в тот мир, который их устраивает.
Наша жизнь здесь, на земле, – это жизнь в заключении, жизнь в тюрьме. И единственный способ, как можно выйти из нее на свет, выйти в радость, на свободу – это плакать о своей неправде, своем несовершенстве, о своей смертности и грехах и надеяться, что там есть совершенно иной мир.
Плакать, надеяться и трудиться над собой. Как и человек в заключении должен трудиться над собой, он должен осознать свое преступление, должен убедить общество в том, что это осознание твердое. Как убедить? Хорошим поведением, добрыми делами, словами, мыслями и деяниями, которые свидетельствуют о том, что человек действительно исправляется. И вот такого кающегося грешника суд – если по правилам – досрочно освобождает. Такому человеку ослабляют режим содержания, и он получает какую-то степень свободы, какую-то степень радости, утешения. Такой человек идет в библиотеку (пусть тюремную) и читает там книги. Такой человек начинает помогать тем, кому тяжелее. Такой человек учится профессиям, находясь в тюрьме, старается получить какие-то правильные навыки с одной целью – выйдя на свободу, воспользоваться этими навыками в нормальной, настоящей жизни.
Если мы обратимся к нашей земной жизни, то она ничем не отличается. Мы имеем возможность, любя, слыша, веря в то Небесное Царство, где пребывает Господь Бог, учиться, идти в библиотеку и читать о Нем, получать навыки жизни там: навыки добродетели, молитвы, поста, любви к ближнему, любви к Богу. Мы только немножечко можем научиться, а в полноте это нам откроется там. Вот такая перед нами стоит задача.
И, конечно, мы должны правильно осознавать: я в тюрьме, здесь место плача. И то, что у меня такие скорби, – это правильно, это не Бог ошибся, это не несправедливость, это мои грехи. То, что есть надежда, – это Божия милость, Его дар, Его благодать. Господь понемножечку приоткрывает. Знаете, как человек, который сидит в камере: откроет окошко, пойдет свежий воздух с улицы – и такая радость! Птички чирикают, снежок белый падает или солнце весеннее пробивается – и такая радость приходит в эту темную камеру!
Когда благодать приходит в жизнь христианина вот такими маленькими отблесками тех реалий, которые есть там, она приносит радость, утешает, согревает душу и дает надежду, что там-то я смогу войти в полную меру этой благодати. И, конечно, счастлив тот человек, который, находясь в заключении, искал и трудился. И когда дверь открылась и он вышел, то он здесь не случайно, он этого искал, к этому стремился, и он здесь себя находит. И счастлив тот христианин, который, живя в этом земном жилище, в этой юдоли плача, настраивается, трудится, не опускает руки, учится, совершенствуется, не для того чтобы здесь быть главным, лучшим и показать кому-то, что он хороший, а только для того, чтобы Господь взял его за руку, вывел в Царствие Небесное и после этого плача дал ему радость и веселье, дал ему мзду очень большую на небесах.
– «Земля – страна плача; небо – страна веселия, – пишет святитель Игнатий, – но небесное веселие вырастает от семян, посеянных на земле. Такими семенами являются молитва, слезы, покаяние, прочие христианские добродетели». Здесь важно отметить, что такой взгляд на земную жизнь – это не какие-то личные убеждения человека, жившего полтора столетия назад. Все убеждения этого учителя покаяния (так еще называют святителя Игнатия) были основаны на его глубокой вере и столь же глубоком знании и понимании Священного Писания и наследия святых отцов. Говоря в своих статьях о духовной пользе и спасительности плача, слез, а также об опасности и даже гибельности земных радостей, святитель Игнатий опирался в том числе и на авторов Ветхого Завета, поскольку они в своих книгах говорили о том же. Так пророк Давид утверждал, что сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. А премудрый Екклесиаст свидетельствовал о том, что «сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья»…
Епископ Среднеуральский Евгений:
– Конечно, в доме плачущих и в доме смеющихся царит различный дух. Вопрос: о чем плачем и о чем радуемся? Апостол говорит: «Непрестанно молитесь и радуйтесь». Мы говорим о том, что Господь нас призывает к тому, чтобы плакать. Возникает какая-то антиномия, диссонанс. Так что же нам делать: плакать или радоваться? А вопрос тут в качестве: о чем нам плакать и о чем радоваться.
«Радуйтесь о Господе», – неоднократно звучит у святых апостолов. Если человек способен радоваться о Господе и делать это не напоказ, перед людьми, не в качестве некой защитной реакции, а внутренне жить радостью о Господе, проживать каждый день Евангелие: читая, размышляя, стараясь исполнять его; если человек радуется как святые люди, которые жили и радовались о Духе Святом (как преподобный Серафим Саровский) не мог сдержать эту радость, и она выплескивалась на окружающих: «Радость моя, Христос воскресе!»), то этого достаточно, это высшая точка. Радование о Господе – это когда человек уже стоит перед вратами того радования, которое в жизни будущего века ожидает каждого христианина.
Но если мы этого не имеем, если не можем жить в такой радости, если рутина дня, маловерие, болезни, грехи и немощи являются содержанием нашей жизни, тогда наш плач о том, что нет в нас этой радости. Плач не от того, что нас невкусно кормят, не любят, что раньше, в той России, было так всего много, а теперь так всего мало. Плач не от того, что у кого-то в семье нестроения, неприятности (муж не такой, жена не такая, теща вредная, дети непослушные) – не об этом. А плач о том, что я не могу быть сосудом, вместилищем этой радости о Господе. Вот об этом свидетельствуют святые отцы. Мы упоминали святого Силуана Афонского, который плакал о том, что не может радоваться о Господе, потому что Господь ему явился, открылся, а он это потом по своей человеческой немощи потерял. И об этом он плакал. И если такой плач становится содержанием жизни христианина, то он же становится путем возвращения к радости.
Если у нас смех и радость об этой земле, этой траве, о соблазнах мира сего, если мы пытаемся этим суррогатом, «духовными чипсами», наполнить реалии своей жизни, то наши радость и смех – то безумие, тот суррогат, которым мы пытаемся восполнить свою собственную нищету и пустоту.
– «И пусть зрители не унывают, – добавляет владыка Евгений, – нашими уроками мы никого не хотим лишить положительных эмоций или направить чувства людей в бесконечную реку слез. Нет, мы будем говорить о том пути, который приведет каждого, желающего спасения, к настоящей радости в Боге, и на этом пути, как и на всяком другом, важно определить начало».
Епископ Среднеуральский Евгений:
– Мы должны обозначить точку отсчета. Печаль, плач, сокрушение – о чем? О том, что мы не имеем причастности к Источнику радости, Источнику жизни – нашему Господу. Люди, которые имели эту причастность, прятались от мира, хотели скрыться, чтобы ничто, содержащееся в мире – похоть плоти, похоть очей, гордость житейская, – не прикасалось к ним. Куда прятались? На Афон. И закрыли вход на Афон, чтобы там никого не было. Спрятались в горах, чтобы все небожеское даже не имело входа даже в те дворы, те монастыри, в которых они живут. И там, в этой внешней тишине, они искали духовных трудов, подвигов, плакали и просили Господа о даровании тех даров, которые, по апостолу, плод духовный: радость, мир, любовь, долготерпение, вера, милосердие. Когда это входит в нашу жизнь, то появляется радость. А когда этого нет, то печаль: «Господи, почему я оставил Тебя? Почему я пуст и нет во мне Твоих даров?» Вот об этом мы плачем, об этом сокрушаемся. И этим плачем мы начинаем движение, путь к стяжанию и даем возможность Господу ответить нам даянием этих даров.
– Но дары эти мы никогда не сможем принять, если не приготовим для них место в душе. Как учит святитель Иоанн Златоуст, «хорошо бывает мыть сосуд души, чтобы, очистив его нравоучением, подготовить к восприятию мира богословия, потому что, по слову царя Соломона, “в лукавую душу премудрость не войдет”». Такой подготовкой души к дарам Божиим и одновременно такой очисткой для нее является покаяние, и выражается оно именно в плаче…
Еще раз напомним, что под плачем духовным мы понимаем внутреннее состояние христианского подвижника, которое выражается в глубоком сердечном сокрушении о своих грехах перед Богом. То есть плач является проявлением покаяния и одновременно он есть следствие правильного покаяния. Если же такого плача у нас нет, значит, что-то в духовной жизни мы делаем неправильно. Как обнаружить, что именно? У кого мы должны учиться плакать и каяться богоугодно? Конечно же, у святых отцов. Они на личном опыте познали, что есть плач и как он помогает бороться с грехами.
«Желающий избавиться от живущих в нем грехов – плачем избавляется от них. И желающий не впадать вновь в грехи – плачем избегает от впадения в них. Это путь покаяния, преданный нам Писанием и Отцами, которые сказали: плачьте! другого пути кроме плача нет» (преподобный Пимен Великий).
Епископ Среднеуральский Евгений:
– Как бы мы были благодарны телеканалу «Союз», если бы он наконец пригласил на беседу в студию Пимена Великого, или Пимена Многоболезненного, или, на крайний случай, Силуана Афонского. Пригласили бы и сказали: «Святой Пимен (святой Силуан, святой Серафим), расскажите нам о пути духовном, о преуспеянии, покаянии, о спасении, о благодати». Это те люди, которые действительно по достоинству имеют основание, право говорить. Потому что говорят о том, что Господь им дал, говорят как люди, пережившие то, о чем могут говорить. Хотя некоторые из них даже не могли говорить о пережитом. Когда их спрашивали: «А что, авва, чем ты живешь?» – только слезы катились из глаз. Это были слезы умиления. Потому что мы помним слова «ни ухо не слышало, ни око не видело, и на ум человеку не всходило то, что уготовал Господь любящим Его». Вот этим людям это всходило на ум. И порой, когда они пытались говорить, они осознавали скудость человеческого языка (русского, греческого), когда пытаешься описать то, что Господь уготовал любящим Его. И глаза наполнялись слезами, и уста закрывались. А иногда отверзались, как у преподобного Серафима, когда он не просто рассказал, а показал своему ученику Николаю Мотовилову то, что уготовал Господь любящим Его, открыл благодать Духа Святого.
Вот если бы мы могли пригласить в студию такого святого человека, то он, конечно, только в меру словесного аппарата мог бы нам рассказать. Если святой человек может перед камерой рассказать о том, что такое плач о своих грехах, что такое путь покаянной жизни и что такое радость о Духе Святом, то нет сомнений, что Священное Писание этим изобилует. Ведь Господь не лишил Церковь Свою источников познания и разумения. И всё, о чем святые отцы говорили в своих наставлениях ученикам, святые апостолы Иаков, Павел, Петр изложили в посланиях. Об этом мы находим прямые или косвенные свидетельства в Святом Евангелии.
(Продолжение следует)
Автор и ведущая программы Ольга Валентиновна Баталова
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!