У книжной полки. Виноградарь Христов. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. Жизнеописание, проповеди, статьи, выступления

23 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

23 ноября 1912 года на Санкт-Петербургскую кафедру был назначен митрополит Владимир (Богоявленский), до этого более 14 лет возглавлявший кафедру московских святителей. По словам священника Валерия Духанина, «это был епископ, который искренне любил простых людей, редкостную отзывчивость проявлял он ко всем нуждам паствы и духовенства. Особое внимание уделял духовно-нравственному просвещению мирян. В епархии организовал внебогослужебные беседы с паствой, к которым привлекал все приходское духовенство. А его собственные проповеди, продуманные и прочувствованные горячо верующим и любящим сердцем, привлекали многих слушателей и производили на них сильнейшее впечатление». Кроме того, «зная основные народные искушения, владыка Владимир вел активную борьбу с алкоголизмом. На эту тему писалось множество статей и книг, проводились съезды, шел обмен опытом». Об этом свидетельствует книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется – «Виноградарь Христов».

***

По словам издателей, труды священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киев­ского, столь обширны, деятельность его настолько многогранна и внуши­тельна, что одно только перечисление его церковных обязанностей, обществен­ных инициатив и пастырских послуша­ний вызывает восхищение. У него были выдающиеся дарования проповедника, организатора, строителя. Он откликался на все животрепещущие вопросы своего времени как социальные, так и на­учные, связанные как с семьей и воспитанием, так и с духовным образованием. В годину бедствий — голода, эпидемий — владыка открывал столовые, бесстрашно посещал холерные лазареты, устраивал молебствия на городских площадях, чем и заслужил славу «печальника народного».

Архипастырь стро­ил церковно-приходские школы, духовные учили­ща, храмы (в одной только Грузии возвел более ста церквей). Будучи духовным наставником великой княгини Елисаветы Феодоровны, он всемерно под­держивал ее благотворительные начинания, по­могал строить Марфо-Мариинскую обитель мило­сердия. Также обширна просветительская и издательская деятельность святителя: он пишет статьи, доклады, занимается миссионерством. В потоке этих нескончаемых дел митрополит Владимир считает сугубо важным мобилизовать все силы, пастырский опыт, богословские знания, чтобы объявить непримиримую войну такому не­избывному для русских несчастью, такой народ­ной пагубе, как пьянство.

 «Будем объединять во­круг себя людей, твердых в вере, крепких в борьбе с этим злом, — пишет владыка в одном из посла­ний, — будем вместе с ними поддерживать слабых волей и духом, призовем в доброе сотрудничество с собой и родителей, и начальствующих в школах, жен... пусть все, кто и как может, вложат в это свя­тое дело, в этот подвиг спасения народа всю силу своей любви, и убежденного слова, и увлекающего примера». Митрополит Владимир говорит об ал­коголе как об исконном враге страны, отравителе, разбойнике, грабителе, как о величайшем обманщике мира. Он называет пьянство непреодоли­мым деспотом, разрушающим счастье отдельных лиц, семейств, целого народа; рассказывает об опу­стошении, которое производит пьянство, считает его страстью, возжигаемой адской силой. «Тает русская душа, теряется способность к подвигу, ис­чезает энергия, гаснут идеалы. Народ отравляется, он гибнет духовно и телесно».

«Нет другой тяготы, которая так непосиль­но обременяла бы и разоряла бы душу и тело русского народа, как тягота алкоголя, — писал митрополит Председателю Совета министров И. Л. Горемыкину, — в великом трезвенном посте, соединенном с молитвой, — залог дальнейшего процветания России, ее внутреннего и внешнего благоденствия». О том, что владыка предпринимал на поприще борьбы с этой тяготой, снискав себе среди верую­щих и священства славное прозвище «ангел трез­вости», и свидетельствуют материалы, составив­шие данный сборник. На его страницах представлены статьи и выступ­ления священномученика Владимира, публиковавшиеся в начале XX в. как богословское обоснование антиалкогольного движения, го­рячо поддержанного всенародно любимым владыкой.

Стоит отметить, что, служа на Московской, а затем и Санкт-Петербургской кафедрах, святитель Владимир полагал много сил на борьбу с пьянством. С его именем связано установление в 1913 г., по определению Синода, всероссийского церковного дня трезвости, приуроченного к памяти усекновения главы св. Иоанна Крестителя. В те дни, в 1913-м, в Петербурге центром проведения дня трезвости стал Исаакиевский собор, куда прибыл многолюдный крестный ход. После литургии владыка отслужил на площади перед собором молебен по особому чину «об исцелении страждущих пьянственным недугом». Поддержал архипастырь также инициативу преобразования петербургского Александро-Невского общества трезвости во всероссийское братство, внес на утверждение в Синод проект его устава, и председательствовал на учредительном собрании, которое состоялось 23 ноября 1914 года. Таким образом, владыка Владимир боролся с народным пьянством не только на словах — призывами, но и на деле. В своих выступлениях он подчеркивал, как важ­но противопоставить себя господствующим пред­ставлениям о якобы русской традиции винопития. Объяснял, что подобное сопротивление требует подвига веры и немалого мужества.

Как отмечают издатели, в наши дни много говорится о так называемой заместительной природе алкоголизма и наркома­нии: человек пьет, чтобы избавиться от ощуще­ния внутренней пустоты. Не исключено, что если он просто перестанет пить, то столкнется с опас­ностью перехода духовной неудовлетворенности в другие не менее пагубные формы якобы выхода из сложившейся ситуации. Об этом митрополит Владимир писал следующее: «Если больной не бывает излечен внутри, то пропавший нарыв на одном месте скоро появится на другом. Так и с пьяницей... Чтобы доставить пья­нице истинное спасение, его необходимо исцелить внутри, а для этого ему, как и всякому грешнику, нужно прежде всего отпущение греха, нужна та Бо­жественная любовь, которая своей зиждительной благодатью... с корнем вырвет из сердца и самую страсть, как источник всякого греха и порока».

Занимаясь проблемами алкоголизации, шту­дируя медицинские, естественно-научные и ис­торические источники, автор проводит богослов­ские изыскания, цитирует библейские источники в обоснование собственной позиции поборника безупречной трезвости, способного дать глубо­ко аргументированный отпор приверженцам ви­нопития. В своих проповедях и докладах митрополит Владимир говорит о том, как «борьба за трез­вость» может сплотить верующих, оживить при­ходскую жизнь, сделать отношения между людь­ми по-настоящему искренними, евангельскими: «Ведь в одиночку от выпивания отстать трудно. Кто не знает, как слаб бывает пьющий человек? Иное дело в обществе... Тут все держатся друг за друга. Чуть ослабеет человек, оступится, свер­нет на старое, а друзья подкрепят добрым словом, ободрят личным примером». И первым, кто должен подавать личный пример, расцени­ваемый святителем как дело любви, - это пастырь.

Митрополит Владимир призывал полно­стью отказаться от употребления вина — чтобы не давать повод для соблазна. «Нет, кажется, тако­го обстоятельства в нашей жизни, которое мы не делаем поводом к выпивкам! — пишет он. — У нас пьют... с горя, пьют и с радости... пьют на свадьбах и крестинах, пьют и на похоронах...» С митрополитом спорили, считая его наказы излишне стро­гими. Владыка и не отрицал, что дело это трудное. Но понимать данные установки следует как апо­стольский завет: друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов. В богословском смысле митрополит Владимир, дерзновенный подвижник, сохранивший чистоту веры, сказал новое слово в проповедании совершенствования через воздержание. Эта его позиция отражена и в текстах предлагаемой читателям книги. Многие аспекты трудов первого российского священномученика легли в основу «Концепции Русской Православной Церк­ви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма», принятой Священным Синодом 25 июля 2014 года.

***

В феврале 2018 года исполнилось 100 лет со дня гибели священномученика Владимира (Богоявленского), митро­полита Киевского, открывшего траги­ческий список новомучеников Церкви Русской, пострадавших за исповедание веры Христовой. К этой дате и приурочен выход сборника его проповедей и статей, содержащих размышления святителя о бу­дущих судьбах России, его увещевания, касающиеся личностных и обществен­ных пороков, среди которых наиболее па­губным, особенно в годы смуты, оказался грех пьянства. По словам издателей, эта книга адресована как преподавателям курсов «Основы пра­вославной культуры», так и широкому кругу читателей, интере­сующихся историей социального служения Русской Православ­ной Церкви, возглавившей движение за трезвость в лице своего выдающегося архипастыря.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать