Учимся растить любовью. Выпуск от 25 июля

25 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Что нужно детям-сиротам? Прежде всего, конечно, не дорогие подарки, а внимание неравнодушных людей. Сегодня мы расскажем вам о том, как театральные режиссеры и актеры объединились вместе в проекте "Время жить", чтобы научить детей из детдомов открывать свои души и сердца, преодолевать психологические проблемы и страхи, импровизируя на сцене.

– Цветы распускаются от света и тепла, а дети – от любви. Но где ее взять, если родителей нет? Ведь детский дом не может стать тем местом, где ребенок научится радоваться жизни и доверять людям: таким ребятам нужна любовь извне. Ее дарят им участники благотворительного проекта «Время жить». Об этом проекте мы и расскажем вам сегодня в нашем выпуске.

Участники программы

Юлия Анатольевна Кудряшова, театральный фотограф.

Елена Васильевна Серова, журналист «Радио России».

Наталья Николаевна Воротникова, участник фестиваля «Время жить».

Юлия Эльмаровна Ефремова, режиссер, куратор проекта «Время жить».

Роман Александров, актер-ходулист.

Александра Алексеевна Осадчая, режиссер театральной студии детского дома № 7.

Елена Владимировна Бондарева, психолог проекта «Время жить».

Мария Александровна Константинова, руководитель арт-студии Лопухинского детского дома.

Может ли Измайловский садик в Петербурге превратиться в загадочную Нарнию? Запросто, если за дело взялись энтузиасты. Проект «Время жить» уже три года работает с детьми, а результат своей работы предлагает на обозрение всем желающим. И там есть на что посмотреть! Это целый фестиваль театральных постановок, сопровождаемых играми. В этом году площадкой для фестиваля стал настоящий театр.

Ю. А. Кудряшова:

– Молодежный театр вообще очень славится своими позитивными мероприятиями, которые происходят в уникальном месте – Измайловском саду, и то, что в театре есть такая площадка, на которой можно устраивать праздники, и театр этим активно пользуется, мне это очень нравится, потому что это бесконечная фантазия, позитив, дети, взрослые, какие-то игры. Очень все всегда креативно, очень душевно. Я считаю, что это лучший театр Санкт-Петербурга, который работает для зрителей – взрослых и детей. Я его очень люблю!

– На этот раз фестиваль открылся игрой-квестом, в которую с удовольствием вовлеклись и взрослые. Игра строилась вокруг сценария по мотивам доброй и подлинно христианской истории – «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса.

Фрагмент игры-квеста по мотивам книги «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса.

Е. В. Серова:

– Меня один вход через шкаф уже очень вдохновил, потому что в свое время я запоем прочитала все «Хроники Нарнии», заболела этой книгой и очень переживала за героев, поэтому, конечно, я тут же включилась в игру, в это представление. Мне понравились все герои, положительные, конечно же. Но даже Ледяная Королева, в чье владение я зашла именно как журналист, а не как участник, потому что иначе меня туда не допустили бы, тоже растопила мое сердце, пока я с ней разговаривала, и покорила меня своей красотой и своим отношением к детям и к той задаче, которая стоит перед актерами. А задача стоит перед ними сложная, потому что этих детей нужно не просто вовлечь (а детишки сложные), но и снять какие-то их внутренние страхи, внутренние проблемы, которые есть у них. Поэтому задача перед фестивалем стоит огромная и благородная.

Фрагмент игры-квеста.

– Фестиваль – это лишь итог, красочное резюме долгой и упорной работы.

Н. Н. Воротникова:

– С арт-студиями в каждом детском доме или в приюте, который участвует в этом проекте, ведет работу в первую очередь режиссер, кому-то помогают художники и психологи. И дети с помощью взрослых сочиняют эти истории, в которых выходит весь негатив и все их переживания. Они могут их как-то выплеснуть.

Фрагмент спектакля.

Ю. Э. Ефремова:

– Это очень сложный и глубокий процесс. Конечно, психологи отслеживают и диагностируют те случаи, когда есть возможность на определенном этапе освободиться от каких-то проблем, то есть возможность посмотреть на них со стороны, осознать их и в будущем смоделировать более благоприятную ситуацию. Таким образом, исцеляя прошлое, можно немножко смоделировать свое будущее, проиграть вариативность выходов из каких-то тупиковых зон. Когда дети сталкиваются с проблемами и не знают, что делать, от этого идут сложные поступки, которые могут быть связаны даже с суицидными явлениями. Мы знаем, что статистика в этом отношении жесткая.

– Именно ужасающая статистика подвигла театралов начать работу с детьми из сиротских учреждений. А статистика такова, что большинство выпускников детдомов не могут найти себя в жизни. Многие пьют, употребляют наркотики, попадают за решетку и рано уходят из жизни. От этого и отталкивались организаторы, запуская свой проект «Время жить».

Ю. Э. Ефремова:

– Сначала мы с ребятами из театра выезжали маленькими группами в детские дома и показывали там спектакли. Но в какой-то момент мы увидели, как спонсоры даруют огромное количество конфет и подарков этим детям, а дети очень к этому не бережно относятся, мягко говоря. Тогда мы поняли, что не конфеты и не колготки нужны этим детям, и что возможности наши гораздо больше: через искусство и театр мы можем дать возможность открыть внутренний мир ребенка, открыть этот источник творчества, который живет в каждом из них, и наконец обратить их души к просветлению. Хотя бы отрыть дверку и показать, что там есть свет.

Фрагмент спектакля.

Р. Александров:

– Все начиналось с какой-то безумной идеи о том, что можно что-то серьезное сделать сходу. Вот так вот налететь и что-то сотворить. Как всегда, я думаю, что если бы я знал, что за этим последует, я бы ни за что не согласился. Но так как я уже согласился и мы начали, то, в общем, мы заварили серьезную кашу и до сих пор, мне кажется, ее варим, пробуем, угощаем ею, опять добавляем крупы, масла, топоров иногда, опять варим, опять пробуем.

А. А. Осадчая:

– В первый раз мы приехали с ребятами к деткам в детдом №7, с которым я уже несколько лет, показать им интерактивный спектакль, то есть какие-то этюды, фрагменты. Дети очень живо, хорошо отреагировали, им все безумно понравилось. После этого запустился вот этот механизм, и так получилось (а я ездила в другие детские дома с ребятами), что я захотела именно туда, к этим деткам.

Е. В. Бондарева:

– Я бы не сказала, что это какой-то конкретный метод, и не рассуждала бы об уникальности именно этого метода. Я бы говорила об уникальности этого проекта, потому что собрались психологи, режиссеры и актеры и принесли детям то, что они могли принести, и они помогли детям просто проживать, общаться, выходить из скорлупы и выражать себя. Для детей это очень здорово! Мне кажется, они просто обогатились этим опытом.

– Театральные постановки, или драмотерапия, – вот тот психологический метод, который, по мнению организаторов фестиваля, лучше всего подходит для работы с детьми. Может, есть и другие, но они как актеры и режиссеры делятся своим умением и с удовольствием наблюдают результаты, ради чего и трудятся.

Ю. Э. Ефремова:

– Растет самооценка детей, и возможность брать, отдавать, и сопричастность к творчеству и внутреннему миру другого. Пока они отыгрывают проблемы, очень много негатива и агрессии выплескивается в это поле. После того как есть разрешение, остается чистый лист, на котором они могут написать какие-то важные слова о внутреннем мире, о душе, о смысле жизни, о настоящей мечте: не просто сходить в «Макдональдс» или купить iPhone, а о мечте жизни, о том, к чему и для чего мы пришли в этот мир.

Фрагмент спектакля.

А. А. Осадчая:

– Я вижу результат, вижу, что делают дети, что в них меняется, вижу, как это важно для них. Я считаю, что цель всего проекта, как и моя цель конкретно, и цель другого режиссера или другого человека, который в этом участвует, только в том, чтобы это было важным для детей. Для них это важно! То есть мы делаем это для них. Им интересно, они в этом растут и развиваются. Это влияет и на воображение, и на их двигательный аппарат, и на речевой аппарат – на все! Они на сцену выносят свои страхи, свои переживания. Когда они говорят про персонажа, то говорят про себя. Выходя на сцену, они проигрывают эту ситуацию и отпускают ее. Им становится легче. Каждый год они рисуют разных персонажей, и каждый год их интересуют разные проблемы. Из этого тоже можно сделать вывод, что поскольку меняется та проблема, которая волнует ребенка, то предыдущая проблема уже ушла.

Н. Н. Воротникова:

– Мне нравится этот проект тем, что для детей это не просто возможность выплеснуть какие-то свои эмоции: для них это очень важно даже в плане знакомства с новыми людьми, потому что они живут в каком-то ограниченном кругу людей, а тут к ним извне вливается сила – свежая, с новыми идеями, с новым видением. Когда они с этим сталкиваются и знакомятся, им это тоже приоткрывает новые двери.

Е. В. Бондарева:

– Помимо того что они учатся дружить, работать в команде, говорить о себе и выражать себя, они еще учатся находить общий язык и работать вместе на общий результат. Они, безусловно, прошли какие-то внутренние сложности, которые у них были. Если взять, например, нашу спящую красавицу, то это персонаж, который выражает главную героиню. Она вначале, когда пришла на занятие, практически не участвовала и сидела с отсутствующим видом. Такой засыпающий ребенок. Ее персонаж полностью выражал ее, но по мере того как она работала, по мере того как она просыпалась, включалась в дело и начинала выстраивать связи с другими, просыпался и ее персонаж. К ее персонажу возвращалась память, возвращалось то, кто она, возвращалась живость.

Как любое творчество, это, конечно, помогает выражать себя, помогает называть словами какие-то свои чувства, развиваться и выходить к людям с тем, что у тебя есть внутри. Психологи обычно советов не дают, но тем не менее я, конечно, всем это посоветую: творчество каждому помогает находить и раскрывать себя, показывать себя миру.

Фрагмент спектакля.

– У организаторов фестиваля к своему делу подход несерьезно серьезный, то есть цели глобальные, но осуществляются они с долей легкости и веселья. Они и окружающих людей по-детски простыми вопросами вынуждают задуматься о важных вещах.

Н. Н. Воротникова:

– Насколько я знаю, здесь происходит очень сложный и интересный процесс. В нем задействовано много людей. Представлена большая, серьезная работа людей-взрослых и людей-маленьких. И результат виден! Я делала видеоинтервью для этого проекта. В ходе первых двух интервью, которые я делала для первого и второго фестивалей, я просто опрашивала знакомых и незнакомых людей на улице. Мы задавали вопросы, связанные с девизом фестиваля, и люди отвечали на них. Первый девиз был «Что бы вы делали, если бы вам подарили 100 детей?» – и люди придумывали, как бы они выкрутились из этой ситуации. Второй девиз был «Трудно ли быть ребенком?» Отвечали и дети, и взрослые, и тоже были разные ответы.

А этот фестиваль проходит под девизом «Давайте это будет про нас», и я уже снимаю непосредственно участников проекта. Порой я слышу от детей очень трогательные слова, потому что для них это важно. Несмотря на то что некоторые не сразу включились, особенно старшие дети, но на всех он влияет позитивно. Даже педагоги учреждений, в которых находятся эти дети, тоже отмечают положительную динамику. И это очень радует!

– Впечатления от праздника радостные у всех: и у гостей, и у актеров. Ведь здесь не только развлекают, здесь учат открываться людям, доверять им и любить жизнь.

Семья Кузнецовых.

– Мы приехали сюда на спектакль по приглашению. Приехали издалека: из области, г. Волосова. Мы многодетная семья. Посмотрели представление, и оно нам очень понравилось, потому что у детей нет никакого комплекса. Они играют, выражая свои мысли. Я бы очень хотела, чтобы у моих детей был такой дар играть на сцене и радовать всех людей: и детей, и нас, гостей. С детьми обязательно надо работать. Им нельзя ничем не заниматься, и в них надо все время открывать что-то новое.

Ю. А. Кудряшова:

– У меня постоянно здесь такое чувство тепла и добра, поэтому мне кажется, что впечатление может быть только одно: это очень здорово!

Е. В. Серова:

– Действительно, чувствуется, что собрались люди неравнодушные. Я видела, как актеры следят за детьми, чтобы они не отстали, все были в центре событий, все были вовлечены, чтобы каждый из них получил свой приз и поучаствовал в какой-то игре. Это очень важно! На самом деле этим детям настолько иногда сложно раскрыться и пойти общаться, просто даже сказать «Привет» другому человеку, что, когда они вовлечены в игру, им это сделать проще. Тем более, когда такие опытные актеры следят за этим, все проходит замечательно.

– Чтобы театр для юных актеров стал местом выплеска своих проблем и дверью выхода из сложных жизненных ситуаций, режиссеры оставляют место для импровизаций.

А. А. Осадчая:

– Первый год у нас с детьми был очень коротенький пробный спектакль на 5 – 7 минут, когда мы двигались только пластически, чуть-чуть звуковой. В следующий раз дети уже что-то говорили, тоже пластически и что-то потихонечку. В этом году они уже все выросли, причем все в этом выросли. Они любят выступать и ждут того дня, когда выйдут на сцену.

В процессе репетиции я все равно даю детям возможность попробовать что-то свое и всегда спрашиваю их мнение. Раньше они боялись говорить что-то. Например, Томаш, который играл Лера, был ведущим за собой, то есть в основном идеи выскакивали от него. Сейчас это не так. Сейчас и Коля, и Саша Жиганов – все детки по чуть-чуть добавляют, сами делают, пробуют и предлагают. Мы даже делаем этюдным методом. Например, знаем, что у нас сцена такая, в которой случается любовь, и здесь встречаются эти персонажи. Ребята, которые играют эти персонажи, выходят и пробуют сделать так, как они это видят в импровизации. Потом ребята, которые смотрят, предлагают что-то свое, и они пробуют еще раз. Естественно, какие-то вещи мы закрепляем, то есть мы запоминаем, где мы выходим, какие-то опорные точки, но я им разрешаю, чтобы они пробовали свое, не ставлю им какие-то рамки.

М. А. Константинова:

– Я считаю, что главное для них – это прожить жизнь своего персонажа, которого они придумали. Они придумали всю историю от начала до конца, даже спорили со мной, когда я, как режиссер, хотела что-то художественное, и говорили, что надо не так делать, а иначе. Получился спектакль с историей, которая затронула жизнь нескольких окружающих меня людей, которые пришли к нам. Это вообще удивительно! Удивительно, как они придумывают! Я даже смотрю другие спектакли и понимаю, что то, как они это сочиняют, делают и доносят до нас историю, это удивительно.

Например, если ежик с пушистыми иголками, то, наверное, это означает, что он хочет защитить себя, как ежик, но при этом он открыт и больше не боится людей. Как говорит сам персонаж, она (юная актриса – прим.ред.) хочет быть с людьми, она любит их и хочет с ними общаться, но при этом она может себя защитить в любой момент каким-нибудь веселым, а не агрессивным способом. Это очень важно!

Например, Игорь Гордон плохо идет на доверие, на контакт. Для него путь, когда он начинает доверять человеку, является долгим. И здесь для меня было важно, что он сказал в конце, что его персонаж стал больше доверять людям и стал их прощать. Это то, ради чего мы с ним год работали. Мы это не репетировали. Они знали, что у них что-то спросят, но каких-либо реплик они не придумывали заранее. Сегодня вообще мало, что шло по тексту. Ребята иногда текст забывали и импровизировали.

Диана и Кристина Корюшевы, юные участницы фестиваля «Время жить».

– Когда мы репетировали, я уже знала, что мы скоро будем выступать и что мы сможем выступить, что мы не будем отвлекаться, а будем все время работать. Мы трудились, когда готовили этот спектакль. На даже сейчас мы не прямо по тексту следовали, а фантазировали.

У всех были кроличьи уши, а у меня почему-то были заячьи. По спектаклю мои мама и папа-кролики умерли и я осталась одна. У меня появилось много друзей, и мы все стали как родные.

Е. В. Бондарева:

– Дети сами придумывали персонажей. Естественно, они были очень близки им. Сами придумывали, какие события будут происходить с этими персонажами и, по мере того как создавали спектакль, который написан ими самими, они проживали то, что для них является важным. Эта вся история построена, по сути, на их ощущениях, на их работе. Она изнутри построена ими самими. Мне кажется, детям удалось очень многое прожить именно в процессе подготовки. Может быть, что-то, что не дожило до финальной версии спектакля, но происходило с ними в течение года, пока они готовились, было очень важным.

– Третий фестиваль, третий год работы с детьми-сиротами. Кто эти люди, взявшие на себя такой труд? Как они нашли друг друга? Ответ простой, но немного загадочный: участники проекта объединились вокруг вот этих цифр – 3:16. Это название Петербуржского театра импровизаций, в котором скрыто все: и цель, и смысл, и нравственный идеал.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

М. А. Константинова:

– Это христианское название. Это глава из Библии, из Евангелия от Иоанна. То есть первый смысл христианский, который заключается в том, что Бог возлюбил людей и через нас Он любит людей. Он отдал Свою Жертву, и мы благодаря этой Жертве сейчас живем. А второй смысл импульсный: 3:16 – это «поехали», то есть когда мы играем свои спектакли, мы говорим зрителям: «3:16. Поехали!», и это какой-то импульс от зрителей нам. Как в волейболе: мы – им, они – нам. Стены́ между зрителями и нами, актерами, у нас нет.

– У театра не только название является отсылкой к Евангелию, но и его задачи таковы. И это не проходит бесследно, а тихо и вкрадчиво ведет людей к вере.

М. А. Константинова:

– Для меня это тоже важно, потому что, когда я пришла в проект и в театр еще волонтером, у меня было одно отношение к вере, и именно театр и мои друзья-актеры привели меня к вере в Бога, поэтому для меня это был путь открытия.

– Передавать эстафету актерского мастерства и работать на театральных подмостках детям-сиротам – труд непростой, но, взявшись за него, похоже, невозможно остановиться.

А. А. Осадчая:

– Польза от фестиваля всегда есть. Когда ты вышел и сделал спектакль, всегда чувствуешь облегчение. Сейчас я расслабилась, выдохнула – и мне стало легче. Особенно последний месяц всегда очень напряженный: нужно обо всем думать и везде смотреть. А сейчас, когда спектакль закончился, мы переоделись, дети сидят и едят, я расслабилась, спокойна – и мне хорошо!

Продолжать, конечно, будем, но всегда нужен перерыв, потому что для меня лично это психологически тяжелые вещи, которые быстро не уходят. Здесь должно пройти какое-то время, чтобы голова посвежела, возникли новые мысли, чтобы желания еще больше стало, чтобы ты соскучился и захотел еще что-то делать. Но нужен какой-то период времени. Сейчас у меня ощущение облегчения, я рада, я довольна и счастлива – и мне хорошо!

М. А. Константинова:

– Сейчас мне кажется, что спектакль прошел очень быстро. Наверное, это из-за того, что был целый год репетиций, и последние наши репетиции были длинными, а сейчас спектакль уже закончился. Для меня это так волнительно, потому что это второй мой спектакль в проекте.

Я хочу сказать, что это действительно очень большой процесс, в котором для меня важна каждая репетиция. И сейчас я понимаю, что год этот прошел и у нас больше не будет репетиций. А мне вот прямо сейчас хочется еще делать спектакль. Просто такой прилив энергии, когда ты хочешь еще и еще работать.

– Браться за работу со сложными детьми, да еще и с подростками, воспитанными без родителей, можно только с одной целью: поделиться с ними собой, своим временем, опытом и теплом.

Р. Александров:

– Наверное, чтобы найти общий язык с людьми, всегда нужно время. Это касается как взрослых, так и детей. Есть люди сложнее, есть люди легче, есть те, с которыми быстро находишь общий язык, а есть те, которые чуть дольше ждут, пока ты раскроешься, и сами не торопятся раскрываться. Все так же, как и с обычными людьми.

Были и есть удивительные истории, когда ты смотришь и думаешь: «О, здесь болото!» А оказывается, там драгоценности великие лежат.

– Когда принимаешься за непростое дело, наверное, надо только одно: сильное желание, приправленное любовью и терпением.

– Ангельского терпения всем-всем-всем! И если у кого-то есть какие-то мечты, пожелания, тайные стремления, то все произойдет, только нужно ангельское терпение и немножко старания.

 

Автор и ведущий: Марина Ланская
Расшифровка: Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 08:05
  • Воскресенье, 12 мая: 15:30
  • Четверг, 16 мая: 00:30

Анонс ближайшего выпуска

О Воскресении Христовом детям и взрослым, в том числе тем, кто незнаком с евангельской историей, может поведать само храмовое пространство и предметы в нем. Именно так построена пасхальная экскурсия в Воскресенском Смольном соборе, одном из самых красивых соборов Санкт-Петербурга. Проводит ее специалист детского центра образовательных экскурсий. О работе центра и его миссии расскажем в нашем выпуске.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать