Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Среди первых святых, живших в 1-3 веках и канонизированных Православной Церковью, не так много тех, кто имел профессию врача. Многие святые угодники Божии, лечившие больных силой молитвы ко Господу Иисусу Христу, также именовались врачами. Врачами назывались и те, кто имел некоторые познания о действии лекарственных трав, полученные по наследству от своих родственников, или приобретенные на основании собственного опыта, и, конечно, те, которые имели медицинское образование. Но есть врачи-профессионалы, которых знают и почитают все православные христиане. Об этих святых врачах рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Православного Братства в честь Святого Архистратига Михаила. Она называется – «Врачи христиане первых трех веков нашей эры, причисленные Православной Церковью к лику святых». ***
Как отмечают издатели, в настоящей работе сделана попытка описания житий семи святых врачей-профессионалов, наиболее известных и чтимых Православной Церковью: апостола Христова (из 70-ти) евангелиста Луки, Целителя Пантелеимона, Диомида Киликийского, Космы и Дамиана Римских, Космы и Дамиана Аравийских. Они успешно лечили больных, при этом проповедовали христианство в языческой Римской империи, понимая, что идут на страдания, мучительную гибель, осуждение идолопоклонников, но они понимали и то, что, как известно, «возле горящих веток сырые высохнут и тоже загорятся». Во имя Христа, Его Евангельского учения, во имя спасения заблудших душ святые врачи отдавали свои жизни. Как врачи-профессионалы, они владели искусством врачевания тела теми лечебными средствами, которые были известны в Римской империи в I — III веках.
Но прежде чем перейти к рассказу о святых, составители сборника знакомят читателей с историей медицины Римской империи в I — III веках. Как говорится в книге, в эти века «не было еще университетов, обучавших медицине. Как до новой, так и в начале новой истории человечества, медицине обучали известные врачи, содержавшие медицинские школы, которые именовались «специальными школами». Каждая из таких школ, учрежденных в Римской империи в городах Рим, Александрия, Антиохия, Афины, Никомидия и др. утверждала свои направления развития медицины. Врачи, основатели «специальных (медицинских) школ», имели несколько учеников, которых обучали врачебному искусству. Анатомия преподавалась на животных, а иногда — на раненых и осужденных. Практическую медицину изучали у постели больных. Называться врачами имели право только самые талантливые из учеников, обладавшие глубинными знаниями в области медицины того времени, досконально освоившие труды и методы лечения великих ученых.
Медицина в Римской империи базировалась на учениях о врачевании, имевших место в Древней Греции и в др. странах на основе античности мира: многобожья. К многочисленным богам и богиням больные люди обращались за помощью. Однако истинное врачевание начало пускать свои корни. Уже в Древней Греции стали создаваться школы по обучению врачей. Долгое время оно было семейной традицией. Затем рамки семейных школ расширились и в обучение врачебному искусству стали приглашать детей богатых родителей. Эти навыки передались и в Древний Рим вместе с пониманием лечения той или иной школы. Так, например, Критская врачебная школа, зародившаяся в Др. Греции (VI в. до н. э.) учила, что организм человека есть единство противоположностей, которые должны быть в равновесии. Нарушение этого равновесия является причиной болезни. Поэтому лечить надо противоположное — противоположным: холод — теплом, горечь во рту — сладостью и т. д. Эту мысль поддерживал и Гиппократ.
К слову сказать, Гиппократ (живший во II в. до н. э.) был главой выдающейся врачебной школы, олицетворяющей лучшие традиции передовых школ. Он лечил больных правильным питанием, диетой, спортом, свежим воздухом и др., что нашло отражение в его трудах. Гиппократ сделал немало открытий почти во всех областях медицины, но особенно они велики в области анатомии и хирургии, описанные в соответствующих трудах. Он указывал на врачебную этику, а также учил будущих врачей, как правильно накладывать повязки, какие надо использовать хирургические аппараты, как лечить раны головы. Ученый описал лечение зубов и десен, полости рта, а также симптомы их заболевания. Кроме известных тогда лечебных средств, он применял также строгую диету. Гиппократ был приверженцем лечения лекарствами растительного, а также животного происхождения, и использовал их в натуральном виде, не объединяя. Он описал действие более 250 лекарственных средств растительного и 50 — животного происхождения.
Все эти учения и методы лечения в Древней Греции перешли во врачебные школы Римской империи I - III веков, где при этом было требование: лечить безопасно, быстро и приятно. Лекарства готовили сами врачи, почти не открывая тайны их состава. Наряду с государственными врачебными школами в Римской империи появились частные школы по подготовке врачей. Первую из них основал Асклепиад из Прусы в Вифинии (128-56 гг. до н. э.) — видный греческий врач в Риме. В I веке появились труды Авла Корнелия Цельса. Величайшим врачом Древнего Рима был Клавдий Гален (129-199 гг.). В его трудах трактовка явлений природы и назначений частей тела была исключительно теологической, олицетворяющей веру во Единого Бога. Его книги были канонизированы, как и священные книги Церкви и труды некоторых древних авторов.
Методы лечения Клавдия Галена (подробнее о них узнаете из книги), как и методы других авторов, повсеместно использовались многими врачами. В тот период (I — III вв.) Римской империи требовалось большое количество врачей во время сражений, поэтому медицина была прежде всего военной. Оказывали медицинскую помощь во время военных действий капсари, младшие медики. Однако уже в конце II века в армейских подразделениях появились врачи-профессионалы. После битвы раненых отвозили в военные лагеря — валентудинарии. Гражданских больниц в тот период в Римской империи не было: врачи сами посещали больных или страждущие приходили к врачам. Кроме их лечения, врачи работали в банях, театрах, цирках. Были и придворные врачи, лечившие императоров и их двор.
Врачи в Римской империи, в отличие от других стран, имели привилегированное положение, которое привлекало иноземных лекарей. Это способствовало их избытку, конкуренции и в результате, к узкой специализации. К концу II века в Римской империи были глазные и зубные врачи, узкие специалисты и хирурги, производившие лишь одну операцию. Однако святые врачи, описанные в этой книге, будучи профессионалами, и с Божьей помощью, успешно лечили все болезни, при этом проповедовали страждущим (и их родственникам) великое Евангельское учение Иисуса Христа. Еще раз вспомним, что согласно церковному календарю, к святым врачам относятся: святой апостол и евангелист Лука (его память празднуется Церковью 31 октября); великомученик и целитель Пантелеимон (память празднуется 9 августа); мученик Диомид-врач (его мы чтим 29 августа); мученик Орест-врач (славится 23 ноября).
Мучениками бессребрениками (не берущими плату за лечение) названы святые врачи Кир и Иоанн (их память празднуется Церковью 13 февраля). Косма и Дамиан Римские (празднование их памяти приходится на 14 июля); Косма и Дамиан Аравийские (их мы чтим 30 октября); Косма и Дамиан Ассийские и мать их преподобная Феодотия (память празднуется 14 ноября) и другие. Мученики Кодрат и Фалалей также именуются врачевателями. Многие из них, являясь целителями не только телесных недугов, но и духовных, сознательно отдавали свои жизни за имя Христа, за веру в Него, за Его Великое, Всепобеждающее Учение, за спасение... и наших душ. Мы же этим светильникам добра и любви приносим великое благодарение, честь и поклонение во веки веков. Их святой памяти посвящается и данная книга, по большей части основанная на «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского. Завершает книгу список православных храмов, приходов и монастырей Белорусской Православной Церкви, освященных во имя святых врачей-христиан первых трех веков нашей эры.
*** Описанные в этой книге великие святые врачи жили в I—III веках от Рождества Христова. Задумываясь об их святой жизни, современный человек-обыватель мог бы сказать: «Что им было надо? Жили бы себе спокойно, окруженные заботой и любовью благодарных излеченных ими больных и их родственников, радовались бы жизни. Святые же врачи думали и поступали иначе. Они считали, что счастье — жить во имя Христа, жить по Его заповедям, подняться на высоту благородства, добра, терпимости и, если Господу Богу будет угодно, умереть за Его Имя. Святые врачи хотели не только спасать людей от телесных недугов, но и привести их к Триединому Господу Богу, чтобы они, исцеленные ими, и их близкие могли получить вечное спасение во Христе.
22 февраля. Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала
22 февраля. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала
22 февраля. Отдание праздника Сретения Господня. Обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского
Простые истории. Художник Наталья Гончарова
Союз онлайн. Есть что сказать
Почему в Церкви так устроено, что исповедоваться нужно священнику?
— Многие говорят: «Зачем я буду идти на исповедь, что-то говорить священнику?» Власть вязать и разрешать грехи Господь дал апостолам. В лице апостола Петра Он обращается ...
Что следует делать, если внутри появляется осуждение духовника, несогласие с ним?
— Здесь рецепт простой. Нужно открыться ему, как родному отцу, победить свою трусость и малодушие. «Батюшка, на прошлой проповеди Вы сказали нелепицу. У меня такое смятение ...
Можно ли обратиться за советом к старцу без согласия духовника
— Были случаи, когда люди ехали к старцам. Например, в Оптину пустынь. Наши последние известные старцы: отец Иоанн (Крестьянкин), отец Кирилл (Павлов), отец Наум в Лавре. ...
Должно ли быть всецелое послушание духовнику?
— Почитаем святоотеческую литературу, особенно древних подвижников благочестия. Возьмем «Добротолюбие». Антоний Великий, Макарий Великий, Венедикт Нурсийский… Какие у них были ученики! Было абсолютное послушание. Сказали им ...