Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В 1797 году в монашескую ограду Оптинской Введенской пустыни вступил молодой и успешный приказчик - Лев Данилович Наголкин. Более десяти лет он занимался торговлей, общался с людьми разных званий и сословий, изучил их быт, воспитание, службу, их нужды. Благодаря этому еще в мире будущий старец приобрел большое знание людей и опытность, которую впоследствии употреблял для пользы ближних, обращавшихся к нему за духовными советами. Но это было позже, а пока 29-летний Лев Наголкин, стоял пред воротами обители, войдя в которые он оставит всю эту успешную, но многомятежную и суетную жизнь мира сего, и станет обычным послушником. Однако, пройдет время и он станет первым Оптинским старцем. О его жизни рассказывает схиархимандрит Агапит (Беловидов) в книге – «Житие оптинского старца Льва». Эта книга вышла в свет в издательстве Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и заняла свое место на нашей книжной полке.
В этой книге представлено житие старца Льва, написанное схиархимандритом Агапитом (Беловидовым) в конце 19 века. Во втором издании книги, которая была выпущена в свет в 1917 году, говорилось следующее: «По кончине оптинского старца иеросхимонаха Амвросия (1891 год) осталась рукопись «Копия с собственноручных записок киево-печерского духовника, иеросхимонаха Антония, бывшего ближайшим учеником и сожителем оптинского старца иеросхимонаха Леонида, в схиме Льва». Рукопись эта оказалась у старца Амвросия по следующему случаю. Когда вышло в свет первое издание жизнеописания старца отца Леонида, старец Амвросий послал несколько экземпляров этой книги в Киево-Печерскую лавру, где жили и подвизались некоторые из оставшихся еще в живых учеников старца Леонида, в числе которых был и отец Антоний (Медведев).
В письме своем старец Амвросий просил отца Антония по прочтении книги сделать свои замечания и, вместе, написать, что только он мог помнить из обстоятельств жизни старца отца Леонида, с целью при втором издании книги сделать дополнение. Просьба эта отцом Антонием была в свое время исполнена. И старец Амвросий имел утешение получить от отца Антония довольно объемистую рукопись с указанием на некоторые погрешности в напечатанном жизнеописании старца Леонида и с дополнением новых сведений о его жизни». Таким образом, рукопись была готова к новому изданию. «Но время шло, а обстоятельства не благоприятствовали исполнению благого намерения старца Амвросия. Наконец Господу угодно было, по молитвам почивших старцев, совершить давно желаемое ими дело. Предлагаемое теперь жизнеописание старца отца Леонида под заглавием «Первый великий старец Оптинский, иеромонах Леонид (в схиме Лев)» вновь переделано, значительно дополнено, и погрешности в нем по возможности исправлены». Этот исправленный вариант рукописи вошел и в настоящее издание.
В предисловии книги монахиня Евфимия (Аксаментова) пишет: «Смиренным Львом» называли старца очевидцы его подвигов, удивляясь, казалось бы, парадоксальному сочетанию внешней силы и самобытности с тем богатством духовных дарований, которые подаются воистину только кротким и смиренным. «...Я не боюсь никого, кроме Бога», - говорил этот статный богатырь, живший предельно открыто для любого человеческого суда и не заботившийся, как тонко заметили оптинские агиографы, «уверять всех в своем расположении». Преподобный Лев действительно был человеком настолько ярким, необычным для обывательского восприятия и внутренне свободным, что иные, взявшись было за его жизнеописание, ограничились лишь «посильным вкладом». Ведь, как признавался впоследствии игумен Антоний (Бочков), «видеть и понимать это было можно, а выразить в словах и вполне передать другим неудобно». Даже преподобный Макарий (Иванов), как никто другой понимавший и любивший старца Льва, счел себя «слабым и недостойным» для работы над его жизнеописанием.
Судя по всему, - отмечает матушка Евфимия, - это не было просто отговоркой скромности. Возможно, для осмысления значимости таких подвижников, как преподобный Лев, требовалось еще время, требовался даже иной агиографический язык, чтобы вполне передать то неудобное, что как раз и содержало в себе потаенную духовную суть. Может, где-то здесь и кроется одна из причин любви к старцу Льву простого народа, привыкшего черпать назидание не столько в словах, сколько в том, что кроется за ними и улавливается детской безыскусностью веры. Так, больше чем одними словами говорили на Руси Христа ради юродивые - странники в этой земной юдоли, не знавшие ни лицеприятия перед царями, ни панибратства перед толпой... Их служение было сродни пророче скому - бесстрашным служением высшей Правде - и вместе с тем несло в себе невероятный заряд подлинной любви к человеку. Любви, способной претерпеть и неприязнь, и гонение, ибо плата за великий этот дар высока и сопряжена со скорбями».
Как отмечает монахиня Евфимия, «сведения о детских годах преподобного Льва до нас не дошли. Жизнеописание сообщает, что старец был «из простых», из семьи небогатой. Но, как часто водилось в те времена, способные и смышленые подростки ради заработка поступали на жалованье в приказчики к купцам, и дальнейшая их жизнь целиком зависела от их собственного трудолюбия, расторопности и честности. Все эти качества молодому приказчику Льву были присущи - он многие годы пользовался заслуженным доверием и личной симпатией купца Сокольникова, возлагавшего на Льва Даниловича большие надежды и мечтавшего видеть его своим зятем. Таким образом, юношеские годы будущего старца прошли в той же состоятельной купеческой среде, что и юность преподобного Серафима Саровского, преподобных Моисея и Антония (Путиловых) и многих других русских подвижников.
По замечанию историка И. К. Смолича, «воспитывавшиеся в атмосфере мирской деловитости, свойственной их предкам в нескольких поколениях», они вполне могли основательно обустроить свою земную жизнь и провести ее в достатке и неге... Но насколько сильна была в русском купечестве практическая смекалка, настолько и силен однажды овладевший сердцем дух благочестия... Лев Данилович раскрывается на страницах Жития как натура живая, энергичная, способная глубоко чувствовать и неподдельно интересоваться окружающей действительностью - все эти навыки впоследствии мы увидим и в знаменитом на всю Россию старце. В Житии есть примеры того, как по-разному старец Лев мог оказать свою помощь нуждающимся в ней - подчас это был практический совет человека с большим багажом житейского опыта и смекалкой.
Начинал свой иноческий путь старец с той решимостью, с какой он когда-то, будучи еще приказчиком, схватил за глотку огромного волка, вцепившегося ему в ногу. И тогда словно усвоил сразу и навсегда: этот волк будет преследовать его до последнего вздоха. О такой благословенной решимости говорил в свое время преподобный Серафим, считая ее той движущей силой, которая единственно требуется от человека в деле спасения. Отец Лев отрекался своей воли, забывал усталость и с готовностью исполнял самые нелегкие монастырские послушания. Оптина была его первым выбором, первой обителью, где он, по собственному признанию, «оставил все свое здоровье». Последовавший затем уход в Белобережскую пустынь был обусловлен вовсе не поиском более легкого места, но необходимостью в наставнике - именно в Белых Берегах Лев встретил угодника Божия отца Василия (Кишкина), а затем и старца Феодора (Перехватова), ученика великого молдавского старца Паисия (Величковского).
Пройдут годы уединенных подвигов на Валааме и в Александро-Свирском монастыре, череда изгнаний и печального опыта непонимания своими же, прежде чем преподобный Лев уже навсегда поселится в Оптиной... Уже старчествуя в Оптиной в 30-е годы XIX столетия, на вопросы удивленной обилием его духовных дарований братии отец Лев бодро ответит: «Леонид всегда был последним...» Эту живую, искреннюю и какую-то беспечальную готовность к самоотвержению, готовность стоять среди последних мы сможем наблюдать в старце на протяжении всего его монашеского пути - от первых иноческих испытаний … до той поры, когда уже на него самого за служение страждущим воздвигнут обвинения в самочинии и непокорности». Впрочем, сам старец Лев, не терпя поругания божественных истин, как должное принимал несправедливые поругания в свой адрес, одаривая отеческой лаской тех, кто в ней нуждался. Подробнее обо все этом читайте на страницах этой книги.
*** При жизни своей старец Лев Оптинский претерпел многочисленные гонения и поношения за свое служение страждующему человечеству. Но как пишет автор этой книги, «Достоинство каждого учителя и правильность учения его более всего познаются от плодов их. Трудами старца благоустраивались и процветали три мужских монастыря в Калужской епархии и пять женских обителей в других регионах. А кто изочтет великое число частных лиц, иноков и мирян, которые через отеческое его попечение обрели верный путь к душевному спасению и всегда с благодарностью благословляли память старца-наставника. Голоса и отголоски противников отца Льва давно замолкли, а его имя стало известным во всей Православной России».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 25 апреля 2024
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!