У книжной полки. Архимандрит Захария (Захару). Вспомни твою первую любовь

12 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Если мы хотим быть угодными Богу, то должны, как учат нас апостолы, жить по вере, восходя от силы в силу и возрастая от веры в веру. Жизнь по вере – это постоянное динамичное возрастание в Боге, переход от одной степени веры к другой. Пройдя первые две ступени, т.е. веру начальную и веру соединненую с благословенным отчаянием, мы восходим на третью ступень – веру твердую, веру праведников. Но чтобы вера была совершенной, необходимо помнить свою первую любовь к Богу, довериться Ему, прилепиться к Нему. Господь, обращаясь к душе говорит: «Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела». «Вспомни твою первую любовь» - так называется новая книга архимандрита Захарии (Захару), вышедшая в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

***

Автор книги — архимандрит Захария (Захару), духовник Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в Англии. Монастырь был основан архимандритом Софронием (Сахаровым), рядом с которым отец Захария находился более двадцати лет, был его учеником. А отец Софроний в свою очередь был учеником прп. Силуана Афонского. Отцом Захарией были переведены книги отца Софрония на греческий язык и написана книга «Христос как путь нашей жизни», посвященная богословию старца Софрония. Настоящая книга представляет собой сборник бесед архимандрита Захарии со священниками и дьяконами в Америке. В ней он делится своим аскетическим опытом и отвечает на многие важные вопросы духовной жизни. Книга может быть полезна самому широкому кругу читателей.

По словам митрополита Молдовы и Буковины Феофана, «отец Захария десятилетиями … питался духовными соками своего великого духовника, отца Софрония. С уверенностью можно сказать, что по внутренним артериям самой сущности отца Захарии течет «живая вода», вытекающая из глубокого Колодца – Христа Господа, Колодца, из которого преподобный Силуан и отец Софроний испили с невыразимым стремлением и с тем же стремлением подарили её миру. Вдоволь напоенный «живой водой», Отец Захария призван теперь свидетельствовать братьям и сестрам в монашестве, а также всем православным христианам, о пути, ведущем к той же «живой воде» – к Христу Господу. «Расширьте свои сердца», чтобы «первая любовь» замесила «сокровенного сердца человека»». Об этом говорит отец Захария нам, посредством своих книг, в числе которых и настоящее издание.

В книге «Вспомни твою первую любовь», автор рассматривает три стадии духовной жизни в богословии архимандрита Софрония. По словам отца Захарии, «старец Софроний иногда сравнивал духовную жизнь со сферой: в какой бы точке мы не коснулись ее, мы имеем дело с единым целым, как, например, в каком бы месте мы не подсоединились к розетке, мы всегда находим один и тот же электрический ток. По­добным образом, какую бы добродетель мы не стя­жали, мы входим в общение со всей полнотой Боже­ственной благодати. Или, когда вкушаем маленькую частичку Тела и Крови Господних, мы обретаем все­го Христа, Его Личность. Так и одно единственное слово от Бога способно просветить человеческое сердце, приводя человека в соприкосновение с жи­вотворящей благодатью Божией».

«Когда Бог касается сердца, - говорит отец Захария, - то уже с самого начала жизни в Нем мы переживаем и очищение, и просве­щение, и обожение. Иногда можно видеть, что перво­начальная благодать, даруемая человеку, соответству­ет мере совершенных. Еще не начав никакой борьбы со своей падшей природой и страстями, человек получает от Бога дар Духа и прилепляется умом к люб­ви Христовой. День и ночь он неустанно призывает святое имя, потому что всем существом погружен в Божественную благодать. Так бывает с тем, кто, как говорит Господь, родился свыше, от Святого Духа: Дyx дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не зна­ешь, откуда приходит и куда уходит. Случиться сие может с первых шагов обращения к Богу». Но, как отмечает автор, у каждого из нас свой путь, свое общение с Богом, потому трудно говорить о духовной жизни в общих чертах.

Однако у нас одна природа, а это значит, что есть некоторые моменты, присущие всем и каждому. Т. е. хотя личный опыт и уникален, но он имеет много общего с опытом других людей. И потому, - как говорит отец Захария, - чтобы выразить реальности духовного мира как можно яснее, необходимо найти то, что является характерным для всех. Вот почему некоторые святые отцы прибегали к употреблению таких понятий, как очищение, просвещение и освящение. Другие пред­почитали сравнивать духовную жизнь со Священ­ной историей народа Божия, Израиля. Так и отец Софроний не любил прибегать к схемам или системам, прекрасно понимая, что духовный опыт не может быть описан законами человеческой ло­гики. И тем не менее, чтобы пояснить свою мысль, он иногда прибегал к некоторой аналогии.

К примеру, он говорил, что духовная жизнь, как это наблюдается из века в век, состоит из трех стадий или периодов. Пер­вый этап — это посещение человека Духом Святым и заключение завета с Богом.  Второй - долгая и трудная борьба вследствие отнятия благодати. Третий и последний — повторное и неотъемлемое посе­щение человека благодатью спасения. Делая подоб­ное разделение на периоды, отец Софроний никогда не упускал из виду уникальности нашего общения с Богом — каждый идет собственным путем в зависи­мости от степени своего стремления к совершенству. Прообраз вышеописанного деления на три перио­да старец Софроний видел в жизни богоизбранного народа времен Ветхого Завета. Первому посещению благодатью соответствует момент, когда Бог вывел евреев из Египта и провел их через Чермное море. Далее следуют долгие годы в пустыне — время испы­тания и удаление благодати. И наконец, наследова­ние земли обетованной — это возвращение Божией благодати.

По словам автора, отец Софронии делал такое сравнение, главным образом, для того, чтобы подчеркнуть зна­чение второго, нелегкого периода. Необходимо его правильно понимать, и тогда переживание отнятия благодати обратится во вдохновенный духовный опыт. Если относиться к нему как к дару Божию, то унынию не будет места, и это несмотря на то, что удаление благодати действительно переживается нами как смерть, как духовная пустыня. Уделяя это­му вопросу большое внимание, отец Софроний стре­мился сделать всё, чтобы помочь нам найти выход и обратить «смерть» и сухость в нетленную жизнь в Боге. О себе он пишет: «Страшный и длительный опыт сей был Божиим благодеянием: благодаря ему „снято было с сердца моего древнее покрывало", не допускавшее меня до разумения новозаветного откровения во Христе и Духе Святом».

А еще отец Софроний свидетельствовал: «Я непре­станно обогащаюсь познаниями в плане Духа: то в страдании, то в радости, но я расту. Увеличивает­ся моя способность пребывать в прежде неведомой сфере более длительные сроки». Его драгоценные слова, как признается автор, - великое утешение для живущих в монасты­ре, и именно поэтому мы так благодарны ему. Вышеупомянутые периоды, - отмечает отец Захария, - наблюдаются в жизни каждого, но совершенный, человек — тот, кто прошел их все. Стяжавший благодать спасения на последнем этапе способен помогать и другим в духовных бранях, ибо он, как говорит апостол Павел, имеет духов­ное ведение: духовный судит о всем, а о нем судить ни­кто не может. Таковой водим Духом Божиим. Ему ведомы все явления духовной сферы. Тому, кто под­линно стал личностью, открываются тайны путей ко спасению для каждого человека». Более подробно эти стадии духовной жизни и рассматривает автор на страницах этой книги.

***

Если мы хотим стать членами Церкви Христовой, нового творения Божия, нам прежде всего необходима вера – важнейший из даров Духа Святого. Верою мы прививаемся к славному Телу церковному и причащаемся Божественной жизни, исходящей от Главы этого Тела, Христа. В Церкви мы возрастаем духовно и учимся побеждать грех, будучи нищими, обогащаемся, возраждаемся и становимся драгоценными в очах Бога. Но если живем нерадиво, остаемся чуждыми жизни Церкви, пренебрегая дарами Духа Святаго и отягощая своих братьев и сестер во Христе. Вот почему так важно обрести и умножить веру, а в свое время принести и плоды, которые будут питать нас и наших ближних. Об этом нам напоминает архимандрит Захария (Захару) в своей книге «Вспомни твою первую любовь». 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы