Уроки православия. Беседы с В.Д. Ирзабековым о причинах семейных нестроений. Урок 2

5 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
На прошлом уроке В. Д. Ирзабеков предложил нам увидеть корень всех семейных проблем в той трагедии, которая произошла в самой первой человеческой семье. И приблизила эту трагедию женщина, поначалу поддержав разговор со змием, существом «хитрейшим всех зверей полевых»… О том, как много в семейной жизни зависит от женщины, наш сегодняшний разговор.

– Уроки православия мы учим потому, что без ученичества христианство немыслимо. Во многих религиях мира есть представление о том, что учительство является даром свыше, но только в христианстве столь же благодатным даром является ученичество.

Так чему же всем нам необходимо учиться? Спасению! Для того, кто желает спасти свою душу, кто понимает, что ничего важнее этого в мире нет, такая наука является одновременно и знанием, и умением, а христианство прямо называют школой спасения. В ней, как в самой обычной школе, есть множество предметов, и мы в рамках нашей программы стремимся знакомить с некоторыми из них зрителей и раскрывать те темы, которые для нас, мирян, являются самыми актуальными. Например, как спасаться в семье? Почему в семейной жизни бывает так много проблем? Кто в большей степени несет ответственность за погоду в доме?

Вопросов много, и найти ответы на них нам поможет… нет, не учитель, а такой же, как мы, ученик – Василий Давыдович Ирзабеков. Просто он уже старшеклассник и глубоко погрузился в эту тему, а потому готов взять нас на буксир и рассказать, как можно и нужно спасаться в семье и что этому больше всего мешает или помогает.

На прошлом уроке Василий Давыдович предложил нам увидеть корень всех семейных проблем в той трагедии, которая произошла в самой первой человеческой семье. Случилось это по причине непослушания первых людей Богу. Особо же поусердствовала в приближении этой трагедии жена: именно она ввязалась в разговор со змием и именно она начала объяснять этому хитрейшему из всех творений правила жизни в раю. Как это знакомо! Толком не научившись ничему сама, женщина берется учить других…

– А что, разве змей-искуситель, названный умнейшим из всех тварей, не знал ответа на вопросы, которые он задавал жене? Конечно, знал. По попущению Божию он оказался в этом удивительном месте. Святые отцы тоже говорят, что, если Господь это попустил, значит, в этом есть польза для человека. Конечно, Он всегда показывает нам наши уязвимые места, ахиллесову пяту человека. Тогда это было недостатком любви, и не только.

Задача змия была только одна – понимая все, он хочет для себя выяснить: а жена, вот это создание, тоже так же хорошо осведомлена или нет? Дело в том, что он последовательно задает ей вопросы, она же ничтоже сумняшеся отвечает на них, как сказали бы сегодня, занимается несвойственной ей функцией. Как она властна, как это дерзко и как это печально на самом деле заканчивается. Написано мало, но как интересно! Если мы внимательно проследим за тем, о чем ее спрашивает лукавый и какие ответы он получает от жены, то можно убедиться в том, что она каждый раз ошибается, даже перевирает (тоже тягчайший грех) слова Самого Господа. Поэтому это всегда очень опасно. Появляется даже некая агрессивность, ведь не ее это дело: она была сотворена помощницей. И все очень печально закончилось. И опять же хочу предостеречь, потому что нередко слышишь: она виновата. Так не бывает, если вы одно целое. Семья – это когда он и она, «да будут двое одна плоть». Об этом чуть позже я тоже скажу какие-то слова, хочу поделиться опытом, который возник буквально после нашей предыдущей встречи.

Потом все-таки появился Адам. Его нет в начале диалога искусителя с женой, но потом он возникает. И все можно было бы изменить: во-первых, не вкусив этого плода, но главное, потом, когда Господь не оставляет даже согрешившего человека. Он никого без надежды не оставляет. Мы читаем, что они укрылись, но слышали, как Бог ходит в раю, пусть они Его еще не видели, но слышали. И это должно было внести в сердце человека надежду, что он не оставлен Богом, потому что, наверное, самое страшное, что может с нами произойти, – это богооставленность. И когда Господь вопрошает их, они говорят, что спрятались. «А почему спрятались?» – спрашивает Господь, хотя все знает. И тут бы мужчине покаяться, произнести по сути одно слово: «Прости», но искренне. Однако он не находит его в себе.

Как важно сохранить свою природу! И в сегодняшнем мире мы все чаще сталкиваемся с печальным проявлением того, что люди теряют свою природу. И женщина все чаще теряет свою природу, и мужчина. Ведь это две половинки, неразрывное, таинственное соединение, и сокрушение чего-то важного в одном неизбежно влечет какие-то печальные последствия, потери в другом.

Сейчас я рассказываю об этом более или менее пространно, поскольку есть такая возможность, а когда мы с моим собеседником ездили по древнему городу, я, пусть даже сбивчиво, но все-таки рассказал ему об этом. Говорю: «Ты понимаешь, в чем дело? Ты ведь говоришь по-русски? Говоришь. Ты знаешь, как интересно: в русском языке слово “пол” (скажем запись в анкете – “пол мужской”, “пол женский”) – это исконно русское слово, и потому оно, конечно, связано со Священным Писанием, Евангелием, таков наш удивительный язык, который тоже есть Евангелие, ибо несет в себе благовестие своими удивительными словами. И если мы возьмем столь популярный сегодня английский язык, в нем пол – это “секс”, ничего общего с нашей глубиной, а в русском языке “пол” – это половина замысла Божия».

В Священном Писании, книге Бытия, сказано о том, что Господь сотворил человека по образу и подобию своему, и есть фраза: мужчину и женщину, создал их. То есть человек, по замыслу Божию, – это мужчина и женщина, и именно так они обретают цельность. И даже слово «поцелуй» – это ведь тоже, когда люди соединяются, пусть на краткое мгновение, как единое целое. То есть враг всегда нас разделяет, а в любви – к человеку, Богу ­– человек всегда целен. То же мы встречаем слова апостола Павла, обращенных по сути ко всем нам: «Целуйте друг друга святым целованием».

Если человек болен, мы желаем ему исцеления. И врачи в древности назывались целители. Когда человек болеет, его целостность как бы распадается. Мы знаем, что болезнь есть проявление греха в человеке, об этом со страниц Евангелия нам говорит Сам Спаситель. Помните слова, которые Господь говорит расслабленному: «Иди и больше не греши».

И я говорю своему собеседнику: «Понимаешь, какое дело, вот это казенное слово “пол”, которое мы записываем в анкете. Если мужчина пишет, что принадлежит к мужскому полу, значит, он исповедует, что он есть мужская половина замысла Божия о человеке. Когда барышня пишет: “пол женский”, это значит, что она есть женская половина таинственного и великого замысла Божия о человеке. А когда ты мне сегодня говоришь, что свобода и какая разница: один хочет так, другой эдак, то дело не в том, что у нас кто-то это запрещает, а в том, что происходит самое страшное». Говорю ему: «Ты же в церкви недавно венчался с супругой (он сам мне об этом сказал). Понимаешь, ты, с одной стороны, венчаешься, а с другой, посягаешь извратить замысел Божий о человеке. Почему этих людей называют “извращенцы”? А потому что они извращают, искажают великий таинственный замысел Божий о человеке». Не знаю, удалось мне его убедить или нет.

И потом говорю ему: «Ты не обижайся, пожалуйста, я тебе очень благодарен, что ты меня возишь, показываешь город, вообще проявляешь такое дружелюбие, гостеприимство, это всегда очень приятно, тем более когда ты в чужой стране. Но понимаешь, что, высказывая свою точку зрения, ты невольно потакаешь древнему, одному из глобальных замыслов дьявола». Он изменился в лице: «Как это?»

Ну как? Дьявол ненавидит человека от сотворения его, потому что Бог любит человека больше всего, и так его возлюбил, что на крест пошел, на крестные муки даже вот ради меня. Оказалось, что Бог считает, что даже я достоин такой любви, так Он всех любит. А дьявол, оттого что ненавидит человека, вообще хотел бы, чтобы нас на земле не было. Посмотрите, сколько на земле и ядерного, и всякого другого оружия, и непрекращающиеся войны. Но этого мало, потому что все-таки нас много на земле и в одночасье нас уничтожить не получается. И тогда лукавый прибегает к иному методу: есть наркотики (тоже дьявольское изобретение), есть алкоголь, курение, а сейчас еще какие-то спайсы добавились (наркотики, когда первая доза вызывает привыкание и вообще может убить).

Причем когда я встречаюсь с молодыми людьми, то всегда говорю: одно из самых опасных для вас сегодня слов – это «попробуй». Когда вам кто-то говорит «попробуй», это не мама, которая, когда появились первые ягоды, решила сварить немножко варенья, чтобы побаловать (как мы в детстве любили), и говорит: «Сынок, попробуй». Когда это слово говорят твои близкие, это совсем другое. Но когда вне дома, этой малой церкви, кто-то тебе говорит: «Да ладно, ты уже взрослый, один раз попробуй», то часто этот один раз бывает и последним. Это просто к слову пришлось, потому что сегодня это просто беда. И уже это дьяволом изобретено, свой IQ он направил на это.

Надо сказать горькую правду, что в последнее время дьявол делает особые успехи. Он внушает эту идею о свободе, об однополых браках. «Самое главное, что мы должны понять, – говорю я своему собеседнику, – что у этих пар просто не рождаются дети. То есть это задумка, мечта дьявола (если он вообще способен мечтать), чтобы мы перестали рождаться на нашей прекрасной Земле. А те, которые все еще живут, были бы не образом Божиим, не старались бы нести на себе этот удивительный отблеск – быть живыми иконами Бога, как Он нас задумал, а были бы такими дебиловатыми существами, которые колются наркотиками, курят всякую гадость, пьют в неограниченном количестве спиртное и, конечно, матерятся. Потому как Господь говорит нам со страниц Евангелия о величайшей нашей ответственности за слова, которые мы произносим, ибо “от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься”. Господь поднимает эту планку еще выше и говорит, что “за каждое праздное слово, которое рекут человецы, дадут они ответ в день Страшного Суда”».

А что такое праздное слово? У нас в церковной ограде есть замечательное обозначение – это суесловие, пустословие, буесловие. А если говорить на языке мира, на простом, обычном языке, то это болтовня, та болтовня, которой большинство из нас занимается с раннего утра до поздней ночи. Господи, помилуй! Я даже был как-то свидетелем: под Москвой, где мы снимали дачу, по соседству жили восточные люди. Младший брат очень преуспел в том, что сегодня называется нерусским словом «бизнес», а старший жил более чем скромно, тихонечко чинил автомобили. Младший брат скоро разбогател, стал скоробогатым, как раньше говорили. Сегодняшнее выражение «новый русский» мне не нравится, а вот «скоробогатый», как в словаре Даля, – это правильно, точнее и нет этого досадного разделения. Мы стояли на улице и беседовали. И вот младший брат звонит старшему и что-то назидательно ему говорит таким тоном, который недопустим, когда ты беседуешь со старшим. Во всяком случае, я так воспитан и думаю, что это правильно. Старший его слушал некоторое время и так спокойно говорит: «Слушай, ты много говоришь». Тот не понял и отвечает: «Да у меня тариф безлимитный». А старший ему: «Нет, ты меня не понял, ты много говоришь».

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36–37).

И я сказал тогда своему европейскому собеседнику: «Ты понимаешь, в чем дело? При чем тут свобода?» В завершение мы ездили по городу, очень не хотелось его обидеть; вообще, с годами так больно кого-то обижать и не хочется казаться тем, кем ты не являешься, потому что тоже есть такое искушение. И я привел ему слова Александра Семеновича Шишкова, которого очень люблю и всегда пользуюсь возможностью сказать о нем хоть несколько слов. Это «патриарх русской словесности», совершенно справедливо так названный, на мой взгляд. Он приводит очень интересную этимологию слова «свобода». Последние три десятилетия нашей российской истории это слово превратили в некое такое… что им только не прикрывается. А Александр Семенович, старший современник Пушкина, пишет о том, что свобода происходит от слова «слабость», отсюда «слобода», ослабла нить, как когда-то говорили. Да, это от слабости, поэтому не случайно, а совершенно закономерно это слово, наравне со словами «равенство» и «братство» было написано на знаменах революционеров во Франции. Лукавое, от дьявола, слово. Потому что свобода на самом деле только одна, и Господь сказал в Евангелии: «Приходите, и Я сделаю вас свободными». Я не мракобес, не ретроград, есть только одна свобода, к которой с годами хочется стремиться все больше и больше, – это свобода от греха, и Господь дает эту свободу. А если говорить о личном, то, помимо всего прочего, я благодарен Христу за то, что Он дал мне эту удивительную свободу от страха смерти, который так угнетал меня в детстве.

Вот такая беседа состоялась у меня некоторое время назад в одной из скандинавских стран. А в завершение этого эпизода я хотел сказать, что потом я выступал в том приходе, встретился с его настоятелем и в том числе поведал о нашем разговоре с его прихожанином. Прихожанином он действительно стал недавно, как я понял, через свою жену (нашу бывшую соотечественницу), которая привела его в этот храм, и он пожелал венчаться и венчался. И я тогда задал батюшке вопрос: «Батюшка, представляете, что он мне сказал, но ведь он венчался, начал ходить в храм. Как это может быть?» И получил от настоятеля храма очень интересный ответ: «Василий Давыдович, Господь Вам показал на самом деле вот что: насколько же сильное помутнение умов здесь, на Западе, и насколько сбиты нравственные ориентиры, что даже у человека, который ходит в церковь, недавно венчался, такая путаница и мешанина в голове». Поэтому, когда все чаще слышишь сетования людей, что, дескать, Запад нас не принимает и как это плохо, то знаете, какое дело: ну не принимает, и слава Богу. Я думаю, что наши телезрители согласятся с нами: важно, чтобы Христос нас принял, а уж принимает нас Запад или нет – вольному воля, а спасенному рай.

Автор и ведущая Ольга Валентиновна Баталова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать