Уроки православия. Беседы с В.Д. Ирзабековым о причинах семейных нестроений. Урок 1

4 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встреч с Василием Давыдовичем Ирзабековым ждут многие наши телезрители: и потому, что темы для уроков он выбирает самые актуальные, и потому, что проводит уроки так, что на перемену уходить не хочется. И на ближайших уроках он вновь будет говорить о самом важном – о семье, любви, свободе и об ответственности мужа и жены за сохранение малой Церкви.

– «Уроки православия» – это всегда встречи. Встречи с людьми, которые помогают нам особым духовным взглядом всмотреться в самые разные события или явления жизни, независимо от того, когда они происходили, кто был их участником. Главное для нас – увидеть в них или через них себя, увидеть, какие мы христиане, что мы знаем, как чувствуем, думаем, поступаем в подобных обстоятельствах.

На наших «Уроках» мы, условно говоря, берем лупу или подзорную трубу и внимательно, пристально рассматриваем ту или иную тему, чтобы по мере ее прохождения понять, что содействует или препятствует моему спасению, что надо добавить или убавить в моей духовной жизни, чтобы поменьше запинаться на пути к Богу, хотя бы в рамках данной темы.

Как правило, ведет урок гость передачи – человек, который знакомит нас с православием не только благодаря своим знаниям. Своими размышлениями, убежденностью, а порой даже мимикой, жестами он показывает нам веру и доказывает ее, приводя яркие примеры, давая пояснения, наставления. Каждый наш собеседник говорит о том, что ему всего ближе и дороже, что обдумано, выстрадано, о чем болит сердце или радуется душа.

Все эти слова в полной мере можно отнести и к сегодняшнему гостю – Василию Давыдовычу Ирзабекову. Встречи с ним ждут многие наши телезрители – и потому, что темы для уроков он выбирает самые актуальные, и потому, что проводит эти уроки так, что на перемену уходить не хочется. А на ближайших уроках он будет говорить о семье, любви, свободе и ответственности мужа и жены за сохранение малой церкви.

– Сегодня хотелось бы начать разговор с одного эпизода, который приключился с вашим покорным слугой некоторое время назад. Меня пригласили прочитать лекции в одну скандинавскую страну. Один из жителей (он, к слову, прихожанин нашего русского православного храма) вызвался показать мне столицу, за что я ему очень благодарен: любезный человек. Мы ездили по этому большому, древнему, очень красивому городу и беседа наша текла мирно, потому как он мне рассказывал много интересного. Вообще, он очень хотел угодить гостю, и меня это искренне трогало. Он женат на нашей бывшей соотечественнице, они растят детей, все, слава Богу, хорошо. Но вот в какой-то момент наша беседа коснулась семьи, и даже не столько семьи, сколько вопроса свободы человека, свободы в любви, как он мне пытался это внушить. Меня, собственно, неприятно поразило и даже больно ранило его отношение к нашему государству. Столько было агрессии, злости…

Я попытался понять почему, в чем тут дело. Тогда он сказал мне: «Понимаете, чем вы занимаетесь, – причем он не меня имел в виду, а руководство нашей страны, вот так довольно дерзко, – вы душите свободу человека!» « В чем тебе это видится?» – сказал я, несколько ошарашенный таким резким, неожиданным поворотом. А это взрослый человек. И повторяю еще раз, так как это очень важно: он прихожанин нашего храма. Да, нерусский по рождению, но тем не менее. Я тоже по рождению нерусский человек. Он говорит: «Самое главное в жизни человека – это любовь, а вы в этом самом главном вопросе выступаете как узурпаторы!» «А в чем тебе это видится?», – спросил я его, все еще недоумевая. «Вот вы запрещаете различные гей-парады, жестко относитесь к вопросу однополых браков…» Ну вы понимаете, о чем идет речь. Потом мне не раз приходилось бывать в странах Западной Европы и встречать это отношение, но здесь это было впервые сказано так ошарашивающе, жестко…

И когда я полюбопытствовал, чем вызвано такое отношение, мой собеседник сказал: «Бог создал меня свободным. Я абсолютно свободен. Вы согласны?» – «Да, конечно, как можно с этим не согласиться». Свобода – это одно из божественных качеств, которыми Господь наделил человека, и в каждое мгновение своей жизни, отдаем мы себе в этом отчет или не отдаем, мы действительно совершаем некий выбор, часто даже неосознанно, даже в мелочах. «Да, это не подлежит обсуждению, – сказал я ему, – и вообще это недискуссионно, это понятно». Тогда он мне возразил: «Так вот, если человек абсолютно свободен и таким его создал Бог, какое ваше дело, кого он хочет любить?»

Ну что ж, я сказал: «Я тебя выслушал, а теперь ты меня, пожалуйста, послушай». Не знаю, убедил я его или нет, но то, что я сказал ему тогда (времени у нас было не так много), я попытаюсь изложить сегодня, потому что, к сожалению, это влияние на нашу страну все-таки оказывается. От некоторой части нашей молодежи (это же моя любимая аудитория) порой нет-нет, да и приходится слышать, что в принципе каждый отвечает за себя. Да, есть такая точка зрения. Это правда, что на Страшном Суде  каждому действительно предстоит ответить за себя, но мне все больше кажется, что люди, которые так говорят, в этот Суд не верят. Потому как если бы они на полном серьезе представляли себе, что предстоит такой нелицеприятный разговор… С годами я об этом задумываюсь все чаще и чаще, что, наверное, понятно, и слава Богу…

Дело в том, что чем дольше я живу, тем больше мое внимание привлекает то, что случилось в раю на самой заре человеческой истории. Это то, о чем написано в самом начале книги Бытия, и многие скажут, что оно им хорошо известно, да и написано там не так много: информации очень мало и она лаконична. Конечно, если бы не свидетельства некоторых святых отцов и некоторые интересные труды современных богословов, то, по сути, сегодня не сохранилось материальных свидетельств рая. Но есть удивительные Божественные откровения, и тогда перед нами приоткрываются удивительные тайны. Почему мне так это интересно? Мы ведь говорим о семье, а первая семья возникла именно в раю. Мне, человеку, влюбленному в русское слово, всегда с повышенным вниманием относящемуся к слову вообще, не может не быть интересно то, что случилось в раю, ибо там впервые прозвучала речь, человеческая речь, там возникли диалоги.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (Быт. 2: 18, 22, 23).

Как часто мы говорим о том, что молитва – это высочайшая миссия слова. Помню, как я впервые, около двадцати лет тому назад, услышал эту фразу в православном храме, от ее удивительной красоты просто замирает сердце, ведь так оно и есть. Это действительно очень красиво. Молитва есть высшая миссия слова, и только с годами (прошло не менее полутора десятилетий) осознаешь, что это не только высокая поэзия, но так оно и есть, это правда.

Поясню свою мысль. Дело в том, что когда Господь сотворил человека и нарек ему имя Адам, между ними было какое-то таинственное для нас общение, этому есть свидетельства в книге Бытия. Так вот, молитва – это разговор с Богом. Получается, что вообще первое слово, прозвучавшее из уст первого человека, и было молитвой. То есть слово изначально было дано человеку как молитва. Вроде бы простая мысль, но понадобилось некоторое количество времени, чтобы ее осознать. И когда с высоты этого небесного полета мы обратимся к тому, что делаем с нашими словами, нашей речью, а следовательно, с нашей душой и нашей жизнью, и временной, и вечной, становится просто не по себе.

Это искушение, настигшее человека, первых людей в райских обителях, и это тоже очень интересный момент. Очень долго я сам допускал эту неточность, пока мое внимание не привлекли труды святых отцов. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, самая большая, трагическая ошибка жены заключалась в том, что она вступила в беседу с тем, с кем не должна была вступать, потому что она была предназначена своему мужу. Так вот, мы часто называем ее, тогда еще будущую нашу праматерь, именем Ева, а ведь это не так, потому что в раю, до грехопадения у этой подруги, помощницы Адама не было имени, поэтому в тексте Священного Писания она и названа просто женой.

И сказал змей жене... И сказала жена змею... и дала (жена) также мужу своему, и он ел… Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала?.. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей... проклята земля за тебя... (Быт. 3: 1, 2, 6, 12, 13, 17).

Это свидетельствует о том, что она была еще незрела, неготова. Если обозначить одним словом ее и Адама, они уже пара, такая семья, но, конечно, жена в этом первом удивительном союзе мужчины и женщины все же слабое звено, потому что Адам назван, у него есть имя, и как это важно! Очень важно и то, Кто его назвал, ведь имя ему дано Самим Всевышним, Богом. А когда жена после грехопадения получит имя, то имя ей даст уже ее муж Адам. Мы понимаем, что это совсем другой уровень. Это очень важно. В этом и кроется ответ  на вопрос, который я самому себе когда-то задавал и который часто задают люди: почему змей-искуситель обратился со своей льстивой речью именно к жене, а не к Адаму, не к мужу? Дело в том, что в тексте священного писателя враг рода человеческого назван умнейшим всех тварей. То есть интеллект у него, конечно, присутствует, это отрицать нельзя, как есть и то, что мы сегодня назвали бы IQ, если вы согласитесь со мной…

Хотел бы перекинуть мосточек в сегодняшний день. Как часто это мешает нам, подводит, потому что мы то и дело становимся свидетелями каких-то ужасных преступлений, которые доселе в нашем Отечестве не происходили. Скажем, ученик старших классов пришел в школу и расстрелял охранника и своего педагога … Или же сотрудник некоей организации, человек с высоким IQ, пришел и расстрелял своих сотрудников. Я никогда этого не забуду, потому что случившееся со школьниками, было настолько шокирующим потрясением, что я буквально следил за выпусками новостей, чтобы понять, что же на самом деле произошло. Мы же не Америка, в самом деле, нам это, слава Богу, пока несвойственно. Но это случилось, прецедент есть. И знаете, что меня более всего смутило? То, что соученики, товарищи, педагоги, соседи по дому всякий раз, когда речь заходила об этом ученике-убийце, как будто с ними репетировали (хотя этого не могло быть), произносили одну и ту же фразу: «Как это могло случиться? Он ведь отличник». У него высокий IQ. Словно отличник не может быть негодяем, убийцей.

Ведь в раю случилась самая великая трагедия в истории человечества: каждый человек, все мы были задуманы и созданы для того, чтобы населять и возделывать рай, – это такая великая миссия.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею... (Быт. 1, 27–28).

И вся история человечества – это, по сути, попытка через боль и страдания все-таки вернуться. Конечно, попытка милостью Божией, потому что сказано: яко без Меня не можете творити ничесоже, и только по милости Божией можно опять вернуться в это райское состояние. И семья – это такое удивительное, Богом данное устроение: она может иметь смысл только как форма спасения.

Вообще, с годами понимаешь, что лучшие наши человеческие чувства, такие как любовь, дружба, приязнь, привязанности, на самом деле имеют смысл (я дерзнул так сказать) только в одном случае: если они будут продолжены в вечности. И поэтому – возвращаясь к той трагедии, которая случилась, – лукавый, который, как сказано, был умнейший всех тварей,  подползает именно к жене, потому как она еще не готова, у нее даже еще нет имени.

И потом, в самом начале, после сотворения Богом человека Адама, происходит удивительная, таинственная вещь. Когда уже сотворен животный мир, и птицы, и рыбы, Господь повелевает Адаму назвать их всех. У меня всегда возникал вопрос: а разве Господь, сотворив все это удивительное великолепие, многообразие бесконечного мира, не мог наречь им имена? Ответ на него я нашел в трудах отца Павла Флоренского. Он говорит, что присвоение имени есть символ власти. Через наречение имен Адамом произошло как бы усыновление всего тварного мира, созданного Богом для человека, все было создано для человека. Если задуматься, то сам процесс наречения имени – это творчество, отсвет Божественного в человеке. Человек абсолютно свободен (о чем мы уже говорили), и человек, конечно, творческая личность. Господь наделил его этим. И вот в самом начале человек занимается творчеством. То есть творчество – это райское наслаждение. Не «Баунти» (очень быстрый и короткий путь к кариесу) райское наслаждение.  Райское наслаждение – это творчество во славу Божию.

(Продолжение следует)

Автор и ведущая программы Ольга Валентиновна Баталова

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать