Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Астрология, хиромантия, магия и прочие оккультные знания занимают умы очень многих современных людей. Впрочем, началось это не сегодня, но и в древние времена человек хотел узнать о себе то, что сокрыто от него завесой будущего: сколько лет проживет, будет ли богат, найдет ли достойную супругу, когда и от чего умрет. Слова «хочу всё знать», можно услышать не только от ребенка, который с юных лет стремится к получению естественных знаний, но и от человека, который хочет знать свое будущее. И хочет не только узнать, но и получить богатство, здоровье, долгую жизнь с помощью магических приемов. И тогда обращается он к различным магам, гадателям, целителям, не понимая того, кто стоит за спинами всех этих чародеев и кому он хочет отдать власть над своей душой. А вот святой Киприан не понаслышке знал, с кем имеет дело. Но он осознал глубину своего заблуждения и обратился к Богу. О нем, а также о святой мученице Иустине рассказывает книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию.
***
Эта книга вышла в свет в издательстве Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется - «Святые священномученик Киприан и мученица Иустина». Она содержит в себе житие, службу и акафист Святой двоице, которая засвидетельствовала свою веру в 304 году, во время последнего гонения на христиан. Вот что вкратце рассказывает о них составитель книги архимандрит Макарий (Веретенников). «Одним из особо почитаемых в наше время святых является священномученик Киприан. Он жил в Антиохии, о которой архиепископ Сергий (Спасский) предполагает, что это была Антиохия Финикийская, «что между Келесириею и Аравиею». С раннего детства Киприан был посвящен Аполлону, с семи лет он занимался изучением культа Митры и Деметры, обучался в разных языческих центрах: в Спарте, во Фригии, в египетском Мемфисе и т. д. Будучи посвящен в жрецы, он имел на пальце демонскую печать, общался с нечистыми духами, имея в услужении бесов. Он удивлял всех способностью управлять стихиями, насыланием мора и язвы, вызыванием мертвецов.
В том же городе жила юная христианка — девица Иустина, посвятившая себя Небесному Жениху и проводившая время в посте и молитве, сохраняя девство. На нее обратил внимание некий юноша Аглаид, «добр родом и богат зело». Когда он предложил святой деве стать его супругой, то она ответила ему отказом. Тогда Аглаид обратился к Киприану, чтобы с помощью чародейства добиться своей цели. Однако, невзирая на все свои усилия, жрец ничего не смог сделать, потому что святая мученица силой молитвы и постом сокрушала все насылаемые на нее диавольские козни. Язычник-волхв, развращенный властвованием над людьми и стихиями, познал всю глубину своего падения и ничтожества пред девой-христианкой. Поэтому он отвергся всех злых дел, но диавол сразу же начал мстить своему неверному слуге, и святой Киприан впервые сам испытал силу крестного знамения, прибегнув к его заступлению.
С глубоким покаянием он обратился к епископу Анфиму, отдав на сожжение все свои книги. Именно так поступили некогда ефесяне в ответ на проповедь апостола Павла: от сотворших чародеяния, собравше книги своя, сожигаху пред всеми: и сложиша цены их и обретоша сребра пять тем (Деян. 19, 19). Святой пришел в храм «в день субботний Великыя Пасхы», то есть, очевидно, в Великую Субботу, и на богослужении его сердца коснулись назидательные слова из Священного Писания. Он принял Святое Крещение, и подвигом своей последующей праведной жизни святой Киприан утверждал великую силу веры во Христа, ревностно искупая свое прежнее служение лукавому: «благодать же дана ему бысть на бесы и всяк недуг исцеляше».
Принял Святое Крещение, обратившись ко Христу, и юноша Аглаид. «Никого так не радовало обращение ко Христу Киприана и Аглаида, как святую Иустину. В их обращении она увидела чудные действия Божественного Промысла, ведущие грешника ко спасению». В скором времени бывший жрец был рукоположен в сан диакона, а затем и в сан пресвитера. Через 16 лет блаженный святитель Анфим возвел его во епископа. В прошлом волхв и жрец, а теперь ревностный архипастырь Церкви Христовой, он с успехом приводил язычников к вере в Единого Бога. Святитель имел также духовное попечение и о деве, через которую он обратился к Богу: «...святую же деву диаконису сотвори и нарече имя ей Иустина, и сотвори ю матерь монастырем», - говорится в житии. Твердость и несокрушимость веры во Христа помогли Иустине препобедить диавольские козни, а благодать Божия затем духовно объединила ее и Киприана, первоначально противодействовавших друг другу. А их духовное единение Божественным Промыслом было запечатлено мученичеством.
Жития святых Киприана и Иустины, опубликованные на страницах этого издания, известны с древних времен. По словам составителя, в XVI веке Русскую Церковь возглавлял святитель Макарий, Митрополит Московский. Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников, иконописец, государственный деятель. Как глава Церкви он созвал знаменитые Соборы для канонизации святых, Стоглавый Собор для осуждения ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Как просветитель земли Русской он благословил книгопечатание на Руси, собрал Четьи Минеи, которые вошли в историю как «великие» за свой объем и «Макарьевские» по имени своего собирателя. Они максимально вобрали в себя духовную письменность того времени. Составляя Великие Четьи Минеи, Первосвятитель собрал в них памятники духовной письменности о священномученике Киприане: проложные жития, житие «святыа Устины девица», «мучение святаго Киприана, Иустины девы» и «покаяние Киприаново».
Как отмечает автор-составитель, в Православии существуют разные формы почитания святых: тезоименитое; почитание святых, имеющих особую благодать в определенных обстоятельствах; и прочие. Кроме того, если в день памяти святого свершилось какое-то важное событие, то данный святой чтится в связи с конкретным событием. Именно это в середине XVI века произошло с памятью священномученика Киприана. В 1552 году во время третьего, победоносного похода Ивана Грозного была покорена Казань, как отмечает летопись, «на память святых великомученик Киприяна и Устиньи, в день неделныи». В покоренном граде затем воздвигли православные храмы и среди них — «третью церковь святых великомученик Киприяна и Устиньи». Позднее на Красной площади в Москве в память казанской победы был построен храм-памятник Покрова на рву, ныне известный как собор Василия Блаженного. Среди девяти приделов, устроенных в нем, северный был посвящен святым Киприану и Иустине. В 1586 году в Москву прибыл Антиохийский Патриарх Иоаким, который во время приема у царя Феодора Иоанновича вручил ему различные святыни и среди них была частица мощей священномученика Киприана и мученицы Иустины.
Служба святым Киприану и Иустине, которую вы найдете в этой книге, также была известна издревле на Руси и сохранилась до наших дней в новгородской Минее XI века. В ней священномученик Киприан прославляется как святой, отринувший служение бесам и стяжавший благодать, претерпевший мученическую кончину. При этом он уподобляется апостолу Павлу: «Павлов собеседник», «Яко Павел, ко Христу душевную любовь преложив...», «Наказан в прелести прилежно, яко Павел, зван бысть с Небесе». Святитель Григорий Богослов говорит: «Весьма неблагородно и низко думать, что оскорбительно будет для подвижника напоминать о непохвальных делах его». Далее отец Церкви пишет, что апостол Павел до своего обращения ко Христу был гонителем Его последователей но, мы знаем, «как изменился предмет его ревности», а сравнивая того и другого святого мы прославляем «больше Благодетеля». Таким образом, из Слова отца Церкви становится понятным уподобление в службе священномученика первоверховному апостолу.
В акафисте, который был написан уже в позднее время, священномученик Киприан прославляется как святой, имеющий благодать избавлять от чаровных напастей: «Радуйся, яко тобою беси отгоняются», «Радуйся, волшебных козней разрушителю». Таким образом, Святитель, по слову апостола, сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр. 2, 18). Святым Киприану и Иустине молятся «о сохранении от злого очарования, об избавлении от чародеяний и вреда со стороны волшебников». В глубине веков теряются данные о жизненном пути священномученика Киприана, но благодать Божия преизобильно действует, помогая всем обращающимся к нему, отгоняя чародейные воздействия.
***
По словам архимандрита Макария, в наше время возрождаются древние благочестивые традиции: вновь для поклонения в Москву стали приноситься различные святыни, но теперь нередко их доставляют из других Православных Церквей. Важным событием в жизни православных москвичей летом 2005 года явилась возможность поклониться мощам святых Киприана и Иустинии. С 17 по 27 августа в Москве находились частицы их святых мощей, привезенные с Кипра для поклонения. К святым мощам могли приложиться верующие люди, приходившие в Зачатьевский монастырь. После отбытия святыни в монастыре осталась икона с частицей мощей в память о благодатном событии. Обо всем этом рассказывается на страницах этой книги.
В службе им мы обращаемся к святой двоице с молитвой: «...исцеления даруя чествующим тя, Киприане со Иустиною: с неюже молися Человеколюбцу Владыце спасти души наша».
«Не ворожите, не гадайте, не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш, и если какая душа обратиться к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Левит. 19. 31, 20. 6).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!