Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Если вам когда-нибудь покажется, что в вашей жизни наступила безвыходная ситуация, нет сил, или ноша ваша неподъемна, попробуйте поехать на Бутовский полигон. Побродите среди бутовских рвов. Перекреститесь на храм. Представьте себе серый декабрьский день. Под ногами — вырытый ров, а во рву — тела расстрелянных людей. Представьте себе расстрельную команду, которой все равно, виновен человек или нет. Представьте себе снег, обагренный кровью. И пожилого человека, которого несут ко рву на носилках, чтобы расстрелять». Согласитесь, даже представить себе эту чудовищную картину страшно, но именно так 11 декабря 1937 года окончилась земная жизнь священномученика митрополита Серафима (Чичагова). Об этом удивительном человеке рассказывает книга Татьяны Владимировны Шипошиной – «Укажи мне путь...:». Она вышла в свет в издательстве Московской Патриархии и заняла свое место на нашей книжной полке.
***
Эта книга посвящается светлому образу митрополита Серафима (Чичагова), с именем которого связана целая эпоха Русской Православной Церкви. Автор книги Татьяна Владимировна Шипошина, художественно обрабатывая исторический материал, не искажая при этом фактов, рассказывает о житии и деяниях священномученика. Повествование выстроено таким образом, что в подробный рассказ о судьбе главного героя снова и снова врывается описание его последнего ареста, за которым последовала мученическая кончина за Христа. Как отмечает автор, в ее задачу не входило создание подробной автобиографии священномученика Серафима. Не входила исследовательская работа, как таковая. Просто надо было рассказать о владыке Серафиме. Об этом «огромном» человеке, одаренном многими талантами.
Какая глубина чувств заключена была в нем! Какая глубина размышлений! Какая сила воли, характера! И вот человек такой одаренности и силы, уверовав в Бога, по словам автора, - отдает все свои таланты на служение Господу и людям... «до смерти, и смерти крестной». Я выбирала, - пишет Татьяна Владимировна, - из творчества святого те отрывки, которые поражали меня. Некоторые диалоги составлены из слов владыки или из рассказов о его поступках «из первых уст», по воспоминаниям его родственников и современников. Кроме трудов священномученика Серафима, в книге использованы материалы тех, кто ранее писал о нем, в первую очередь воспоминания внучки святого — игуменьи Серафимы (Черной-Чичаговой), которая была настоятельницей московского Новодевичьего монастыря с 1994 по 1999 год.
Также настольной для автора стала книга - «Серафим значит пламенный», которую написал Владимир Алексеевич Юлин, дипломат, женатый на правнучке митрополита Серафима. Многие материалы предоставил автору Владимир Анатольевич Лёвушкин — исследователь, член Общества почитателей памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова) и игуменьи Серафимы (Черной-Чичаговой). Помощь и благословение Татьяна Владимировна получила и от настоятеля храма Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерея Кирилла Каледы, который сам является внуком святого, расстрелянного здесь, на полигоне, священномученика Владимира Амбарцумова.
Жизненный путь священномученика Серафима Чичагова был необычайным и чрезвычайно интересным. О нем в нескольких словах можно рассказать так: «Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер. Благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка. Самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей. Мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнических служения в своей долгой и праведной жизни». Так от одного служения к другому, как по ступеням, восходил священномученик Серафим к своему мученическому подвигу. И от главы к главе читатель пройдет с владыкой этот путь, сопереживая и сострадая ему.
Вот что говорится в рецензии, опубликованной на сайте Московской Патриархии*: «Трагическим прологом открывается эта книга. Ноябрь кровавого тридцать седьмого года, подмосковная станция Удельная, маленький домик, комната с множеством икон, среди которых выделяется написанный в полный рост Спаситель в белом хитоне, а в углу, на постели сидит преклонных лет грузный, седобородый человек. Левая его рука «словно бы придерживает сердце, словно бы поглаживает его – изношенное, но продолжающее стучать столько, сколько отмеряно…» Ясными, серо-голубыми глазами он спокойно наблюдает за явившимися к нему поздней ночью незваными гостями в форме сотрудников НКВД, которые шарят в бумагах, листают и швыряют на пол книги, переворачивают всю скромную утварь комнаты. Зная первородное стремление захвативших Россию большевиков вырвать из человеческого сердца всякую мысль о Боге, и зачастую – вместе с сердцем, мы, тем не менее, горестно изумляемся той беспощадной свирепости, безвинной жертвой которой стал на сей раз владыка Серафим.
Леонид Михайлович Чичагов (так звали владыку в миру) вышел из старинного дворянского рода, в котором из поколения в поколение смыслом и главной целью жизни было служение Отечеству не за страх, а за совесть. Татьяна Шипошина рассказывает нам о владыке Серафиме, как о человеке, которого Господь наделил многими талантами. С юности его тянула к себе живопись, и, судя по всему, Леонид мог бы стать незаурядным художником. Однако ему суждено было другое служение. Отблеск его художнического дарования много позднее воплотился в написанном владыкой образе Христа – том самом, с которого Спаситель кротким взором смотрел на митрополита, как бы провожая его в последнюю, смертную дорогу». В этой иконе воплотился молитвенный дух Владыки Серафима, которому сокровенная молитва давала возможность не отчаиваться при любых обстоятельствах и вселяла надежду на лучшее будущее. В 1972 году этот образ увидит внучка священномученика, Варвара, в храме Пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке. И она останется в этом храме простой служащей. А в 1994 году примет постриг с именем Серафима.
Возвращаясь к повествованию, отметим, что «на русско-турецкой войне, став невольным свидетелем бесчисленных страданий, Леонид Михайлович задумался о необходимости медицинских знаний. Кто бы тогда мог сказать, что зерно этой мысли принесет, в конце концов, замечательный плод – собственную систему лечения, обширную медицинскую практику». Более того, занятия медициной приведут его размышлениям о том, что не все болезни может излечить земной врач, к осознанию, что человеку требуется кроме телесного лечения еще и духовное исцеление. Результатом этих размышлений становится то, Чичагов оставляет свою блистательную карьеру и избирает главным делом своей жизни служение Русской Церкви. Став священнослужителем, а после смерти жены, приняв монашество с именем Серафим, он с усердием и смирением нес всякое послушание, которое выпадало на его долю.
Одним из главных дел жизни владыки Серафима стала подготовка прославления в лике святых великого подвижника Русской земли – прп. Серафима Саровского. О составленной святителем «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» и его участии в канонизации преподобного старца, также рассказывается на страницах этой книги. Рассказывает автор и об архипастырском служении священномученика на разных кафедрах. Читая книгу, мы увидим, что владыка Серафим всегда считал особо важной роль правящего архиерея, который должен нести основное бремя трудов по восстановлению как епархиальной, так и приходской жизни. Должен служить примером выполнения своих пастырских обязанностей. Самоотверженное служение и строгая требовательность в отношении к подчиненному ему духовенства не раз были причинами тяжелых испытаний. Не оставят равнодушным ни одного читателя и страницы книги, посвященные последним годам жизни и мученической кончине святого.
***
Незадолго до своего последнего ареста митрополит Серафим говорил: «Православная Церковь и духовенство переживают тяжелое время испытаний. Кто останется верен до конца Апостольской Православной Церкви - тот спасен будет. Многие, боясь репрессий, отходят от Церкви, а другие встали на сторону власти и предают Православную Церковь и духовенство. Вы из истории хорошо знаете, что и раньше было гонение на христианство, но чем оно кончилось? Торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно тоже кончится, и Православная Церковь снова будет восстановлена, и православная вера восторжествует. Сейчас много народа страдает за веру, но это - жемчуг, очищающийся в духовном горниле испытаний. И после этого будет много священномучеников, пострадавших за веру Христову, что не запомнит вся история христианства». В их рядах стоит и сам владыка Серафим Чичагов, прославленный в лике святых в 1997 году.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!