У книжной полки. Удержи язык твой от зла. О сквернословии

29 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сквернословие - один из самых труднопреодолимых грехов, и потому так часто появляется соблазн посчитать его незначительным грешком, как-то оправдать, не заметить. К сквернословию, особенно в последнее время, так привыкли, что многие его действительно не замечают и удивляются, что эти слова все еще являются нецензурными. Мало кто из матерщинников задумывается, какая беда для общества и для каждого из нас заложена в матерной брани. Мат калечит душу человека. О тех, кто выражался бранно, апостол Павел говорил: «Злоречивые Царства Божия не наследуют». И призывал христиан: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». О том, какой вред приносит сквернословие душе человека говорят священники, богословы и представители творческой интеллигенции, а их размышления на эту тему собраны на страницах книги, которая вышла в свет в издательстве Московской Патриархии. Она называется - «Удержи язык твой от зла. О сквернословии».

***

В сборнике «Удержи язык твой от зла» рассказывается об истоках сквернословия и о путях борьбы с ним. В издании представлены поучения и советы святителя Иоанна Златоуста, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архимандрита Кирилла (Павлова), протоиерея Артемия Владимирова и протоиерея Сергий Николаев, профессоров Михаила Михайловича Дунаева и Георгия Павловича Ансимова, а также писателя и ревностного защитника русского языка Василия Давидовича Ирзабекова. На страницах издания раскрывается значение слова вообще и показаны последствия, которые приносит бранная речь в жизнь человека.

Как отмечает Михаил Михайлович Дунаев в статье «Сохраняем ли великое русское слово?», когда-то мы едва ли не все наизусть знали тургеневское стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». Наверно, редко, кто задумывался, - говорит Михаил Михайлович, - над пророческим смыслом, заложенным в этих строках. Если же вникнуть - так покажутся они скорее парадоксальными, а кому-то и вовсе бессмысленными: не странно ли обращаться за поддержкой в тягостные дни к знаковой коммуникативной системе?

Однако не минутная же прихоть заставила Тургенева мысленно обратиться к родному языку в раздумьях над судьбами родины. Случайно ли то, что, обращаясь к русским литераторам, да и вообще ко всем русским людям, он страстно призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». «Останемся ли мы глухи к этим словам? – со страниц книги взывает к читателям Дунаев. - Об этом думается тревожно, стоит услышать и прочитать, как варварски корежится ныне оставленное нам достояние». Ведь «что есть язык? Только ли средство обще­ния между людьми? Нет, - говорит Михаил Михайлович. – Слово есть начальное понятие бытия — об этом мы читаем в Писании, и на каждой Пасхальной Литургии Церковь напоминает нам о том. В слове языка — всегда нужно ощу­щать и воспринимать божественный отсвет Слова, бывшего в начале всего (Ин. 1, 1). Вне слова нет бытия вообще. Все освящается и освещается словом. Это лишь глупцы, подоб­ные доктору Фаусту, считая себя умнее Бога, мнят в основе всего дело. Но дело невозмож­но без мысли, и нет мысли, не оформленной в слове. Слово — краеугольный камень всего».

Об этом же нам напоминает и протоиерей Сергий Николаев. В своей статье «Грех или грешок» он пишет: «Слово... Почти нематериальное явление. Кажется, и говорить-то не о чем. Но сло­во — то, что уподобляет человека его Создателю. Самого Спасителя мы называем Божественным Сло­вом. Творческим словом Господь создал из небытия наш прекрасный мир, «космос», как называли его греки. Это значит «красота». Но и человеческое слово обладает творческой силой и воздействует на окружаю­щую нас действительность. Слова, которые мы произносим и слышим, формируют наше сознание, нашу личность. А наши сознатель­ные действия оказывают влияние на ту сре­ду, в которой мы живем. Наше слово может содействовать Божьему замыслу о мире и о че­ловеке, а может и противоречить ему. Церковь всегда призывала своих чад быть внимательными к словам и особенно предос­терегала от греха сквернословия. Неслучайно и Апостол называет эти слова гнилыми».

О богатстве русского языка говорит Георгий Павлович Ансимов в статье «Душа человеческая — поле брани». «Его возможности, - отмечает профессор - разнообразие красок, оттенков, словесных и звуковых нюансов, представляются каждому русскому безграничными. У истоков русского языка стоит церковнославянский, питающий его как неиссякаемый источник. Любовь к своему языку предполагает владение им, умение обращаться с ним, как с другом, помощником и спасительной надеждой. Но душевная опустошенность, духовная бессмысленность существования и отсутствие человеческой воспитанности приводят и к словесной уродливости. Если человеку не хватает знаний, мысли, или есть мысль, но не хватает слов для ее выражения, от ощущения беспомощности он прибегает к словам-балластам, заполняющим пустоты интеллекта. Они не несут смысловой нагрузки, но для говорящего кажутся тем спасательным кругом, который удержит его на плаву.

По словам Георгия Павловича, в советские времена это были слова: «значит», «товарищи», «в общем», «да здравствует», «долой». Во времена сталинской диктатуры спасением было имя Сталина, которым любой заканчивал свое, может быть, самое бессмысленное или даже глупое выступление, зная, что имя Сталина в конце его болтовни неизменно вызовет аплодисменты, а, значит, успех выступления обеспечен. После смерти вождя мирового пролетариата миссию спасительного бревна несло слово «партия». Можно упомянуть еще не выветрившиеся со времен партийной власти присказки осторожности: «Есть такое мнение»; «мы посоветовались с товарищами». И в наше время слов-паразитов не меньше, и они живут на языке у каждого, кто не может похвалиться достаточным словарным запасом». Нередко мы слышим в разговоре: «короче»; «как бы»; «да?». А у тех, у кого чешется язык и хочется выругаться, рождаются производные от ругательств. Во множестве возника­ют производные от неприличных слов. Само бесстыдство не прозвучит, но что-то похожее с языка все-таки срывается».

А как говорит протоиерей Артемий Владимиров в статье «Мерзость красного словца», «падение нравов с математической неизбежностью провоцирует и влечет за собой умножение «хульных и блудных словес». Но знают ли, - спрашивает батюшка, - наши любители сальных острот, ради красного словца не брезгующие употреблять черное, что отвратительная брань с древнейших языческих времен была гнусным средством призывания «племенных божеств» - демонов, - будто бы готовых защитить своих почитателей от духов - покровителей соседнего племени? Знают ли современные жалкие потомки наших благочестивых предков, что еще во времена Российского Государя Алексия Михайловича Тишайшего осквернивший свои уста бранью подлежал немилосердной порке на городской площади при всем честном народе, а тот, кто дерзнул бы скверно выругаться вблизи храма Божия, мог и вовсе лишиться головы? Ведомо ли несчастным сквернословам, что русский православный люд всегда называл (и справедливо!) таковых «антихристами» и богохульниками, не имеющими за душой «ничего святого»?»

Наставляя прихожан в хранении уст своих, отец Кирилл (Павлов) отмечал: «Из многих нам известных добродетелей Преподобного Сергия списатель его жития говорит еще об одной, особенно привлекавшей к нему уважение слушающих. Это его кроткие, умилительные слова и речи. Так, повествуется, что Преподобный имел обычай каждую ночь дозором обходить келии братии и легким стуком в окно или дверь напоминать празднословящим, что для инока есть лучшее занятие – как проводить свободное время. И наутро осторожными намеками, прямо не обличая виновного, тихими и кроткими своими речами он вызывал у провинившихся раскаяние без всякой досады. Благодаря своему кроткому слову Преподобный вызывал из глубин людских сердец добрые чувства и располагал их к себе. Поэтому слово имеет весьма большое значение. Слово – это дар Божий, который мы имеем от Господа. И поэтому нужно весьма осторожно относиться к нему».

***

От избытка сердца говорят уста (Мф. 12, 34). Как отмечает отец Артемий Владимиров, «вот слово Живого Бога о слове Его разумных соз­даний, почтенных даром слова! Вникая в смысл евангельского из­речения, мы понимаем, что все наши слова и самые мысли нахо­дятся в зависимости от сердечных чувств, от нравственного состояния человека. Все, что сходит с языка, пронизано, наполнено, а по сути порождено духом — этой высшей силой нашего существа. Слово — вершина айсберга, дрейфующего в пучине сердца. Слово — лакмусовая бумажка, которая выдает, обнаруживает сокровенные чув­ствования души. А каковы наши мысли, такова и наша речь, такова и наша жизнь. Вспомнить об этом и предлагают авторы книги «Удержи язык твой от зла».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать