У книжной полки. КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА. ТОЛКОВАЯ ПСАЛТИРЬ В ТРЕХ ТОМАХ

3 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Псалтирь, как одну из наиболее богодухновенных частей Священного Писания, с древних времен изъясняли многие просвещенные мужи. Среди них Великие святители и учители Церкви - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, святители Григорий Нисский и Афанасий Великий, блаженный Феодорит и многие-многие другие. Над истолкованием этой священной книги трудились и ученые-библеисты, богословы, философы. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию трехтомное издание, которое включает в себя Книгу псалмов на церковнославянском языке, на современном русском языке, а также комментарии из книг святителя Афанасия Великого и библеиста 19 века Александра Павловича Лопухина. Этот трехтомник вышел в свет в издательстве Киево-Печерской Лавры и называется «Толковая Псалтирь».

***

Как говорится в предисловии этого издания, Псалтирь или Книга псалмов — это библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150, а по греческой и славянской Библиям — из 151 песни или псалма, излагающих благочестивые излияния восторженного сердца при разных испытаниях жизни. Наименование книги произошло от греческого названия музыкального струнного инструмента, сопровождавшего в древности, обращенные к Богу молитвенные песнопения — псалмы. Еврейское название книги «Тегилим» — буквально — «восхваления» указывает на основной, внутренний, характер  содержания  псалмов  как  хвалебных  песней Спасителю, а греческое надписание — на внешний способ исполнения их под аккомпанемент струнного инструмента. Каждая из этих песней, при многих частных особенностях в своем содержании и внешней форме изложения, имеет то общее со всеми другими, что предметом их обращения, источником и вдохновителем их авторов является Бог, Его многообразные свойства и дела, проявляемые во внешней природе и в жизни людей.

Из истории создания Псалтири известно, что вырастала она постепенно: большая часть псалмов — времен Давида, есть псалмы времени плена Вавилонского и даже позднейших времен. Известны имена следующих писателей псалмов: Моисей, Давид, Соломон, Асаф, Еман, Ефан, он же Идифум, и сыновья Кореевы. По времени и обстоятельствам происхождения, равно также по количеству написанных псалмов, последние распределяются между означенными лицами следующим образом: Моисею принадлежит один (89), написанный им при окончании сорокалетнего странствования по пустыне и в виду Обетованной земли, в которую могло войти теперь только новое поколение людей, родившихся в пустыне, а из вышедших из Египта только те, которые при выходе не имели 20 лет. Гибель всех остальных объяснялась неверностью и оскорблением ими Иеговы во время этого странствования.

Содержание псалма проникнуто чувством благодарности Богу за дарование евреям благословенной и плодородной земли, скорбью за человека, своим поведением вызывающего гнев Божий, и молитвой к Нему о снисхождении и заступничестве за человека. Эти три мотива — благодарственный, скорбный и молитвенный — преобладают во всем последующем содержании Псалтири, являясь то в своем чистом виде, то в сочетании с другими... Наибольшее количество псалмов принадлежит пророку Давиду, отозвавшемуся, благодаря сильному поэтическому таланту, на все выдающиеся события личной и общественной жизни своими покаянными, похвальными, мессианско-пророческими песнями. Возвышенность понятий Давида о Боге и строгое отношение к себе, умение видеть гармонию, разумность и красоту мира, особенно — в отношении Бога к человеку и человека к Богу — все это выражено в искренних песнях Давида, направляющих дух человека к высшему миру.

Соломону принадлежат три псалма: 71,126 и 131, написанные при восшествии им на престол, по окончании строения храма и по случаю перенесения Кивота Завета из скинии в храм. Талантливые песни псалмопевца Асафа, изображающего Бога как Судию и побуждающего людей к исправлению, ценились так же, как и песни Давида. 87 псалом принаделжит Еману из племени Каафы, а 88 — Ефану из племени Мерари — современникам Давида. Одаренным сыновьям Кореевым, преданным Давиду, принадлежат псалмы 41—48, 83, 84 и 86. Около восьми столетий — от Моисея до времени Ездры и Неемии — создавались песни, которые сначала собирались в отдельные сборники, а при Ездре, когда был заключен канон священных ветхозаветных книг, были соединены в настоящий состав. Все псалмы обозначены цифрами и подписаниями: о характере содержания песни; о способе исполнения; о создателе или исполнителе; о поводе написания псалма; о богослужебном назначении песни.

Как уже отмечалось вначале программы, в это издание вошли комментарии на книгу Псалмов из творений святителя Афанасия Великого и трудов библеиста 19 века Александра Павловича Лопухина. Скажем и о них несколько слов. Святитель Афанасий Великий – один из святых Отцов Церкви, выдающийся богослов, всей своей подвижнической жизнью засвидетельствовал высокое значение своих сочинений. Они, по свидетельству святого Кирилла Александрийского, для современников были «как целительный бальзам, оживлявший вселенную», страдавшую многими недугами лжеучений. Как богомудрый муж, св. Афанасий часто и подолгу углублялся в тайны Божественного учения. И по мере требования обстоятельств он выражал свои чувствования и мысли в своих бессмертных творениях, на которых воспитались и все последующие вселенские великие учители. И сегодня, как и прежде, благочестивые читатели смогут найти в творениях святителя Афанасия Великого образцы глубокомысленного толкования Священного Писания, и в частности Псалтири.

К слову сказать, псалмы составляли любимое чтение святителя Афанасия. «По моему мнению, – говорит он, – в книге псалмов измерены и описаны словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения и движения помыслов, – и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние или исповедание, постигли ли кого скорбь или искушение, гоним ли кто, или избавился от злоумышлений, стал ли кто опечален или смущен, и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспеваюшим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа, — для всего этого имеет наставление в божественных псалмах». Каждый псалом, по слову святителя, помогает христианину. 

«Если гоним ты своими и много возстающих на тебя, - учит он, - то говори третий псалом. Если же в такой скорби призвал ты Господа и, быв услышан Им, желаешь возблагодарить; то пой псалмы четвертый, семьдесят четвертый и сто четырнадцатый. Когда же видишь гордыню и умножающуюся злобу многих, видишь, что нет уже у людей ничего святаго; тогда прибегни ко Господу и читай псалом одиннадцатый. И если злоумышление врагов продолжается, — не упадай духом, как будто забыт ты Господом, но призови Господа, воспевая псалом двенадцатый. Когда же услышишь, что хулят иные Промысл; тогда не приобщайся к их нечестию, но, обратясь к Богу, произнеси псалмы тринадцатый и пятьдесят второй. И наконец, если желаешь узнать, каков должен быть гражданин Небеснаго Царствия; то пой псалом четырнадцатый». Этот список можно продолжать и дальше, однако мы предоставим нашим читателям самим познакомиться с комментариями святителя Афанасия на Псалмы святого пророка и царя Давида.

Второй (если можно так сказать) соавтор этой книги, Александр Павлович Лопухин - выдающийся русский ученый-библеист, богослов и писатель. Его имя занимает одно из первых мест в ряду имен выдающихся российских исследователей Библейских текстов. Лопухин собрал и проанализировал огромный хронологический, археологический, исторический и этнографический материал, что позволило ученому составить монументальный труд по Библейской истории Ветхого и Нового Завета. Комментарии Лопухина к книгам Священной Писания выдержали до 1917 года около 20 изданий, и не теряют своей актуальности сегодня благодаря необыкновенно глубокому осмыслению Библейской истории. По мнению Лопухина, «многопредметность содержания Псалтыри и умиряющее и возвышающее действие ее на душу человека – есть главная причина распространенности употребления Псалтири.

Кроме указанных черт, широкому употреблению Псалтири содействуют еще следующие ее особенности: искренность и простота изложения, художественность формы выражения мыслей, общность ее содержания и возвышенность предметов последнего. Писатели псалмов излагали только то, что сами чувствовали и переживали, излагали это в удобопонятной форме, а потому читатель не мог не понять содержания песне. Искренность в изложении чувств заставляет читателя сочувствовать писателю и переживать прочитанное, художественность же формы изложения, когда мысли и чувства человека облекаются в яркие и сильные образы, поддерживает внимание к книге. Кроме того, В Псалтири нет временной зависимости, т. е. ее содержание в громадном большинстве псалмов отличается общечеловеческим характером и, следовательно, общедоступностью.

***

Св. Амвросий Медиоланский в толковании на первый псалом говорит: «Во всем писании дышит благодать Божия, но в сладкой песни псалмов дышит эона преимущественно. История наставляет, закон учит, пророчествует, предвозвещает, нравоучение убеждает, а Книга псалмов убеждает во всем этом и есть самая полная врачебница спасения человеческого». Содержание псалмов отличается таким разнообразием мыслей и чувств, общечеловеческим характером и общедоступностью, отсутствием случайных черт и временной зависимости, что уже два тысячелетия, кроме широкого употребления в богослужении, Псалтирь является настольной книгой человека. То же обстоятельство, что главным предметом содержания Псалтири служит обращение к Богу, отрывает читателя от интересов будничной, земной жизни и возвышает его дух, удовлетворяя высшим его запросам, В этом объяснение, почему благочестивые люди и все несчастные и обездоленные – находят в Псалтири успокоение и отраду. 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать