У книжной полки. Женская исповедь. Непридуманные рассказы о посещении русских старцев

5 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Когда человек начинает задумываться о жизни, о том, почему у него всё идет наперекосяк, рано или поздно его мысли обращаются к Богу, к Церкви. И вот он приходит в храм, и там узнает, что мало быть просто крещеным, но нужно постоянно очищать свое сердце от всего злого через Таинство Покаяния. На этом этапе у многих людей возникает вопрос: «Зачем рассказывать священнику о своих дурных поступках? Неужели Господь так не слышит меня?» На этот вопрос преподобный Ефрем Сирин отвечает так: «Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их. Напротив, Ему угодно, чтобы мы сами через исповедь осознали свои грехопадения». Таким образом, исповедь необходима нам, чтоб мы смогли увидеть свои грехи и страстные наклонности, и могли бороться с ними. Так поступали, к примеру, авторы воспоминаний, которые собраны в книге «Женская исповедь. Непридуманные рассказы о посещении русских старцев». Она вышла в свет в издательстве «Ковчег» и заняла свое место на нашей книжной полке.

***

Авторы воспоминаний, собранных в этой книге — монахини, матери семейств, православные жены и девы, — рассказывают о встречах с русскими старцами, о поучениях и духовных наставлениях, полученных ими на исповеди, о старческом окормлении. Открывают книгу воспоминания Елизаветы Николаевны Пазухиной, которая побывала у преподобного Серафима Саровского и исповедовалась у него. Вкратце издатели рассказывают о ней следующее: «Елизавета Николаевна происходила из рода поэта-баснописца и критика И. И. Дмитриева. Была замужем за Петром Сергеевичем Пазухиным, коллежским советником (значительный чин, равный армейскому полковнику), двоюродным племянником историка Н. М. Карамзина. Семья Пазухиных, владевшая симбирскими селами Волостниковка и Вырыпаевка (где их соседями были родственники Н. А. Мотовилова), славилась благочестием. В имении была домовая церковь, а в 1856 году, уже после кончины мужа, Елизавета Николаевна выстроила в селе Вырыпаевка деревянный храм во имя Святой Троицы.

А вот что рассказывает сама Елизавета Николаевна: «С самого раннего детства наслышалась я о прозорливости и святости Саровского затворника и пустынника отца Серафима, и потому весьма хотелось мне посмотреть на него и принять от него благословение. Желание мое исполнилось, наконец, по милости Божией, в 1830 году». Приехав в Саров, она вместе со множеством других посетителей Сарова после ранней Литургии отправилась к келье старца, и увидела, что дверь кельи заперта была изнутри. «Это было знаком, - пишет Елизавета Николаевна, что старец остался дома (а не ушел в лесную пустыньку), и мы решились испросить у него благословение на то, чтобы видеть его и утешиться его душеспасительным словом. Но никто из нас не смел первый сотворить молитву. Пробовали некоторые, но дверь не отворялась.

Наконец, - рассказывает автор, я обратилась к стоявшей возле меня, у самых дверей, даме с маленькой дочкой, чтобы она заставила малютку сотворить молитву, говоря, что она всех нас достойнее. И только малютка сотворила молитву, как в ту же минуту дверь отворилась. Но каков был общий наш испуг, когда отец Серафим, отворив дверь, начал опять закрывать ее! Я стояла ближе всех к дверям и пришла в совершенное отчаяние, подумавши: Господи! Верно, я всех недостойнее, что он, увидев меня, решился снова затвориться. Но едва подумала я это, как отец Серафим, стоя в полузакрытой двери, обратился ко мне и сказал: «Успокойтесь, матушка, успокойтесь, потерпите немного», — и вслед за тем, вторично отворив дверь, обратился ко мне снова и спросил: «Пожалуйте, матушка; скажите мне, какая вам нужда? Что вам угодно?» Я заплакала от радости и сказала ему, что у меня одно желание — принять его благословение и испросить его святых молитв. Тогда он тотчас благословил меня и сказал: «Господь да благословит вас; благодать Его с вами». Так Елизавета Николаевна была приветливо встречена старцем, а как состоялась ее исповедь, читайте на страницах этой книги.

Далее следует описание исповеди Глафиры Ждановой у преподобного Амвросия Оптинского. Как пишут издатели, «Схимонахиня Анна (в миру Глафира Орестовна Жданова) была одной из духовных чад преподобного Амвросия Оптинского. Впервые Глафира обратилась к преподобному Амвросию за советом в 1864 году в возрасте шестнадцати лет, и с тех пор постоянно советовалась у старца и исповедовалась у него. В 1878 году Глафира Жданова стала послушницей в Белёвском монастыре, регулярно исповедовалась у отца Амвросия, и, по обычаю сестер, после каждой исповеди по свежей памяти записывала советы старца, услышанные на исповеди. Эти записи представлены и на страницах данного издания.

Прочитаем некоторые из них. Чаще всего старец говорит послушнице: «Никого никогда не осуждай. Говори: «Виновата осуждением, досаждением, самомнением, непослушанием, тщеславием, укорением, гневом». Иди путем правды. Избегай лжи и в шутку. Никого не обвиняй. Как можно и всегда старайся себя укорять и никого не обвинять. Ну, ты посуди: почему же хоть и по совести говоришь, а покойна не бываешь, когда людей обвиняешь, а когда только укоришь себя — покойна. И из этого только можно понять, что когда смолчишь — то и покойна, а обвинишь — непокойна. Никого не обвиняй. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Если хочешь познать себя — познавай себя от врагов»... не тех врагов (бесов), а от неблагорасположенных к тебе. Неблагорасположенные к тебе все твои немощи покажут, только исправляйся.

Еще старец, обращаясь к Глафире, отмечал: «У тебя, как у всех моих дочек, немощь одна: к чужим милостива, а к своим — нет. Будь милостива к живущим с тобою! Утешь ты меня! Много у меня дочек, а все подвержены этой немощи, точно сговорились. Будь хоть ты примером для всех. Будь милостива к келейным своим. Милость — дело великое, она от смерти избавляет». «Будь милостива к живущим с тобою, и ты получишь такую же милость Божию и будешь в Царстве Небесном». А еще советовал: «Живи проще. Держи себя просто и обращайся со всеми просто. Кто просто живет, тому легче верить, любить и все другие добродетели исполнять. Недаром говорится: «Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного»». Много других духовных советов слышала Глафира Жданова на исповеди от старца Амвросия, а какие именно, читайте на страницах этой книги.

Далее вы найдете дневниковые записи г-жи N.N. об исповеди у преподобного Амвросия Оптинского, воспоминания его духовной дочери об исповеди и духовном окормлении у старца, и других верующих женщин, обращавшихся к преподобному за советом и поддержкой в духовной жизни. Одна из них, вспоминая евангельские слова: Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас (Ин. 13, 1), отмечает, что «эти евангельские слова можно применить к нашему великому старцу, к отцу Амвросию. Силою благодати Божией, обитавшей в нем так явно для искренно почитавших его, он привлекал к себе не только тех, которые обращались к нему во всех скорбях и нуждах, прослышав о его великих духовных дарованиях, но призывал к себе и тех, которые не думали и не считали нужным и даже возможным обращаться к нему. Из числа последних была и я, грешная» - пишет духовная дочь старца.

Так, несколько страниц этой книги рассказывают о прп. Амвросии Оптинском. А затем читатели вместе с авторами воспоминаний побывают на исповеди у святых оптинских старцев: Варсонофия, Анатолия, Нектария, праведных Иоанна Кронштадтского и Алексия Московского, преподобных Алексия Зосимовского и Андроника Глинского, протоиереев Николая Голубцова и Николая Гурьянова. Завершает это издание «Исповедный листок, который давал своим духовным чадам архимандрит Иоанн (Крестъянкин)» и  «Поучения женам после исповеди, составленные по рукописным Требникам XVI и XVII веков».

***

В завершение программы снова вспомним слова прп. Ефрема Сирина, которые напомнят читателям, почему не стоит бояться подходить на исповедь, и почему не надо стесняться исповедовать свои грехи. «Ты стыдишься и краснеешь, - говорит святой отец, - когда нужно сказать свои грехи. Стыдись лучше грешить, чем исповедаться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано там перед всей вселенной». Монахини, матери семейств, православные жены и девы, чьи воспоминания собраны на страницах этой книги, быть может, тоже изначально испытывали страх перед исповедью, но, читая их свидетельства, мы знаем, что они преодолели все страхи, и начали свою борьбу со страстями с помощью мудрых советов старцев. Быть может эти советы помогут и многим современным христианкам. Но, как отмечают издатели, книга «Женская исповедь» — предназначена не только для женщин. Мудрые советы старцев будут полезны каждому благочестивому читателю.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать