Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Если мы хотим быть угодными Богу, то должны, как учат нас апостолы, жить по вере, восходя от силы в силу и возрастая от веры в веру. Жизнь по вере – это постоянное динамичное возрастание в Боге, переход от одной степени веры к другой. Пройдя первые две ступени, т.е. веру начальную и веру соединненую с благословенным отчаянием, мы восходим на третью ступень – веру твердую, веру праведников. Но чтобы вера была совершенной, необходимо помнить свою первую любовь к Богу, довериться Ему, прилепиться к Нему. Господь, обращаясь к душе говорит: «Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела». «Вспомни твою первую любовь» - так называется новая книга архимандрита Захарии (Захару), вышедшая в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
***
Автор книги — архимандрит Захария (Захару), духовник Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в Англии. Монастырь был основан архимандритом Софронием (Сахаровым), рядом с которым отец Захария находился более двадцати лет, был его учеником. А отец Софроний в свою очередь был учеником прп. Силуана Афонского. Отцом Захарией были переведены книги отца Софрония на греческий язык и написана книга «Христос как путь нашей жизни», посвященная богословию старца Софрония. Настоящая книга представляет собой сборник бесед архимандрита Захарии со священниками и дьяконами в Америке. В ней он делится своим аскетическим опытом и отвечает на многие важные вопросы духовной жизни. Книга может быть полезна самому широкому кругу читателей.
По словам митрополита Молдовы и Буковины Феофана, «отец Захария десятилетиями … питался духовными соками своего великого духовника, отца Софрония. С уверенностью можно сказать, что по внутренним артериям самой сущности отца Захарии течет «живая вода», вытекающая из глубокого Колодца – Христа Господа, Колодца, из которого преподобный Силуан и отец Софроний испили с невыразимым стремлением и с тем же стремлением подарили её миру. Вдоволь напоенный «живой водой», Отец Захария призван теперь свидетельствовать братьям и сестрам в монашестве, а также всем православным христианам, о пути, ведущем к той же «живой воде» – к Христу Господу. «Расширьте свои сердца», чтобы «первая любовь» замесила «сокровенного сердца человека»». Об этом говорит отец Захария нам, посредством своих книг, в числе которых и настоящее издание.
В книге «Вспомни твою первую любовь», автор рассматривает три стадии духовной жизни в богословии архимандрита Софрония. По словам отца Захарии, «старец Софроний иногда сравнивал духовную жизнь со сферой: в какой бы точке мы не коснулись ее, мы имеем дело с единым целым, как, например, в каком бы месте мы не подсоединились к розетке, мы всегда находим один и тот же электрический ток. Подобным образом, какую бы добродетель мы не стяжали, мы входим в общение со всей полнотой Божественной благодати. Или, когда вкушаем маленькую частичку Тела и Крови Господних, мы обретаем всего Христа, Его Личность. Так и одно единственное слово от Бога способно просветить человеческое сердце, приводя человека в соприкосновение с животворящей благодатью Божией».
«Когда Бог касается сердца, - говорит отец Захария, - то уже с самого начала жизни в Нем мы переживаем и очищение, и просвещение, и обожение. Иногда можно видеть, что первоначальная благодать, даруемая человеку, соответствует мере совершенных. Еще не начав никакой борьбы со своей падшей природой и страстями, человек получает от Бога дар Духа и прилепляется умом к любви Христовой. День и ночь он неустанно призывает святое имя, потому что всем существом погружен в Божественную благодать. Так бывает с тем, кто, как говорит Господь, родился свыше, от Святого Духа: Дyx дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Случиться сие может с первых шагов обращения к Богу». Но, как отмечает автор, у каждого из нас свой путь, свое общение с Богом, потому трудно говорить о духовной жизни в общих чертах.
Однако у нас одна природа, а это значит, что есть некоторые моменты, присущие всем и каждому. Т. е. хотя личный опыт и уникален, но он имеет много общего с опытом других людей. И потому, - как говорит отец Захария, - чтобы выразить реальности духовного мира как можно яснее, необходимо найти то, что является характерным для всех. Вот почему некоторые святые отцы прибегали к употреблению таких понятий, как очищение, просвещение и освящение. Другие предпочитали сравнивать духовную жизнь со Священной историей народа Божия, Израиля. Так и отец Софроний не любил прибегать к схемам или системам, прекрасно понимая, что духовный опыт не может быть описан законами человеческой логики. И тем не менее, чтобы пояснить свою мысль, он иногда прибегал к некоторой аналогии.
К примеру, он говорил, что духовная жизнь, как это наблюдается из века в век, состоит из трех стадий или периодов. Первый этап — это посещение человека Духом Святым и заключение завета с Богом. Второй - долгая и трудная борьба вследствие отнятия благодати. Третий и последний — повторное и неотъемлемое посещение человека благодатью спасения. Делая подобное разделение на периоды, отец Софроний никогда не упускал из виду уникальности нашего общения с Богом — каждый идет собственным путем в зависимости от степени своего стремления к совершенству. Прообраз вышеописанного деления на три периода старец Софроний видел в жизни богоизбранного народа времен Ветхого Завета. Первому посещению благодатью соответствует момент, когда Бог вывел евреев из Египта и провел их через Чермное море. Далее следуют долгие годы в пустыне — время испытания и удаление благодати. И наконец, наследование земли обетованной — это возвращение Божией благодати.
По словам автора, отец Софронии делал такое сравнение, главным образом, для того, чтобы подчеркнуть значение второго, нелегкого периода. Необходимо его правильно понимать, и тогда переживание отнятия благодати обратится во вдохновенный духовный опыт. Если относиться к нему как к дару Божию, то унынию не будет места, и это несмотря на то, что удаление благодати действительно переживается нами как смерть, как духовная пустыня. Уделяя этому вопросу большое внимание, отец Софроний стремился сделать всё, чтобы помочь нам найти выход и обратить «смерть» и сухость в нетленную жизнь в Боге. О себе он пишет: «Страшный и длительный опыт сей был Божиим благодеянием: благодаря ему „снято было с сердца моего древнее покрывало", не допускавшее меня до разумения новозаветного откровения во Христе и Духе Святом».
А еще отец Софроний свидетельствовал: «Я непрестанно обогащаюсь познаниями в плане Духа: то в страдании, то в радости, но я расту. Увеличивается моя способность пребывать в прежде неведомой сфере более длительные сроки». Его драгоценные слова, как признается автор, - великое утешение для живущих в монастыре, и именно поэтому мы так благодарны ему. Вышеупомянутые периоды, - отмечает отец Захария, - наблюдаются в жизни каждого, но совершенный, человек — тот, кто прошел их все. Стяжавший благодать спасения на последнем этапе способен помогать и другим в духовных бранях, ибо он, как говорит апостол Павел, имеет духовное ведение: духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Таковой водим Духом Божиим. Ему ведомы все явления духовной сферы. Тому, кто подлинно стал личностью, открываются тайны путей ко спасению для каждого человека». Более подробно эти стадии духовной жизни и рассматривает автор на страницах этой книги.
***
Если мы хотим стать членами Церкви Христовой, нового творения Божия, нам прежде всего необходима вера – важнейший из даров Духа Святого. Верою мы прививаемся к славному Телу церковному и причащаемся Божественной жизни, исходящей от Главы этого Тела, Христа. В Церкви мы возрастаем духовно и учимся побеждать грех, будучи нищими, обогащаемся, возраждаемся и становимся драгоценными в очах Бога. Но если живем нерадиво, остаемся чуждыми жизни Церкви, пренебрегая дарами Духа Святаго и отягощая своих братьев и сестер во Христе. Вот почему так важно обрести и умножить веру, а в свое время принести и плоды, которые будут питать нас и наших ближних. Об этом нам напоминает архимандрит Захария (Захару) в своей книге «Вспомни твою первую любовь».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Каменск-Уральский. Фестиваль русского народного творчества «Праздник деревянной ложки»
Алма-Ата. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Целительница»
Санкт-Петербург. XVI Студенческая конференция СПбДА
Екатеринбург. Курсы для беременных
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!