Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Я не считаю себя замечательным писателем, с большой буквы. Я просто хороший рассказчик. И выдумщик». Так сказал о себе в одном интервью известный писатель протоиерей Николай Агафонов. О том, какой отец Николай хороший рассказчик и замечательный писатель знают многие наши читатели. Его простые, как их еще называет сам автор, непридуманные рассказы и повести, взяты из нашей жизни. Герои произведений – обычные люди, такие же как мы, среди которых есть верующие, есть неверующие, есть заблудшие или обретшие веру, есть исповедники и мученики, или их гонители. А еще есть чудо – тоже самое обыкновенное, которое людям свойственно не замечать, но именно оно преображает наши души: это чудо веры, надежды, любви. О том, как эти высшие христианские добродетели обретаются и возделываются человеком, нам помогут увидеть «Три повести» отца Николая, вышедшие в свет в издательстве Сретенского монастыря.
***
В сборник под названием «Три повести» включены три произведения протоиерея Николая Агафонова, повествующие об испытаниях веры, надежды и любви православных в двадцатом веке - от революции и гражданской войны, через Соловки и ссылки, ранения на Великой Отечественной и плен в Чечне. Первая повесть посвящена нашумевшему событию зимы 1956 года, которое в народе называют «Стоянием Зои». Рассказ о том, как девушка танцевала с иконой Николая Чудотворца и была наказана за свое святотатство, отец Николай услышал еще в детские годы. В Самаре, отмечает писатель, и сейчас можно встретить немало свидетелей, которые сами видели и людское столпотворение на улице Чкалова, и милицию, охранявшую дом. Автор общался с очевидцами событий, художественно осмыслил происшедшее в тогдашнем г. Куйбышеве чудо и представил в повести свою версию случившегося.
В предисловии к этой повести отец Николай пишет: «Не чудеса склоняют реалиста к вере...» — так говорит один из литературных героев Ф.М. Достоевского. С этим утверждением можно вполне согласиться, поскольку путь к Богу определяется в первую очередь прирожденным человеку свойством тяготения к своему Создателю. Эту мысль прекрасно выразил блаженный Августин: «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, доколе не успокоится в Тебе». Но, к сожалению, приходится признать и тот факт, что не у всех одинаково «мятется сердце». Есть немало и таких людей, кто пребывает в духовной спячке. Причины тому могут быть разные: воспитание, пропаганда, леность души и тому подобное. А потому, чтобы был услышан спасительный призыв: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши», человеку необходима встряска.
Такой встряской, по словам автора, может быть, например, война, неизлечимая болезнь, любовь, сострадание к близкому человеку и, конечно же, ЧУДО. Именно чудо, как свидетельствуют многочисленные факты из жизни, бывает способно пробудить в человеке мысли о своей душе, о Боге. Чудо стояния Зои в эпоху тотального атеизма для многих людей стало временем духовного трезвения. С той поры прошло более полувека, а споры вокруг этого события не утихают и до сего дня. Пишутся книги, снимаются фильмы, ставятся спектакли. Каждый автор представляет свою версию этой необыкновенной истории. В этом смысле и эта повесть не является исключением. Она, - отмечает отец Николай, - несомненно, отражает и мой субъективный взгляд на произошедшее в 1956 году чудо.
Да и возможен ли вообще объективный взгляд на события, ставшие легендарными уже в 60-е годы двадцатого века? Для писателя куда важнее, чтобы он сам верил тому, что пишет. А я убежден, - говорит автор, - что основная канва событий в моей повести соответствует исторической действительности. Сразу оговорюсь, - пишет отец Николай, - что моя повесть не столько о самом чуде, сколько о том, что происходило вокруг этого чуда. Вообще, по моему твердому убеждению, настоящее чудо в художественном произведении невозможно изобразить. Ведь художественное произведение в большей или меньшей степени есть творческий вымысел автора. А если в чудо привнести хоть в малой степени вымысел, то оно превратится в фокус, иллюзионизм. И здесь не поможет мастерство писателя. Все попытки, например, изобразить чудо в кино проваливались, несмотря на современные спецэффекты. Чудо просто неповторимо.
Только сами люди и их отношение к этому чудесному событию могут быть предметом художественного повествования. При таком условии творческая фантазия писателя оправдана. А она в свою очередь становится реализмом в художественном произведении лишь когда питается творческой интуицией автора, основанной на жизненной правде. Герои моей повести, - говорит отец Николай, - не выдуманы, а взяты из жизни. Я их видел, я с ними общался. Да и многие из вас их видели и знают. Они жили или даже сейчас живут среди нас. Мне оставалось только взять их образы и поместить в Куйбышев 1956 года. Это в моей власти сочинителя. Не в моей власти лишь заставлять моих героев делать то, что не свойственно их натурам. Например, я не могу честного фронтовика сподвигнуть на нечестный поступок. Не могу профессора медицины, убежденного материалиста и атеиста, сделать верующим христианином только потому, что он научно не может объяснить феномен стояния Зои. Моя задача как писателя — дать полную свободу моим героям и положительным, и отрицательным. Пусть живут и действуют согласно своим духовным установкам, а что из этого получилось, судить вам, моим дорогим читателям».
Чудо «стояния Зои» очень многих людей, утративших веру, обратило к Богу. И как бы не старалась безбожная власть представить это событие как «нелепую выдумку», народная молва повсюду разносила радостную весть о том, что Бог есть, Он всегда с нами, что душа человеческая, отпавшая от Бога, тоскует без Него. Но когда она возвращается к своему Создателю, когда она находит Его, то уже не может утаить это сокровище, и идет в мир, чтоб рассказать о нем всем. Так было во времена земной жизни Христа, так было и на протяжении более двухтысячелетней истории христианства, когда призванные на проповедь подвижники несли в мир свет веры Христовой. При этом свидетельствовать о Боге, как показывает автор, может не только православный и даже не христианин.
Во второй повести, которая называется - «Свет золотой луны», о Боге свидетельствует чеченец, воюющий против федеральных войск. Он живет по законам гор, и воюет за землю, завещанную ему предками, за то, чтоб жить по вековым законам. А еще воюет потому, что после гибели жены у него не осталось интереса к этой жизни. Но когда в одном из пленников боевиков он узнает своего армейского друга, несмотря на опасность, решается помочь ему. О войне же он рассуждает так: «Порой мне кажется, что люди воюют потому, что не могут по-настоящему любить. Тот, кто любит по-настоящему, уже не может ненавидеть других людей. Ты думаешь, я пошел воевать, чтобы за жену и детей мстить? Кому мстить? Всему русскому народу мстить? Но ведь моя жена тоже русская. Значит, ей мстить, той, которую любишь больше жизни».
Именно любовь и вера, как ее источник заставляют чеченского боевика помогать бежать из плена русским. В своей вере иноверец поступает согласно евангельскому принципу «вера без дел мертва». Впрочем, для его православных спутников в повести отведено также значительное место. Солдат Сергей отказывается принять ислам и отречься от Христа ради спасения жизни, Патриев, бывший детдомовец, жертвует собой ради жизни других, а Гаврилов открывает для себя молитву*. В третьей повести, которая называется - «Да исправится молитва моя», - рассказывается о монахине, пережившей две войны, тюремное заключение, исправительный лагерь на Соловках и ссылку в Ташкент. Несмотря на все выпавшие на ее долю испытания, она выжила благодаря вере в Бога, которую обрела в детстве и пронесла через всю жизнь.
***
«Почему люди не понимают, что с Тобою, Господи, все наши скорби, рано или поздно, обращаются в радости? Надо только уметь верить, надеяться и любить. Главное — любить», — говорит молодая послушница, одна из героинь повести «Да исправится молитва моя». Так, простыми словами, идущими от сердца и понятными каждому, говорят герои рассказов протоиерея Николая Агафонова о своей вере. И верность Христу некоторые из них подтверждают не только жизнью, но и смертью. Со страниц своих книг отец Николай рассказывает нам о вере, надежде и любви и о страданиях, которые претворяются в радость любовию Божией. На войне или в мирной жизни, в семье или монастыре, — только Господь даст силы и утешит, спасет и сохранит.
* Протоиерей Николай Агафонов. Повести и рассказы. Изд. Никея, 2014
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 19 апреля 2024
Томск. Пасхальный фестиваль хоров храмов Томской епархии
Пенза. Концерт, посвященный Архангельскому Александру Андреевичу
Челябинск. Молодежь приглашают стать волонтерами на Георгиевском фестивале
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!