Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Слава Богу, показавшему нам житие мужа свята и старца духовна, преподобного Сергия в земле нашей Рустей». Так начинает свое сказание, блаженный Епифаний о житии преподобного, спустя 26 лет после его смерти. Велико значение святого Сергия как верного служителя Святой Троицы в истории Русской Церкви, русского подвижничества, просвещения и нравственного воспитания русского народа. Около семидесяти монастырей было открыто преподобным, его учениками и учениками его учеников. А родился великий печальник и заступник земли Русской от добрых и богоугодных родителей Кирилла и Марии, память которых Святая Церковь совершает сегодня. Об избраннике Божием прп. Сергии и о его родителях говорит архимандрит Наум (Байбородин) со страниц книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «Земной ангел и небесный человек».
***
Вниманию читателя предлагается книга известного в России и далеко за ее пределами духовника и старца, год назад почившего архимандрита Троице-Сергиевой лавры, отца Наума (Байбородина). По словам митрополита Астраханского и Камызякского Никона, «старческая деятельность отца Наума пришлась на очень сложный период, когда многие входили в церковную жизнь из, образно сказать, выжженной духовной пустыни, имея долгий опыт безбожной и греховной жизни. Сейчас это время называется периодом «возрождения Церкви», но тогда, в начале становления всего строя церковной жизни, почти на каждом шагу возникали трудности и препятствия, случалось множество нестроений, ошибок и падений. Люди имели ревность и энтузиазм, но во многом были слепы в вопросах веры, немощны и неустойчивы в духовной жизни. Господь даровал помощь этим людям в лице духовника, который своим словом утешал и наставлял их».
По мнению владыки Никона, «главной силой в наставничестве отца Наума был его личный пример. Он дал нам живой образ монаха. Он не советовал ничего, что бы не делал сам. Это касалось и общей уставной жизни в монастыре, и внутренней, молитвенной. Многие отмечают, что за время нахождения в Лавре отец Наум никогда не пропускал утреннего братского правила. Даже уже отягощенный немощами он продолжал следовать своему многолетнему обычаю. При возгласе на начало молебна в Троицком соборе он уже стоял в своей стасидии, напротив раки с мощами преподобного Сергия. В Лавре старца можно было встретить всегда в полном монашеском облачении, и всё в его поведении было образом монашеского устроения: как он разговаривал с монашествующими, как с мирскими, как он молчал, даже то, как он вкушал пищу – всё было примером сдержанности, умеренности, строгости. Для многих один только пример его жизни остался в памяти как образец, к которому следует стремиться».
По словам издателей, отец Наум учил, что «всякий человек для своего спасения должен пройти путь очищения и освящения - через исполнение заповедей, пост и воздержание, через чистую, целомудренную жизнь и особенно через непрестанную молитву и достойное причащение Святых Христовых Таин. Архимандрит Наум говорил, что нужно не только оставить страсти и избегать явных грехов, но и умом, мыслями соблюдать себя в святости, отгоняя греховные, нечистые и суетные помыслы и непрестанно вознося к Богу молитву Иисусову. Образцом такой истинно богоугодной жизни и примером для всех нас он считал преподобного Сергия Радонежского. Но, как отмечал отец Наум, значение преподобного Сергия велико не только как учителя святой жизни, но также как духовного вождя и защитника нашего Отечества Российского.
Преподобный Сергий положил начало возрождению национального самосознания русского народа, а основанная им обитель Святой Троицы стала духовным центром Руси. Об этом батюшка Наум говорил почти в каждой своей проповеди, особенно подробно обрисовывая события 1380 года на поле Куликовом и рассказывая о помощи преподобного Сергия во время войны с французами в 1812 году. Он советовал всем изучить житие Преподобного, знакомил православных людей с судьбой мощей преп. Сергия после закрытия в 1919 году святой Лавры. В первую часть этого сборника вошли лучшие проповеди отца Наума, произнесенные им в дни памяти преподобного Сергия, его святых родителей, преподобных Кирилла и Марии, а также Радонежских святых. Во второй части сборника даны все подробные материалы о событиях, упоминаемых отцом Наумом в его проповедях.
И вот, что в частности батюшка говорил в одной из проповедей: «Мы прославляем великого угодника земли Российской преподобного Сергия. Он столп и утверждение истины, он светильник, который воссиял с древних времен для всех нас, он близкий нам по духу, он дорог нам, он всегда с нами. Милость Божия, говорит списатель его жития премудрый Епифаний, когда в какой-либо стране, в каком-то народе сияет святостью праведник Божий: он подает всем пример, указывает путь к евангельской жизни, путь примирения с Богом, путь, возводящий в жизнь вечную. И преподобный Сергий воссиял в бывших тогда здесь дремучих лесах как великий светильник и угодник Божий». А, кроме того, мы прославляем и родителей преподобного Сергия - святых преподобных схимонахов Кирилла и Марию.
Как отмечает отец Наум в следующей проповеди, «ежедневно Церковь прославляет святых праведных Иоакима и Анну, ибо они родили и воспитали Пресвятую Богородицу. И родителей Иоанна Крестителя, начальника покаяния и крещения, Захарию и Елизавету мы прославляем. Так же, с любовью, почитаем родителей преподобного Сергия. Господь пришел на землю даровать нам освящение, даровать обожение, вечную жизнь. Это великая милость, братья и сестры, - говорит старец, - что Господь призрел на Свой народ. Потому что было время, когда из-за разврата, беззаконий, неправд, убийств Дух Святый не обитал среди людей (см. Быт. 6,3). И послал Господь всемирный потоп. А потом Он Сам на землю пришел и даровал нам такую великую милость, что мы можем обращаться к Нему как к Отцу в молитве: Отче наш, Иже ecu на небесах, до святится имя Твое... (Мф. 6. 9 13; Лк. 11, 2-4). И призываемся мы, напоминает отец Наум, к богообщению.
Мы должны помнить, - говорит он, - как жил и трудился преподобный Сергий, как он возлюбил Господа, как родители его здесь проводили жизнь свою в трудах. Преподобный Сергий воспевается как «земной ангел и небесный человече». Он действительно воспринял великую благодать, но прежде много боролся со страстями, был искушаем демонами. Причем искушения необходимы каждому, ибо чрез них мы показываем Богу свою любовь, упование, веру, и Господь определяет, какую кому дать благодать. Много праведников, мучеников, много разных святых, и есть великие святые, и к ним мы причисляем преподобного Сергия.
Мы торжественно празднуем и прославляем преподобного Сергия, великого угодника, и его благочестивых родителей. Господь их избрал, потому что жили они и поступали по евангельским заповедям. Ничего лишнего в доме у них не было, имелась специальная горница, молельня, сохранно лежали Евангелие, Псалтирь и другие духовные книги, летописи. Как сами родители любили молитву, пост, тишину, любили принимать странников, много трудились, так и детей приучали к труду, молитве в церкви и дома, перед обедом читали Третий и шестой час, и все сопровождалось молитвой. С юных лет преподобный Сергий возлюбил церковь и пребывал в ней, молился. И в семьях наших, по мнению старца, - так должны воспитывать своих детей, чтобы они любили церковь, с малых лет в ней пребывали, рано приучались к молитве, молились Богу, любили Его. И, конечно об этом, - отмечает батюшка, - надо обращаться с молитвой к преподобному Сергию, преподобным Кириллу и Марии и подражать их житию».
***
Восхваляя Радонежского чудотворца ученик его блаженный Епифаний Премудрый говорил: «Этот преподобный отец наш просиял в Русской земле как пресветлое светило среди тьмы и мрака… Как благоухающая роза, как золото среди праха, как серебро, семикратно очищенное, как драгоценный камень и бисер, как изумруд и сапфир. Как … нерушимый город, как неподвижная стена и как твердое забрало. Как крепкий и верный сын, как церковное основание и непоколебимый столп. Как пресветлый венец и как корабль, наполненный духовным богатством, как земной ангел, как небесный человек». Сияло и ныне сияет особым небесным светом имя Сергия, игумена Русской земли, о котором любил рассказывать в своих проповедях архимандрит Наум (Байбородин). Избранная часть этих проповедей представлена на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Вопросы веры. 25 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
У книжной полки. Простые чудеса
«Православный на всю голову!». Письма к Богу
Библейские крылатые выражения. Ищите и обрящете
Благая часть. 25 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!