У книжной полки. Протоиерей Александр Шаргунов "Царь"

17 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Будущий царь-страстотерпец Николай 2 родился в 19 мая 1868 года, в день памяти святого праведного Иова Многострадального. Сам Государь видел в этом факте прообраз своей судьбы, приобщившись впоследствии к подвигу своего небесного покровителя. Он принял свой крест так же, как библейский праведник, перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в истории последних дней Императора. За многими страданиями этих дней мы видим всепобеждающий свет Христовой истины, который был явлен в мученической кончине последнего русского Царя и его Семьи. О значении этого подвига размышляет протоиерей Александр Шаргунов в книге «Царь». Она вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и находится сегодня на нашей книжной полке. ***

Протоиерей Александр Шаргунов регулярно выступает с проповедями на православном радио «Радонеж», отвечает на письма читателей на страницах журнала «Русский Дом», является составителем нескольких сборников «Чудеса царственных мучеников». В книге «Царь» представлены размышления священника о роли монархии в судьбе России, об исповедническом пути императора Николая II и членов августейшей семьи, приводятся многочисленные свидетельства о чудесах, являемых по молитвам к царственным мученикам. «Царственные страстотерпцы столь глубоко приобщились подвигу Спасителя, — пишет отец Александр, — что чудеса, явленные по их молитвам, становятся проповедью Креста Христова, потому что исходят от Креста. А что может быть нужнее и утешительнее для Церкви?!.»

В начале своего разговора с читателем автор вспоминает замечательную книгу - «Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных», где собраны свидетельства очевидцев. Свидетельство, - по словам автора, - это всегда ценно, тем более, если оно - свидетельство любящих людей, которые были верны до конца и были готовы пойти на мученичество. Как тогда, с одной стороны, были «измена, трусость и обман», а с другой, - преданность до смерти, так и теперь. Обычно о людях бывают разноречивые свидетельства. В этой книге много свидетельств, и они совпадают, что очень важно, потому как много клеветы было вылито на царя. Сам диавол-клеветник и все слуги его участвовали в этой работе. Как «раскручивали» накануне революции тогдашние СМИ тему Распутина, как старались дискредитировать царя в народе и как стараются до сегодняшнего дня!

Та книга, по словам отца Александра, - как пощечина клеветникам, которые должны замолкнуть раз и навсегда. Правда торжествует. Поразительно, как свидетельства-воспоминания согласуются со свидетельствами чудес, явленных Богом людям, которые никогда не видели и не могли видеть царя и его семью. И это, может быть, самое большое чудо, потому что события говорят сами за себя. И никакие чудеса не в состоянии лучше передать истину в сравнении с потрясающим значением фактов. В воспоминаниях, напечатанных в той книге (а в свое время это был материал для канонизации), - почти нет никаких чудес в обычном понимании слова, но в них есть нечто иное. Они сообщают нам очень важную истину о том, что внешность царя была необманчива.

Облик царя и всех царственных страстотерпцев вырисовывается в воспоминаниях верноподданных таким, каким мы его знаем по фотографиям и портретам. «Я помню, - пишет автор, -  какое впечатление произвели на меня фотографии царя, когда я впервые его увидел. Я понял, что это человек высшего порядка. В нем есть что-то такое хорошее, как бы природное, как воздух, как вода, благодатно-спокойное, именно оттого что он - царь, что он дан, что он как стихия. Он как бы независим от нас, и в то же время близкий, родной, как будто я всегда его знал. Позже я понял, что так мы воспринимаем Самого Христа и всех Его святых. Он - человек, Богом отмеченный, и в нем удивительная естественность. Таким и должен быть царь. Царь как будто приближен к Богу, он между своими подданными и Богом. У него лицо человека, который знает самое главное, и потому исполнен покоя. Такой покой в нем, что на него можно положиться, и мы пред ним как дети».

О том, чем удивителен подвиг царственных страстотерпцев, автор пишет: «Это было время, когда в высшем обществе России началось разложение, которое все более захватывало и низшие слои. А они, находясь на самом верху Российской жизни, являли образец, - именно образец противоположного - в своем личном христианском и общественном служении. Это были люди необыкновенные, еще до своего мученичества - вот что мы снова и снова должны подчеркнуть. Не так, как сегодня некоторые видят их святость только в мученичестве, говоря, что прежняя их жизнь не дает никаких оснований для прославления. Мы же  можем проследить, как постепенно вызревает подвиг страстотерпчества и мученичества. Таков духовный закон: праведность всегда вызывает вражду у тех, чьи дела злы. «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас», - говорит апостол любви Иоанн Богослов.

Причина ненависти, по мнению автора,  заключается в том, что добрый человек - обличение злому. Даже если он ни слова не говорит, его жизнь является молчаливым выявлением тьмы беззаконных. В книге Премудрости Соломона ярко выражено это отношение злых людей к доброму человеку: «Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим. Он пред нами - обличение помыслов наших. Тяжело нам смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его. Он удаляется от путей наших как от нечистот, ублажает кончину праведных и называет отцом своим Бога. Увидим, истинны ли слова его и испытаем, какой будет исход его. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его, осудим его на беззаконную смерть, ибо по словам его о нем попечение будет» (Прем. 2,12-26).

Именно эта глубина жизни и мученического подвига государя, по словам автора, - должна быть положена в основание составителями его жития: где бы ни находился христианин, даже если он не говорит ни слова, он действует как совесть общества, и по этой причине мир будет ненавидеть его. Ненависть мира к христианину - один из главных феноменов судьбы царя, и он объясняется тем, что люди от мира видят в христианине осуждения себя. Они видят в христианине то, чем они сами не являются, и чем они должны быть. И оттого что люди не хотят покаяться, не желают меняться, они стараются уничтожить человека, который напоминает им об их потерянном добре и мешает им жить спокойно и свободно.

По словам отца Александра, следует отметить еще одну существенную черту: для Николая II не было разницы между исполнением личного христианского долга и служением государя. Святой Царь Николай II, - не просто христианин - он православный царь, помазанник Божий, и власть, основанная на христианских принципах, имеющая благодатную помощь свыше, более всего ненавистна злу, потому что она постоянно ставит пределы его вольному греховному развитию. Мир не остановится ни перед чем, чтобы устранить это препятствие. Напряжение сил зла вокруг государя на­кануне революции достигало предела, ибо речь шла о судьбе Пра­вославия и России, а значит, и всего челове­чества. И потому страдания и смерть царст­венных страстотерпцев - не поражение, а победа. Ведь Крест - не конец, за ним следует Воскресение. Слава Вос­кресения изменила все. Но прежде своего кре­ста и причастия славе Христова Воскресения государь имел благодать сказать: «Передайте всем, что зло, которое в мире, будет еще сильнее, но не зло победит, а любовь».

 

*** В этой книге автор отвечает на многие вопросы о святом царе-страстотерпце, говорит о значении канонизации царственных страстотерпцев и мучеников, о чудесах, которые совершаются по молитвам к святым страстотерпцам. При этом священник отмечает, что мало только помнить и чтить подвиг Царской семьи. «Будем помнить, - говорит отец Александр, слово святого Иоанна Златоустого о том, что почитать святого значит участвовать своей жизнью в его подвиге личном каждодневном стоянии за заповедь Божию и в ясном духовном видении смысла событий, происходящих сегодня».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать