У книжной полки. Архимандрит Софроний (Сахаров). Видеть Бога как Он есть

24 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Вся жизнь архимандрита Софрония (Сахарова), выдающегося подвижника и богослова 20 века, ученика преподобного Силуана Афонского, была отмечена всецелой устремленно­стью к Богу. Пройдя через многочисленные испытания, отец Софроний приобрел богатейший духовный опыт, стал свидетелем нетварного света, явил своей жизнью преображающую силу благо­дати Божией. Те, кто знал старца Софрония или читал его книги, ставили батюшку в один ряд с прп. Симеоном Новым Богословом и святителем Григорием Паламой. Свой путь, подобный опыту святого Симеона Нового Богослова, старец описал в книге «Видеть Бога как Он есть». Эту книгу, выпущенную в свет издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

Эта книга представляет собой изложение личного духовного опыта архимандрита Софрония (Сахарова) — выдающегося духовного писателя-подвижника нашего времени. Это духовная автобиография, которая является незаурядным примером не отвлечённого богословия и опытного познания Божественной реальности в самой жизни. Неподдельная искренность автора кладет на каждое его слово печать достоверной подлинности, ставя читателя пред Истиной Бытия как неоспоримым фактом. В настоящем издании сохранены особенности авторского стиля, орфографии и пунктуации.

Прежде всего скажем несколько слов об авторе книги. Архимандрит Софроний родился 22 сентября 1896 года в Москве. По словам двоюродного внука и духовного чада прис­нопамятного старца, иеромонаха Николая (Саха­рова), «период его жизни покрывает почти весь 20 век. Выходец из городской семьи, он начал свою карьеру как жи­вописец. Воспитанный христианином, он имел опыт и вос­точного мистицизма. Погруженный в образованную среду русской интеллигенции и будучи успешным художником в Париже, он оставил все мирское и жил как простой монах в монастыре, а затем — как отшельник, в полной нищете. Как священник - продолжал служить тысячам людей, отдавая им себя целиком». Он про­жил целое столетие, пройдя через множество социальных, духовных и мировых катаклизмов и умер в глубокой старости, в возрасте 97 лет 11 июля 1993 года.

Впервые видение Нетварного Света будущий старец пережил в Великую Субботу 1924 года. «Я ощутил Его, - говорил отец Софроний, - как прикосновение Божественной Вечности к моему духу». После пережитого он поступил в только что открытый Свято-Сергиевский Богословский институт. Однако простая учеба не удовлетворяла его, жажда духовной жизни и покаяние влекли молодого человека на Афон, где он в 1927 г. принял монашеский постриг в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. О первых годах на Афоне вспоминал как о «самых блаженных». В 1930 г. встретился с русским монахом прп. Силуаном Афонским, ставшим его духовником. Старец Силуан покорил молодого монаха своей «святостью, глубиной духовного опыта и ясностью мысли», и до самой кончины преподобного, о. Софроний находился при нем. Перед смертью прп. старец передал духовному сыну свои записки, которые были опубликованы под названием «Старец Силуан».

Святая Гора стала определяющим рубежом для всей жизни отца Софрония и оказала на него глубочайшее влияние, как видно из его книг. По мнению митрополита Иерофея (Влахоса), старец «достиг великих глубин в опыте богопознания, неоднократно сподобившись ви́дения Нетварного Света. Обладая незаурядными интеллектуальными способностями, он сумел описать приобретенный им великий опыт духовной жизни». Это описание мы и находим в его духовной автобиографии - «Видеть Бога как Он есть», на страницах которой он «исповедует все пережитое им». Старец написал эту книгу в конце своей жизни. В ней, как отмечает владыка Иерофей, он «по-настоящему аскетично и смиренно описывает духовный опыт, который он пережил в течение столетия своей жизни. Он сам характеризует это как «исповедь» и «духовную биографию». И этот духовный опыт был для него более важным, чем события двух мировых войн, которые он пережил».

Отец Софроний пишет: «Господь знает, с каким страхом написаны многие из страниц этой исповеди моей». Старец, как монах, привык к тому, чтобы «все оставалось только между Богом и душою», но, отмечает он, приближаясь к исходу своему и находясь в глубокой старости, «я становлюсь менее уязвимым людскими о мне суждениями». Все это «обнаружение» он «ревниво хранил от посторонних глаз доселе». В предисловии книги отец Софроний отмечает: «Происходившее со мною не было следствием моей инициативы, совсем нет. Но Бог, по Ему единому ведомому Промыслу о нас, благоволил посетить меня и допустить меня прикоснуться к Его Вечности. Его святая рука беспощадно бросала меня ничтожного в неописуемые бездны. «Там» в изумлении до великого ужаса я становился зрителем реальностей, превосходивших мой разум. Об этом я пытаюсь говорить в предлежащих страницах».

«Мои опыты, - отмечает старец, - не сразу усваивались моим рассудком. Прошли десятилетия, прежде чем они приняли форму моего догматического сознания. До посещения меня Богом я, читая Евангелия или послания Апостолов, не понимал действительно, какая онтологическая реальность скрывается за каждым словом Святого Писания. Сама жизнь показала мне, что вне живого опыта Бога или встречи с властями и мироправителями тьмы века сего, духами злобы поднебесными (Еф. 6, 12), одна интеллектуальная осведомленность не приводит к тому, что является смыслом веры нашей: знание Бога, сотворившего все сущее. … После же посещений Свыше я читал Евангелие с иным, по сравнению с прошлым, сознанием. Я глубоко и благодарно радовался, встречая подтверждение моему опыту. Эти чудные совпадения самых существенных моментов моего сознания Бога с данными Откровения Нового Завета бесконечно дороги моей душе. Они были даром Неба: Сам Бог молился во мне. Но все сие принимало форму «моего состояния».

Я, - говорит старец, - был крещен в самые первые дни моего появления на свет. По чину нашей Церкви – при этом таинстве на все члены моего тела полагалась «печать дара Духа Святого». Не эта ли Печать спасла меня от блужданий по чужим дорогам? Не она ли была причиною многих «чудных совпадений» моих переживаний с духом Евангельского Откровения? В данной книге я останавливаюсь вниманием на описании части ниспосланных мне опытов. Однако, параллельно с этим, считаю важным упомянуть, что весь ход моей жизни в Боге привел меня к убеждению, что всякое отклонение нашего умного сознания от правильного разумения Откровения неизбежно отразится в повседневности. Иными словами: истинно праведная жизнь обусловлена верными понятиями о Боге – Святой Троице».

О своем поиске Бога, старец Софроний пишет так: «Я всегда терзался сознанием великой нужды разуметь: Зачем я рожден в этот мир?.. Куда все мы, люди, идем?.. Что нам достижимо?.. Где наш «конец»? Не знать всего этого – нестерпимый кошмар, нескончаемая мука. Предмет искания – велик. Но при одной мысли о полной недосягаемости Искомого я терял всякое вдохновение, и отчаяние охватывало душу мою: лучше бы мне не родиться. Спокойный внешне, я метался внутренне. Я не избежал хождения по чуждым христианину путям. Но все было – мрак. Возросши, я встретился со Христом, Который сказал: «Дерзайте, Я победил мир» (Ин.16:33). И еще: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие, восхищают его» (Мф.11:12). И Он влил в сердце мое непокидающее вдохновение». Что еще познал отец Софроний в тот момент, когда произошла его встреча со Христом, какие духовные труды понес он в последующие за этим годы, сам старец рассказывает на страницах этой книги.

***

По словам митрополита Иерофея (Влахоса) в книге «Видеть Бога как Он есть» много страниц, из которых, как через «окна», каждый может увидеть величие внутренней жизни старца Софрония. Он ссылается на свой духовный опыт – иногда явно, иногда косвенно, – чтобы помочь людям противостоять испытаниям с большим знанием и большей мудростью. Он хотел быть «как свидетель и брат» для всех, кто сталкивается с подобными духовными испытаниями, как и сам он некогда получил наставление от святого Силуана». В завершение программы стоит отметить, что книги старца переведены более чем на двадцать языков всех материков Земли. Они, по словам иеромонаха Николая (Сахарова), вызывают отклик у широчайшего круга читателей: начиная от не имеющих никакого понятия о бо­гословии до людей с высочайшим уровнем академических интересов, от простой русской бабушки до выдающегося ученого западного университета».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать