Уроки православия. Уроки аскетики со священником Валерием Духаниным. Урок 2

2 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проходить узкий путь спасения возможно лишь при помощи определенных духовных упражнений – аскетики. На прошлом уроке священник Валерий Духанин говорил о том, почему аскетика нам необходима. А сегодня он расскажет о том, как с помощью аскетики мы можем охранять, возделывать и очищать свою душу...

– Покаяние на земле, учит преподобный Ефрем Сирин, служит нашим душам лестницей к восхождению туда, откуда они были свержены грехом. А преподобный Исаак Сирин называет покаяние дверью, которой мы входим в Божью милость. Об этом же поется в одном из главных песнопений Великого поста: «Покаяния открой мне двери». Все эти символы: дверь, лестница помогают нам понять, что покаяние есть путь, которым человеку надлежит идти к Богу. Сам же Господь в Евангелии говорит об этом прямо: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». А на такой призыв надо откликаться и к зовущему идти. Идти узким и трудным путем, на котором обязательно придется избавляться от своей греховности и приобретать праведность, благочестие.

Но делать это возможно лишь при помощи определенных духовных упражнений. Они помогают идущему стать способным к восприятию Божественной благодати, богообщению, спасению и достижению вечной жизни. Такие упражнения в христианстве принято называть аскетикой. По мысли преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, сами эти упражнения не составляют совершенства, то есть не являются целью, они лишь средства к достижению совершенства, но овладевать этими средствами необходимо!

И на прошлом уроке священник Валерий Духанин говорил о том, почему аскетика нужна каждому христианину. Без усилий, без определенных подвигов мы не только не достигнем Царства Божия, но и рухнем с этой духовной лестницы вниз! Потому что человека, не прилагающего усилий в своей внутренней жизни, разрушают его же собственные страсти. О том, как охранять, возделывать и очищать свою душу с помощью аскетики, отец Валерий и будет говорить сегодня.

Священник Валерий Духанин:

– Дорогие братья и сестры, давайте вспомним, что такое аскетика. Это греческое слово имеет огромное значение для нас, хотя кажется немного непонятным. Оно происходит от глагола «аскео», изначально означавшим обрабатывать, возделывать какой-то трудно поддающийся обработке материал, например камень (древние скульпторы высекали из камня изваяния). Потом этот термин стал прилагаться к спортсменам, которые возделывали свое собственное тело. И уже в христианскую эпоху он стал прилагаться к древнехристианским подвижникам. Потому что именно в христианстве происходит подлинная аскетика. Это не возделывание какого-то внешнего мира, внешних предметов (например, камня, дерева), и не возделывание своего тела, ибо наше тело рано или поздно стареет и ложится в землю, а возделывание самого главного – нашей бессмертной души, отсечение от нее всего, что мешает ей быть с Богом.

Я вспоминаю высказывание одного древнего скульптора Фидия, которого как-то спросили, как он достигает такой необыкновенной красоты в своих произведениях. И на это он ответил: «Я беру камень и отсекаю от него все лишнее». И вот в нашей духовной жизни мы призваны к тому, чтобы отсекать от себя, от своей души все лишнее. А лишними для нас являются наши страсти и наши грехи. Потому что если задуматься, каждая греховная страсть – это что-то неестественное, инородное, то, что вторглось внутрь нашей души и мешает нам спасаться, быть с Богом и доставляет нам огромный дискомфорт.

Вспомним самих себя в минуту любой страсти. Что происходит, когда, например, душа кипит гневом, негодованием на другого человека?  Внутри просто какой-то беспорядок, хаос, смятение чувств, мысли скачут, и это состояние является для человека неестественным. Или вспомним состояние такой страсти, как зависть, когда человек буквально леденеет, видя успехи другого человека. У него внутри страшный дискомфорт, он испытывает внутреннюю муку. И так происходит при абсолютно любой страсти, будь то гордость, тщеславие или чревоугодие, когда человек постоянно старается насытить себя всевозможными яствами или удовлетворить свой вкус, но в итоге у него просто-напросто набивается живот, и он сам от этого мучается. Или блудная страсть, когда человек оказывается захвачен нечистыми образами и не принадлежит сам себе. Потому что страсти – это то, что пришло в душу извне, вторглось в нее и представляет собой невидимые оковы. Страсть – это то, что несет душе внутренние невидимые оковы. Собственно, само слово «страсть» по-славянски означает «страдание», потому что это то, что лишает человека внутренней гармонии, внутреннего равновесия, душевных сил, и такой человек испытывает мучения.

Мне вспоминается история одного современного художника Егора. Он учился в Ярославском художественном училище и однажды пришел к неожиданному для себя выводу, что алкоголь помогает ему раскрепощать свои внутренние силы: якобы в алкогольном опьянении он начинает писать более удачные картины. Ему казалось, что именно немножко выпив, он становится более свободным, раскрепощенным, а в обычном состоянии чувствует какую-то скованность. Это открытие привело его к тому, что настал такой момент, когда без опьянения он уже не мог писать никаких картин. Он был уже в полной зависимости от этой страсти, не мог вырваться.

И вот однажды во время очередной  попойки он сам не заметил, как разбил стеклянное окно на балконе, перешагнул, и получилось так, что он полетел вниз. Вот так эта страсть обернулась для него реальной травмой: он повредил себе позвоночник, переломал себе руки. Но и после этого он продолжал пить. Почему? Потому что ему хотелось как-то преодолеть чувство собственной ущербности. И вот наступил такой момент, когда после очередной попойки он пришел к выводу, что абсолютно погиб. Ему показалось, что если ты попал в руки к дьяволу, то уже не сможешь от него освободиться. И в эту минуту, когда отчаяние охватывало его сердце, он вдруг увидел рядом с собой какую-то книгу, протянул руку, и оказалось, что это была Библия.

Егор открыл Священное Писание на первом попавшемся месте – это было святое Евангелие – и начал читать. Когда он читал, то заметил, что постепенно проходят все его страхи, он начинает чувствовать внутри какой-то покой, мир. Егор читал Евангелие три дня подряд и даже ночью держал в руках Священное Писание. После того, как он три дня читал Священное Писание, он от всей души взмолился: «Господи, если Ты есть, помоги мне освободиться от этой моей страсти! Если Ты мне не поможешь, я вновь пойду похмеляться». И неожиданно, после такой искренней сердечной молитвы у него прошла эта страшная греховная зависимость: он не только перестал пить, но даже бросил курить, смог поправить свою жизнь и вновь вернуться к некоторым творческим успехам.

О чем нам говорит этот пример? О том, что всякая греховная страсть опасна потому, что калечит человека, прежде всего калечит его внутренний мир, но зачастую калечит и нашу телесную сферу. Потому что именно под воздействием греховной страсти люди совершают самые непредсказуемые поступки. Зачастую мы подвергаемся этому, когда находимся где-нибудь на дорогах: стоим в пробках и начинаем раздражаться на других людей, впадать в негодование, выплескивать из себя эмоции и таким образом порождаем многие конфликты, которые имеют подчас самые страшные последствия.

Недавно знакомые рассказывали мне такую историю: они ехали на автомобиле, и кто-то их подрезал на трассе. Когда они остановились у светофора, то мои знакомые решили просто сделать замечание. Они приоткрыли окно своей автомашины, пригласив к беседе того водителя, и что-то ему сказали. Но тому не понравилось, и он кинул им в окно какой-то предмет. Они не выдержали и кинули его обратно. В общем, все это спровоцировало целую погоню, тот человек долго гнался за ними на своем автомобиле.

Что мы видим в итоге? Нервы у всех были измотаны, никто долго не мог обрести душевный мир. Но это могло закончиться и какой-то большой трагедией. Мы знаем, что на дорогах часто происходят такие стычки, столкновения. А если разобраться, в чем здесь причина? В том, что мы часто хотим заставить других людей поступать так, как нам хочется. А может быть, у подрезавшего водителя случилось какое-то несчастье, может быть, он был подавлен какими-то эмоциями. И наше раздражение, наша вспыльчивость, с которой мы к нему обратились, лишь спровоцирует его на новый конфликт.

Совсем недавно у меня произошла такая история. Я ехал с богословских курсов на машине моих знакомых. По дороге мы заехали на автозаправку, встали в свободный ряд к ближайшей колонке, и наш ряд очень быстро продвинулся. Неожиданно нас подрезает такси из соседнего ряда, и таксист азиатской национальности говорит: «Вы проехали раньше времени, здесь была общая очередь». Хотя каждый стоял именно в своей очереди, ему просто хотелось как-то сократить время, потому что наш ряд быстрее продвинулся. Он смотрел с необыкновенной злобой и, может быть, ожидал того же от нас. А мы спокойно молились в автомобиле, посмотрели на него с добром, и водитель Анатолий сказал: «Раз ты спешишь, пожалуйста, проезжай. Тебе же надо быстрее, ты на работе». И что же произошло после этого? Когда мы уступили дорогу этому водителю, он неожиданно изменился в лице, вышел из автомобиля и сказал: «Вы меня простите, пожалуйста, что я так посмел. Проезжайте. Если я сейчас проеду раньше вас, то меня Господь накажет, потому что я был не прав».

То есть зачастую люди реагируют на нашу собственную эмоциональную реакцию, на то, как мы относимся к ним, что испытываем в своей собственной душе. Если мы явим в таких конфликтных ситуациях доброту, сердечное отношение и будем при этом молиться Богу, то искушение обойдет нас стороной. Это всегда действует как духовный закон. Потому что когда мы молимся Богу, когда стараемся с любовью и милосердием относиться к другому человеку (даже отступить в сторону, дать ему пройти вперед), то этот человек может поменяться. Божия благодать способна вершить чудеса!

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31).

Но сегодня мне хотелось бы особенно поговорить о том, что является движущей силой в православной аскетике. Это покаяние, то, без чего вообще не может осуществиться духовная жизнь. Святые отцы говорили, что на Страшном суде мы не будем осуждены за то, что не богословствовали или не творили каких-то великих чудес. Но на Страшном суде мы будем осуждены за то, что не приносили покаяния в своих грехах. И на самом деле покаяние является сердцем духовной жизни христианина. Это может казаться чем-то странным, или что это как-то слишком печально. А все дело в том, что именно покаяние кардинально меняет людей. Вот был преступник, злодей, грабитель, а стал праведным, милосердным, целомудренным. Как мы видим это на примере святого князя Владимира или на примере многих других людей, кардинально поменявших свою жизнь.

В чем сила христианства? Сила христианства в том, что оно преображает людей: злодея делает добродетельным, блудника – целомудренным, вора или сребролюбивого человека – милосердным, бескорыстным человеком. Но осуществляется все это за счет покаяния.

Покаяние – это глубочайшая внутренняя перемена, преображение души. Потому мы и говорим, что именно покаяние является основной движущей силой духовной жизни христианина. На самом деле, если мы задумаемся, именно этого обновления, которое несет христианство, и которое заключает в себе покаяние, чает и жаждет абсолютно все человечество. Мы не найдем ни одного человека, который рано или поздно не пожалел бы о том, что делал когда-то давно, это абсолютно точно. Проходит какое-то время, и люди, вспоминая свою прошлую жизнь, говорят: «Да, вот здесь я зря так поступил, и вот тут я поступил слишком жестоко, неправильно, и здесь я тоже наломал дров. И как хотелось бы обновить свою жизнь, как хотелось бы начать ее с чистого листа». Рано или поздно это говорит любой человек, но мало кто знает, что реально возможно начать жизнь с чистого листа, полностью обновить себя. И осуществляется это именно благодаря покаянию.

Вспоминается такая притча. Один человек хотел отблагодарить Бога и молился: «Господи, что мне отдать Тебе? Как мне отблагодарить Тебя?» И вдруг Сам Бог стал отвечать ему: «Мне от тебя ничего не надо, потому что все и так Мое». Но человек продолжал обращаться к Богу: «Господи! Все же, как мне отблагодарить Тебя, что мне отдать Тебе?» И тогда Бог отвечает: «Если ты действительно любишь Меня, то отдай Мне твои грехи», то есть освободись от лишнего груза, от того, что отягощает твою душу, принеси это на Таинство исповеди и освободись.

Таинство покаяния и вообще покаяние христианина – это не самоистязание, не какие-то минорные ноты, это не печаль и не уныние. Таинство покаяния – это прежде всего наше внутреннее освобождение от того, что является для нас лишним. А лишним для нас являются наши грехи, которые отягощают нас и представляют собой невидимый груз. Бывает, человек даже внешне ходит весь придавленный своими, как он думает, проблемами, решением каких-то ежедневных задач, а на самом деле он придавлен своими грехами. И только когда он проходит через Таинство исповеди и чистосердечно, искренне исповедует свои грехи, он выходит буквально распрямившись, как освободившийся от тяжелого груза. Вот это и подает людям Таинство покаяния.

(Продолжение следует).

Автор и ведущая программы Ольга Валентиновна Баталова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 27 сентября: 08:05
  • Среда, 27 сентября: 21:30
  • Четверг, 28 сентября: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы