У книжной полки. Протоиерей Андрей Ткачев. В общении с родителями. Беседы о христианском воспитании детей

1 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Батюшка, мой сын совсем от рук от­бился. С женой разошелся, пьет...» «Батюшка, помолитесь о моём сыне. Грубый стал, дерзкий. Никого не слушает. Работу бросил...» «Ой, батюшка. Что с моей дочкой де­лается? Стыдно сказать...» По словам протоиерея Андрея Ткачева, «подобные жалобы и просьбы священ­ники выслушивают чаще, чем рядовой гражданин — прогноз погоды. Но, как говорит отец Андрей, - отмали­вать 25-летнего неправильно живущего че­ловека — это отмывать грязь, копившуюся 25 лет. Труд — менее легкий, чем «из болота тащить бегемота». Церковь не действует магически: отчи­тали — всё прошло; в храме был — и всё в порядке. Детей нужно воспитывать». Как воспитывать? Об этом и размышляет священник, беседуя с родителями о христианском воспитании детей. Эти беседы составили книгу, которая вышла в свет в издательстве «Послушник» и называется – «В общении с родителями». ***

 

1. Итак, в этой книге известного православного публициста и миссионера протоиерея Андрея Ткачева вниманию читателей предлагается 23 беседы, посвященных проблеме воспитания детей. Красной нитью этих бесед стал призыв к родителям: заниматься собой и детьми. Собой для того, чтобы показывать детям положительный пример собственной жизни. А детьми, потому что, иначе они окажутся под воздействием разрушительной идеологии и пополнят число потерянных. Чтобы этого не случилось, пастырь предлагает советы по воспитанию подрастающего поколения на основе христианских ценностей.

 

2. Неоднократно автор напоминает о том, что мы живем в эпоху, когда «на человека сваливаются, проливаются, высыпаются огромные объемы информации, которые раздавливают, топят, погребают его под собой». «Это время, - говорит отец Андрей, - справедливо называют информационным». Но, «информации много, причем во всех областях, и доступ к ней открыт», а «уровень образования неизменно падает». Почему? Ведь «казалось бы, мы должны становиться умнее, наши познания должны быть шире. Вместо этого люди пишут с такими ошиб­ками, словно никогда не ходили в школу. Сплошь и рядом люди так некрасиво говорят, так коряво излагают свои мысли, что стано­вится ясно: они не читают книг, не любят и не умеют думать. Их толком ничему не на­учили. Если они свечи, то их никто не зажег».

 

3. «В этих условиях, - как утверждает отец Андрей, - самое время отнестись к образованию, преподаванию, школьному обучению как к христианскому подвигу. Кто-то из архиереев Сербской Церкви, обладатель светлого ума и золотых уст, говорил, что все три слова — образование, просве­щение, воспитание — имеют христианский смысл и христианское происхождение. Образование — это не напичкивание знаниями головы, но просветление в че­ловеке помрачившегося образа Божия. Человека можно сравнить с потемневшей иконой, а образование — с очищением и реставрацией потемневшего лика. Слово «воспитание» происходит от слова «питать», т. е. «кормить», и, говоря о воспи­тании, нельзя умалчивать ни о Хлебе, сошед­шем с небес (Ин. 6:41, см. также Ин. 6:31-33), ни о чистом словесном молоке, необходимом для возрастания во спасение (см. 1 Петр. 2:2).

 

4. Ну а «просвещение», - отмечает автор, - рождено словом «свет», одним из главных слов Нового За­вета. Если мы не дадим себя запутать в по­нятиях, то Светом будем именовать Господа Иисуса Христа. Он Сам Себя так называл: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8:12). И апостол Иоанн так о Нём свидетельствует: В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1:4). У слова «свет» есть, конечно, и другие смыслы, от бытовых до научных. Но нужно поостеречься называть просвещением то горделивое и самодовольное поглощение знаний, которое свойственно мировоззре­нию, лишенному веры. Есть некие виды земной мудрости, ко­торыми человек может кичиться, но к кото­рым смело можно применить слово Еван­гелия: Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мер. 6:23). И прп. Иустин Попович говорил, что человек, вооруженный знаниями, но лишенный состра­дания и нежности, есть законченный демон».

 

5. Вот таким, по мнению отца Андрея, должны быть образование, просве­щение, воспитание. И об этом должны заботиться совместно и родители, и педагоги, и священники. «В борьбе, - говорит он, - за мозги и души учащихся, за невинность детских снов и светлость юных порывов всё тоже будет зависеть далеко не от одного Министерства образования. Хо­роший преподаватель (мы говорим о них: «учитель от Бога») будет зажигать учеников своим неравнодушием и глубоким знанием предмета. Хороший родитель будет заново читать вместе с ребенком учебник истории за пятый класс и физики за седьмой. Хоро­ший родитель будет стараться избежать двух крайностей, а именно: не будет спускать с чада шкуру за плохие отметки, но и не будет пускать учебу ребенка на полный самотек». А вместе они, родитель и учитель, глядишь, и священника в школу позовут. И на них, как говорит отец Андрей, вся надежда. Родитель, учитель и священник должны помочь подрастающему поколению, должны защитить неокрепшие детские умы, чтоб они не скисли и не заплесневели.

 

6. К слову сказать, размышляя о христианском воспитании, автор отмечает: «… насыщение ума христианскими знания­ми автоматически человека лучше не дела­ет. Необходимо воздействие на все стороны личности. Нужна благоразумная строгость, трудовое воспитание, закалка воли, добрые примеры и еще многое другое. Послушание родителям, уважение к старшим, благодар­ность, трудолюбие, скромность, терпение, щедрость и т. д. не являются сугубо христи­анскими добродетелями. Эти и другие до­брые качества культивировались в разных традициях. Ту сумму добродетелей, которую можно найти во «всемирной копилке нравственности», вернее, ту ее часть, ко­торая не противоречит Евангелию, нужно прививать детям до устного наставления в вере». Этот процесс отец Андрей условно называет «до­христианским воспитанием». Говорить на эту тему его вдохновляет апостол Павел, который отмечает, что не духовное прежде, а душевное, потом духовное (1 Кор. 15:46). Да и согласно богословам нашим, составлявшим катехизисы, - ««естественное» Откровение предшествует «сверхъесте­ственному»». То есть, объясняет автор, прежде чем раскрыть Святую Книгу, нужно всмотреться в окружающий мир. За фасадом его гармоничной слож­ности нужно вначале почувствовать руку Великого Художника. Тогда семя Писаний ляжет на вспаханную почву».

 

7. А еще отец Андрей напоминает, что детей надо постоянно благословлять. «Каждый из нас, - говорит он, - в семье — священник. Священник — это чело­век, который совершает таинства, но, кроме этого, учит Закону и удерживает от греха. И мать, и отец в семье — это священники. Они могут благословлять, наставлять, учить, проповедовать. В этом смысле им дано очень много для того, чтобы человек был сдержан словами родивших его». Поэтому в одной из бесед отец Андрей и обращается к родителям и говорит о том, «что слова отца и слова матери должны быть очень полно­весными. Они должны иметь тот вес, о кото­ром мы читаем в Библии, когда повествуется о том, как люди в древности благословляли или проклинали кого бы то ни было». Далее батюшка вспоминает священную историю, где говорится о ветхозаветных Патриархах. Например, о том, как Ной, который благословил Сима и Иафета, но проклял Хама. Как Иаков хитростью приобрел благословение отца Исаака, которое полагалось его старшему сыну – Исаву. Или как сам Иаков, уже будучи старым, своим благословением поставил младшего сына Иосифа выше старшего. И как отец благословлял, так и было, обратно он ничего вернуть уже не мог.

 

8. «И не думайте, - говорит отец Андрей, - что только Иаков такой был, или Исаак, или Авраам, или Моисей. Это у всех так. Вот скажешь человеку: «Да ты дурак никчемный!» Так он «дураком ник­чемным» и будет всю жизнь. И наоборот, скажешь: «Сынок, Господь да благословит тебя! Господь да вразумит тебя! Господь да сохранит тебя!» И сохранит Господь, и вра­зумит Господь, и покроет Господь. Поэтому отцы и матери не имеют пра­ва ругать своих детей нехорошими словами, не должны проклинать их, а должны благословлять их. И это благословение имеет великую силу! Дай Бог, чтобы мы это поняли, почувствовали. Дай Бог, что­бы наши дети были благословенны нами, а через нас Богом. Потому что в этом всё их счастье».

 

*** Общаясь с родителями, протоиерей Андрей Ткачев не устает повторять им: «Пока мы боремся... за независимость, за приба­вочную стоимость, за европейские ценности... мы те­ряем. Теряем детей. Уже выросло целое поколение потерянных детей, чьи родители в 90-х переквалифи­цировались из учителей в продавцов, уехали на за­работки, спились, развелись... Теперь потерянные некогда дети сами стали родителями. Второе поколение «потерянных», эти «потерянные в квадрате» сподобились жить во времена радикальных перемен. Ой, не к лучшему. Боюсь, что третье поколение будет похоже на воплощение одного из голливудских фильмов ужа­са, а четвертое просто не родится. Пора заниматься собою и детьми. Собою потому что яблоко от яблони далеко не катится. А детьми, потому что их, брошен­ных, подберут злые дяди с разрушительной идеологией и ... Давайте думать о том, как этого избежать, и мо­литься, чтобы это не случилось. Давайте молиться и думать». Этими словами отца Андрея мы и завершаем сегодняшнюю программу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы