У книжной полки. Русская церковь в XX столетии. "Ценнее, чем жизнь. Новомученики", "Слепой поводырь для зрячих"

7 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Цынготные, изъеденные вшами,

Сухарь изглоданный в руке...

Встаете вы суровыми рядами

И в русских святцах, и в моей тоске.

В бараках душных, на дорогах в Коми,

На пристанях, под снегом, под дождем -

Как люди, плакали о детях вы, о доме,

И падали, как люди, под крестом.

Вас хоронили запросто, без гроба,

В дырявых рясах - так, как шли...

Вас хоронили наши страх и злоба,

Да льдистый ветер северной земли.

Без имени, без чуда, в смертной дрожи,

Оставлены в последний час...

Но ваша смерть палит как пламень Божий

И осуждает нас.

Это стихотворение духовная дочь старца Нектария, Надежда Александровна Павлович посвятила новомученикам и исповедникам Российским, память которых совершается 7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает ― то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. И хоть в этом году празднование выпадает на 10 февраля, сегодня мы предлагаем вашему вниманию две брошюры, которые рассказывают о подвиге новомучеников и исповедников Российских. Об этих изданиях – далее в нашей программе.

***

Итак, сегодня на нашей книжной полке представлены две брошюры, которые вышли в свет в издательстве Сатис в серии «Русская церковь в ХХ столетии» - «Ценнее чем жизнь. Новомученики» и «Слепой поводырь для зрячих». Как отмечают издатели, сейчас это не вполне осознается современниками, но в XX веке в России просияло в несколько раз больше святых, чем за предыдущие 900 лет существования Русской Церкви. По слову прп. Симеона Нового Богослова, не желающий с любовью через смиренномудрие достичь единения с последними из святых, никогда не соединится с прежними и предшествующими святыми. Ведь если человек не узнает и не принимает святость столь близкую к нему, как он может постичь святость далеко от него отстоящую.

По словам издателей, опыт новомучеников и исповедников гораздо ближе к нашей жизни, чем опыт древних святых. Условия жизни подвига прп. Сергия Радонежского, например, или даже более близкого к нам, батюшки Серафима Саровского настолько отличаются от нашей современной жизни, что для нас практически невозможно приобщиться к их опыту. А канонизированные в 2000 году святые жили в ту же историческую эпоху, что и мы. Среди них есть очень разные святые, в них отразилось все многообразие русского человека, и каждый из нас может найти кого-то, близкого себе. Надо сказать, что в отличие от раннехристианских времен, когда мученический подвиг был публичным, в XX век он стал безвестным. Канонизация в 2000 году стольких святых стала для многих людей открытием. То есть этот подвиг был даже более сугубым, ведь в тех исторических условиях у человека было больше поводов отступиться, все равно бы никто ничего не узнал. Однако многие исповедники вопреки всему выбрали верность Христу.

Примеры этому подвижническому следованию за Спасителем мы находим и в представленных сегодня изданиях. Так, в книге «Слепой поводырь для зрячих» собраны сведения о жизненном пути нескольких святых, которые как и многие другие православные граждане, были замучены и расстреляны богоборческой большевистской властью. Название сборника совпадает с наименованием публикации, которая рассказывает о блаженной Матроне Анемнясевской. Кроме этого, в сборник вошли рассказы о блаженной Нине Кузнецовой, о знаменитом «шуйском деле» 1922 года, использованном Лениным для начала жестоких гонений на Церковь, о преподобноисповеднике Леонтии (Стасевиче), священномученике Николае (Добронравове) и о том, как в советское время жили и умирали православные люди и русские герои. 

В брошюре – «Ценнее чем жизнь. Новомученики» также представлены жизнеописания нескольких новомучеников, среди которых святитель Никита (Прибытков), священномученик Петр (Зверев), мученица Татиана Гримблит. Также несколько трагически завершившихся судеб из многих тысяч наших соотечественников, оказавшихся ненужными новой власти. Их вина состояла лишь в том, что они верили в Бога и жили по законам любви и милосердия веры Христовой. Рассказывая об этих святых мучениках и исповедниках, издатели предлагают задуматься над такими вопросами: Как объяснить себе — как же все это могло произойти? Каким образом мир вдруг так безжалостно разделился на гонимых и гонителей, на палачей и жертв? И сегодня уже становится очевидным, что принадлежность к тем или другим определяло не столько классовое сознание, сколько нравственный выбор, предельно остро поставленный тогда перед каждым.

Через наши родовые корни мы ощущаем связь времен, свою причастность к событиям тех дней. Ведь мы все потомки тех, кто был участником и свидетелем этих страшных событий. Кто наводил оружие на своих соотечественников или в нечеловеческих условиях погибал в тюрьмах и ссылках. И еще тех, кто просто молчал, когда рядом творилось зло, надеясь, что оно его не коснется. Поставим себе вопрос, - говорят издатели, — а где бы оказались мы, по какую сторону невидимой черты? Ведь устоять в правде, не поступиться совестью, не предать товарищей, пожертвовать жизнью, отличать правду от лжи. зло от добра возможно было, только сохранив духовное зрение, которое давала и питала вера. Потрясающим для нас, людей 21 века, является то, что мученики тех лет отчетливо видели, что есть нечто гораздо более ценное, чем сама их жизнь.

Взять к примеру, житие священномученика Петра (Зверева), память которого совершается сегодня. В 22 года он выбрал монашескую и священническую стязю.  Епископом стал через 19 лет, в 1919 году, когда в России уже бесчинствовали богоборцы. Безусловно, он понимал, что его тоже ждёт подобный мученический путь. 4 апреля 1927 года архиепископ Петр был приговорен к 10 годам заключения в Соловецком лагере. Оттуда он писал своей пастве: «...сумейте полюбить Христа, сумейте Им единым дышать, жить, о Нем лишь думать, к Нему стремиться, о Нем беседовать. Его слова в Евангелии читать, заучивать и воплощать в жизни. Сумейте полюбить Христа, и всем около вас будет тепло, спокойно и не тесно...» «Всех благодарю за память и молитвы, и за поддержку. Все это ободряет и утешает в далекой разлуке. Но любовь нельзя связать, и она действует на расстоянии и молитвенно соединяет людей воедино, и перед Богом мы всегда вместе».

В январе 1929 года архиепископ Петр заболел тифом и был увезен в больницу, в бывший Голгофо-Распятский скит. В одной палате с архиепископом лежал ветеринарный врач, его духовный сын. В день смерти архиепископа Петра, 7 февраля, в четыре часа утра он услыхал шум, как бы от влетевшей стаи птиц. Он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами, из которых он узнал святых мучениц Анисию и Ирину. Великомученица Варвара подошла к постели владыки и причастила его Святых Христовых Таин.  В тот же день в семь часов вечера владыка скончался. Перед смертью он несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».

На примере жизни и подвига священномученика Петра (Зверева) мы видим, что верность Богу для новомучеников и исповедников была неиссякаемым источником мужества и силы духа. Они просто ждали встречи со Христом. Уничтоженная гонениями Церковь оставила нам в наследство этот святой источник — подвиг новомучеников, черпая из него, мы можем приобщиться к великой тайне Божией любви. Наши мученики, по словам игумена Дамаскина (Орловского), являются нашими национальными героями. Это не герои войны или труда, это герои духа, кои остаются героями при любых правительствах и режимах. Они подобны скале, вокруг которой может строиться имеющая сколько-нибудь глубокое содержание национальная жизнь. Поэтому будем исследовать жития святых, к чему призывают нас и настоящие издания.

***

Увы, - отмечают издатели, - сегодня подвиг новомучеников и исповедников Российских вспоминают мало. Мы живем после их мученической смерти так, как будто этой смерти не было. Мы смеем делать вид, что наша жизнь в советском и постсоветском обществе была достаточно честна, благородна, чтобы избавить нас от ответственности за гибель наших предшественников. Но и сегодня перед нами стоит тот же выбор — выбор между добром и злом, и уклониться от этого невозможно. И от нашей благодарной памяти, от нашей способности помнить уроки истории зависит, каким будет будущее наших детей и какой будет наша страна.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать