У книжной полки. Благовест. Святые апостолы Петр и Павел

12 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

12 июля Святая Православная Церковь чтит память святых апостолов Петра и Павла, которые более других апостолов потрудились для просвещения народов светом Христовой веры. Согласно церковному преданию, они приняли святое мученичество в один день, а почитание святых началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. О величии этих служителей Божиих говорит хотя бы то обстоятельство, что к празднованию их памяти мы подходим через многодневный пост, названный Петровским, или апостольским. Разные по социальному статусу и по призванию к служению, святые апостолы стали равны друг другу в своем соработничестве Богу. И сегодня, в день памяти святых, мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая вышла в свет в Издательстве Благовест. Она так и называется – «Святые апостолы Петр и Павел». ***

В этой книге, посвященной святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, представлены их жизнеописания и труды в деле созидания Церкви Христовой. Сборник также содержит ряд приложений, где можно найти, во-первых, наставления святых апостолов, избранные из их посланий. Во-вторых, отрывки из беседы святителя Иоанна Златоуста на книгу «Деяния Апостольские», где содержатся сведения об апостоле Петре и беседы, посвященной апостолу Павлу. Далее следуют фрагменты проповедей и высказывания церковных деятелей разных эпох об апостолах, а затем - рассказывается о посмертном почитании первоверховных апостолов за все двадцать веков христианства, о святых местах, о некоторых храмах и монастырях, названных в честь свв. Петра и Павла, и об их гробницах. Завершает настоящий сборник молитвенный раздел, который включает в себя акафист, тропарь и кондак святым апостолам.

Как говорится на интернет-сайте Благовеста, «сравнение земного жития святых первоверховных апостолов Петра и Павла дают христианину богатую пищу для размышлений. Два человека, два ученика Господа нашего Иисуса Христа, в народном сознании — два несущих столпа христианской веры, при земной жизни были удивительно разными людьми, с разными характерами и привычками, разного происхождения и жизненного опыта, зачастую спорившие друг с другом, но вместе и неразрывно являющие суть Богодухновенного апостольского учения. Их союз стал символом единства Церкви, единства Духа». Aпостол Петр один из ближайших учеников Спасителя. В списке апостолов его имя всегда стоит первым, и Церковь почитает его как первоверховного апостола.

Простой рыбак-галилеянин сразу же откликнулся на призыв Господа Иисуса Христа и, оставив все, последовал за Ним. Отличаясь пылкостью и непосредственностью, апостол Петр, быстрый в слове и деле, обычно высказывал мнение всех двенадцати, за что в отеческой литературе и получил прозвание «уста апостолов». Он первым из апостолов исповедал Господа Иисуса Христом Спасителем. И он же в ночь ареста Господа Иисуса пережил тяжелейшее испытание и падение, отрекшись от своего Спасителя. Это падение он впоследствии оплакивал до конца дней своих. Об этом митрополит Николай (Ярушевич) писал следующее: «Вспомните апостола Петра до той минуты, когда его еще не посетила благодать Божия в день Сошествия Святого Духа. Он был нетверд в своей вере, неустойчив в своих чувствах; по немощи своего духа он отрекся от Господа. Когда же он воспринял благодать Божию, каким стал крепким, непоколебимым в своей преданности Господу даже до своей мученической смерти!»

По Воскресении Спасителя апостол Петр был восстановлен в апостольском достоинстве. А по Вознесении Господа он стал первым предстоятелем Иерусалимской общины. Его трудами совершались первые массовые обращения. И ему же дал Бог совершить первое обращение и крещение христиан из язычников. В своих Посланиях апостол Петр, по словам священника Сергия Мансурова, говорит «преимущественно о том, как вовне должен проявляться «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа», проявляться в жизни семейной, церковной, общественной. Но и он ясно намечает, как каждый христианин призван устроять из себя «дом духовный», в котором обитает Бог, как, «удалившись от господствующего в мире растления похоти», должны мы соделаться «причастниками Божественного естества».

За свою деятельность апостол Петр неоднократно подвергался гонениям от первосвященников, Ирода Агриппы и, наконец, при императоре Нероне, около 68 года, он с другими христианами был арестован и приговорен к смерти. Как странник и чужеземец, апостол был осужден на распятие. Но, не считая себя достойным умереть так, как умер его Господь и Учитель, апостол Петр просил распять его вниз головой. Его просьба была уважена. Так получило исполнение слово Христово, сохраненное в конце Евангелия от Иоанна. По Преданию, тело апостола Петра взял его ученик Климент Римский и похоронил на одном из кладбищ Рима. Впоследствии на этом месте был построен Собор святого Петра.

Апостола Павла называют тринадцатым апостолом и апостолом язычников - его жизнь необычайна и поучительна. О себе он говорил: «Я наименьший из апостолов и недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:9-10). Апостол Павел принадлежал к семье строгих фарисеев и, одновременно, потомственных римских граждан. Став ревнителем закона, он был одним из самых рьяных гонителей христиан. Но после явления Христа, случившегося на дамасской дороге, Павел стал не просто ревностным христианином - он стал апостолом, потрудившимся больше всех других в деле христианской проповеди. Более того, став апостолом Христовым, Павел полностью отверг власть закона, по его собственным словам, всё вменив в сор. На это не решались тогда и высшие апостолы - одиннадцать ближайших учеников Христовых.

Как отмечает архиепископ Аверкий (Таушев), «изучая жизнь и труды святого апостола Павла по Книге Деяний святых Апостолов, поистине нельзя не прийти в изумление от необычайной, несокрушимой энергии этого великого «апостола языков». Трудно представить себе, как это человек, не обладавший мощным организмом и крепкими физическими силами (см. Гал. 4, 13-14), мог перенести столько невероятных трудностей и опасностей, сколько пришлось перенести их святому апостолу Павлу ради славы имени Христова. И что особенно замечательно: по мере умножения этих трудностей и опасностей пламенная ревность его и энергия не только не умалялась, а еще больше возгоралась и закалялась, как сталь».

Апостол Павел обошел всю Римскую империю и стал «всем для всех, дабы обратить ко Христу хотя бы некоторых» (1 Кор. 9:22). Его послания - это и образец пастырского душепопечения, и богословские трактаты, и живая проповедь о Христе. По словам епископа Кассиана (Безобразова), «построенная апостолом Павлом система была первая система христианского богословия. В основании системы лежит духовный опыт апостола. Но построение системы требовало и напряжения мысли исключительной творческой силы. Павел был не только мистик: он был великий богословский ум. При этом замечательно, что для самого Павла изложение догматических мыслей никогда не было самоцелью... Наконец, апостол Павел был великий организатор церковной жизни. В этом сказалась несокрушимая сила его воли». Находясь во узах второй раз, апостол Павел после суда над ним, как римский гражданин, был приговорен к казни через отсечение головы. Орудием казни Павла послужил меч. Христиане погребли апостола недалеко от Рима. Впоследствии над его гробницей был устроен храм.

«Мне представляется, - отмечает митрополит Минский и Слуцкий Филарет, - что личность святого апостола Павла, его благовестие, образ его служения церквам с заботой и о хлебе насущном, и о том, чтобы в них все было благообразно и по чину (1 Кор. 14, 40), является для нас живым примером беззаветного служения Святой Церкви. Этот пример и должен вдохновлять всех нас на дело стояния в вере и благочестии, на дело свидетельства о подвигах наших святых предков, вдохновить на борьбу за чистоту жизни в Церкви и обществе и на очень многие добрые дела, полезные для Отечества нашего сегодня». Апостол Павел, сказавший: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16), и сегодня остается образцом пастыря и миссионера.

 

*** Эта книга, как говорится на интернет-сайте Благовеста, «не академическое богословское исследование, а увлекательное повествование обо всём, что нам известно о земной жизни первоверховных апостолов — из Священного Писания, из дошедших до нас трудов Апостолов и их современников, из исследований историков, археологов, библеистов… Шаг за шагом читатель, вслед за авторами, пройдёт тернистый путь апостолов, побывает там, где они вели свою великую проповедь, и там, где нашли они свою мученическую кончину. Эта книга рекомендуется для всех православных христиан, интересующихся подробностями истории первого века христианства и апостольской проповедью».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать