Аудио |
|
Скачать .mp3 |
3 октября 1873 года родился выдающийся русский писатель - Иван Сергеевич Шмелев. Стремление к литературному творчеству пробудилось у Шмелева еще во время обучения в московской гимназии. В 1895 году, совершая свадебное путешествие на Валаам, он с супругой заехал и в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы получить благословение известного подвижника, иеромонаха Варнавы Гефсиманского. И тогда прозорливый старец предрек Ивану Шмелеву предстоящий «крест» страданий, прозрел и укрепил в нем писательский дар, сказав: «Превознесешься своим талантом». Что впоследствии и произошло. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию сборник рассказов этого замечательного русского писателя. Он называется – «Въезд в Париж».
***
В этот сборник вошли избранные рассказы известного писателя, охватывающие весь период его творчества с 1895 по 1940-е гг. Написанные как в России, так и в эмиграции, они отражают в достаточной мере вехи его духовного становления. А проходило оно изначально в кругу семьи, которая, как отмечают биографы писателя, отличалась патриархальностью привычек и богомольностью. Отец Шмелева, Сергей Иванович, состоял в купечестве, был известным в Москве подрядчиком, хозяином большой плотничьей артели и владельцем бань. Он был также церковным старостой, щедрым благотворителем и заботился о простых людях.
Множество трудового народа видел Ваня во дворе их дома, а нередко и в самом доме. Он слышал их песни, прибаутки, поговорки, сказки и разнообразно-богатый язык. «Слов было много на нашем дворе – всяких, - вспоминал Шмелев в своей автобиографии. - Это была первая прочитанная мною книга - книга живого, бойкого и красочного слова. Здесь, во дворе, я увидел народ. … Здесь я слушал летними вечерами, после работы, рассказы о деревне, сказки и ждал балагурство. …Здесь я впервые почувствовал тоску русской души в песне, которую пел рыжий маляр. Многое повидал я на нашем дворе и веселого и грустного. …Здесь я получил первое и важное знание жизни. Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог».
«Двор наш,— отмечал писатель, — для меня явился первой школой жизни — самой важной и мудрой. Здесь получались тысячи толчков для мысли. И все то, что теплого бьется в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребенка, глазами». Эти впечатления детства, а также религиозное воспитание с традиционным для верующих людей укладом жизни, позволили Ивану Сергеевичу впоследствии создать самые поэтические свои произведения. Они пронизаны очарованием старинного замоскворецкого быта, окрашены любовью к Православию, церковному богослужению, подвижникам веры, поэзией народной жизни и народных характеров.
Начальное образование, как и в других купеческих семьях, мальчик получил дома. А 1884 году его отдали учиться в шестую Московскую гимназию. Закончив её, Шмелев начал писать свои первые произведения. О том, как он стал писателем, Иван Сергеевич рассказывал следующее: «Теперь, когда это вышло на самом деле, кажется мне порой, что я не делался писателем, а будто всегда им был, только — писателем «без печати». Помнится, нянька, бывало, говорила: «И с чего ты такая балаболка? Мелет-мелет невесть чего... как только язык у тебя не устает, балаболка!..» Живы во мне доныне картинки детства, обрывки, миги. Вспомнится вдруг игрушка, кубик с ободранной картинкой, складная азбучка с буквой, похожей на топорик или жука, солнечный луч на стенке, дрожащий зайчиком...
Ветка живой березки, выросшей вдруг в кроватке у образка, зеленой такой, чудесной. Краска на дудочке из жести, расписанной ярко розами, запах и вкус ее, смешанный с вкусом крови от расцарапанной острым краем губки, черные тараканы на полу, собравшиеся залезть ко мне, запах кастрюльки с кашкой... Боженька в уголке с лампадкой, лепет непонимаемой молитвы, в которой светится «Дево радуйся»... Я говорил, - пишет Шмелев, - с игрушками — живыми, с чурбачками и стружками, которые пахли «лесом» — чем-то чудесно-страшным, в котором «волки». Но и «волки» и «лес» — чудесные. Они у меня мои. Все казалось живым, все мне рассказывало сказки, — о, какие чудесные!»
«Должно быть, за постоянную болтовню, - вспоминает далее Иван Сергеевич, - прозвали меня в первом классе гимназии «римский оратор», и кличка эта держалась долго. В балльниках то и дело отмечалось: «Оставлен на полчаса за постоянные разговоры на уроках». Это был, так сказать, «дописьменный» век истории моего писательства. За ним вскоре пришел и «письменный»». … Долго рассказывать о первых моих шагах. Расцвел я пышно на сочинениях. С пятого класса я до того развился, что к описанию храма Христа Спасителя как-то приплел... Надсона!» Стоит отметить, что за это сочинение Шмелев получил кол, а следствием стало то, что он остался на второй год. Но это несчастье не остановило будущего писателя.
Далее были классные сочинения на поэтические темы, например, — «Утро в лесу», «Русская зима», «Осень по Пушкину», «Рыбная ловля», «Гроза в лесу» и т.д., за которые Ваня Шмелев получал пятерки с тремя плюсами. А после этого наступил третий период, уже «печатный». От «Утра в лесу» и «Осени по Пушкину» юноша перешел незаметно к «собственному». «Случилось это, - пишет Шмелев, - когда я окончил гимназию. Лето перед восьмым классом я провел на глухой речушке, на рыбной ловле. Попал на омут, у старой мельницы. Жил там глухой старик, мельница не работала. Пушкинская «Русалка» вспоминалась. Так меня восхитило запустенье, обрывы, бездонный омут «с сомом», побитые грозою, расщепленные ветлы, глухой старик-мельник!..
Как-то на ранней зорьке, ловя подлещиков, я тревожно почувствовал — что-то во мне забилось, заспешило, дышать мешало. Мелькнуло что-то неясное. И — прошло. Забыл. .. И вдруг, в самую подготовку на аттестат зрелости, среди упражнений с Гомером, Софоклом, Цезарем, Вергилием... — что-то опять явилось! Я увидел мой омут, мельницу, разрытую плотину, глинистые обрывы, рябины, осыпанные кистями ягод, деда... Помню, — я отшвырнул все книги, задохнулся... и написал — за вечер — большой рассказ. … Перечитал... — и почувствовал дрожь и радость. Заглавие? Оно явилось само, само очертилось в воздухе, зелено-красное, как рябина — там. Дрожащей рукой я вывел: «У мельницы». Это было мартовским вечером 1894 года». Рассказ «У мельницы», был опубликован в журнале «Русское обозрение» в 1895 году. Это первое произведение Шмелева и открывает сборник «Въезд в Париж».
***
В этой книге собраны рассказы Ивана Сергеевича Шмелева разных лет, но все они посвящены России и русскому народу, говорят о неповторимой душе нашей Родины, которую писатель покинул 1922 году. Анализируя его творчество, Иван Александрович Ильин отмечал всеобъемлющую любовь Шмелева к России как о великой духовной ценности, ставя его в один ряд с классиками русской литературы. «Так о России не говорил еще никто. Но живая субстанция Руси – всегда была именно такова. Ее прозревали Пушкин и Тютчев. Ее осязал в своих неосуществимых замыслах Достоевский. Ее проникновенно исповедовал Лесков. … Из нее пропел свою всенощную Рахманинов. Ее показали и оправдали наши священномученики и исповедники в неизжитую еще нами революционную эпоху. И ныне ее, как никто доселе, пропел Шмелев». Россия, какой ее видел наш русский писатель Иван Сергеевич Шмелев, открывается читателю и со страниц этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!