У книжной полки. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Живой колос с духовной нивы. Выписки из дневников за 1907-1908 годы

31 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

19 октября (ст.ст) 1829 года в селе Сура Архангельской губернии в бедной семье Ильи Михайловича и Федоры Власьевны Сергиевых родился сын. Думая, что он недолго проживет, родители его крестили сразу после рождения с именем Иоанн, в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского, великого светильника Болгарской Церкви. Но ребенок стал крепнуть и расти. А когда вырос, стал священником в Андреевском соборе г. Кронштадта, где служил Богу и людям 53 года! Верою во Христа и любовью горел о. Иоанн, не помышляя о славе человеческой и о прочей суете житейской, проповедуя трудящимся и обремененным людям благое и легкое иго Христово. Но, несмотря на это, слава Кронштадтского пастыря разнеслась по всей России. И сегодня мы обращаемся к святому Иоанну с молитвой, читаем его духовные произведения, среди которых особенно выделяют его личные дневники. Последнему из них сам батюшка дал название «Живой колос». Выписки из этого дневника составили книгу с одноименным названием, которая вышла в свет в издательстве Отчий дом. Эту книгу мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

«Живой колос с духовной нивы» - это сборник молитвенно-вдохновенных мыслей о. Иоанна, который составляет последний его дневник, написанный в 1907–1908 гг. Поручая редакцию своего дневника, о. Иоанн назвал свой новый дневник «Живой колос». Трудно описать искреннюю радость Батюшки по поводу своего нового издания и его восторг от данного им же самим названия дневника. Эта радость ревностного труженика на ниве Божией найдет отдаленное сходство в радости сгорбленного трудом пахаря, увидевшего многообещающий плод своих непрерывных трудов. Его труд есть «живой колос», потому что семена его есть «глаголы живота вечного», слово Божие; это – «живой колос», потому что каждое зернышко, с верою взятое с этого «колоса», будет началом новой жизни в Боге. Понятна чистая радость Батюшки, молитвою и слезами трудившегося более 50 лет над посадкою и поливкою зерен Божьих и утешенного сознанием вечности трудов своих.

По словам автора предисловия, мысли о Боге, вере, Церкви, жизни во Христе, жизни вечной, составляющие содержание дневника о. Иоанна, – это атмосфера, в которой может и должна жить душа верующего христианина. В настоящем издании мысли о. Иоанна сгруппированы в пяти главах. В первой главе говорится о вере и Церкви православной, об отношении современных христиан к вере и Церкви, о разрушающих дело Божие, среди которых первое место занимает злейший враг православия Толстой, и о заблуждениях католиков. В последующих трех главах изображается необходимый путь христианина от земли на небо, путь освобождения от греха и диавола и восхождения к Богу через исполнение заповедей Христа.

Наконец, в последней главе содержатся мысли, в которых Батюшка говорит о своем душевном настроении, о борьбе с врагом спасения, о стремлении к Богу, хочет поскорее «увидеть Его, желанного, всеблагого, прекрасного, всеблаженного, бессмертного Отца и Владыку, поклониться Ему лично», прославить и возблагодарить Бога за 79 лет жизни и за 53 года священства, за скорби и утешения, за Божье долготерпение и совершенное прощение в покаянии, особенно за святейшее таинство Тела и Крови Христовых, одним словом – «возблагодарить Бога за все, за все!» Таким образом, этот дневник составляет как бы утешительное духовное завещание, оставленное дорогим Батюшкой всем искренне верующим людям, верою в Бога и святую Церковь желающим спасти свою душу.

Проникновенный взгляд отца Иоанна более всего сосредоточивается на углублении нашего сознания в смысл падения человека и искупления его Сыном Божиим; как приобщиться к Христу, а в Нем приобщиться вечной блаженной жизни – вот чему учит о. Иоанн в своем последнем труде, учит, конечно, по указаниям Слова Божия и святой Церкви и по собственному духовному подвигу, целью которого было это блаженнейшее соединение с Христом. В частности, призывая возвыситься на высоту добродетели и внутренне преобразиться, о. Иоанн указывает на терпение, прощение обид, неосуждение ближнего и др. добродетели, особенно же на смирение и милосердие, столь редкие среди нас христианские добродетели. Современные христиане потеряли Христа, потому и жизнь наша стала лишь сон, мечта, постепенное умирание, а не жизнь.

Говоря вообще, неверие, отпадение от Бога, от Божиих премудрых повелений, надеяние на свой разум, слепое последование своим страстям – причины всех бедствий и падений в истории человеческого рода. Повседневное поведение человека о. Иоанн кратко выражает словами: «Ходи всегда пред Богом, как пред Лицом Отца всеблагого, всемогущего, скоропослушливого, готового всегда исполнить праведные желания и прошения сердца твоего». «Мысли и рассуждай так, что на небе известны все твои мысли, чувства и расположения души твоей». Венец нашей нравственной жизни и трудной внутренней борьбы с собою составляет будущая вечная блаженная жизнь, по Слову Божию: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» (Апок. 3, 21). К этой жизни в общении с ангелами и всеми святыми призывал громко о. Иоанн все годы своего священства.

«Готовьтесь немедленно, время течет и приближает вас к концу жизни, а потом придется делать расчет с Домовладыкой праведным за всю жизнь. Ей, говорю, будем все готовиться, чтобы приобрести одеяние души чистое, святое, угодное небесному Жениху!» Неверующих же, упорных и ленивых, по-справедливому и вечному приговору Бога, ожидает погибель вечная. Вот о чем думал и что писал святой Иоанн Кронштадтский в последний год своей жизни, в утешение всем любящим его. За полтора месяца до смерти, вручая свой труд для печати, он торопил исполнением издания непременно до праздника Рождества Христова, даже почти накануне смерти он спрашивал о ходе работы – так хотелось ему еще при жизни утешить всех своим последним словом, своим последним отеческим благословением.

Но, видно, пламенно молился Батюшка и о своей блаженной кончине. «Возгораюсь крепким желанием, - писал он, - видеть Художника, Который и меня сотворил премудро по образу и подобию Своему с разумом, чувством, свободной волей и бессмертием по душе. Когда увижу Его, Желанного?» Святой отошел ко Господу незадолго до Рождества Христова. Умер он, - пишет автор предисловия, - умер подвижник, созерцатель Бога, собеседник Божий, горячий молитвенник, врач душ и телес, пастырь добрый, милосердный, кроткий, сострадательный! Но ныне «весело горит» свет этого праведника (Притч. 13, 9), ибо «разумные будут сиять как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12, 3).

Тот, кто победоносно прошел все 79 лет своей жизни, сияя, как яркий свет, и ушел к престолу Всевышнего, оставил «за собой светящуюся стезю» (Иов. 41, 24). Тот, кто, следуя за великим Сеятелем, разбрасывал щедрой рукой семена на ниве Божьей, оставил нам «живые колосья», которые не только радуют нас своим полным, благодатно зрелым видом, но и питают нас, изголодавшихся духовно; да и сам он стал «живым колосом», сжатым для земной жизни, но готовым для жизни вечной. Тот, кто при жизни своей утешал многих немощных, и поддерживал слабых, посылая благодатные силы от Христа, Которому он верою молился, и сегодня изливает на нас сугубую благодатную помощь, видя Господа лицом к лицу. Только бы мы просили его молитв.

***

Первое издание этой книги увидело свет уже после смерти Кронштадтского пастыря. Во исполнение воли автора, завещавшего произвести издание в возможно более изящном виде, каждая книжка сопровождалась портретом о. Иоанна, подписанным им за 20 дней до смерти, и собственноручным эпиграфом его, в котором содержались тексты Священного Писания, подготовленные батюшкой специально для этого издания. Кроме того, по указанию самого автора, обложка книжки представляла художественное изображение «живого колоса», взросшего на духовной ниве его. Перевязанные снопы, по мысли о. Иоанна, показывают момент разлучения от земли, необходимый для того, чтобы стать «живым колосом» на небе. Каким стал для всего русского народа и сам автор этой книги – святой праведный Иоанн Кронштадтский.

«Смерть есть рождение в жизнь вечную».

Да будет труд сей в утешение от того, кто нашел ныне в Боге покой и блаженство, мы же, вспоминая дела, жизнь и кончину дорогого Батюшки, будем «подражать вере его» (Евр. 13, 7).

«Бог и святые, – говорил он, – так же слышат нас на молитве, как слышат друг друга люди, разговаривающие между собой, или как слышат проповедника люди, пришедшие в храм, или как воины – голос вождя, – слышат даже несравненно лучше и совершеннее, потому что мы слышим слова другого, но не знаем, что у него на сердце и в мыслях. Бог же и святые не так: видят, что у нас в мыслях и на сердце – Бог Сам, Своим всеведением, а святые благодатью Святого Духа, в Котором они вечно пребывают».

В последующем дается краткое изложение этих взглядов, как оно открывается по издаваемым здесь последним заповедям Батюшки, на что благословил сам о. Иоанн.

http://predanie.clients-cdnnow.ru/uploads/ftp/ioann-kronshtadtskiy/predsmertnyy-dnevnik-1908-may-noyabr/priedsmiertnyi-dnie-ioann-kronshtadtskii.pdf 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать