У книжной полки. Святые - жатва Духа Божия

3 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
«Святые – это жатва Духа Божья, это – дивные плоды Божественной благодати. Благодать Святого Духа, снизойдя в сердце человека, мощно влечет его ко спасению: внушает ему покаяние, помогает вести борьбу со страстьми́ и похотьми́ и, наконец, делая его победителем греха, венчает его нетленным венцом святости», – пишет архиепископ Аверкий (Таушев) в одной из своих статей, вошедших в сборник, с которым мы хотим познакомить наших телезрителей. Новая книга, выпуск которой приурочен к 100-летию убиения Царской Семьи называется «Святые – жатва духа Божия». Эта книга завершает серию, посвященную наследию архиепископа Аверкия (Таушева). ***

Итак, сегодня на нашей книжной полке сборник статей архиепископа Аверкия (Таушева) - «Святые – жатва духа Божия». В предыдущих выпусках нашей передачи мы рассказывали про другие душеполезные сборники Владыки – «Дороже всего – святое Православие», «Покаяния двери отверзи мне двери, Жизнодавче», «В Преддверии антихриста». «Творения архиепископа Аверкия с течением всеускоряющего времени не ветшают, не стареют, не уходят в прошлое, а становятся все более нужными для тех, кто ищет истину», – пишет о них архимандрит Рафаил (Карелин). Высоко оценивая значение его трудов для современного читателя отец Рафаил отмечает, что «богословское наследие архиепископа Аверкия (Таушева) представляет собой выдающийся вклад в православную патристику и отрадное явление в наше сложное и нелегкое время, когда теряются нравственные ориентиры и разрушаются духовные устои…»

В статьях владыки Аверкия видна горячая любовь к Православной вере, к Церкви, к ее святым, и особенно к русским святым… Никакой другой народ не имеет такого сонма святых, как русский… и нам очень важно знать о них и об их подвиге… Их жизнь является для нас примером. И это очень важно в то время, когда такой пример мы не можем видеть перед собой. Их подвиг, их слáва принадлежит не только им, но и всему нашему народу, наши святые – это наша гордость, если можно так выразиться, это наша слава, слава нашего народа. И в своих словах владыка Аверкий очень хорошо смог это подчеркнуть и донести до своего читателя. И тем значима эта книга, что она показывает, что святость – это наше предназначение, к ней мы должны стремиться.

«Святость это ведь и есть наше жизненное назначение, цель наших устремлений – высший христианский идеал, к достижению которого должны мы стремиться», – пишет владыка Аверкий. Святыми не рождаются, святыми становятся. Будьте святы, как и отец ваш свят… «Сия бо есть воля Божия – святость ваша» (1 Фес. 4, 3), – говорит апостол Павел в послании к Солунянам. «Все святые, память которых мы празднуем, – пишет владыка Аверкий, – не были какими-то особенными, необыкновенными людьми, а, по большей части, это были такие же грешные, слабые, немощные люди, как и все мы, но они восхотели стать святыми, возжадали святости, и предавши всецело самих себя Богу и руководству Божественной благодати, стяжали неувядаемый венец святости». Т.е. для осуществления своего назначения нужно, прежде всего, наши желание и старание.

Особым вниманием и любовью у владыки Аверкия пользовался святой равноапостольный князь Владимир. В его честь владыка даже назвал молодежное движение, организованное им для объединения православной молодежи за рубежом. Разительная перемена, происшедшая в князе Владимире после крещения показывает могущественную перерождающую силу Божией благодати, способную так подействовать на сердце человека, что совершенно изменить его. Читая слова владыки Аверкия в адрес святых, наполненные искренней верой и любовью, невольно проникаешься сочувствием и желанием хотя бы отчасти подражать им. И приобщаясь той духовной красоте, которую воплотили в своей жизни святые угодники Божии, начинаешь понимать и свое истинное предназначение. «…Прославляя память Всех святых, воспевая гимны святости, Церковь …напоминает нам, что мы созданы Богом для чистой, святой, богоугодной жизни, − пишет архиепископ Аверкий, и предлагает нам брать пример с тех людей, которые, с помощью благодати Божией, побороли в себе грех и стали святыми».

Своей жизнью святые исполнили данное от Бога предназначение и благодать Божия, действующая в них преобразила их души настолько, что и их тела стали источниками живой благодатной силы, исцеляющей больных и недужных. А их молитвы к Богу так действенны, что по молитве к ним совершаются многие и многие чудеса не только исцеления телесного, но и душевного. И вчерашний нераскаянный грешник, приходит к осознанию своих грехов, к покаянию и к перемене жизни по Евангельским заповедям, становясь решительно на путь исправления и перемен. И сколько таких примеров благодатной помощи святых известны в нашей истории и по ныне… Но для того, чтобы оставить грех и жить богоугодно и свято, недостаточно одного произволения человека. Здесь непременно нужно содействие Божие, помощь Божия. «Никто из смертных, склонных ко греху людей, не может достичь святости одними собственными своими силами, − пишет владыка Аверкий. − Делает это благодать Святаго Духа, … которая перерождает греховную природу человека, становящегося под ее воздействием «новой тварью», способной к святой, богоугодной жизни, путем преодоления гнездящегося в душе греховного начала».

Да, перерождение души человека может произойти только с Божией помощью, но нужны и усилия самого человека. «Это происходит, не без участия самого человека, не помимо его собственной воли, трудов и усилий, − пишет владыка Аверкий. − Получает эту возрождающую благодать только тот, кто сам искренно к этому стремится, доказывая искренность своего стремления молитвою к Богу о ее даровании и собственными трудами и усилиями, направленными к ее получению». Т.е. очищение души происходит благодаря соработничеству Бога и человека и от последнего требуется труд или подвиг, а Бог видя старание человека идёт ему на встречу и невидимо содействуем ему своею благодатью. Что особенно примечательно и для всех нас утешительно: многие святые достигли нетленного венца святости и стали великими праведниками после того, как вели первоначально жизнь великих грешников. Такова необыкновенная возрождающая сила святейшей благодати Божией! Но только в том случае, когда и сам человек проявит необходимую силу воли для коренной перемены своей жизни и получения этой всесильной Божественной благодати, «всегда немощная врачующей и оскудевающая восполняющей».

Подвиги и жизнь святых угодников Божиих были различны, но всех их объединяет крепкая вера и твердость в несении своего подвига, простирающаяся до полного забвения своего «я». Такое самоотвержение может быть только плодом искренней веры. Таким плодом и была их искренняя любовь к ближним, которую даровал им Господь за искреннюю веру, с которой совершали они свой жизненный путь. Очень важно, что отмечает в своих рассуждениях владыка Аверкий, это верность евангельским и отеческим заветам, которую свято сохраняли и чтили святые Божии люди. Истина и Правда Божия была для них дороже всякой правды человеческой, какой бы благовидный образ она не принимала… она была им дороже даже самой жизни, потому что они понимали, что истинная жизнь возможна только в Боге. Как говорил ап. Павел: Жизнь для меня Христос, а смерть приобретение (Сол. 1, 21). Поэтому они более дорожили истиной, чем собственной жизнью. И таких примеров множество и среди святых русской церкви.

«Изобиловала когда-то Русская земля святыми угодниками Божиими – «именитыми и безименными», «явленными и неявленными», знаемыми и незнаемыми, прославленными и еще только ждущими своего официального прославления на земле, хотя и несомненно прославленными у Бога на небесах…» И почти нет дня в году, когда бы не славилась память того или другого из этого славного сонма духовных питомцев Святой Руси. Но особенно богат этими празднованиями месяц июль (по старому стилю), когда прославляются памяти наиболее славных, чтимых и любимых угодников Божиих, вышедших из среды нашего православного русского народа: Филиппа, митрополита Московского и всея России, не убоявшегося всенародно в Успенском соборе обличить самого Грозного царя за пролитие невинной крови; блаженного Иоанна, юродивого Московского, который ходил полунагой, носил на себе тяжелые железные вериги и на голове большой железный колпак; преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена, Радонежского чудотворца (1422 г.) – «игумена Земли Русской», одного из главных основоположников Святой Руси, «печальника и стоятеля за Землю Русскую»; св. девицы Иулиании, княжны Ольшанской, которая преставилась 16-ти лет от роду.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать