У книжной полки. Врачи христиане первых трех веков нашей эры, причисленные Православной Церковью к лику святых

14 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Среди первых святых, живших в 1-3 веках и канонизирован­ных Православной Церковью, не так много тех, кто имел профессию врача. Многие святые угодники Божии, лечившие больных силой молитвы ко Господу Иисусу Христу, также именовались врачами. Врача­ми назывались и те, кто имел некоторые познания о действии лекарственных трав, полученные по наследству от своих родственников, или приобретенные на основании собственного опыта, и, конечно, те, которые имели медицинское образование. Но есть врачи-профессионалы, которых знают и почитают все православные христиане. Об этих святых врачах рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Православного Братства в честь Святого Архистратига Михаила. Она называется – «Врачи христиане первых трех веков нашей эры, причисленные Православной Церковью к лику святых». ***

Как отмечают издатели, в настоящей работе сделана попытка описания житий семи святых врачей-профессионалов, наибо­лее известных и чтимых Православной Церковью: апостола Христова (из 70-ти) евангелиста Луки, Целителя Пантелеимона, Диомида Киликийского, Космы и Дамиана Римских, Космы и Дамиана Аравий­ских. Они успешно лечили больных, при этом пропо­ведовали христианство в языческой Римской импе­рии, понимая, что идут на страдания, мучительную гибель, осуждение идолопоклонников, но они пони­мали и то, что, как известно, «возле горящих веток сырые высохнут и тоже загорятся». Во имя Христа, Его Евангельского учения, во имя спасения заблуд­ших душ святые врачи отдавали свои жизни. Как врачи-профессионалы, они владели искус­ством врачевания тела теми лечебными средствами, которые были известны в Римской империи в I — III веках.

Но прежде чем перейти к рассказу о святых, составители сборника знакомят читателей с историей медицины Римской империи в I — III веках. Как говорится в книге, в эти века «не было еще университетов, обу­чавших медицине. Как до новой, так и в начале но­вой истории человечества, медицине обучали из­вестные врачи, содержавшие медицинские школы, которые именовались «специальными школами». Каждая из таких школ, учрежденных в Римской империи в городах Рим, Александрия, Антиохия, Афины, Никомидия и др. утверждала свои направления развития медицины. Врачи, основатели «специальных (медицинских) школ», имели несколько учеников, которых обучали врачебному искусству. Анатомия преподавалась на животных, а иногда — на раненых и осужденных. Практиче­скую медицину изучали у постели больных. Назы­ваться врачами имели право только самые талантли­вые из учеников, обладавшие глубинными знания­ми в области медицины того времени, досконально освоившие труды и методы лечения великих ученых.

Медицина в Римской империи базировалась на учениях о врачевании, имевших место в Древней Греции и в др. странах на основе античности мира: многобожья. К многочисленным богам и богиням больные люди обращались за по­мощью. Однако истинное врачевание начало пу­скать свои корни. Уже в Древней Греции стали создаваться шко­лы по обучению врачей. Долгое время оно было  семейной традицией. Затем рамки семейных школ расширились и в обучение врачебному искусству стали приглашать детей богатых родителей. Эти навыки передались и в Древний Рим вместе с по­ниманием лечения той или иной школы. Так, на­пример, Критская врачебная школа, зародившаяся в Др. Греции (VI в. до н. э.) учила, что организм че­ловека есть единство противоположностей, которые должны быть в равновесии. Нарушение этого рав­новесия является причиной болезни. Поэтому ле­чить надо противоположное — противоположным: холод — теплом, горечь во рту — сладостью и т. д. Эту мысль поддерживал и Гиппократ.

К слову сказать, Гиппократ (живший во II в. до н. э.) был главой выдающейся врачебной школы, оли­цетворяющей лучшие традиции передовых школ. Он лечил больных пра­вильным питанием, диетой, спортом, свежим воздухом и др., что нашло отражение в его трудах. Гиппократ сделал немало открытий почти во всех областях медицины, но особенно они велики в об­ласти анатомии и хирургии, описанные в соответствующих трудах. Он указывал на врачебную этику, а так­же учил будущих врачей, как правильно наклады­вать повязки, какие надо использовать хирургиче­ские аппараты, как лечить раны головы. Ученый описал лечение зубов и десен, полости рта, а также симптомы их за­болевания. Кроме известных тогда лечебных средств, он применял также строгую диету. Гиппократ был приверженцем лечения лекар­ствами растительного, а также животного проис­хождения, и использовал их в натуральном виде, не объединяя. Он опи­сал действие более 250 лекарственных средств расти­тельного и 50 — животного происхождения.

Все эти учения и методы лечения в Древней Греции перешли во врачебные школы Римской империи I - III веков, где при этом было требование: лечить безопасно, быстро и приятно. Лекарства готовили сами врачи, почти не открывая тайны их состава. Наряду с государственными врачебными шко­лами в Римской империи появились частные школы по подготовке врачей. Первую из них основал Асклепиад из Прусы в Вифинии (128-56 гг. до н. э.) — видный греческий врач в Риме. В I веке появились труды Авла Корнелия Цельса. Величайшим врачом Древнего Рима был Клав­дий Гален (129-199 гг.). В его трудах трактовка яв­лений природы и назначений частей тела была ис­ключительно теологической, олицетворяющей веру во Единого Бога. Его книги были канонизированы, как и священные книги Церкви и труды некоторых древних авторов.

Методы лечения Клавдия Галена (подробнее о них узнаете из книги), как и методы других авторов, повсеместно использовались многими врача­ми. В тот период (I — III вв.) Римской империи требовалось большое количество врачей во время сраже­ний, поэтому медицина была прежде всего военной. Оказывали медицинскую помощь во время военных действий капсари, младшие медики. Однако уже в конце II века в ар­мейских подразделениях появились врачи-профес­сионалы. После битвы раненых отвозили в военные лагеря — валентудинарии. Гражданских больниц в тот период в Римской империи не было: врачи сами посещали больных или страждущие приходили к врачам. Кроме их лечения, врачи работали в банях, театрах, цирках. Были и придворные врачи, лечившие императоров и их двор.

Врачи в Римской империи, в отличие от других стран, имели привилегированное положение, кото­рое привлекало иноземных лекарей. Это способство­вало их избытку, конкуренции и в результате, к уз­кой специализации. К концу II века в Римской импе­рии были глазные и зубные врачи, узкие специалисты и хирурги, производившие лишь одну операцию. Однако святые врачи, описанные в этой книге, будучи профессионалами, и с Божьей помощью, успешно лечили все болезни, при этом проповедовали стра­ждущим (и их родственникам) великое Евангельское учение Иисуса Христа. Еще раз вспомним, что согласно церковному календарю, к святым вра­чам относятся: святой апостол и евангелист Лука (его память празднуется Церковью 31 октября); великомученик и целитель Пантелеимон (память празднуется 9 августа); мученик Диомид-врач (его мы чтим 29 августа); мученик Орест-врач (славится 23 ноября).

Мучениками бессребрениками (не берущими плату за лечение) названы святые врачи Кир и Иоанн (их память празднуется Церковью 13 февраля). Косма и Дамиан Римские (празднование их памяти приходится на 14 июля); Косма и Дамиан Аравийские (их мы чтим 30 октября); Косма и Дамиан Ассийские и мать их преподобная Феодотия (память празднуется 14 ноября) и другие. Мученики Кодрат и Фалалей также именуются врачевателями. Многие из них, являясь целителями не только телесных недугов, но и духовных, сознательно отдавали свои жизни за имя Христа, за веру в Него, за Его Великое, Всепобежда­ющее Учение, за спасение... и наших душ. Мы же этим светильникам добра и любви приносим вели­кое благодарение, честь и поклонение во веки ве­ков. Их святой памяти посвящается и данная книга, по большей части основанная на «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского. Завершает книгу список православных храмов, приходов и монастырей Белорусской Православной Церкви, освященных во имя святых врачей-христиан первых трех веков нашей эры.

 

*** Описанные в этой книге великие святые врачи жили в I—III веках от Рождества Христова. Задумываясь об их святой жизни, современный человек-обыватель мог бы сказать: «Что им было надо? Жили бы себе спокойно, окруженные заботой и любовью благодарных излеченных ими больных и их родственников, радовались бы жизни. Свя­тые же врачи думали и поступали иначе. Они счи­тали, что счастье — жить во имя Христа, жить по Его заповедям, подняться на высоту благородства, до­бра, терпимости и, если Господу Богу будет угодно, умереть за Его Имя. Святые врачи хотели не только спасать людей от телесных недугов, но и привести их к Триединому Господу Богу, чтобы они, исце­ленные ими, и их близкие могли получить вечное спасение во Христе.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать