У книжной полки. Иеромонах Никон (Париманчук). Взирая на Крест Христов. Проповеди

26 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Жизнь человека состоит из его поступков, мыслей, стремлений, и каждое из этих его дея­ний, как бы ни были они противоречивы, име­ет свое значение в его судьбе, неразрывны с ней, определяют и объясняют его жизнь — и прошлую, и будущую. Так и Святое Еванге­лие — это цельная и неразрывная книга земной жизни Христа Спасителя, из которой невоз­можно, не искажая этого единства, вырвать по своему желанию и прихоти только то, что нам нравится. И, как говорил архимандрит Кирилл (Павлов), «по Евангелию будет судить нас Господь в день Страшного Своего Суда, и от того, исполняли ли мы написанное в нем или небрегли о том, будет зависеть наша вечная участь». Слова Священного Писания мы слышим за богослужением в храме, после чего священник объясняет нам значение сказанного. Нередко бывает так, что проповеди эти записываются и со временем становятся достоянием не только прихожан одного определенного храма, но более широкой аудитории. Так и сегодня на нашей книжной полке представлены проповеди одного из священников Сретенского монастыря, которые составили книгу – «Взирая на Крест Христов».

***

Книга – «Взирая на Крест Христов» представляет собой сборник проповедей иеромонаха Никона (Париманчука), насельника Сретенского ставропигиального мужского монастыря. По словам издателей, сборник охватывает весь годовой круг богослужений: в него включены проповеди на Господские и Богородичные двунадесятые праздни­ки, в дни Великого поста, на воскресные евангельские чтения. Говорится в книге и святых угодниках Божиих, через которых, по словам отца Никона, нам открывается и наша жизнь, и Промысл Божий о всем человечестве. «Раскрытие Промысла Божия в судьбе одно­го человека, - говорит священник, - это его биография, а раскры­тие Промысла Божия в судьбе народов — это история. Всё связано, и мир жизней челове­ческих, хоть и разделенных во времени века­ми, связан единым, для всех общим, законом Божиим».

Дни памяти святых приходятся на каждый день церковного года. По словам прп. Иустина Поповича: «мы каждый день празднуем память какого-то святого — и они словно передают нас друг другу с рук на руки. Для того чтобы мы возрастали в Боге, от силы в силу, восходили по духовной лестнице». Но кроме того, существуют и праздники, которые посвящены наиболее значимым событиям из жизни Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, или святых. Самым главным из них является день Воскресения Христова, который не сравним ни с какими другими праздниками, и в то же время является, по словам отца Никона, «только образом иного, тор­жественного и нескончаемого дня духовной радости, предтеча Пасхи Вечной».

Как достичь нам этого дня, торжественного и нескончаемого? Что ждет нас на этом пути. В одной из своих проповедей отец Никон приводит слова святителя Григория Богослова, которые тот сказал на склоне лет. «Много путей многобедственной жизни, — писал святой отец, — и на каждом встречаются свои скор­би; нет добра для людей, к которому бы не примешивалось зло; и хорошо еще, если бы горести не составляли большей меры! Бо­гатство неверно; престол — кичение сновидца; быть в подчинении тягостно; бедность — узы; красота — кратковременный блеск мол­нии; молодость — временное воскипение; седина — скорбный закат жизни; слова ле­тучи; слава — воздух... супружество — иго; многочадие — необходимая забота; бесчадие — болезнь... Смертным все трудно; все здеш­нее... — тень, призрак... ветер, прах, круг, вечно кружащийся, возобновляющий всё, подобное прежнему, и неподвижный и вертящийся, и разрушающийся и непременный — во вре­менах года, днях, ночах, трудах, смертях, за­ботах, забавах, болезнях, падениях, успехах».

И вот «это непостоянство, призрачность всего зем­ного, как говорит нам святитель, не случай­ны — всё это есть дело премудрости Божией и дано нам для того, чтобы мы сохраняли в се­бе любовь к постоянному, к Богу. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапы­вают и крадут, но собирайте себе сокрови­ща на небе, где ни моль, ни ржа не истребля­ют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6,19-21). Такими вот словами Свое­го Евангелия Христос Спаситель напутствует нас, к примеру, на несение постного подвига. Но готовы ли мы услышать эти слова? В од­ном из своих поучений праведный Иоанн Кронштадтский вопрошал: «Кто из людей не грешен против этого завещания?.. Чье серд­це не привязано... к земному, к земным со­кровищам, какого бы рода они ни были?

Кто, например, говорит отец Никон, - не пристрастен к своей плоти, к земной чести и славе, к земному богатст­ву, к земной красоте, к земным удовольствиям разного рода, вообще к земным всячески предметам, иногда до забвения Бога и Его святых заповедей... до забвения небесной природы своей души, ее образа и подобия Божия, ее назначения к вечной жизни в Бог и с Богом?.. У кого сокровище — один Бог и Его святые законы — святая добродетель, а плоть с ее страстями и похотями в презре­нии и уничижении?.. У кого нет разных идо­лов сердца, поставленных на этом месте свя­том, которое должно быть всегда престолом Господа Вседержителя?» У кого из нас нет идола гордости в серд­це, не позволяющего склонить голову в сми­рении и прощении ближнего своего?»  

Мы все, по словам отца Никона, должны сознаться, что собираем не истинные, а мнимые сокровища. Долго ли им обманывать нас? Скоро, может быть не сего­дня-завтра, а спустя неведомое нам, но недол­гое время, наше тело разрушится от болезней или старческой немощи, и всё, что мы нако­пили за жизнь, весь этот хлам вместе с телом оставит нас; что же останется нашей душе? Ни­чего. «А ведь она вечна, — упрекает нас правед­ный Иоанн, — и ей понадобятся в том веке веч­ном и сокровища вечные, ей свойственные, как то: о Христе упование и любовь к Богу и ближ­нему, милосердие, смирение, чистота, правота, незлобие». Поэтому и дает нам Господь «время для соби­рания этих сокровищ», время, для того, чтобы «вырастить на поле своей души райский сад из этих добродетелей», время, чтобы «запастись духовным елеем, и пока еще есть время дней жизни нашей, познаем грехи свои, покаемся и исправимся».

Взирая на Крест Христов, мы, по словам отца Никона, - вспоминаем слова Спасителя: кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Эти слова не пугают нас, но укреп­ляют и утешают и помогают переносить все неустроенности, всё несовершенство нашей жизни. И вспоминая свои скорби, болезни, измены, с которыми нам пришлось встретиться в жизни, от Христа, распятого на Кресте, по­лучаем помощь и верим, и знаем, что мы не одни, не брошены, не забыты на дорогах этой жизни, ибо благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей. У подножия Креста, на который человеческий грех вознес Святая святых — Сы­на Божия, мы оплакиваем свои грехи и свою неверность, свои измены Христу, отдавшему за нас жизнь тогда, когда мы Его еще не знали, когда мы были слабы и нечестивы.

Когда мы видим Крест Христов, мы вспоми­наем житие и подвиги тысяч и тысяч святых подвижников, которым несть числа, извест­ных и безымянных для нас мучеников, преподобных, блаженных, святителей, вспоми­наем их решимость последовать за Христом, отказавшись от своего греховного себялюбия, и обращаемся к ним за помощью. Мы вспо­минаем их радость и сияние духовное в самых невыносимых телесных страданиях. Когда мы видим Крест Христов, мы вспоминаем знак креста, вознесенный над храмом, над святым домом, где совершается круг нашего духов­ного бытия: рождение к жизни вечной в кре­щении, участие в Таинствах Святой Собор­ной и Апостольской Церкви, мы вспоминаем крест на могиле наших родных, дорогих лю­дей, всех почивших христиан, и видим в нем знак нашего упокоения во Христе, знак наше­го грядущего воскресения. От святого Распятия мы видим протянутые к нам руки Божественной любви, протяну­тые для спасения, для обретения счастья в веч­ности». Такие чувства и мысли, по мнению проповедника, рождаются в душе человека, взирающего на Крест Христов. Об этом и многом другом он говорит с нами со страниц этой книги.  

***

В книге «Взирая на Крест Христов» иеромонах Никон (Париманчук) объясняет прихожанам, а теперь и читателям значение того или иного праздника, смысл евангельских слов, читаемых в этот день. Говорит о том, для чего нужно поститься и как верующие должны воспользоваться временем, отпущенным для поста, чтобы принести достойный плод покаяния. Он советует «как можно чаще пользоваться благо­датью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин», которая «так велика, что как бы недостоин и грешен не был человек, лишь бы только в смиренном сознании вели­кой греховности приступил он ко Господу», и тогда, он «будет очищаться благодатью Христовой все более и более, будет светлеть, совсем просветлеется и спасется. «Спасение - говорит отец Никон— это не сказочный терем со всем готовым для беспечной жизни, не рог изобилия, нет! Спасение — это труд, тяжелый повседневный труд следования за Господом через исполнение Его заповедей…». А об этом снова и снова нам напоминает Спаситель через Свое святое Евангелие.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы