Учимся растить любовью. Выпуск от 7 марта

7 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Дети в мире взрослых чувствуют себя беспомощно. Часто они не могут играть самостоятельно, без маминой помощи. Мы расскажем, как создать дома условия для того, чтобы ребенку было комфортно наедине с собой. Вашего малыша укачивает в транспорте? Это не просто особенность ребенка, а сигнал к действию. Современные исследователи установили связь между вестибулярным аппаратом ребенка и его способностью к обучению в школе. Специалисты по сенсорной интеграции расскажут, на какие еще нюансы развития стоит обращать внимание и как их можно корректировать в процессе игры. Себеседники Марины Ланской - специалисты детского центра «Каштан».

М.В.Белозерова, психолог, руководитель детского центра «Каштан»:
— Среда, в которой находится ребенок — самое главное, что его развивает. Просто мы не обращаем на это внимания. Достаточно просто создать дома удобную и развивающую среду. Можно сделать так, чтобы ребенку все было доступно: опускаем вниз то, чем он пользуется — игрушки, детские материалы — и поднимаем наверх то, что дети трогать не должны. Первое и самое главное условие любой среды — безопасность ребенка.

М.Ланская, автор передачи: 
— Начать менять пространственную среду для ребенка так, чтобы она стала максимально удобной, и одновременно развивающей, стоит с внимательного взгляда на его комнату или уголок.

М.В.Белозерова:
— Заходя в детскую комнату, посмотрите на нее и подумайте: ребенку в ней удобно, он может в ней сам что-то делать? Или ребенок вынужден все время просить маму, чтобы она, например, достала карандаши, потому что это высоко лежит. Посмотрите, насколько ребенку удобно убирать игрушки и материалы? Ребенку необходимо создать возможность удобной уборки, например: складывать карандаши в специальный стаканчик, который подвешен, иметь маленькое мусорное ведерко, метелочку с совочком, чтобы он мог сам подмести то, что у него просыпалось. Может быть, ребенок уберет не так, как взрослый, но, у ребенка будет шанс сделать это.

Много игрушек детям не нужно. Следует обратить внимание на то, что нравится ребенку, во что он играет, что он выбирает, а чего он не выбирает, и оставить только интересные для него. Игрушки должны быть выполнены из безопасных материалов, так как часто дети все облизывают и берут в рот.

Если мы организуем уголок для движения, где будут располагаться спортивный комплекс, маты, мячи, то в нем не должно быть мелких предметов. Пространство в детской комнате необходимо разделять на зоны, например, уголок, где ребенок пишет, читает, считает должен находиться далеко от зоны движения, чтобы это не смешивалось; для художественного творчества должен быть свой уголок, чтобы не бояться того, что ребенок в процессе творчества может испортить, к примеру, мебель. У ребенка должны быть низенький стол, стульчик, низенькие полочки, на которых будут располагаться мелки, карандаши, краски и бумага. Многого детям не надо — им надо, чтобы было удобно.

Анна Александровна Мокиевец, управляющая детским центром «Каштан»:
— В нашем центре все организовано таким образом, что ребенок может сам выбрать пособие, придумать способ взаимодействия с ним и самостоятельно убрать это на место, что очень важно. Когда он учится вот такой последовательности — взял, поработал, убрал — дома это организовать будет гораздо легче. Ребенок сам может что-то придумать, подсказать, как ему будет удобно, как родители могут ему помочь.

М.Ланская, автор передачи: 
— Родители, у которых всего один ребенок, особенно остро ощущают, как сложно малышу привить умение занимать себя самостоятельно. Обычно ребенку скучно без сестер и братьев, поэтому он требует повышенного внимания родителей. Помочь может грамотная организация пространства, в котором обитает малыш.

А.А. Мокиевец:
— Важно понимать, что внимание, уделяемое ребенку, должно быть качественным. Хотя бы 15–20 минут в день должны посвящаться только ребенку: родитель выключает мобильный телефон и, не отвлекаясь на другие дела, сосредотачивает все внимание на ребенке. Если такое качественное внимание ребенок будет получать ежедневно, то ситуация улучшится: ребенок больше будет играть самостоятельно, меньше тянуть внимание взрослого на себя.

Организация детского пространства безумно важна. По аналогии с Монтессори-пространством я организовала в комнате уголочек, в котором расположены разные предметы и материалы: карандаши, фломастеры, краски — все это моя дочь легко может достать сама. Игрушки можно классифицировать по полкам, ящикам: в одном ящике — книги, в другом ящике — куклы, в третьем — кубики. Если ящик подписать или нарисовать картинку, ребенку будет очень просто самому убирать — это доставит ему удовольствие.

М.Ланская, автор передачи: 
— Что же нужно для создания специальной пространственной среды? Стоит обратиться к тем наработкам, которые в этом направлении сделали детские педагоги и психологи. На ум приходит имя известного итальянского педагога Марии Монтессори. Ее методика предполагает создание для ребенка специального развивающего пространства. Повторить это дома совсем несложно.

М.В. Белозерова:
— В нашем центре по принципу Монтессори-среды выделено несколько зон:
— кухонная зона, или «зона практической жизни», где ребенок может готовить еду, мыть посуду, накрывать на стол, убирать. У нас дети выжимают лимонный сок, чистят морковку, делают салаты, накрывают на стол, всех угощают, а после этого моют посуду и убирают. Это то, что можно сделать дома. Например, если вы задумали, чтобы ребенок сделал морковный салат, то продумывайте, что ребенку необходимо для этого: досочку, терку, овощечистку. Выставляете эти предметы на подносе, и ребенок с ними взаимодействует. Таким образом, это помогает ему не отвлекаться на лишние предметы на кухне, а заниматься только с теми предметами, которые вы ему предоставили;
— зона сенсорных материалов, где дети изучают запахи, звуки, тактильные ощущения. Например, у нас есть набор различных лоскутов тканей, среди которых ребенку предлагается находить пару одинаковых тканей. Дома такие лоскутки ткани легко найти и нарезать. Таким образом тренируются пальчики, рука стимулируется к письму. В этой зоне дети изучают размеры с помощью кубиков: строят башню из больших, средних, маленьких кубиков;
— зона изучения закономерностей природы, где дети изучают устроение мира, изучают глобус, континенты, страны, людей и животных, живущих в этих странах. Любая мама в домашних условиях может сделать книги или просто картинки, на которых нарисовано животное, а рядом небольшое описание его. Даже не умея читать, ребенок будет увлеченно рассматривать такую книгу, потому что это сделала мама для него — этот факт ярко запечатлевается в памяти ребенка;
— зона изучения письма и чтения — важный раздел, волнующий каждого родителя. Достаточно просто можно создать эту зону дома. Во-первых, нужно, чтобы у ребенка в доступе были карандаши и бумага. Детям с 3-х лет интересно раскрашивать, рисовать, штриховать, вырезать. Обратите внимание, когда ребенок начинает спрашивать и интересоваться буквами, это сигнал к тому, что ребенку нужно понемногу рассказывать о буквах — не раньше, это важно знать. Буквы можно писать, обводить, раскрашивать. В нашем центре дети пишут друг другу письма, еще не умея писать. Они рисуют раскраски друг другу, подписывают имена, кладут в почтовый ящик, и это письмо доходит до адресата. Это просто волшебное действо, которое очень воодушевляет их на то, чтобы учиться писать. Детки много читают, когда им нравится читать, когда им хочется читать. Мы должны дождаться момента, когда ребенку это захочется, а это всегда происходит с любым ребенком. У взрослых часто возникает страх: вдруг не захочет, вдруг не научится. Обязательно захочет читать и научится! Детям очень нравится читать маленькие бумажечки со словами, или составлять слова из фасолин, на которых написаны буквы, но делать все это нужно именно в тот момент, когда ребенку хочется;
— зона счета, математики. Эту зону очень просто создать дома. Для этого нужно насобирать в лесу шишек, камушков, палочек, листочков — все, что нравится ребенку. Написать бумажечки с цифрами и подбирать с ребенком нужное количество предметов к соответствующей цифре на бумажке. Детям очень нравится, когда материал создан взрослым и собирается совместно с ребенком — это «живой» материал. Если все это купить в магазине, то вряд ли это заинтересует ребенка в той же мере.

М.Ланская, автор передачи: 
— Как видите, чтобы среда для малыша осталась дружелюбной, и он перестал чувствовать себя, будто находится в стране великанов, достаточно продумать место для игр и дать ребенку больше свободы в выборе занятий, не забывая о безопасности. Но если система организации пространства по принципу Монтессори в нашей стране уже известна многим, то другое направление работы с детьми, а именно сенсорная интеграция, еще только набирает популярность.

М.В. Белозерова:
— Большое внимание мы уделяем сенсорному развитию ребенка, то есть развитию всех его органов чувств. Особое значение имеет тактильное развитие. Принято считать, что тактильное развитие — это развитие руки. Но на самом деле это развитие ощущений всего тела.

М.Ланская, автор передачи: 
— Не все знают, что так называемое сенсорное развитие, может помочь устранить серьезные проблемы, например, укрепить плохой вестибулярный аппарат, что очень важно.

М.В. Белозерова:
— Не было никогда ранее известно, что развитие вестибулярного аппарата накладывает отпечаток на то, как будет учиться ребенок в школе, насколько он сможет взаимодействовать со сверстниками. Любое изменение положения тела у ребенка с плохим развитием вестибулярного аппарата, например, толчок, вызывает панику, ребенок ощущает опасность. Такой ребенок начинает избегать сверстников, не общается с ними, боится. То же самое в обучении — следить по строчке будет для такого ребенка непосильной задачей. Раньше такие дети сидели на задних партах, считались двоечниками, а на самом деле таким детям нужно помогать в самом раннем возрасте. Как это можно заметить? Как правило, ребенок начинает ходить в годик, а если ребенок в два года еще не ходит или ходит с поддержкой, то на это нужно обращать внимание и работать с этим.

Не только вестибулярный аппарат, но и кожная чувствительность играет роль. Есть дети, у которых повышенная чувствительность к прикосновениям, а есть дети, которые, наоборот, не чувствуют прикосновений. Дети, которые не чувствуют кожей, как правило, все задевают, спотыкаются — их называют неуклюжими. Такому ребенку тяжело держать ручку, тяжело писать, сидеть за партой, невозможно сконцентрироваться на том, что говорит учитель.

Есть такое понятие, как «проприоцептивное ощущение», — это ощущение, которое мы получаем от мышц и суставов при движении. Если ребенок этого не чувствует, то он не ощущает свое тело. У детей, которым сложно сидеть на месте, что сейчас называется гиперактивностью, причиной такого поведения может быть то, что они плохо ощущают свое тело. В домашних условиях таким детям достаточно просто помочь. Самое главное, чтобы родители видели, что происходит с ребенком. Нужно замечать и обращать внимание на то, почему ребенок избегает общения с другими, почему он не садится на качели, что ребенок выбирает, когда идет на прогулку: уединенные места или гущу событий, но при этом ведет там себя странно. Любая странность, которая возникает в ребенке — это сигнал о том, что потом ему будет тяжело. Чем раньше мы это заметим, тем легче мы сможем помочь этому ребенку. Дети в дошкольном возрасте открыты и свободны. Главное, контактировать с ребенком.

Если ребенок избегает прикосновений, не дает обниматься, не садится на коленки, избегает поглаживаний, то можно приобрести, к примеру, банные щеточки, и играть в них с ребенком: трогать их ладошками, давать возможность в больших количествах телесного контакта, чтобы постепенно ребенок привык к тому, что его гладят. Когда ребенок избегает поглаживаний — это означает, что у него гиперчувствительность кожи, то есть «броня» для ребенка, который всего боится, это значит, что его нервная система находится в постоянном напряжении. Из-за этого ребенок не может ни обучаться, ни развиваться.

М.Ланская, автор программы: 
— Следуя советам специалистов, вы можете привить ребенку инициативность и самостоятельность, а совместные игры сделать не только веселыми, но и полезными.

М.В. Белозерова:
— Сделать сенсорное пространство в домашних условиях достаточно просто: можно взять ткань и на ней качать ребенка. Либо ткань подвесить на веревки, закрепить к потолку по типу гамака и качелей, чтобы ребенок катался в ней сам. Ребенок может свернуться в ткани калачиком, можно кружить ребенка очень сильно, чтобы стимулировать вестибулярный аппарат — вариантов много.

Детям очень нравится делать маленькие домики, что дает им чувство безопасности, защищенности. Домик в домашних условиях — это, к примеру, стол, накрытый одеялом.

Можно сделать дома паутину: для этого взять резинки или веревки, натянуть их между шкафом, кроватью и стулом. Дети пролезают под веревками, над веревками, всячески в них кувыркаются. Можно взять бельевые резинки, которые растягиваются, можно в них заворачиваться, закручиваться — дети сами все придумывают.
Очень нравится детям лежать под чем-то тяжелым. В домашних условиях можно взять ватное одеяло, а сверху положить подушки. Иногда дети просят лечь на них сверху — это очень важно для ребенка. Носить тяжелые вещи очень нравится детям в 1,5–2 года. Можно сшить тяжелые подушечки, чтобы они играли с ними, лежали под ними, кидали их. Вся эта деятельность приводит к тому, что мы помогаем ребенку.

Детям очень нравится, когда их заворачивают во что-то: поролон, ткань, матрас, туристический коврик. Ребенок заворачивается в него, получается «сосиска в тесте». Это нужно для того, чтобы ребенок получал ощущение границ своего тела. Через такую игру ребенок начинает физически понимать, где его границы. В итоге это помогает понять ребенку границы того, что можно, а что нельзя.

В нашем центре есть металлическое корыто, в котором очень много каштанов. Когда каштаны трогаешь, они сильно шумят. Дети любят зарываться в эти каштаны. Вообще им очень нравится шуметь, и это очень полезно. Когда ребенок громко шумит, он лучше ощущает движения своего тела. Когда ребенок перестает шуметь, и наступает тишина, он понимает, что его тело не движется. Это очень помогает детям с гиперактивностью. Мы не нашли, чем можно заменить каштаны: шишки слишком колючие, желуди — хрупкие и у них есть остренький кончик, камни — слишком твердые. Мы нашли для себя лучший вариант — каштаны. Каждый год у нас массовый сбор каштанов.

Ведущая: Марина Ланская
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 08:05
  • Воскресенье, 12 мая: 15:30
  • Четверг, 16 мая: 00:30

Анонс ближайшего выпуска

О Воскресении Христовом детям и взрослым, в том числе тем, кто незнаком с евангельской историей, может поведать само храмовое пространство и предметы в нем. Именно так построена пасхальная экскурсия в Воскресенском Смольном соборе, одном из самых красивых соборов Санкт-Петербурга. Проводит ее специалист детского центра образовательных экскурсий. О работе центра и его миссии расскажем в нашем выпуске.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать